Конспект "Мой дом"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Целикова Наталья Петровна

Очень важно знакомить детей дошкольного возраста с окружающим миром, в этом вопросе помогают занятия по темам. Планируя занятие, необходимо продумывать все до мельчайших потробностей: чтобы детям было интересно и чтобы они смогли усвоить предложенный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_moy_dom.docx40.02 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»

ГБОУ ОРОШ № 18 г. Новокуйбышевск

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром

с детьми старшей   группы с ТНР (ЗПР)

по лексической теме

«Мой дом»

Составила:

воспитатель: Целикова Н.П.

2025

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром

с детьми старшей  группы с ТНР (ЗПР)

по лексической теме

«Мой дом»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Задачи:

Образовательные: Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Мой дом». Формировать умение  сравнивать предметы, выделяя отличительные признаки; представления о высоте, используя сравнительные прилагательные: выше, ниже, самый высокий, пониже, повыше. Уточнять и расширять представления о назначении, материалах, из которых строят дома.  Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с различными материалами). Развивать связную, диалогическую речь, внимание, мышление;

Коррекционно-развивающие: Формировать навык образования относительных прилагательных  и навык согласования относительных прилагательных  с существительными в роде и числе. 

Воспитательные: Воспитывать умение выслушать собеседника, взаимодействовать со сверстниками.

Методы и приёмы: 

Практические: игровая ситуация «Дом» - обведение по пунктирным линиям и раскрашивание, физ. минутка.

Наглядные: рассматривание иллюстраций на тему «Мой дом», сюжетной картинки «Строители».

Словесные: загадка, беседа с использованием предметных картинок «Мой дом», составление предложений по сюжетной картинке, пересказ рассказа, и/упр. «Скажи, какой дом».

Материал и оборудование: предметные картинки, с изображением  домов разной высоты; сюжетная картинка «Строители»;  магнитная доска, магниты; деревянный дом игрушечный, мяч, цветные карандаши, листы с изображением контура дома пунктирной линией.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций по теме «Мой дом», беседа «Дом, в котором я живу». Просмотр презентации «Мой город», наблюдения во время прогулок за домами вокруг детского сада, с/игра «Строители».

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физ. минутка «Строители», и/упр. с мячом «Скажи, какой дом».

Игровая

Игровые ситуация «Обведи дом по контуру и раскрась».

Познавательно-исследовательская

Беседа о домах с рассматриванием предметных картинок, и/упр. «Скажи, какой дом».

Коммуникативная

Рассматривание  сюжетной картинки «Строители», беседа по вопросам о содержании картинки; слушание рассказа, составленного из ответов на вопросы; пересказ рассказа. 

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

 (с обозначением

обр. области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

Мотивационно-организационный

Загадка «Дом»

Дети умеют отгадывать загадки.

Воспитатель предлагает детям встать около стульчиков и говорит:

- Деревянный или кирпичный,
Маленький или большой,
Разные окна, разные крыши.
Он, конечно, у каждого свой.

Далее воспитатель предлагает отгадать загадку, затем сесть на стульчики.

Дети стоят около стульчиков. Слушают загадку, отгадывают.

Деятельностный

Развитие диалогической речи.

Воспитывать умение выслушивать собеседника, взаимодействовать со сверстниками.

(«Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие»)

Рассматривание предметных картинок «Дома»

Дети умеют поддерживать диалог – беседу, отвечают на вопросы предложениями.

Воспитатель прикрепляет

картинки на магнитную.

Беседа по картинкам

- Из каких частей состоит дом?

(Стены, крыша, труба, окна, двери, фундамент, потолок, пол, лестница, крыльцо)

- От чего зависит высота дома?

(От количества этажей.)

- Какой дом выше (ниже, выше, самый высокий), 10rgty13i42jksja7

- Где в доме 2 (4) этаж?

- Много этажей?

- Кто строит дома?

 (Дома строят строители.)

Дети сидят на стульчиках и смотрят на предметные картинки, с изображением разных домов

Дети рассматривают картинки на тему «Мой дом» и отвечают на вопросы воспитателя

Познакомить с сюжетной картинкой «Строители». Развивать умение целостно и эмоционально воспринимать содержание сюжета.

(«Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие»)

Рассматривание сюжетной картинки  «Строители»

Воспитатель выставляет на доску сюжетную картинку «Строители», предлагает детям внимательно рассмотреть ее.

Дети сидят, рассматривают сюжетную картинку.

У детей развито зрительное внимание; дети умеют внимательно рассматривать сюжет.

Развивать умение отвечать на вопросы предложениями, использовать короткие слова (предлоги)

(«Речевое развитие»)

Беседа по содержанию сюжетной картинки

Дети отвечают на вопросы  предложениями, используют предлоги в, из, с.

Воспитатель предлагает  рассмотреть картинку и дать имена изображенным на ней детям.4kqt0w4xgnb3c4a27

Воспитатель задает детям вопросы по картинке:

1.Кто это? (Это Саша, Вова и Лена.)

2.Куда пришли дети? (Дети пришли в детский сад.)

3.Что они делают? (Они строят дома из кубиков.)

4.Какой дом построил Саша? (Саша построил трехэтажный красный дом с серым фундаментом и зеленой крышей.)

5.Какой дом построила Лена? (Лена построила желтый одноэтажный дом с синей крышей.)

6.Какой дом строит Вова? (Вова строит синий двухэтажный дом с желтой крышей.)

7. Кем хотят быть Вова, Лена и Саша? (Вова, Лена и Саша хотят быть строителями.)

Дети рассматривают картинку, дают имена изображенным детям, слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Расширять представления об окружающем мире; развивать внимание, мышление

(«Речевое развитие», «Познавательное развитие»)

Развитие связной речи

Воспитатель предлагает послушать рассказ, составленный из ответов детей. 4kqt0w4xgnb3c4a27

Это Саша, Вова и Лена. 

Дети пришли в детский сад.

Они строят дома из кубиков.

Саша построил трехэтажный красный дом

с серым фундаментом и зеленой крышей.

Лена построила желтый одноэтажный дом с синей крышей.

Вова строит синий двухэтажный дом с желтой крышей.

Вова, Лена и Саша хотят быть строителями.

Дети слушают воспитателя, смотрят на сюжетную картинку.

У детей идёт расширение представлений об окружающем мире.

Развито зрительное и слуховое внимание.

 

Упражнять в умении выполнять движения в соответствии с текстом

Упражнять в согласовании движений со сверстниками.

(«Речевое развитие», «Физическое развитие»)

Физ. минутка  «Строители»

Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть и поиграть. Воспитатель с детьми произносят текст и выполняют движения.

Раз-два-три, раз-два-три –

Дети хлопают в ладоши.

Строим, строим этажи.

Стучат кулачком по кулачку.

Вот этаж

Руки на коленях, приседают.

За этажом

Руки на поясе, встают ровно.

Вырастает новый дом.

Руки вверх, тянутся на носках

 

Дети встают около стульчиков, произносят текст и выполняют движения.

.

У детей развито слуховое внимание,  координация речи с движениями.

Развивать умение пересказывать небольшой текст с опорой на сюжетную картинку.

Развивать долговременную слухо - речевую память.

(«Речевое развитие», «Познавательное развитие»)

Повторное слушание рассказа, пересказ рассказа детьми

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и ещё раз внимательно послушать рассказ. Нацеливает детей на последующий пересказ рассказа с опорой на сюжетную картинку.

Воспитатель предлагает в начале пересказать по цепочке, а потом индивидуально. Во время пересказа рассказа детьми,  воспитатель помогает наводящими словами.

Воспитатель предлагает придумать название сюжетной картинке.

Дети сидят, слушают рассказ и смотрят на сюжетную картинку.

Дети пересказывают рассказ по цепочке и индивидуально.

Дети умеют пересказывать рассказ с опорой на сюжетную картинку по цепочке и индивидуально.

Дети умеют придумывать название к картинке, опираясь на сюжет.

Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с различными материалами).

Лексический материал: и/упр. «Скажи, какой дом?»

Воспитатель предлагает поиграть.

Воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос.

- Дом из кирпича какой?

(Кирпичный дом)

(Из  бетона, пластмассы, бумаги, камня, металла,  соломы, изо льда, глины, стекла, дерева, бетона, панелей)

Дети отвечают на вопросы воспитателя, отвечают по цепочке.

Дети умеют образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности с различными материалами.

Итог.   Рефлексия

Заключительный

Упражнять в обводке по пунктирным линиям и раскрашивании.

Воспитатель спрашивает у детей,  о чем они говорили сегодня. Как называется рассказ, который они рассказывали по картинке.

Воспитатель дарит детям листочки с изображением дома, предлагает обвести и раскрасить дом.

Дети рассказывают, о чем они говорили сегодня.

Дети садятся за столы и обводят и раскрашивают дом.

Дети умеют отвечать на вопросы полными предложениями, поддерживают беседу.

Дети умеют обводить по пунктирным линиям и раскрашивать.

Используемые ресурсы:

  1. Демонстрационный материал Логопедические занятия в детском саду  Бардышева Т.Ю. Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России». Москва «Скрипторий 2003» 20124jkymh043j42dnnl7
  2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010