Интегрированное занятие в логопедических группах детского сада
методическая разработка (логопедия, подготовительная группа) по теме
До сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого для логопата содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей знаний. Такая информация не становится базовым знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.
Всё это привело к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном коррекционном обучении. Встал вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности - интегрированные виды деятельности, а в часности - интегрированные занятия.
Надеюсь, что краткие методические рекомендации позволят сориентироваться в этой теме и попробовать самим начать разработывать занятия в этом направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannye_zanyatiya.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированные занятия в логопедической группе
С течением времени мы все больше убеждаемся в пользе интегрированных методов обучения в сравнении с обычными формами процесса образования. Перемена сфер деятельности хорошо соответствует активно-подвижной природе детей и позволяет рассмотреть объект изучения в разных плоскостях, по ходу закрепляя полученные знания на практике. Ребенок, не успевает «уставать» от объема получения новой информации, в нужный момент переключаясь на новую форму «впитывания» материала. Такие занятия помогут устранить неизбежные противоречия между развитием личности дошкольника и самим педагогическим процессом, сгладив несоответствия между подвижной природой ребенка и процессом получения новых знаний. Объединяя в нужной пропорции элементы развития речи, изодеятельности, физического развития в одно интегрированное занятие, педагог может удержать внимание детей на максимуме довольно долго, причем детей разного темперамента и способностей, поскольку почти любой ребенок найдет для себя в занятии близкие для себя темы.
В логопедических группах логопеды проводят коррекционную работу в группах (подгруппах) и на индивидуальных занятиях с детьми.
Методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы.
Наиболее эффективны из них следующие:
-сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;
-проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.
-разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.
Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:
-чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
-продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
-большая информативная емкость образовательного материала, используемого на занятии;
-систематичность и доступность изложения материала;
-необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Занятие начинается с ведущей деятельности. Например, на интегрированном занятии «Развитие речи – рисование» ведущей деятельностью будет развитие речи. Вначале (первая часть урока) логопед знакомит детей с целью занятия, используя игровую ситуацию.
Во второй части педагог предлагает нарисовать иллюстрацию или любые другие элементы к занятию Эта часть занятия - вспомогательная, так как рисунок помогает детям воспроизвести пройденный материал. Логопед не заостряет внимание на технике выполнения работ, дети сами подбирают приемы рисования. В заключение занятия дети рассказывают, что они рисовали, то есть закрепляют пройденный материал на своей практической деятельности. Итог занятия: ребенок постигает окружающий мир через действие, а, например, рисуя окружающий мир, он действует.
Такое интегрированное занятие способствует расширению интереса к изучаемым явлениям, повышает творческий потенциал.
Рекомендации для успешного проведения интегрированных занятий необходимо:
1. Систематическое проведение занятий.
2. Осознанность педагогом важность проблемы.
3. Рефлексия деятельности педагога, в процессе которого идет дальнейшая разработка содержания.
4. Подбор необходимого технического оснащения.
5. Систематическое проведение анализа интегрированного занятия с целью отслеживания результата для планирования работы в совместной деятельности с детьми и в работе с родителями по данной теме.
Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой.
Коррекционно–логопедическая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями.
Для того, чтобы коррекционная работа продвигалась быстрей и качественней на индивидуальных занятиях можно или даже нужно использовать интегрированные компоненты.
На занятиях по автоматизации звуков включаем работу по развитию речи, обогащения словаря, в таких заданиях, как:
- подбери диких животных со звуком [Л];
- Назови, в какой позиции стоит звук [Л] в словах: лось, волк и т.д.
Для поддержания интереса к занятиям и профилактики различных заболеваний на индивидуальных занятиях используем игры с мячом, мини-кегли, мини-волейбол и т.д.
Для развития мелкой моторики используем элементы рисования аппликации и конструирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие для старшей группы детского сада « Путешествие по сказкам» (занятие с элементами математики и художественной литературы)
Интегрированное занятие для старшей группы детского сада « Путешествие по сказкам» (занятие с элементами математики и художественной литературы)...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада с использованием современных технологий, тема занятия: «Зимушка»
Обобщение, уточнение и расширение представлений знаний детей о зиме;Активизация словаря по теме;Совершенствование грамматического строя;Развитие памяти, внимания, фонетического восприятия;Формирование...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада тема занятия: «Русская матрёшка».
Цель занятия:Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.Задачи:Познакомить детей с историей матрёшки. Развивать интерес детей к народному творчеству.Развивать творческие способности детей ч...
Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)
Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)...
Интегрированное занятие для средней группы детского сада «Путешествие по сказкам Чуковского» (занятие с элементами математики и художественной литературы)
Закрепление знаний детей о порядковом счёте, о количественном счёте используя различные анализаторы, о сравнении чисел. Закрепление знаний о цифрах и геометрических фигурах, о величине предметов, испо...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада тема занятия: «Русская матрёшка».
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада тема занятия: «Русская матрёшка».Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой. Задачи: приобщ...