Автоматизация звука Р в слогах, слова и предложениях
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Индивидуальная работа с детьми 5-7 лет по автоматизации звуков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
irina.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей
(МДОАУ д/с «Улыбка»)
Тема : « Путешествие в цирк».
Подготовил
Учитель-логопед:
Агеева И.С.
г. Пыть- Ях , 2012 г.
Тема: « Путешествие в цирк».
Цель: Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
- Упражнять в правильном произнесении звука Р в слогах, словах и предложениях.
- Закрепить умение определять наличие и место звука Р в словах.
- Упражнять в образовании уменьшительно- ласкательных форм существительных.
- Продолжать учить образовывать существительные, обозначающие названия профессий.
- Продолжать учить составлять предложения по опорным словам.
- Развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская деятельность, двигательная.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникативная, социализация, физическая культура, здоровье.
Обогащение и активизация словаря: гитарист, барабанщик, трубач, скрипач.
Методические приемы: беседа, вопросы к ребенку, объяснение, воображаемая ситуация, проблемная ситуация, педагогическая оценка.
Предварительная работа: рассматривание картинок, беседы о людях разных профессий, постановка звука Р.
Материалы и оборудование: Разрезная картинка « Машина»; карточки с цифрами 2 и 3; игрушки или картинки: собачка, клоун, слон, дрессировщик
со львом, барсук; предметные картинки: рыба, роза, морковь, воробей ,мухомор,
мухомор, телевизор ( для определения места звука в слове); три « тумбы», набор
« шаров»- разноцветные кружки с картинкой на одной стороне; мозаика.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Логопед. Сегодня мы с тобой отправимся в цирк. Нас ждет интересное представление. Но прежде чем идти, нужно навести порядок. Сначала вычистим коврик ( упражнение « Качели»). Постираем и прополоскаем платочки (упражнение « Индюк»). Повесим платочки на балкон, пусть ветерок их высушит ( упражнение « Парус»). Вытрем пыль с полочек ( упражнение «Маляр»). А теперь- бегом в цирк ( упражнение « Барабанщик»).
- Впереди остановка. Собери картинку, и ты узнаешь, на чем мы поедем в цирк.
Ребенок собирает из частей картинки машину.
Так на чем мы поедем? ( На машине.) Поехали! Р-р-р!
Ребенок громко произносит звук Р.
- Вот мы и цирке. Представление начинается. Выступают дрессированные собачки. Они знают цифры: произнесут им цифру, и собачки лают столько же раз.
Пра - 2 дры - 3 рар – 2 рап -3
Пру – 3 бро – 2 рор -3 рэр-2
Логопед произносит слог, а ребенок повторяет соответствующее цифре количество раз.
- На арене выступает клоун: он пытается большие предметы превратить в маленькие. Помоги ему.
Большое ведро, а маленькое … ведерко.
Большая коробка, а маленькая… коробочка.
Ребенок образует уменьшительные формы слов: воробей, помидор, картина,
Карандаш, рубашка.
- Во время представления громко играет цирковой оркестр.
Давай посмотрим какие инструменты в нем есть. Назови такие инструметы , в названии которых есть звук Р: барабан, труба, флейта, пианино, гитара, гармошка, балалайка, рояль.
Ребенок произносит названия инструментов, а затем перечисляет необходимые.
Ты правильно выбрал инструменты. Но кто же на них играет? Как называется музыкант, который играет на барабане? ( барабанщик.) На трубе? На гармошке?
На чем играет пианист? А что понадобится гитаристу?
Ребенок отвечает.
Физминутка
Пока артисты готовятся к следующему номеру мы сделаем животных, которые есть в цирке.
Тигр
Лев
Слон
- А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный слон. Ему по команде нужно занять одну из трех тумб. Командой для него служит картинка. Если звук Р в начале слова, слон встанет на первую тумбу, если в середине – на вторую, а если в конце слова – на третью тумбу.
Ребенок называет картинку, определяет место звука в слове и помещает слона на нужную тумбу.
- Следующим номером выступает дрессировщик со львом. Помоги им разложить картинки. В доме будут жить слова, в котором один слог, в замке будут жить слова в которых два слога, а в избушке будут жить слова в которых три слога. Слова: роза, ракета, рак, ромашка, радуга и др.
8.Следующим номером выступает барсук! Барсук выступает с разноцветными шарами. На шарах у барсука картинки. Тебе нужно эти картинки назвать и составить с ними предложения ( картинки: морковь, гитара, ромашка, ерш).
Ребенок выбирает картинку и составляет по опорным словам предложение.
9.Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями.
Ра – Ра – Ра – радуется детвора.
Ры – ры – ры – шары в руках у детворы.
Ру – Ру – ру – в цирке тигры, кенгуру.
Ра – Ра –ра – до свиданья детвора.
Ра - Ра – Ра – артистам отдыхать пора.
Ребенок проговаривает чистоговорки за логопедом.
Итог занятия.
Логопед. Пора возвращаться домой. Скажи, выступление каких артистов тебе понравилось? Отвечай предложением. А какой звук ты брал с собой в цирк? Выложи букву фишками.
Ребенок выполняет.
Самоанализ к занятию « Путешествие в цирк».
Индивидуальное занятие рассчитано для детей 5-6 лет.
Цель занятия: Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях.
Для достижения данной цели ставились следующие задачи:
1.Упражнять в правильном произнесении звука Р в слогах, словах и предложениях.
2. Закрепить умение определять наличие и место звука Р в словах.
3. Закрепить умение делить слова на слоги.
4.Упражнять в образовании уменьшительно – ласкательных форм существительных.
5. продолжать учить образовывать существительные, обозначающие названия профессий.
6. Продолжать учить составлять предложения по опорным словам.
7. Развивать целостное восприятие и мелкую моторику.
На занятии развитие ребенка осуществлялось при организации следующих видов детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская деятельность, двигательная.
Во время проведения образовательной деятельности использовались следующие методические приемы: беседа, вопросы к ребенку, объяснение, воображаемая ситуация, проблемная ситуация, педагогическая оценка. На занятии выделены этапы: организационный момент, вводная часть, основная часть, заключительная часть.
Образовательная деятельность проводилось в форме индивидуального занятия с интеграцией образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье.
Занятие способствовало любознательности, ребенок упражнялся в правильном произношении звука Р в слогах, словах и предложении через игровые задания.
В ходе занятия был создан благоприятный психологический климат, что способствует заинтересованности ребенка научится правильно разговаривать.
Из этого следует вывод:
- Выбранные методы способствовали увеличению мотивации и познавательной активности ребенка.
- Все поставленные задачи реализованы, цель достигнута.
Важнейшими задачами воспитания детей дошкольного возраста являются развитие речи ( умение связно, грамматически правильно общаться), обучение родному языку, создание необходимых предпосылок для будущего школьного образования.
Успешная подготовка детей к школе может быть достигнута при планомерной работе в трех направлениях:
- коррекция звуковой стороны речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха и звукового анализа слов;
- обогащение словарного запаса, формирование логического мышления;
- формирование навыков грамматического оформления предложения и связной речи.
Не исправленные вовремя недостатки речи приводят к серьезным трудностям в овладении грамотой и всей школьной программой: сложно дается формирование связной речи, на письме наблюдаются смешения и замены, пропуски и перестановки букв.
Причины речевых нарушений.
- Недостаточное речевое окружение в раннем детстве: мало слышать хорошую речь, надо, чтобы ребенок пользовался ею, связывал ее с выполнением тех или иных действий в игре.
- Неправильная речь окружающих взрослых, сюсюканье- копирование детской речи: ребенок подражает тому, что слышит.
- Требование взрослых произнести звук без показа правильной артикуляции
приводят к появлению искаженного звука : Р горлового, боковых шипящих и других шипящих и других дефектов.
- Длительное пользование соской- способствует межзубному произношению свистящих и других звуков речи.
- Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполообразное
небо и др.
- Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания, отсюда- отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, наблюдать и подражать.
Что же способствует правильному речевому развитию?
- Прежде всего это правильная, спокойная, замедленная речь окружающих.
С ребенком нельзя говорить в обычном темпе, так как вследствие недостаточного в этом возрасте развития речеслухового аппарата он не все успеет услышать и понять.
2. Если ребенок затрудняется выразить свою мысль, переставляя или пропуская слоги, ему следует мягко подсказать, После многократного повторения трудных слов ребенок ребенок с удовольствием повторяет их за воспитателем, делать он это должен добровольно. Излишняя требовательность раздражает, обижает ребенка, может быть боязнь «открыть рот», молчаливость, даже отвращение к речи.
3. Не рекомендуется перегружать ребенка – учить буквы, обучать чтению в трех-четырехлетнем возрасте без желания; результат часто бывает обратный желаемому.
4. При раннем речевом развитии не следует принуждать малыша к рассказыванию стихов, демонстрировать его перед гостями- это может привести к заиканию.
5. При позднем речевом развитие не стоит заранее бить тревогу, нужно ста-
раться больше играть с ребенком в разные игры, пополняя его пассивный словарный запас.
Дети должны иметь ясное представление о предметах и явлениях ближайшего окружения ( семья, детский сад, улица) и правильно называть то, с чем они имеют дело, то, с чем сталкиваются в своей деятельности. Сюда входит бытовой словарь:
Название профессий и трудовых действий, орудий труда; обозначение времени, пространства, количества. В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но названия действий, состояний, признаков ( цвет, форма, величина, вкус).
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей
(МДОАУ д/с «Улыбка»)
Консультация для воспитателей
« Как повысить речевое развитие детей».
Подготовил
Учитель-логопед:
Агеева И.С.
Пыть – Ях,2012 г.
Учитель – логопед:
И.С. Агеева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звука "Ж" в слогах, словах и предложениях
Очень подробный конспект...
Автоматизация звука [р] в слогах,словах и предложениях.
Конспект занятия поможет правильно выстроить занятие....
Логопедическое занятие в подготовительной группе, 2-й год обучения. Тема "Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах и предложениях"
Конспект мультимедийной разработки логопедического занятия в подготовительной группе с ОНР, 2-й год обучения. Тема: "Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах и предложениях". Дети вместе с шаловливым ...
Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях с детьми - дизартриками
Данный конспект поможет коллегам добиться желаемого результата, так как в конспекте предложенв много игр и упражнений для развития речевого развития, а также обогащения словарного запаса...
Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях с детьми - дизартриками
Данный конспект поможет коллегам добиться желаемого результата, так как в конспекте предложено много игр и упражнений для развития лексико-грамматической стороны речи, а также обогащения словарного за...
автоматизация звука "Ш" в слогах, словах и предложениях.
Данное занятие проводится в игровой форме с использованием сказочных героев из знаменитого мультфильма "Маша и медведь"...
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПОДГРУППОВОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях
ЦЕЛИУточнить артикуляцию и изолированное произношение звука [р].Продолжать учить правильно произносить звук [р] в слогах, словах и предложениях.Упражнять в определении наличия звука [р] в словах...