«Методика проведения дидактических игр в логопедической работе"
классный час по логопедии по теме

«Методика проведения дидактических игр» Дидактические игры в логопедической работе. Дидактические игры - одно из основных средств развития познавательных процессов, речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря детей. Использование дидактических игр на занятиях позволит:  научить детей классифицировать предметы, явления и т.д.  обобщить и дифференцировать предметы, явления, понятия;  научить планировать свою деятельность;  научить детей самоконтролю;  развить познавательные способности каждого ребенка;  создать положительную мотивацию обучения;  развить волевую сферу ребенка;  создать обстановку эмоционального подъема, комфортности для каждого ребенка. Проведение дидактических игр включает: • ознакомление детей с содержанием игры; • объяснение хода и правил игры; • показ игровых действий в процессе, которого воспитатель или логопед учит детей правильно выполнять действие; • определение роли взрослого в игре. Мера непосредственного участия взрослого в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи; • подведение итогов игры. Для логопеда дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов. Поэтому перед логопедом и воспитателем, который осуществляет руководство игрой, помимо основной задачи коррекции звукопроизношения, стоит задача знакомить детей с новыми словами, понятиями, расширять и уточнять представления У детей с дефектом речи преобладает наглядно-действенное восприятие , т.е показ предмета или картинки, его обозначающей действует на ребенка сильнее, чем слово. По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры. 1) предметные игры – это деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы. 2)Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов: - парные картинки; - Лото - уточняют знания детей, обогащают словарь. - домино -в игре развиваются память, сообразительность и т.д. - разрезанные картинки и складные кубики. Игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью. - игры типа «лабиринт» развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия. 3) словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «краски», «черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Список использованной литературы: 1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду/ “Мозаика – Синтез”, М., 2006. 2. Журнал “Обруч” 2005. 3. Завьялова Н.А. Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе/ “Учитель”, Волгоград, 2005. 4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно/ Издательский дом “Литера”, СПб., 2006. 5. Колесникова Е.В. Программа “Математические ступеньки”/ “Сфера”, М., 2008. 6. Колесникова Е.В. Математика для детей 6 – 7 лет/ “Сфера”, М., 2005. 7. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста/“Учитель”, Волгоград, 2006. 8. Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе/ “Учитель”, Волгоград, 2005. 9. Научно – методический журнал “Логопед” №2/2008. 10. Поваляева М.А. Справочник логопеда /“Феникс” - Ростов на/Д,2003. 11. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии/ “Айрис – пресс”, М., 2007. 12. Руденко В.И. Логопедия: практическое пособие/ “Феникс” - Ростов на/Д,2008. 13. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду/ “Мозаика – Синтез”, М., 2006. 14. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом/ “Мозаика – Синтез”, М., 2006.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_provedeniya_didakticheskih_igr.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

«Методика проведения дидактических игр»

Дидактические игры в логопедической работе.

Дидактические игры - одно из основных средств развития познавательных процессов, речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря детей.

Использование дидактических игр на занятиях позволит:

  1. научить детей классифицировать предметы, явления и т.д.
  2. обобщить и дифференцировать  предметы, явления, понятия;
  3. научить планировать свою деятельность;
  4. научить детей самоконтролю;
  5. развить познавательные способности каждого ребенка;
  6. создать положительную мотивацию обучения;
  7. развить волевую сферу ребенка;
  8. создать обстановку эмоционального подъема, комфортности для каждого ребенка.

Проведение дидактических игр включает:

  1. ознакомление детей с содержанием игры;
  2.  объяснение хода и правил игры;
  3.  показ игровых действий в процессе, которого воспитатель  или логопед учит детей правильно выполнять действие;
  4.  определение роли взрослого в игре. Мера непосредственного участия взрослого в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической  задачи;
  5.  подведение итогов игры.

Для логопеда дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов.

Поэтому перед логопедом и воспитателем, который осуществляет руководство игрой, помимо основной задачи коррекции звукопроизношения, стоит задача знакомить детей с новыми словами, понятиями, расширять и уточнять представления

У детей с дефектом речи преобладает наглядно-действенное восприятие , т.е показ предмета или картинки, его обозначающей действует на ребенка сильнее, чем слово.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

  1. предметные игры – это деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

2)Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:

- парные картинки;

-  Лото - уточняют знания детей, обогащают словарь.

- домино -в игре развиваются память, сообразительность и т.д.

- разрезанные картинки и складные кубики. Игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью.

- игры типа «лабиринт» развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.

3) словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «краски», «черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методика проведения дидактических игр

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное зна...

Методика проведения дидактических игр в декоративном рисовании.

Конспект методических рекомендаций для проведения дидактических  игр в декоративном рисовании....

Методика проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста

Методика проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста...