Искажение произношения, инфантильное глотание, и нарушения прикуса.
статья по логопедии по теме

Рядовой случай из рядового рабочего дня логопеда детской поликиники. Раскрытие междисциплинарной проблемы - нарушения произношения, глотания и формирования прикуса. Проблема знакома логопедам и ортодонтам. Должна быть знакома и родителям маленьких детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл infantilnoe_glotanie.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Искажение произношения, инфантильное глотание,

и нарушения прикуса.

В кабинет логопеда поликлиники заходят мама с дочкой. Мама – совсем юная миловидная женщина, дочка – настоящий белокурый ангел, дитя лет 3-х. Они садятся напротив меня, подают карту для оформления в садик:

- Нам просто поставить печать.

- Жалобы на речь есть? – спрашиваю я и настороженно вслушиваюсь.

- Жалоб нет, нам просто печать.

Обычное начало осмотра. Такое слышишь каждый день. Хорошо, что ребёнок легко вступает в эмоциональный и речевой контакт, с неподдельным удовольствием начинает тыкать пальчиком в картинки, лежащие на столе. Она щедро делится своей улыбкой и быстро-быстро что-то щебечет, заглядывая в лицо матери и даже мне, тёте в белом халате. Я поддерживаю её желание общаться, задаю вопрос за вопросом, но думаю совсем о другом: межзубное произношение всех переднеязычных звуков, твёрдых и мягких, шипящие и аффрикату Ч заменяет на искажённые свистящие. Слоговая структура слов упрощённая, флексии смазанные, предлогов не слышно, хоть как прислушивайся. Вопросы в косвенных падежах понимает не точно. Прошу улыбнуться, показать зубки. Да, он самый, открытый передний прикус или вертикальная резцовая дизокклюзия, как любят называть его современные ортодонты. С врачами-ортодонтами  я «дружу», у нас обычно общие пациенты. Мы вместе или поочерёдно их ведём, но, главное, одних и тех же.

Выясняется, что беременность мамочки протекала тяжело, с токсикозами, угрозой прерывания, роды срочные, но затяжные. Ребёнок закричал не сразу и не громко, было обвитие пуповиной, да ещё желтушка новорождённого. Я спрашиваю, как ребёнок брал грудь, до какого возраста сохранялось грудное вскармливание? Ответы «классические»: сосала вяло, молоко быстро пропало, рано переведена на искусственное из бутылочки.

Жалко расстраивать такую красивую маму, но надо сообщить ей, что развитие речи ребёнка не соответствует возрастным нормам, что в будущем без помощи  специалистов, логопеда и ортодонта могут появиться ещё проблемы, и сегодняшние сами не уйдут.  Она не верит, ей хочется думать, что дочка «просто балуется».

У девочки глотание - по типу инфантильного. Каждый раз при проглатывании пищи или слюны её язык выдвигается между верхними и нижними резцами, губы напрягаются. Такой тип глотания характерен для младенцев, когда у них ещё нет зубов, и их активный и напряжённый язык прижимается к таким же напряжённым губам. После 1г.6м. – 2 лет такой тип глотания является не целесообразным  и считается неблагоприятным  для формирования зубочелюстной системы.

В норме в акте глотания принимают участие 22 мышцы челюстно-лицевой области и глотки. Нефизиологический тонус мышц языка, губ, щёк, неправильно организованное глотание воздействуют на пластичные челюстные кости, не давая возможности формированию правильного прикуса.

У мамочки я спросила, не отказывается ли её девочка от твёрдой пищи, не просит ли она часто запивать еду? Долго ли она сосала соску, пустышку? Не сосёт ли палец?

В случаях с другими детьми при глотании их язык не прокладывается между резцами, а толкает альвеолы и верхние передние зубки, заставляя их «отойти» со своего места, силы давления губы не хватает, чтобы удержать  изо дня в день повторяющийся натиск языка – образуется прикус по типу прогнатии или становится слишком глубоким. Подбородок часто выглядит как «напёрсток», напрягается, появляются вогнутости в виде точек. Перекрёстный прикус  сопровождает часто асимметричное напряжение мышц языка.

Мышцы челюстно-лицевой области при глотании, дыхании и при артикулировании звуков речи должны держать миодинамическое равновесие, тогда будут формироваться правильно и прикус, и произношение.

Ортодонты направляют детей к логопеду для коррекции акта глотания, так как проводить ортодонтическое лечение без устранения старых стереотипов движения мышц невозможно. Вероятность  рецидива велика.

Не случайно, что упражнения для воспитания правильного (соматического) глотания и коррекции произношения схожи:

  1. «Чистить» зубки языком.
  2. «Красить» стены (щёки) в домике языка.
  3. «Красить» потолок (нёбо).
  4. «Цокать» язычком, как лошадка копытами.
  5. «Заколачивать гвозди» молотком (языком) в потолок (альвеолы) без звука и произнося «Д-Д-Д».
  6. Прижать и удерживать языком на «потолке» кусочек вкусненькой мягкой конфеты.
  7. Сглатывать слюнку, удерживая кончик языка на «потолке» (альвеолах).

Даже такой маленькой девочке эти упражнения не показались скучными. Мне удалось убедить мамочку каждый день играть с дочкой, выполняя их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

У ребёнка нарушен прикус

У ребёнка нарушен прикус...

У ребёнка нарушен прикус

У ребёнка нарушен прикус...

Инфантильное глотание как причина возникновения речевых нарушений

Консультация освещает причины возникновения инфантильного глотания, влияние данного способа глотания на формирование речевой функции. Комплекс артикуляциоонойгимнастики направленный на устранение инфа...

"Нарушения прикуса - последствия вредных привычек"

В консультации отражены причины нарушения прикуса у детей, наиболее распространённые виды нарушений прикуса и то как прикус влияет на речь ребёнка...

Инфантильное глотание

Что такое инфантильное глотание, причины такого глотания, упражнения для нормализации функции глотания....

Просвещение родителей "Инфантильное глотание"

Информация для стенда в целях просвещения родителей в доу...

Что такое инфантильное глотание?

Глотание — сложный комплекс двигательных реакций, благодаря которым пища перемещается из полости рта через пищевод в желудок. Глотательный рефлекс относится к врожденным. Важно отметить, что при...