Ребёнок у экрана.Телевизор: друг или враг???
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Рекомендации логопеда по вопросам влияния просмотра телевизора на речевое развитие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebyonok_u_ekrana.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕБЁНОК У ЭКРАНА
ТЕЛЕВИЗОР: ДРУГ ИЛИ ВРАГ?
Регулярный просмотр телевизора может неблагоприятно отразиться на речевой активности ребёнка. И это факт!
В последние годы родители, и педагоги часто жалуются на задержки речевого развития: дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашем саду, но и в других садах нашего города.
Специальные исследования показали, что 25% четырёхлетних детей страдают серьёзными нарушениями в речевом развитии. Для сравнения, в середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4%детей того же возраста. За последние 20 лет число речевых нарушений возросло, более чем в шесть раз!
Однако, причем, здесь телевидение, спросите Вы? Ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве это не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма?
Разница огромная. Ведь речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда ребёнок не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, тем самым он включён в диалог. Причём включён не только слухом, но и артикуляцией, всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Из чего делаю вывод, ответные высказывания ребёнка возникают исключительно на живую речь, адресованную именно ему.
Речевые звуки, не обращённые к малышу лично и не предполагающие ответа, не затрагивают его волю, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком». Речь, исходящая с экрана, остаётся малоосмысленным набором чужих слов, не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками и жестами.
Так как речь разговорная – это вершина, за которой скрывается внутренняя речь. Если углубиться, то можно сделать вывод: речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, средство осознания своих переживаний, себя в целом.
Если развитие речи задерживается, следовательно, тормозится весь процесс развития в целом организма ребёнка, а это могут быть:
- затруднения воспринимать информацию на слух – не могут удержать в памяти предыдущую фразу и связать отдельные предложения;
- слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений;
- неспособность удерживать короткие предложения и отдельные слова, в результате непонимание текста в целом, становится не интересно, скучно слушать даже самые хорошие книги.
- резкое снижение фантазии и творческой активности детей, теряется способность и желание чем-то занять себя.
Телевизор, как и компьютер, при злоупотреблении им, начинает заменять и вытеснять обычное общение между людьми, становится своего рода наркотиком.
Вполне возможно, что сыну или дочке «не хочется» учиться разговаривать, напрягаться, думать – ведь по телевизору информация даётся в упрощённом, облегчённом виде.
Для прослушивания эталонов русской речи вполне можно пользоваться аудиозаписями, например, включать их на ночь перед сном: сказки, потешки, песенки. И, конечно, мамино общение с малышом не заменит никто и ничто.
Если вы, например, очень устали, и вам трудно читать книжки постоянно, рассказывать сказки и петь вашим детям, то поступите проще: запишите свой голос на кассету или диск и ставьте ему слушать, когда хочется отдохнуть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ребёнок у экрана телевизора
Статья для родителей (законных представителей)....
РЕБЁНОК ОКОЛО ЭКРАНА ТЕЛЕВИЗОРА. Анкета для родителей «Ребёнок у экрана».
В наши дни, телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Экран телевизора заменяет мамины сказки, бабушкины колыбельные.Экран становится главным воспитателем ребенка. Однако, такое безопасное за...
Ребёнок у экрана телевизора
В настоящее время остро стоит проблема негативного влияния просмотра телепередач на детскую психику. Психологи бьют тревогу, так как основным источником общения для детей ст...
Ребёнок у экрана телевизора
Ребёнок у экрана телевизора...
РЕБЁНОК У ЭКРАНА ТЕЛЕВИЗОРА
Статья "Ребёнок у экрана телевизора"...
Консультация для родителей на тему «Ребёнок у экрана телевизора»
В консультации размещён материал для родителей по теме....
Статья "Ребёнок у экрана телевизора"
Статья "Ребёнок у экрана телевизора"...