Статья: «Развитие предпосылок функциональной грамотности в условиях дошкольной образовательной организации»
статья по коррекционной педагогике

Багдасарян Айкануш Армавировна

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.

 

    Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

   Актуальность данной темы в том, что в настоящее время многие взрослые люди столкнулись с проблемой нехватки знаний и навыков по управлению личными и семейными финансами, так как не получили соответствующую информацию в детстве. Низкий уровень финансовой грамотности мешает родителям привить своим детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит детям принимать грамотные решения в будущем.

Цель и задачи формирования ФГ в ДОУ - раскрыть ребенку, окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.

    К общим компетенциям, оказывающим влияние на формирование функциональной грамотности обучающихся, относят:

  • понимание текста;
  • умение обобщать полученную информацию;
  • умение выделять важное для решения задачи;
  • умение перевести информацию в необходимый формат;
  • умение осуществить синтез новой информации из имеющейся.

Дошкольное образование являясь основной базой для формирования функциональной грамотности у ребенка в условиях реализации ФГОС ДО, направлено на:

  • формирование математической грамотности у детей дошкольного возраста;
  • формирование речевой активности дошкольников;
  • формирование познавательных навыков в области экологии, естественно-научных представлений;
  •  формирование социально-коммуникативной грамотности.

   Функциональная грамотность связана с готовностью: добывать знания; применять, оценивать знания и умения; осуществлять саморазвитие.

Математическая и финансовая грамотность.

    Математическая грамотность дошкольника – способность применять математические знания и умения для решения математических проблем в разнообразных контекстах реального мира.  Формировать функциональную математическую грамотность у детей можно через:

  •  создание учебных ситуаций, инициирующих практическую деятельность детей, мотивирующих их на познавательно активную деятельность;
  •  оценочную самостоятельность дошкольников, задания на само- и взаимооценку в ролевых играх;
  •  поисковую активность – математические задания поискового характера;

     Финансовая грамотность.

   Под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения. объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость, деловитость, трудолюбие с другой. Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.).

   

Читательская грамотность (речевая и литературная).

    Читательская грамотность дошкольника – способность понимать, использовать и анализировать прочитанное (услышанное ребенком). Те сведения, которые ребенок получает из текста, должны расширять его знания об окружающей действительности. Составляющие читательской грамотности:

  • мотивация на осознанное восприятие текстов разного вида;
  • владение процессом смыслового чтения (слушания);
  • осуществление деятельности на основе осмысленной и интерпретированной информации.

Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:

  • пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;
  • активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.

Социально-коммуникативная грамотность.

   Овладение коммуникативной грамотностью начинается с раннего детства и связано с освоением ребенком различных социальных ролей, что предполагает формирование умения выбирать соответствующую той или иной роли модель поведения, принятым в социуме образом реагировать на действия окружающих людей, понимать мотивы их поведения и находить оптимальные способы общения и взаимодействия. Дети в дошкольном возрасте приобретают разнообразный социальный опыт и учатся конструктивному общению, осваивают приемы речевого этикета, такие как приветствие и прощание, приглашение и просьба, разговор по телефону и пр. Основы коммуникативной грамотности, которые формируются у дошкольника, дают ему возможность включения в любой детский коллектив и налаживать эффективное общение. Умение взаимодействовать с людьми разного возраста, придерживающимися различных ценностей и традиций, подтверждает высокий уровень сформированности основ коммуникативной грамотности.

    Таким образом, формирование основ коммуникативной грамотности является значимым механизмом социализации детей дошкольного возраста.

 

 Естественнонаучная (экологическая ) грамотность.

    Экологическая грамотность – это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания и знания закономерностей взаимодействия природы, человека и общества. Можно выделить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка дошкольного возраста:

               

  • формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
  • развитие познавательного интереса к миру природы;
  • формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
  • воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
  • формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
  • формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
  • освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
  • формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь;
  • формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

 

    В предлагаемой таблице сопоставлены содержание видов функциональной грамотности и определённые направления развития и образования детей.

Реализация мероприятий по внедрению функциональной грамотности у дошкольников:

НОД

Беседы: «Что такое деньги?», «История денег», «Где печатают деньги и чеканят монеты?», «Налоги», «Противопожарная безопасность в быту», «Безопасное поведение на воде», «Меценаты и благотворительность», «Что такое потребности?», «Учимся экономить», «Потребности семьи», «Безопасное поведение на горке», Что необходимо человеку? «Семейный бюджет».

Сюжетно – ролевые игры

Игра «Метеостанция» , «Супермаркет», «Магазин «Детский мир», «Аптека», «Аукцион»,  «Супермаркет», «Город профессий» «Салон красоты», «Больница», «У банкомата», «Пожарная часть»,  «Полицейский участок».

Дидактические игры

«Заветные желания», «Если бы я выиграл миллион…», «Кому что нужно?», «Найди сходство и различие (денежных знаков России и других стран)», «Доход- расход», «Как мы помогаем родным», «Родство», «Семья», «Кто ты для… «У кого сегодня день рожденья?», «Юные финансисты», «Кто кем работает?»,  «Дидактические цветы», «Услуги и товары».

Настольные игры

Картинки-путаницы с изображением людей разных профессий. Лото: «Моя семья», «Профессии», «Найди половинку», «Найди тень», «Узнай по описанию».

Художественная литература

А. Толстой Золотой ключик , Ш.Галиева «Три копейки на покупку»,  К. Чуковский «Муха-цокотуха», В. Катаев. «Цветик-семицветик», С. Михалков: «Как старик корову продавал».

Тренинги для обучения детей.

Использование бытовых приборов, их назначение; опасные ситуации; вызов экстренных служб; правила эвакуации и т.

Лэпбук

“Финансовая грамотность”, «Математика вокруг нас», «Юный экономист», «Огород на подоконнике» , “Этикет”, «Юный эколог».

Просмотр мультфильмов

Смешарики. «Азбука финансовой грамотности», «Богатый бобренок», «Уроки тётушки Совы». «Азбука денег», «Малыш и Карлсон, «Азбука юного финансиста», «Три поросенка», Фиксики. «История вещей - деньги», «Деньги», «Дюймовочка», «Барбоскины и реклама», «Цветик-семицветик», «Приключения поросёнка Фунтика», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Петушок и два мышонка», «Простоквашино. «Клад», «Золотая карта», «Как старик корову продавал», «Золотая антилопа».

Естественно научные представления. 

Опыты с водой, песком, измерение температуры в группе и на детской площадке, знакомимся с магнитом, с свойствами метала, дерева, пластмассы, наблюдаем за движением шестеренок и т. Д.

Проекты

«Лук на подоконнике», «Как растет пшеница?» «Микрозелень», «Фасольки и горошки».

Развлекательные игры

Игра: «Брейн-ринг», Викторина: «Профессии нашего края», «Моя страна», досуг: «Спешим на помощь Пяточку».

Экскурсии

«Супермаркет», «Детский мир», «Аптека», виртуальные экскурсии: «Наш Родной Край», «Пожарная часть», «Больница», «Детская поликлиника».

Работа с родителями

Доклад по темам: «Основы формирования функциональной грамотности у обучающихся старшего дошкольного возраста», «Уроки функциональной грамотности в семье», «Правила, которых нужно придерживаться, чтобы ребенок научился контролировать свои финансы», «Влияние дидактических игр на экологическое развитие дошкольников».

Памятка родителям: «Формируем у детей разумные потребности». Консультация «Правила карманных денег». Помощь по изготовлению ширм, макетов: сейф, банк, кассовый аппарат, магазин, метеостанция.

 

   Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что дети могут:

 

1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории: деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.

2.Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

3. Получить представления о том, что зарплата - это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей - это аванс детям в расчете на их будущий труд.

4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

5. Осознавать, что сбережения семьи - это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей.

 6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

 

    Таким образом, приобщение ребёнка к миру экономической действительности –одна из важных задач современного дошкольного образования. Формирование основ финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, дает возможность получить знания о новых профессиях, поддерживает и углубляет интерес к деньгам, осознание правил их честного зарабатывания и бережного к ним отношения. Дети начинают бережнее относиться к игрушкам, а также к предметам окружения, у них появляется интерес к людям разных профессий, а также творческий подход к решению игровых задач.

 Все это обеспечивает готовность дошкольника к успешному освоению новых компетенций в школе.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Блохина О.А., Терешева О.В. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок.
  2. Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 80 с. Откуда берутся деньги?» Энциклопедия для малышей в сказках.
  3.  Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская.
  4. Еремина М.О. Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей: учебно-методическое пособие / М.О. Еремина, И.А. Козлова, С.В. Мягкова, С.Ю. Палаткина, Ю.Н. Драпей, Л.О. Дроздецкая.
  5. Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Авторы-составители: В.В. Журавлева, А.А. Чуприна, Л.Н. Шубина, 2023 год. Помораева И. А., Позина В. А.
  6.  Шатов А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф».
  7. 6.Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно– методическое пособие.
  8. .Шатова А.Д, Аксѐнова Ю.А., Кириллов И.Л., Давыдова В.Е., Мищенко И.С. Экономическое воспитание: формирование предпосылок финансовой грамотности (сборник демонстрационных материалов).

 

Интернет-ресурсы:

 fincult.info,

Минобрнауки.рф,  

Ваши финансы.рф .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bagdasaryan_aykanush_armavirovna_shk_8.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Московская область

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа № 8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

(МБОУ ШКОЛА № 8)

Статья:

«Развитие предпосылок функциональной грамотности

в условиях дошкольной образовательной организации»

                                                                                        Подготовила воспитатель: Багдасарян Айкануш Армавировна

                                                       г.о. Серпухов 2025г.

     Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.

 

    Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

   Актуальность данной темы в том, что в настоящее время многие взрослые люди столкнулись с проблемой нехватки знаний и навыков по управлению личными и семейными финансами, так как не получили соответствующую информацию в детстве. Низкий уровень финансовой грамотности мешает родителям привить своим детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит детям принимать грамотные решения в будущем.

Цель и задачи формирования ФГ в ДОУ - раскрыть ребенку, окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.

    К общим компетенциям, оказывающим влияние на формирование функциональной грамотности обучающихся, относят:

  • понимание текста;
  • умение обобщать полученную информацию;
  • умение выделять важное для решения задачи;
  • умение перевести информацию в необходимый формат;
  • умение осуществить синтез новой информации из имеющейся.

Дошкольное образование являясь основной базой для формирования функциональной грамотности у ребенка в условиях реализации ФГОС ДО, направлено на:

  • формирование математической грамотности у детей дошкольного возраста;
  • формирование речевой активности дошкольников;
  • формирование познавательных навыков в области экологии, естественно-научных представлений;
  •  формирование социально-коммуникативной грамотности.

   Функциональная грамотность связана с готовностью: добывать знания; применять, оценивать знания и умения; осуществлять саморазвитие.

Математическая и финансовая грамотность.

    Математическая грамотность дошкольника – способность применять математические знания и умения для решения математических проблем в разнообразных контекстах реального мира.  Формировать функциональную математическую грамотность у детей можно через:

  •  создание учебных ситуаций, инициирующих практическую деятельность детей, мотивирующих их на познавательно активную деятельность;
  •  оценочную самостоятельность дошкольников, задания на само- и взаимооценку в ролевых играх;
  •  поисковую активность – математические задания поискового характера;

     Финансовая грамотность.

   Под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения. объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость, деловитость, трудолюбие с другой. Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.).

   

Читательская грамотность (речевая и литературная).

    Читательская грамотность дошкольника – способность понимать, использовать и анализировать прочитанное (услышанное ребенком). Те сведения, которые ребенок получает из текста, должны расширять его знания об окружающей действительности. Составляющие читательской грамотности:

  • мотивация на осознанное восприятие текстов разного вида;
  • владение процессом смыслового чтения (слушания);
  • осуществление деятельности на основе осмысленной и интерпретированной информации.

Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:

  • пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;
  • активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.

Социально-коммуникативная грамотность.

   Овладение коммуникативной грамотностью начинается с раннего детства и связано с освоением ребенком различных социальных ролей, что предполагает формирование умения выбирать соответствующую той или иной роли модель поведения, принятым в социуме образом реагировать на действия окружающих людей, понимать мотивы их поведения и находить оптимальные способы общения и взаимодействия. Дети в дошкольном возрасте приобретают разнообразный социальный опыт и учатся конструктивному общению, осваивают приемы речевого этикета, такие как приветствие и прощание, приглашение и просьба, разговор по телефону и пр. Основы коммуникативной грамотности, которые формируются у дошкольника, дают ему возможность включения в любой детский коллектив и налаживать эффективное общение. Умение взаимодействовать с людьми разного возраста, придерживающимися различных ценностей и традиций, подтверждает высокий уровень сформированности основ коммуникативной грамотности.

    Таким образом, формирование основ коммуникативной грамотности является значимым механизмом социализации детей дошкольного возраста.

 Естественнонаучная (экологическая ) грамотность.

    Экологическая грамотность – это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания и знания закономерностей взаимодействия природы, человека и общества. Можно выделить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка дошкольного возраста:

        

  • формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
  • развитие познавательного интереса к миру природы;
  • формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
  • воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
  • формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
  • формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
  • освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
  • формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь;
  • формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

    В предлагаемой таблице сопоставлены содержание видов функциональной грамотности и определённые направления развития и образования детей.

Реализация мероприятий по внедрению функциональной грамотности у дошкольников:

НОД

Беседы: «Что такое деньги?», «История денег», «Где печатают деньги и чеканят монеты?», «Налоги», «Противопожарная безопасность в быту», «Безопасное поведение на воде», «Меценаты и благотворительность», «Что такое потребности?», «Учимся экономить», «Потребности семьи», «Безопасное поведение на горке», Что необходимо человеку? «Семейный бюджет».

Сюжетно – ролевые игры

Игра «Метеостанция» , «Супермаркет», «Магазин «Детский мир», «Аптека», «Аукцион»,  «Супермаркет», «Город профессий» «Салон красоты», «Больница», «У банкомата», «Пожарная часть»,  «Полицейский участок».

Дидактические игры

«Заветные желания», «Если бы я выиграл миллион…», «Кому что нужно?», «Найди сходство и различие (денежных знаков России и других стран)», «Доход- расход», «Как мы помогаем родным», «Родство», «Семья», «Кто ты для… «У кого сегодня день рожденья?», «Юные финансисты», «Кто кем работает?»,  «Дидактические цветы», «Услуги и товары».

Настольные игры

Картинки-путаницы с изображением людей разных профессий. Лото: «Моя семья», «Профессии», «Найди половинку», «Найди тень», «Узнай по описанию».

Художественная литература

А. Толстой Золотой ключик , Ш.Галиева «Три копейки на покупку»,  К. Чуковский «Муха-цокотуха», В. Катаев. «Цветик-семицветик», С. Михалков: «Как старик корову продавал».

Тренинги для обучения детей.

Использование бытовых приборов, их назначение; опасные ситуации; вызов экстренных служб; правила эвакуации и т.

Лэпбук

“Финансовая грамотность”, «Математика вокруг нас», «Юный экономист», «Огород на подоконнике» , “Этикет”, «Юный эколог».

Просмотр мультфильмов

Смешарики. «Азбука финансовой грамотности», «Богатый бобренок», «Уроки тётушки Совы». «Азбука денег», «Малыш и Карлсон, «Азбука юного финансиста», «Три поросенка», Фиксики. «История вещей - деньги», «Деньги», «Дюймовочка», «Барбоскины и реклама», «Цветик-семицветик», «Приключения поросёнка Фунтика», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Петушок и два мышонка», «Простоквашино. «Клад», «Золотая карта», «Как старик корову продавал», «Золотая антилопа».

Естественно научные представления. 

Опыты с водой, песком, измерение температуры в группе и на детской площадке, знакомимся с магнитом, с свойствами метала, дерева, пластмассы, наблюдаем за движением шестеренок и т. Д.

Проекты

«Лук на подоконнике», «Как растет пшеница?» «Микрозелень», «Фасольки и горошки».

Развлекательные игры

Игра: «Брейн-ринг», Викторина: «Профессии нашего края», «Моя страна», досуг: «Спешим на помощь Пяточку».

Экскурсии

«Супермаркет», «Детский мир», «Аптека», виртуальные экскурсии: «Наш Родной Край», «Пожарная часть», «Больница», «Детская поликлиника».

Работа с родителями

Доклад по темам: «Основы формирования функциональной грамотности у обучающихся старшего дошкольного возраста», «Уроки функциональной грамотности в семье», «Правила, которых нужно придерживаться, чтобы ребенок научился контролировать свои финансы», «Влияние дидактических игр на экологическое развитие дошкольников».

Памятка родителям: «Формируем у детей разумные потребности». Консультация «Правила карманных денег». Помощь по изготовлению ширм, макетов: сейф, банк, кассовый аппарат, магазин, метеостанция.

   Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что дети могут:

1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории: деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.

2.Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

3. Получить представления о том, что зарплата - это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей - это аванс детям в расчете на их будущий труд.

4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

5. Осознавать, что сбережения семьи - это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей.

 6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

    Таким образом, приобщение ребёнка к миру экономической действительности –одна из важных задач современного дошкольного образования. Формирование основ финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, дает возможность получить знания о новых профессиях, поддерживает и углубляет интерес к деньгам, осознание правил их честного зарабатывания и бережного к ним отношения. Дети начинают бережнее относиться к игрушкам, а также к предметам окружения, у них появляется интерес к людям разных профессий, а также творческий подход к решению игровых задач.

 Все это обеспечивает готовность дошкольника к успешному освоению новых компетенций в школе.

Список используемой литературы:

  1. Блохина О.А., Терешева О.В. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок.
  2. Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 80 с. Откуда берутся деньги?» Энциклопедия для малышей в сказках.
  3.  Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская.
  4. Еремина М.О. Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей: учебно-методическое пособие / М.О. Еремина, И.А. Козлова, С.В. Мягкова, С.Ю. Палаткина, Ю.Н. Драпей, Л.О. Дроздецкая.
  5. Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Авторы-составители: В.В. Журавлева, А.А. Чуприна, Л.Н. Шубина, 2023 год. Помораева И. А., Позина В. А.
  6.  Шатов А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф».
  7. 6.Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно– методическое пособие.
  8. .Шатова А.Д, Аксѐнова Ю.А., Кириллов И.Л., Давыдова В.Е., Мищенко И.С. Экономическое воспитание: формирование предпосылок финансовой грамотности (сборник демонстрационных материалов).

Интернет-ресурсы: 

 fincult.info,

Минобрнауки.рф,  

Ваши финансы.рф .