Консультация для воспитателей " Требования к качеству речи педагога ДОУ ".
материал по логопедии по теме
Консультация для воспитателей " Требования к качеству речи педагога ДОУ ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_k_kachestvu_rechi_pedagoga_dou.docx | 30.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Требования к качеству речи педагога ДОУ.
На речь ребенка сильно влияет непосредственное общение со взрослыми.Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи,которые встречаются у взрослых.От культуры речи педагога зависит культура речи детей.
Речь педагога, который находится постоянно вполе зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому речь должна быть не только правильной, с ясным и четким произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.Следует избегать сложных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.
Какие же требования должен предъявить педагог к своей речи, для предупреждения аналогичных недостатков у своих воспитанников?
Требования к звуковой стороне речи педагога.
Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у педагога с внятной, ясной и отчетливой речью, четко произносящего фразы, слова и каждый звук в отдельности, т.е. у педагога с хорошей дикцией. Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.
К нелитературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны :
- Что ( вместо што) ,
- Его ( вместо ево ) ,
- Счастье ( вместо щастье ) и т.д.
Отклонением от нормы литературного произношения является речь с национальным акцентом, с характерными особенностями местных говоров :
- Яканьем ( вяснавместо весна ),
- Цоканьем ( цтовместо что ),
- С неправильным ударением в словах ( магазин , километр ).
В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств , мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов , но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности : силы голоса , темпа , логического ударения , пауз , ритма , тембра , мелодии.Стихи , сказки , рассказы , прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств , помогают детям лучше понять содержание , почувствовать силу и красоту родного языка.
Речь педагога должна быть эмоционально насыщенной ,интонированной , четкой , достаточно громкой и неторопливой.
Голос – это профессиональный инструмент педагога , и им необходимо правильно пользоваться , беречь его от перегрузок. Повышение силы голоса должно быть обоснованно , т. е. только в целях педагогического воздействия.
Требования к связной речи педагога и ее лексико – грамматическому оформлению.
Дети учатся у педагога не только правильно произносить звуки и слова,но и четко пересказывать содержание сказок , рассказов , передавать собственные наблюдения об окружающем , последовательно излагать свои мысли , делать выводы.
Умение связно , интересно , в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством педагога.
Речь лучше воспринимается детьми , если она состоит из коротких фраз ( пусть даже это будут сложноподчиненные предложения ) , так как при употреблении длинных и грамматически сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями,осмыслить и понять содержание.
При слушании рассказа , насыщенного сложными оборотами , дошкольникам трудно проследить за мыслью педагога , запомнить содержание , и такой рассказ не принесет им пользы.
Доступность , понятность речи воспитателя достигается прежде всего благодаря правильному и точному использованию слов. Словарный запас русского языка богат , он постоянно пополняется новыми словами , исчезают слова , вышедшие из употребления.
В общении с детьми необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка , учитывая возрастные особенности : подбирать и употреблять в своей речи слова и обороты , которые будут доступны для понимания и легки для усвоения.
В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка , не допуская грубых слов , избегая просторечий и диалектизмов , а также слов , вышедших из употребления. Чем богаче и разнообразнее словарь педагога , чем ярче , насыщеннее его речь , тем больше слов усвоят наши дети.
В качестве недостатков словаря воспитателя можно назвать частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами ( Танечка , вымой ручки ; Катенька , убери чашечку со стола ) ; засоренность лишними словами ( ну , вот , так сказать , значит ) ; в общении с более старшими детьми подлаживание под речь малышей , т.е. неуместное использование звукоподражаний ( Где ав – ав ? ).
Правильный выбор слов и словесных выражений обеспечивает точность , ясность и выразительность речи педагога.
К использованию в речи новых слов необходимо подходить очень осторожно . Содной стороны , следует учитывать возраст детей и подбирать слова , доступные для их понимания , а с другой – постоянно вводить новые , расширять употребление уже имеющихся слов , объяснять их значение.
В целом рассказ педагога должен быть полным , красочным , с точно подобранными словами , грамматически правильно оформлен , выразителен , между отдельными частями должна быть установлена логическая связь. При рассказывании необходимо умело пользоваться синонимами , метафорами , эпитетами , которые делают речь выразительней , разнообразней , богаче по содержанию , шире использовать устное народное творчество ( пословицы , поговорки , потешки) , фразеологические обороты.
Кроме того , речь педагога должна быть спокойной , всегда уравновешенной , вежливой не только по отношению к детям , но и ко всем коллегам и родителям.
Таким образом , работая с детьми , педагог должен обратить внимание на следующее :
- Правильно произносить все звуки родного языка .
- Иметь ясную , четкую и отчетливую речь , т.е. хорошую дикцию.
- Использовать в своей речи литературное произношение , т.е. придерживаться орфоэпических норм.
- Правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.
- В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа , умеренной громкостью голоса.
- Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов , точно используя слова и грамматические конструкции ( соответственно возрасту детей ).
- НЕ допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона , грубых выражений.
Связная речь и ее лексико – грамматическое оформление.
Связность речи обеспечивается правильным подбором слов , правильным построением фраз , последовательностью изложения материала.
Обогащение словаря , точное использование грамматических средств достигается благодаря систематическому чтению художественной , научно – популярной , специальной и другой литературы. Однако это возможно в том случае , если читающий вдумчиво относится к слову , следит не только за содержанием , но и за его языковой , речевой формой : какие средства языка использует автор , чтобы точнее передать мысль , какие слова и грамматические формы и конструкции он употребляет , в какой последовательности излагает материал. Серьезное отношение к чтению , постоянная работа с книгой помогут глубже усвоить богатство и разнообразие родного языка.
Большую помощь в работе над словом , над правильным использованием грамматических средств оказывают различные словари ( Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова ; Словарь русского языка , составитель С.И.Ожегов ), а также различные справочники , руководства , учебники.
Словари помогут уточнить значение мало понятных и редко употребляемых слов , выяснить значение незнакомых и дадут возможность предупреждать ошибки и неточности их употребления. В словарях указаны нормы употребления ударения в словах , имеются данные об образовании некоторых грамматических форм , указаны нормы литературного произношения. В тех случаях , когда возникают сомнения в правильности использования грамматических форм и конструкций , следует обращаться к специальным руководствам и учебникам по грамматике.
Обогащению речи педагога способствует заучивание пословиц , поговорок , крылатых слов , фразеологических оборотов.
Таким образом , речь педагога легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова , грамматически четко и правильно построены фразы , если она интонационно правильно оформлена и если мысли в ней изложены просто , последовательно , интересно , в доступной форме , с учетом возрастных особенностей детей.
Речевой материал для диагностики умения изменять темп речи.
Задание 1 :прочитать стихотворение с разным темпом речи.
Цель :определить умение использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.
Инструкция : прочти стихотворение про себя, подумай , в каком месте нужно прочесть в медленном , среднем , быстром темпе , Прочти стихотворение вслух.Еле – еле , еле – еле
Завертелись карусели ,
А потом , потом , потом
Все бегом , бегом , бегом !
Все быстрей , быстрей бегом ,
Карусель , кругом , кругом !
Тише , тише , не спешите !
Карусель остановите .
Задание 2 :прочитать стихотворение с разным темпом речи.
Цель : определить умение использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.
Инструкция : прочти стихотворение про себя , подумай , в каком месте нужно прочесть в медленном , среднем , быстром темпе. Прочти стихотворение вслух.
Идет бульдог , идет бульдог ,
Звенит медалями бульдог.
Бульдог такой уродливый ,
Такой неповоротливый.
Э .Мошковская.
Задание 3 :прочитать стихотворение с разным темпом речи.
Цель : определить умение использовать нужный темп речи в стихотворении.
Инструкция : прочти стихотворение про себя , подумай , в каком месте нужно прочесть в медленном , среднем , быстром темпе . Прочти стихотворение вслух.
Слон шагает по дороге :
Вот так хобот ,
Вот так ноги !
Под слоном прогнулся мост :
У слона огромный рост .
А. Шибаев.
Диагностика умения изменять высоту голоса .
Задание 1 : прочесть сказку , используя разную высоту голоса.
Цель : установить возможности ребенка использовать разную высоту голоса при чтении стихотворений , сказок « Колобок » , « Теремок » , « Рукавичка » , « Три медведя » и др.
Инструкция : прочти отрывок из сказки от лица каждого героя , изобразив голосом , как говорит данный герой.
Диагностика умения изменять силу голоса .
Задание 1 : прочитать стихотворение или прозаический текст , изменяя голос по контексту.
Цель : определить возможности детей изменять силу голоса , исходя из текста .
Инструкция :прочти про себя текст , подумать , где нужно изменить силу голоса , прочитать вслух .
Трудности , встречающиеся у детей :
-говорить шепотом ,
-переключаться на ту или иную силу и высоту голоса ( выше , ниже , громче , тише).
Ударяй тихонечко :
Стук – стук – стук .
И тогда услышишь нежный звук .
Ударяй сильнее :
Стук – стук – стук .
И тогда услышишь громкий звук !
В . Орлов.
Скажи погромче слово « гром » -
Грохочет слово словно гром .
Скажи потише – « шесть мышат » -
И сразу мыши зашуршат . . .
А .Барто .
Все смолкли , слушают Баяна :
И славит сладостный певец
Людмилу – прелесть и Руслана
И Лелем свитый им венец .
А . Пушкин .
Диагностика сформированности умения пользоваться логическим ударением .
Есть четыре способа выделить слово :
- Более замедленным произношением .
- Усилением голоса .
- Изменением высоты голоса .
- Паузой перед словом ( а иногда и после него ) .
Трудности , встречающиеся у детей :
- недопонимание смысла читаемого текста , непонимание того , о чем идет речь;
- неумение выделить голосом нужное слово.
Задание 1 :прочитать фразы , поочередно выделяя в каждой отдельные слова голосом . Проследить и объяснить изменение смысла фразы.
-Шуба висела на вешалке .
-Дети поехали на экскурсию .
- Мальчик прочитал интересную книгу .
- Старик посадил яблоню .
Задание 2 : выделить в предложениях поочередно каждое слово и обратить внимание , как меняется высказываемая мысль .
Цель :учить делать ударение на заданном слове во фразе . Обращать внимание на то , как меняется основная высказываемая мысль .
Девочка играет в саду с куклой . ( Играет девочка , а не мальчик ) .
Девочка играет в саду с куклой . ( Не просто унесла ее туда ) .
Девочка играет в саду с куклой . ( А не в лесу ) .
Девочка играет в саду с куклой . ( А не с другой игрушкой ) .
Задание 3 : прочитать стихотворение , делая логические ударения .
Цель : учить определять главное слово во фразе , исходя из текста .
Инструкция : прочти про себя текст , определи , какие слова главные по смыслу , как лучше выделить слово :
- замедлить ;
- прочесть громче ;
- изменить высоту голоса ;
- сделать паузу перед словом или после него .
Осень наступила ,
Высохли цветы ,
И глядят уныло
Голые кусты .
А . Плещеев .
Цапля важная , носатая ,
Целый день стоит как … ( статуя ) .
С . Маршак .
Кран открой – пойдет вода .
Как она пришла сюда ?
В дом , сад , огород
Провели … ( водопровод ) .
М .Лапыгин .
Диагностика сформированности интонационной выразительности речи .
В интонации выделяют следующие компоненты :
- сила голоса ( громкость , логическое ударение ) ;
-пауза ;
- темп и ритм ( темпоритм ) ;
- мелодика ;
- эмоциональный фон ;
- тембр .
Задание 1 : прочесть текстс восклицательной , повествовательной , вопросительной интонацией .
Цель : выявить умение использовать восклицательную , повествовательную , вопросительную интонацию .
Инструкция : прочти про себя текст , обрати внимание на знаки препинания , подумай , с какой интонацией нужно читать . ( Винни-Пух и все-все-все . А . Милн ) .
Задание 2 : произнести фразу с различной эмоциональной окраской ( грустно , весело , торжественно , испуганно , сердито , ласково ) .
Мы поедем на экскурсию .
Цель : выявить возможности произносить фразу с различной эмоциональной окраской .
Инструкция : произнеси фразу так , чтобы все поняли , как ты рад поехать на экскурсию ;
У тебя были другие планы , и ты огорчен , что приходиться ехать на экскурсию ; ты боишься ехать с другим классом ; тебе надоели экскурсии ; ты очень любишь экскурсии.
Задание 3 : прочесть отрывки из стихотворений , используя эмоциональную окраску , исходя из содержания текста .
Цель : выявить возможности детей читать текст с различной эмоциональной окраской , исходя из содержания текста и собственного настроения .
Инструкция : прочти про себя текст , подумай , что автор хотел сказать этими строками .
Прочитай вслух и объясни , почему так прочитал .
Трудности , встречающиеся у детей :
-повышать или понижать тон голоса на одном из слов в предложении ( во фразе ) ;
-передать голосом , эмоционально окрасить текст , исходя из содержания .
Мне грустно –
Папе на меня
Нажаловалась мама .
Конечно , я не слушался ,
Я вел себя упрямо ,
Но можно было шлепнуть
И даже накричать ,
Сама ж меня учила :
Не ябедничать . С . Махотин .
Плачет киска в коридоре –
У нее большое горе :
Злые люди
Бедной киске
Не дают
Украсть
Сосиски ! Б. Заходер .
Приехали ! Приехали !
Родители приехали !
C конфетами, с орехами
Родители приехали ! А .Барто .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.
Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус...
Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.
Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус...
Семинар-практикум для воспитателей и специалистов на тему: «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения»
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит ...
Консультация для педагогов «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения».
Не случайно считается, что речь человека - его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не толь...
Консультация для педагогов "Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения"
Компоненты профессиональной речи педагогв ДОУ...
консультация для педагогов «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения»
качество речевого развития дошкольников напрямую зависит от качества речи педагогов...