Искажение произношения, инфантильное глотание, и нарушения прикуса.
статья по логопедии по теме
Рядовой случай из рядового рабочего дня логопеда детской поликиники. Раскрытие междисциплинарной проблемы - нарушения произношения, глотания и формирования прикуса. Проблема знакома логопедам и ортодонтам. Должна быть знакома и родителям маленьких детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Искажение произношения, инфантильное глотание,
и нарушения прикуса.
В кабинет логопеда поликлиники заходят мама с дочкой. Мама – совсем юная миловидная женщина, дочка – настоящий белокурый ангел, дитя лет 3-х. Они садятся напротив меня, подают карту для оформления в садик:
- Нам просто поставить печать.
- Жалобы на речь есть? – спрашиваю я и настороженно вслушиваюсь.
- Жалоб нет, нам просто печать.
Обычное начало осмотра. Такое слышишь каждый день. Хорошо, что ребёнок легко вступает в эмоциональный и речевой контакт, с неподдельным удовольствием начинает тыкать пальчиком в картинки, лежащие на столе. Она щедро делится своей улыбкой и быстро-быстро что-то щебечет, заглядывая в лицо матери и даже мне, тёте в белом халате. Я поддерживаю её желание общаться, задаю вопрос за вопросом, но думаю совсем о другом: межзубное произношение всех переднеязычных звуков, твёрдых и мягких, шипящие и аффрикату Ч заменяет на искажённые свистящие. Слоговая структура слов упрощённая, флексии смазанные, предлогов не слышно, хоть как прислушивайся. Вопросы в косвенных падежах понимает не точно. Прошу улыбнуться, показать зубки. Да, он самый, открытый передний прикус или вертикальная резцовая дизокклюзия, как любят называть его современные ортодонты. С врачами-ортодонтами я «дружу», у нас обычно общие пациенты. Мы вместе или поочерёдно их ведём, но, главное, одних и тех же.
Выясняется, что беременность мамочки протекала тяжело, с токсикозами, угрозой прерывания, роды срочные, но затяжные. Ребёнок закричал не сразу и не громко, было обвитие пуповиной, да ещё желтушка новорождённого. Я спрашиваю, как ребёнок брал грудь, до какого возраста сохранялось грудное вскармливание? Ответы «классические»: сосала вяло, молоко быстро пропало, рано переведена на искусственное из бутылочки.
Жалко расстраивать такую красивую маму, но надо сообщить ей, что развитие речи ребёнка не соответствует возрастным нормам, что в будущем без помощи специалистов, логопеда и ортодонта могут появиться ещё проблемы, и сегодняшние сами не уйдут. Она не верит, ей хочется думать, что дочка «просто балуется».
У девочки глотание - по типу инфантильного. Каждый раз при проглатывании пищи или слюны её язык выдвигается между верхними и нижними резцами, губы напрягаются. Такой тип глотания характерен для младенцев, когда у них ещё нет зубов, и их активный и напряжённый язык прижимается к таким же напряжённым губам. После 1г.6м. – 2 лет такой тип глотания является не целесообразным и считается неблагоприятным для формирования зубочелюстной системы.
В норме в акте глотания принимают участие 22 мышцы челюстно-лицевой области и глотки. Нефизиологический тонус мышц языка, губ, щёк, неправильно организованное глотание воздействуют на пластичные челюстные кости, не давая возможности формированию правильного прикуса.
У мамочки я спросила, не отказывается ли её девочка от твёрдой пищи, не просит ли она часто запивать еду? Долго ли она сосала соску, пустышку? Не сосёт ли палец?
В случаях с другими детьми при глотании их язык не прокладывается между резцами, а толкает альвеолы и верхние передние зубки, заставляя их «отойти» со своего места, силы давления губы не хватает, чтобы удержать изо дня в день повторяющийся натиск языка – образуется прикус по типу прогнатии или становится слишком глубоким. Подбородок часто выглядит как «напёрсток», напрягается, появляются вогнутости в виде точек. Перекрёстный прикус сопровождает часто асимметричное напряжение мышц языка.
Мышцы челюстно-лицевой области при глотании, дыхании и при артикулировании звуков речи должны держать миодинамическое равновесие, тогда будут формироваться правильно и прикус, и произношение.
Ортодонты направляют детей к логопеду для коррекции акта глотания, так как проводить ортодонтическое лечение без устранения старых стереотипов движения мышц невозможно. Вероятность рецидива велика.
Не случайно, что упражнения для воспитания правильного (соматического) глотания и коррекции произношения схожи:
- «Чистить» зубки языком.
- «Красить» стены (щёки) в домике языка.
- «Красить» потолок (нёбо).
- «Цокать» язычком, как лошадка копытами.
- «Заколачивать гвозди» молотком (языком) в потолок (альвеолы) без звука и произнося «Д-Д-Д».
- Прижать и удерживать языком на «потолке» кусочек вкусненькой мягкой конфеты.
- Сглатывать слюнку, удерживая кончик языка на «потолке» (альвеолах).
Даже такой маленькой девочке эти упражнения не показались скучными. Мне удалось убедить мамочку каждый день играть с дочкой, выполняя их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инфантильное глотание как причина возникновения речевых нарушений
Консультация освещает причины возникновения инфантильного глотания, влияние данного способа глотания на формирование речевой функции. Комплекс артикуляциоонойгимнастики направленный на устранение инфа...
"Нарушения прикуса - последствия вредных привычек"
В консультации отражены причины нарушения прикуса у детей, наиболее распространённые виды нарушений прикуса и то как прикус влияет на речь ребёнка...

Инфантильное глотание
Что такое инфантильное глотание, причины такого глотания, упражнения для нормализации функции глотания....
Просвещение родителей "Инфантильное глотание"
Информация для стенда в целях просвещения родителей в доу...

Что такое инфантильное глотание?
Глотание — сложный комплекс двигательных реакций, благодаря которым пища перемещается из полости рта через пищевод в желудок. Глотательный рефлекс относится к врожденным. Важно отметить, что при...