Консультации для воспитателей и родителей
материал по логопедии (старшая группа) по теме

Мельникова Ирина Валерьевна

 

 

Использование игр на ориентировку в звуковом и буквенном составе слова

В литературе о дошкольном воспитании опубликовано много разнообразных игр. Знание их, умение использовать в целях развития речи детей – вот задача воспитателей и логопедов. В данной консультации представлены игры, которые позволяют ребенку ориентироваться в звуковом и буквенном составе слова.

 

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

Основная задача развития речи – научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств. Работа по развитию речи ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказа, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.

Формирование слоговой структуры словау детей

 

На разных этапах освоения родного языка виды работ над слоговой структурой слова усложняются и варьируются. Вначале от ребенка не требуется никакого осознанного отношения к слогу как к части слова. Дети обучаются к членению слов на слоги неосознанно, и это деление основывается нечетком послоговом проговаривании слова. Это проговаривание связано с ритмическими движениями рук, которые в такт отхлопывают количество слогов, проговариваемых в слове. Нужно объяснить ребенку, что слова бывают длинные и короткие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_orientirovku_v_zvuk._sostave.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игр

 на ориентировку в звуковом и буквенном

составе слова

Консультация логопеда Мельниковой И.В.

В литературе о дошкольном воспитании опубликовано много разнообразных игр. Знание их, умение использовать в целях развития речи детей – вот задача воспитателей и логопедов. В данной консультации представлены игры, которые позволяют ребенку ориентироваться в звуковом и буквенном составе слова.

«Красный – зеленый»

Детям предлагается внимательно выслушать и определить, в каком слове есть заданный звук. Если в слове есть заданный звук, дети должны поднять зеленый кружок, если нет – поднимают красный кружок.

«Повторите за мной»

Просим детей повторить только те имена, которые начинаются с заданного звука, например Э: Алла, Уля, Эльза, Оля, Эмиль, Эля, Ася, Эдик, Ада, Эрик, Инна, Эльдар, Анна, Эдуард.

«Кто больше запомнит»

Педагог читает небольшой рассказ и просит детей внимательно слушать и запоминать слова, содержащие заданный звук. Побеждает тот, кто запомнит и повторит больше  слов.  

«Посчитай и скажи»

В небольшом стихотворном отрывке нужно посчитать, сколько раз встречается оговоренный звук. Например:

В данном отрывке найдите звук З (не путать с З`):

В звезде найдешь ты букву З

И в золоте и в розе,

В земле, алмазе, бирюзе,

В заре, зиме, в морозе.

               

«Где звук?»

Дети определяют место заданного звука в слове (начало, середина или конец) и отмечают его на полосках бумаги разделенных на три части яркими линиями с помощью фишек.

«Кто больше?»

Дети должны найти на картине как можно больше предметов, в названии которых есть заданный звук.  За каждое названное слово дается фишка. Выигрывает тот, у кого больше фишек. Игру можно проводить с мячом.

«Кто внимательней?»

Педагог показывает и называет картинки, в названии которых есть определенный звук. Дети должны назвать звук, который встречается во всех этих словах, затем вспомнить заданные слова, а потом придумать свои – на данный звук.

«Кто больше придумает слов?»

Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Можно усложнить задание, задавая место этого звука  в слове (начало, середина, конец слова).

«Найди место для своей картинки»

 Детям даются картинки, в названии которые встречаются схожие звуки, например: Ш и Ж. Им нужно разложить картинки на две кучки в зависимости от того, какой звук слышится в слове. Слова нужно подбирать так, чтобы произнесение соответствовало написанию.

 

«Подбери жильцов»

Детям предъявляются картинки (животные, птицы, насекомые) названия которых состоят из 1, 2, 3 слогов. С помощью отхлопывания дети определяют количество слогов в словах и подбирают для «жильцов» нужный домик (по числу окошек).

«Буква потерялась»

Дети должны определить пропущенный согласный звук в начале каждого слова, показать соответствующую букву:

Ш    Р     М     Н    Л    С

-апка, -акета, -ожницы, -амалет, -астока, -аска, -алат, -ужа, -укавица,

 -ука, -амокат, -арик, -камейка, -ожка, -ышка, -окоть, -ампочка, -кола.

«Прочти по первым буквам»

Из первых звуков в названиях каждых трех картинок составить односложное слово. Получившиеся слова записать печатными буквами. Например: собака, облако, молоток  - сом; шуба, утка, маска – шум; ножницы, осел, санки – нос.

«Развитие связной речи

у детей дошкольного возраста»

Консультация логопеда Мельникова И.В.

Основная задача развития речи – научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств. Работа по развитию речи ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказа, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.

Словарная работа.

Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться.

Среди многочисленных приемов словарной работы можно выделить следующие:

Показ и называние нового предмета (его признаков или действий). Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понят сущность предмета. Для лучшего понимания слово включается в знакомый ребенку контекст.

Объяснение происхождения данного слова (хлебница - посуда, в которой хранят хлеб; кофейник – посуда, в которой варят кофе и т.д.)

Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный дом  – очень большой дом, тот, который выше всех других домов).

Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («это забор высокий иол низкий?»), а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными  и доступными по содержанию. Необходимо также обучать детей к  самостоятельной постановке вопроса.

Подбор названий предметов к действия и названий действий к предметам (например: кошка мяукает; конь- ржет; утка – крякает); наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету (например: огурец – зеленый, сочный, свежий, соленый; белка – рыжая, проворная, пушистая); однокоренных слов.

распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели.

Составление предложений по опорным словам.

Обучение рассказыванию.

Первые небольшие самостоятельные рассказы детей должны быть связаны со знакомой наглядной ситуацией. Например: воспитатель говорит ребенку: «Подойди к столу и возьми синий кубик и красный мячик». Обращаясь к детям, он спрашивает: «Что сделал Коля?» - «Коля подошел к столу и взял синий кубик и красный мячик»

Постепенно задания усложняются: дети должны запомнить и повторить большее число действий, а затем точно рассказать о последовательности их выполнения. При это один ребенок рассказывает, а остальные внимательно слушают и исправляют ошибки и неточности.

Рассказы описания.

Перед обучением рассказу-описанию проводится работа по сравнению предметов. Во время занятия предметы находятся перед глазами ребенка. Сначала дети учатся находить различия предметов по их характерным признакам, так как для дошкольника эта задача более легкая, а затем переходят к описанию сходных признаков.

Пример рассказа-описания:

Заяц

У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая и теплая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче прятаться от врагов. Заяц живет в лесу в норе.

Рассказы по серии сюжетных картинок.

Серии картинок позволяют ребенку разобраться в последовательности событий. Вот некоторые приемы работы с сюжетными картинками.

Воспитатель раскладывает перед детьми серию сюжетных картинок, читает рассказ по эпизодам, а дети должны показать соответствующую картинку.

Воспитатель раздает детям предметные картинки. А сам показывает сюжетные, сопровождая их рассказом. Деи должны подобрать предметные картинки к донной серии сюжетных картинок.

Воспитатель читает рассказ и выставляет на доске серию сюжетных картинок. Затем картинки убирает,  а дети должны сами разложить картинки и повторить рассказ.

Детям раздают серию картинок для установления их последовательности. Воспитатель начинает  рассказ по первой картинке, дети должны его продолжить по своим картинкам.

Каждому ребенку дается серия картинок, и он сам расставляет их в нужной последовательности и составляет по ни рассказ.

Составив рассказ по серии сюжетных картинок, дети придумывают ему название, реплики и диалоги к сюжету, а так же дополняют его предыдущими и последующими событиями.

После составления рассказа по серии сюжетных картинок дети передают его содержание в лицах.

Разучивание стихотворений

Подбор должен осуществляться с учетом интеллектуальных и речевых возможностей детей.

Новое стихотворение должно быть сначала выразительно прочитано воспитателем (наизусть).

Воспитатель задает детям вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.

После этого воспитатель выясняет, какие слова детям не знакомы и объясняет их значение.

Заучивание стихотворения развивает у ребенка чувство ритма, поэтому полезно попросить детей отхлопать ритм.

Пересказ художественных текстов

Тексты должны быть доступны ребенку по своему содержанию и форме. На разных ступенях обучения пересказыванию применяются различные виды пересказа:

Воспитатель пересказывает, а ребенок вставляет слово или предложение.

Ребенок пересказывает текст с помощью наводящих вопросов.

Ребенок пересказывает текст по плану, составленному воспитателем.

Пересказ организуется «по цепочке», когда один ребенок начинает пересказ, дугой продолжает, а третий заканчивает.

Часто применяется пересказ в лицах, типа простой драматизации. Этот вид работы очень нравится детям, так как он близок к игровому.

Формирование

слоговой структуры слова

у детей

(консультация логопеда Мельникова И. В.)

На разных этапах освоения родного языка виды работ над слоговой структурой слова усложняются и варьируются. Вначале от ребенка не требуется никакого осознанного отношения к слогу как к части слова. Дети обучаются к членению слов на слоги неосознанно, и это деление основывается нечетком послоговом проговаривании слова. Это проговаривание связано с ритмическими движениями рук, которые в такт отхлопывают количество слогов, проговариваемых в слове. Нужно объяснить ребенку, что слова бывают длинные и короткие.

Научить детей делить на слоги слова, состоящие из двух одинаковых слогов:

Па-па    ма-ма    ба-ба     Та-та  

Научить детей делить на слоги слова, состоящие из двух открытых слогов:

Ка-тя              Ма-ня            му-ха

О-ля               Ни-на            ры-ба

Ва-ля              Ко-ля            ли-са

Учить детей делить на слоги слова, состоящие из трех откртых слогов:

 Со-ба-ка                             ма-ши-на

 ма-ли-на                             по-ле-но

Научить детей правильно сочетать односложные слова с одним хлопком руки: мак, дом, суп, рот, зуб, кот.

Далее в слова вводится стечение согласны звуков. Делении слов должно происходить на стыке морфем, например: мыш-ка (а не мы-шка), стир-ка (а не сти-рка).

Можно предложить детям следующие упражнения на развитие слоговой структуры:

Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции.

Составление схем слогов с использованием цветных фишек. А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

Чтение слогов по слоговым таблицам.

Работа с таблицами типа:

                        *  А            С  *

                        *  У            М  *

            Какой слог можно составить?

            В результате этой работы выявляется слогообразующая роль гласного звука. Без гласного нет слога.  

Детям выдают буквы. Они должны найти себе пару, так, чтобы получился слог (любой или же заданный только по опорной гласной, либо по опорной согласной букве, либо слог называется сразу полностью).

Составление слога по картинкам с выделение первых звуков, последних, вторых от начала слова и т. д.

Например: даны картинки, на которых изображены улитка, муравей. Составим слог по первым звукам: УМ.

 Придумываем слова с данным слогом:  

 Умный,  Умник, Умница.  

Поменяем картинки местами и выясним, какой теперь получился слог? Увидели – МУ. Вспомним слова с этим слогом:

       Мука, Муха, Музей, Мусор – в начале слова;

       эМУ, почеМУ,  - в конце слова;

       ЗаМУтить, заМУчить, приМУла – в середине слова.

Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове, выделение ударного слога.

Ударный слог проще выявляется, если слово произнести протяжно, как бы позвать заблудившегося в лесу человека. Если протянуть дольше других не ударный слог, а любой другой, то меняется смысл слова либо смысл теряется совсем:

зАААмок – замОООк

крУУУжки – кружкИИИ

ИИИра – ИрААА

Подбор слов к слоговым схемам.

Придумывание слов по заданному ритмическому рисунку:

та –              дом, рак, лифт, пень, …

тА–та –        осень, кошка, санки, …

та-тА –         вода, коньки, лицо, …

тА-та-та –    девочка, улица, Ванечка, …

та-тА-та –    корова, подушка, малина, …

та-та-тА -     бегемот, телефон, пироги, …

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей и родителей

театрализованная деятельность...

Консультация для воспитателей и родителей

Голос– вот самый древний и самый совершенный музыкальный инструмент.Голос – красивейший инструмент, созданный самой природой. Человек пользовался им с давних пор. Голос матери, поющий колыбельную – эт...

Консультация для воспитателей и родителей. Тема: «Моральное поведение дошкольника»

Моральное поведение – это соблюдение норм и требований морали вопреки собственным непосредственным желаниям и интересам при полном отсутствии какого-либо внешнего контроля и принуждения....

Консультация для воспитателей и родителей: «Ознакомление воспитателей и родителей с играми по развитию речи»

Очень важно познакомить воспитателей и родителейс играми, в которые они могут поиграть с ребенком по дороге в детский сад, по дороге домой. Игры направлены на развитие разговорной речи, на развитие ар...

Консультация для воспитателей "Воспитание родителей и нестандартные формы взаимодействия с родителями.

В консультации раскрываются вопросы актуальности взаимодействия педагогов   с родителями и семьями воспитанников ДОО, направления, цели и формы взаимодействия с родителями....