"Размышляйка - 1", "Размышляйка - 2"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
«Размышляйка-1» /Альбом упражнений по развитию словесно-логического мышления дошкольников/.
При составлении альбома были поставлены следующие задачи:
- представить упражнения на развитие всех операций мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения);
- из заданий, предназначенных для развития мышления, выбрать те, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребёнка;
- расположить задания в составе упражнений в порядке нарастания сложности.
Данный альбом содержит цветной картинный материал с заданиями по всем лексическим темам, который можно использовать:
- на фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях;
- на занятиях с воспитателями в вечернее время;
- в домашних условиях.
"Размышляйка - 2" /Тематическая тетрадь по разгадыванию кроссвордов./ Данное пособие используется на занятиях по обучению элементам грамоты. Способствует развитию словесно - логического мышления, звукового анализа и синтеза. Тематическая терадь включает в себя: фонетические упражнения, загадки, кроссворд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razmyshlyayka_2_tematicheskaya_tetrad_krossvordyt.doc | 1.22 МБ |
igry_dlya_razvitiya_rechi.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Игры для развития речи и мышления дошкольников»
( Рекомендации родителям)
Консультацию подготовила
учитель – логопед:
Светлакова И.А.
Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям.
Довольно часто мамы отдают своего ребёнка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, и для мамы так важно играть вместе! Для малыша игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир. Сегодня 3- 4 -летний «знаток» без труда управляется с телевизором и микроволновкой, шлёпает по клавиатуре компьютера и кнопкам мобильного телефона. И всё же мир вокруг нас не изменился в том смысле, что каждый ребёнок открывает его для себя заново. Поэтому начнём сначала. Заметно облегчит жизнь самодеятельному педагогу систематизация. Приучите ребёнка (и себя) к тому, чтобы занятия с ними были ежедневными, хотя бы по 10 – 15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребёнку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупиться! Прежде всего займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки – «одежда», «посуда», «мебель», «транспорт» и т.д., а также учебные игры – «Мишка одевается», «Я мою посуду», «Квартира для куклы» и т.д. Эти простейшие примеры исподволь приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах, и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов, соотносить размер, материал. Быстро будет расширять словарный запас. Один из важнейших разделов домашнего обучения – развитие речи. Известно, что дети болтают без умолку, ещё когда им это по возрасту не положено, ко всеобщему умилению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает более старший ребёнок, говорящий к примеру, о жвачке: «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить пробел помогут описания («Какая собачка?», «Какой автобус?»). Ваша цель — приохотить «ученика» говорить много и правильно. Прогулки на даче и в городе тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, кочек, пней, стволов, веток. Если ребенок видит вокруг только зеленый цвет, сравните окраску двух листочков с разных деревьев. В глаза сразу бросится существенная разница. Вот тут-то и могут появиться такие слова, как «светло-зеленый», «темно-зеленый», «изумрудный», «салатный», «болотный», «желто-зеленый». Предложите ребенку отправиться на поиски новых цветов — всматривайтесь вместе, вглядывайтесь, и тогда
вы заметите, как меняется лист от попавшего на него света, от соприкосновения с другими растениями. Найдите на полянке три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями. Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами — пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно — величаво торжественное, другое — бесшабашно-веселое, третье — трагически грустное.
Предложите малышу найти совершенно одинаковых листка (цветка, камушка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие. Когда малыш поймет, насколько многообразна природа, попросите его отыскать два совершенно разных листа. Ребёнок с радостью принесет вам большой лист клена и маленький березовый, уверяя, что они не похожи друг на друга. Исследуйте их вместе и вы увидите, что оба они тонкие, с черешком и прожилками, оба растут на дереве, их формы разные но совсем другие, чем у мяча или дома. Сопоставив несколько пар листьев, малыш убедится, что самые разные предметы могут иметь сходство, особенно те, которые зовутся одинаково (как в нашем случае — «листья»). Можно сыграть с ребенком в игру «Что на что похоже и почему?». Гуляя по лесу, задавайте такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похожи пень, цветок, коряга, ветка?» Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное творческое восприятие! Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов: «Чем лист похож на бумагу?» (Толщиной, легкостью.); «А на траву? (Цветом.); «А на каплю?» (Формой.)
Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помогите ему составить загадку: «Висит капля зеленая, как трава».
Следующий вид упражнений — скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках.
-Ткач ткет ткани на платок Тане.
-Около кола — колокола.
- Как у горки, на пригорке жили тридцать три Егорки.
- Орел на горе, перо на орле.
- Шестнадцать шли мышей шесть нашли грошей.
А что, если предложить ребенку произносить одну и ту же фразу разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо)?
• Милая моя, ты не спишь!
Вы ели на завтрак мороженое?
• Мама купила (купи) виноград.
Скорее домой!
• У нас кончился хлеб.
Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.
Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Поиграйте со своим малышом, доставьте ему радость!
Четвертый лишний.
Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых относятся к одному обобщающему понятию. Вы раскладываете их перед ребенком и предлагаете определить, какие подходят друг к другу и можно ли назвать их общим словом, а какая из картинок лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, блюдце, тарелка и яблоко; медведь, лошадь, собака и курица; елка, береза, дуб и рыба. Если ребенок не понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы, попросите назвать известных ему животных (птиц, рыб), овощи (фрукты).
Можете подобрать картинки с предметами, относящимися к общему понятию, но отличающимися (например, «береза», «дуб», «липа», и «ель»). Эта игра предназначена для развития логического мышления дошкольника.
Где мы были, вам не скажем, а что делали — покажем.
Оригинальность игры заключается в том, что взрослый предлагает ребенку поиграть в нее без слов. Папа или мама загадывают простое предметное действие (например, «чтение книги») и с помощью мимики и жестов показывают его ребенку. Тот должен отгадать, что делают родители. В случае правильного ответа играющие меняются местами. Если малыш успешно справляется с заданием, предложите ему угадать или показать самому цепочку последовательных событий (например, «проснулся — встал — умылся — позавтракал» и т.д.).
В другом варианте игры можно рассказать известные ребенку короткое стихотворение, сказку или спеть песенку. Все это развивает воображение, фантазию, находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.
Потерявшаяся игрушка.
Подберите и поставьте на стол пять-шесть небольших игрушек. Предложите малышу запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время уберите одну из игрушек и попросите кроху угадать, что вы спрятали. Если он ответит правильно, поменяйтесь ролями. Если ребенку трудно запомнить сразу такое количество игрушек, начните игру с трех-четырех, постепенно увеличивая их число. Если малыш справляется с заданием, усложните задачу, изменив игрушки на картинки с изображением предметов (например, из детского лото).
Предложите сыну или дочке запомнить последовательность расположения игрушек на столе (какая за какой стоит). Затем незаметно поменяйте две-три из них местами. Попросите угадать, какая игрушка занимает не свое место. Такая, на первый взгляд, простая игра поможет малышу в развитии памяти и внимания, умения сосредоточиваться.
Найди тайник.
Нарисуйте на бумаге план комнаты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и покажите на плане место ее расположения. Ребенок должен найти вещь, опираясь на схему. Это можно делать и на детской площадке, значительно усложнит задание.
Игра поможет развитию логического мышления, пространственной ориентации и умения действовать по определенной схеме.
Игры с буквами.
Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в «звуки». Взрослый называет слово, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким заканчивается, какие еще звуки он слышит. Если малыш хорошо справляется, можно попросить его проговаривать предложенные слова по звука; придумывать слова в которых, например, звук «а» стоит в начале, в конце или в середине. Можно поменяться с ребёнком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение.
Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению. Играть в нее можно по дороге в детский сад или в магазин.
Я к вам пишу...
Если ребенок знает азы чтения, умеет читать по буквам или слогам, но не проявляет достаточного интереса к этому занятию, попробуйте использовать игру, стимулирующую его мотивацию. Для этого понадобится магнитная азбука или ручка и лист бумаги. В отсутствие ребенка напишите ему с помощью магнитной азбуки «письмо», например, на холодилънике, чтобы он смог самостоятельно прочесть его. Текст может быть любым: послание от героя сказки, сообщение о спрятанном гостинце и т.д. Сначала письмо может содержать два-три простых слова, затем пять-семь.
Для обучения дошкольника письму и чтению полезно предложитъ ему и его ближайшему товарищу написать друг другу письма, которые можно отправить по почте или передать из рук в руки. Первоначально детям потребуется помощь взрослых, но потом они научатся делать это самостоятельно.
Кляксы.
Для этой занимательной игры понадобятся лист ватмана или кусок обоев и краски. Старыми газетами прикройте место, где будет происходить игра.
Дайте малышу лист бумаги и краски и позвольте рисовать руками все, что он захочет. Можете присоединиться к этому «безобразию». Такие занятие способствует расслаблению, снятию напряжения, эмоциональной разрядке. А главное — вы вместе, вы рядом.
Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, рассказы, сказки, повести, загадки. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет, журналов. Желательно записать ребенка в детскую библиотеку, чтобы он мог полистать книги на полках и выбрать что-то.
Почаще играйте с ребенком в различные игры: сюжетные и настольные, со словами и геометрическим материалом. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите — а он пускай выберет сам.
Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, ножницами, бумагой, клеем и т.д.
Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк, на елку, на каток, в зоопарк и т.д.
Ограничивайте время просмотра телевизора, смотрите передачи вместе и обсуждайте увиденное.
Маленькие дети могут и хотят учиться — это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать дома потому, что знания, полученные в первые годы жизни, никогда не исчезнут из памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа студии "Размышляйка"
Использование развивающих игр В.В.Воскобовича...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Развивайка- размышляйка» для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Представляю вашему вниманию программау «Развивайка- размышляйка» по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования развивающих игр....
"Размышляйка"
Данное пособие выполнено в виде домика, каждое из 9-ти окошек которого отвечает за определенный признак. Признаки представлены в виде зрительных символов. На крыше домика предусмотрен карман для разме...
Наглядно - дидактическое пособие"Развивающий тренажёр"Размышляйка" для развития способности моделирования у детей дошкольного возраста"
Наглядно - дидактическое пособие"Развивающий тренажёр"Размышляйка" для развития способности моделирования у детей дошкольного возраста"...
Наглядно - дидактическое пособие - "Развивающий тренажёр компьютер "Размышляйка" для формирования способности моделирования у детей дошкольного возраста
Наглядно - дидактическое пособие - "Развивающий тренажёр компьютер "Размышляйка" для формирования способности моделирования у детей дошкольного возраста...
Игра «Размышляйка»
Занимательный материал для детей дошкольного возраста для развития зрительного восприятия, внимания, памяти, логического мышления....
Кружковая работа по опытно-экспериментальной деятельности в старшей и подготовительной к школе группе «РАЗМЫШЛЯЙКА».
Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, т.к. предстваленны с учетом актуального развития дошкольников...