Работа с родителями.
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Иванова-Елена-Владимировна

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями.

Консультация для воспитателей. Выступление на педагогическом совете.

        В условиях логопедической группы весь режим, вся система занятий и подхода к ребенку пронизаны стремлением не только выработать навыки правильной речи, но и прочно закрепить их.

        Однако, несмотря на большие возможности многопланового и постоянного воздействия на речь и личность ребёнка с нарушением речи, следует отметить, что автоматизация приобретенных речевых навыков не всегда удается в сроки, предусмотренные пребыванием детей в логопедической группе. Другими словами и в этих благоприятных условиях мы не всегда добивались бы прочного закрепления новых, правильных навыков речи, если бы не помощь со стороны родителей, которых мы нацеливаем на закрепление этих навыков в домашних условиях, так как в привычной для ребенка обстановке закрепление навыков может проходить естественно и легко в сочетании с разнообразной деятельностью и постоянным общением с окружающими.

        в условиях логопедической группы работа с родителями распадается на несколько этапов:

        1 этап – организационный – охватывает объем работы с родителями при поступлении ребёнка на обучение.

        2 этап – обучающий – предусматривает систему работы с родителями в процессе педагогического воздействия на ребёнка.

        3 этап – завершающий – направлен на подведение совместной работы.

        Контакт с родителями в логопедической группе начинается, как правило, ещё до начала работы в группе. Имеется ввиду собеседование с теми родителями, чей ребёнок направлен в логопедическую группу  Они приходят к нам с направлениями от психоневролога, от других логопедов, воспитателей групп, или родители сами, по собственной инициативе обращаются за помощью, но в любом случае, у них состоится предварительная беседа с логопедом.

        Первая встреча, позволяющая установить контакты логопеда с родителями, играет важную роль для обеих сторон. Во время этой встречи происходит сбор анамнеза, мамы рассказывают о своих детях. Знание проблемных речевых нарушений позволяет в дальнейшем прогнозировать перспективу обучения и строить всю систему коррекционного воздействия на ребёнка. При этом надо отметить, что родители не всегда правильно представляют уровень знаний ребёнка, обнаруживаемый им в процессе обследования. Здесь же родители объясняют, почему они обращаются к логопеду, высказывают своё отношение к данной проблеме.

        В конце сентября – начале октября проводится собрание родителей, на котором их знакомят с результатами обследования. Логопед говорит об ошибках речи, характерных для всех детей. Родителей знакомят со структурой нашего учреждения, особенностями занятий, задачами и содержанием работы в течением всего года. Затем логопед и воспитатель дают подробную характеристику речевого развития каждого ребёнка, раскрывая перед родителями основные отклонения в речи детей, показывая степень их отставания от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении данного дефекта.

        В дальнейшем, в процессе обучения детей, работа с родителями направлена на то, чтобы дать им необходимый минимум знаний об особенностей воспитания детей с нарушениями речи и некоторые навыки роботы с ними. С этой целью для родителей организуются беседы и консультации о сущности и проявлениях определенного речевого нарушения, о его причинах, предупреждении и об особенностях воспитания ребёнка с нарушениями речи в семье.  Проводим , например, беседы и консультации для родителей:

«Возраст почемучек», «Речевое общение с детьми», «Как развить фонематический слух ребёнка», «Артикуляционная гимнастика», «Развитие мелкой моторики», «Выполнение домашнего задания», «Развитие мышления», «Работа с книгой», «Речевые игры дома», «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях».

        К каждой консультации готовится специальное оборудование. Например, к теме: «Развитие мелкой моторики»:бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозайка, конструкторы, палочки, альбомы для раскрашивания, нитки, контуры для вышивания.

        Один раз в неделю логопед работает во вторую половину дня, для того , чтобы в рабочем порядке провести консультации для тех родителей, чьи дети испытывают трудности. Родителям рассказывается о проблемах в развитии их ребенка, даются советы и рекомендации., например, как и какие упражнения нужно выполнять дома, дается дополнительный материал.

        Проводя работу с родителями, стараемся разнообразить формы и методы её проведения. Родительское собрание, проходящее в январе – феврале подводит итоги первого полугодия. На этом собрании, кромк логопеда и воспитателя, выступают и другие специалисты. Вначале выступают логопед и воспитатель. Они подводят итоги работы за первое полугодие, раскрывают основные пути дальнейшего коррекционного обучения, отмечаются сдвиги в обучении детей, трудности, встречающиеся в процессе занятий. Затем выступают приглашенные с небольшими консультациями (муз. руководитель, воспитатель по физкультуре, психолог).

        Перед каждым родительским собранием родителям показываются открытые фронтальные занятия, на которых логопед знакомит родителей с основными при  емами обучения по той или иной теме, подбором материала, с требованиям к детям во время занятий. Родителя могут видеть, как работают дети на занятии, их собственный ребёнок.

        После посещения таких занятий у родителей возникают вопросы. Если в начале года родителей приходится убеждать в том, что их помощь необходима, то теперь картина меняется: они сами идут в кабинет к логопеду с вопросами, с наблюдениями, сомнениями, проявляют активность и заинтересованность.

        Открытое фронтальное занятие – это экзамен, который держит логопед и воспитатель вместе с детьми перед родителями. Но вместе с тем это экзамен и для родителей.  Тот, кто был хорошим помощником ребёнку, кто обращался за советами и старался им следовать, был не наблюдателем и судьёй, а активным участником большой повседневной работы, тот на открытом занятии будет вознаграждён, видя успехи своего ребёнка.

        Индивидуальные тетради детей для домашних заданий – это тоже одна из форм работы с родителями. Тетрадь отдаётся в пятницу, а в понедельник дети её возвращают. Она содержит материал, на котором отрабатывается произношение (слоги, слова, чистоговорки, стихи. загадки, рассказы). Первое время предлагаемые на дом задания подробно разбираются с детьми, тем самым подготавливая их к правильному выполнению. Индивидуальные задания ребенку записываются логопедом в тетрадь в течении всего периода обучения, а задания, одинаковые для всех ребят выставляются на стенде в логопедическом уголке для родителей. Домашние задания дают возможность нам шире привлекать родителей к закреплению речевых навыков у детей, а родителям возможность наблюдать за отношением их ребёнка к занятиям – старается он или ему всё равно, аккуратен или небрежен, помнит он, что ему в понедельник надо сдавать тетрадь или это заботит только родителей.

        Для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей и показать динамику обучения детей в кабинете логопеда оформлен «Уголок для родителей». Постоянным действующим разделом в нем является «речевой профиль», где отражается состояние произносительной стороны речи ребёнка. С большим вниманием родители знакомятся с материалами консультаций, советов логопедов, воспитателей и других специалистов с вырезками из газет и журналов. Материал на стенде периодически обновляется. Есть на стенде и информационный раздел, где указываются даты родительских собраний, приглашаются родители на открытые занятия, время консультаций специалистов, различные объявления.

        Родители, в большинстве своём, проявляют заинтерисованность в нашей общей работе, стараются помочь в оборудовании логопедического кабинета, изготовлении дидактических пособий. Таким образом, коррекционная работа даёт положительный результат только в том случае, если все – логопед, воспитатели, родители, - имея будущую цель, будут действовать согласованно. Только совместное воздействие детского сада и семьи окажет влияние на речевое развитие ребёнка, и к концу года он будет подготовлен к усвоению школьной программы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...