Индивидуальный образовательный маршрут для обучающегося с нарушениями зрения (слабовидящего)
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Индивидуальныйобразовательный маршрут
для обучающегося с нарушениями зрения (слабовидящего)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31 «Аленушка» города Лесосибирска»
Индивидуальныйобразовательный маршрут
для обучающегося с нарушениями зрения (слабовидящего)
Ф.И.О.ребёнка
Подготовительная группа
Общеразвивающей направленности
г. Лесосибирск – 2023 г.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) составлен в соответствии с образовательной программой ДОУ, с учетом индивидуальных особенностей ребенка и рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. ИОМ строится и редактируется в течение учебного года с учетом потенциала ребенка, успешности или неуспешности выполнения ребенком предложенных упражнений и заданий, степени усвоения навыков, знаний и умений прошлого периода.
ПСИХОЛОГО -ПЕДАГОГИЧЕСКАЯХАРАКТЕРИСТИКАРЕБЁНКА
Общая характеристика деятельности.
Ребенок очень общительный, легко идет на контакт, желает о многом рассказать педагогу. В деятельность, организованную взрослым включается. Мальчик спокоен, суетливых движений не наблюдается, не пытается направить деятельность по своему желанию, выполняет все задания последовательно и сосредоточено.Темп деятельности – высокий.Деятельность целенаправленная, планомерная. Инструкции понимает в полном объеме без дополнительных объяснений. Рассуждения и ответы на вопросы логичные. Произвольная регуляция деятельности наблюдается. Речь понятная. Фразовая и связная речь развиты в соответствии с возрастной нормой.
Психологические особенности, выявленные в ходе обследования:
- Уровень общей осведомленностисоответствуетвозрастной норме. Задания «Нелепицы» и «Времена года» выполнил в полном объеме без дополнительных пояснений педагога.
- Внимание «Найди такую же картинку» - с заданием «Найди такую же картинку» справился. Способность устанавливать тождество, находить сходство и различие предметов на основе зрительного анализа развита в соответствии с возрастной нормой. Уровень развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия соответствуют возрастной норме.
- Память «10 предметов» - объем непосредственной образной памяти ребенка соответствует возрастной норме (из десяти предметов назвал шесть).
- Мышление «Найди семью» - уровень развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению соответствует возрастной норме (самостоятельно безошибочно разложил карточки с предметами по группам, к каждой группе предметов назвал обобщающее слово).
- Мышление «Рыбка» - уровень развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство соответствует возрастной норме (ребенок самостоятельно проанализировал схему и на основе анализа без затруднений воспроизвел изображение, перепутал два оранжевых треугольника разного размера, возможно, по причине плохого зрения).
- «Рисунок человека» - ведущая рука правая, карандаш держит правильно, нажим средний. Начал рисунок с головы. Человека нарисовал схематически.
- Речь, мышление «Последовательные картинки» - способности ребенка понять сюжет в целом, умение устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ развиты в соответствии с возрастной нормой (самостоятельно разложил картинки поочередно, ошибся один раз, самостоятельно исправил ошибку, воспроизвел рассказ).
- Восприятие «Разрезные картинки» - уровень развития восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета соответствует возрастной норме (с заданием справился самостоятельно, безошибочно, быстро).
- Воображение «На что это похоже?» - уровень развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления соответствует возрастной норме (на каждый рисунок назвал по три ассоциации).
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий, способствующих социализации и личностному всестороннему развитию слабовидящего ребенка.
- Развивать пространственные представления.
- Расширять знания об окружающем мире.
- Развивать компетенции познавательной и коммуникативной сферы.
- Развивать мелкую моторику.
- Способствовать формированию положительной оценки себя и своих способностей.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИОМ:
- Этап наблюдения
- Диагностический этап
- Этап конструирования
- Этап реализации (с промежуточной диагностикой)
- Этап итоговой диагностики
Срок реализации ИОМ: 2023-2024 учебный год
Форма занятий:индивидуальныезанятия два раза в неделю
Продолжительность занятия: 25 минут
Формы и методы работы:
- применение игровых технологий;
- применение нейроупражнений;
- включение элементов рисования, лепки, аппликации, конструирования;
- словесные (вопросы, объяснения, беседы), наглядные (наблюдение, демонстрационные материалы), практические (упражнения, графические пробы) методы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Сформированы пространственные представления.
- Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, уверенно включается в совместную игру с детьми.
- Ребенок положительно оценивает себя и свои способности.
- Познавательныйпотенциалребёнка, уровень общей осведомленности и развитие мелкой моторики соответствуют возрастной норме.
Способфиксации результата реализации ИОМ: проведение промежуточного диагностического обследования в середине учебного года и проведение контрольного (итогового) диагностического обследования по завершении реализации маршрута, сравнительный анализ первичной и контрольной диагностики (диагностические методики: экспресс-диагностика в детском саду под редакцией Павлова Руденко, «Лесенка» - исследование самооценки, исследование психосоциальной зрелости – кругозор); наблюдение режимных моментов и игровой деятельности.
Календарное планирование индивидуальных
коррекционно – развивающих занятий
МЕСЯЦ | СОДЕРЖАНИЕ | СТЕПЕНЬ УСВОЕНИЯ (усв/не усв/ на стадии усвоения) | КОЛ-ВО ЗАНЯТИЙ |
СЕНТЯБРЬ | 1.Первичная диагностика 2.Наблюдение (режимные моменты, свободная деятельность, НОД, игровая деятельность) 3.Сбор данных по раннему развитию и динамике усвоения образовательной программы 4.Налаживание эмоционального контакта с ребенком 5.Усвоение правил поведения в кабинете педагога-психолога 6.Формирование интереса к занятиям с психологом 7.«Давай представимся» (развитие умения представиться, называть свои ФИО, рассказать о себе, о своей семье) 8.«Собери бусы по схеме» (развитие мелкой моторики) 9.«Копилка достижений» (проводится каждое занятие!)- ребенок вспоминает что значимого (хорошего) он сделал вчера, педагог записывает это на бумаге, обсуждает с ребенком значимость этого поступка (действия), ребенок сворачивает бумагу и кладет её в копилку достижений (поддержание положительной оценки себя и своих способностей) 10.«Составь картинку» - ребенок выкладывает сюжетную картинку, разрезанную на различное количество частей (формирование пространственных представлений, развитие умения ориентироваться на плоскости) 11.«Готовим суп, компот» (расширение кругозора ребенка; формирование способности подбирать обобщающее слово и группировать предметы: овощи, фрукты, ягоды; развитие речи) | ||
ОКТЯБРЬ | 1.«Копилка достижений» 2.«Солнышко» - ребенок рисует солнышко с лучами, описывает свое солнышко, далее ребенку предлагается представить, что он и есть это солнышко, задача ребенка каждый лучик обозначить каким-либо своим хорошим качеством (поддержание положительной самооценки) 3.Работа с блоками Дьенеша «Повтори постройку» (развитие умения действовать по образцу) 4.«Разрезные картинки» - 4-составные (развитие зрительного восприятия) 5.Работа с предметными картинками «Посуда», ответы на простые вопросы: Как мы используем эту посуду? (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и группировать предметы, развитие речи) 6.«Обыграй ситуацию» - ребенок совместно с педагогом или сверстником обыгрывают предложенную ситуацию, например: твой друг плачет - успокой его; у тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе; ребенок играет в интересную игру, тебе тоже хочется с ним поиграть – предложи ему поиграть вместе (развитие коммуникативной сферы: умения вступать в разговор, обмениваться чувствами) 7.«Ёжик» - нейрогимнастика – ребенок при помощи пинцетов двумя руками одновременно вытаскивает иголки из ёжика, затем их вставляет обратно, пересчитывает иголки (развитие мелкой моторики, межполушарного взаимодействия, закрепление счета в пределах первого десятка) 8.«Волшебный коврик» - задача ребенка выложить геометрические фигуры по инструкции взрослого: в верхнем правом углу положить синий квадрат, в нижнем левом углу положить зеленый квадрат (развитие пространственных представлений, усвоение сенсорных эталонов) 9.«Сверни ленту», «Собери бусы по схеме», «Составь узор из счетных палочек», «Мнем – расправляем бумагу двумя руками» (развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия) 10.«Повтори ритм» - педагог отстукивает карандашом определенный ритм, задача ребенка повторить отстукивание по заданному ритму (развитие слухового внимания) | ||
НОЯБРЬ | 1.«Копилка достижений» 2.«Я» - педагог перечисляет качества человека, если ребенок считает, что это качество ему свойственно, встает на стул и кричит: «Это про меня!» (развитие адекватной самооценки) 3.Работа с предметными картинками «Дикие и домашние животные», короткое описание животного, ответы на простые вопросы: Где живет? Чем питается? Как говорит? (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и группировать предметы, развитие речи) 4.«Запомни слова и повтори» - 5 слов (развитие слуховой памяти) 5.«Прищепки» - задача ребенка прикрепить прищепки к кругу в соответствии с цветом; прикрепить прищепки в цветовом порядке, который диктует педагог; прикреплять прищепки двумя руками одновременно в соответствии с цветом, например, правая рука – синие прищепки, левая - красные (развитие моторики, межполушарного взаимодействия, умения выполнять действия в соответствии с инструкцией взрослого) 6.Работа с кругами Луллия (развитие способности строить предложения) 7.«Пальцы добрые - пальцы злые» - взрослый предлагает детям превратить свои пальчики на одной руке в добрых волчат, на другой в злых зайчат, им нужно познакомиться, поиграть, может быть поссориться (развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков) 8.Нейрогимнастика: «Веселые пальчики», «Повтори движение», «Пройди по маршруту двумя руками», «Мнем и расправляем бумагу» (развитие межполушарного взаимодействия) 9.Самомассаж, упражнения с мячами Су-джок, «Вырежи геометрические фигуры» (развитие мелкой моторики) 10.«Назови соседей» - Вариант 1. Педагог просит обнаружить изображение предмета и определить: что изображено справа от него, что нарисовано под ним, что находится вверху слева от определенного предмета, и т.п. Вариант 2. Педагог просит назвать или указать на предмет(ы), который(е) находятся: в правом верхнем углу, вдоль нижней стороны листа, в центре листа, и т.п. (формирование пространственных представлений, развитие умения ориентироваться на плоскости) | ||
ДЕКАБРЬ | 1.«Копилка достижений» 2.Рисование «Я победитель!» - ребенок изображает себя на листе бумаге в роли победителя, рассказывает историю своей победы (повышение самооценки ребенка) 3.«Запомни слова и повтори» - 7 слов (развитие слуховой памяти) 4.Работа с предметными картинками «Мебель», ответы на простые вопросы: Для чего нам нужен этот предмет мебели? Есть ли в этой комнате такой предмет мебели? Покажи его, потрогай его, какой он? Твердый, мягкий, горячий, холодный? Какого цвета? Большой или маленький? (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и группировать предметы, развитие речи, усвоение сенсорных эталонов) 5.Аппликация «Цветная цепочка на ёлку» (развитие мелкой моторики) 6.«Изобрази пословицу» - ребенок с помощью жестов и мимики изображает пословицы, например: слово не воробей – вылетит, не поймаешь; нет друга – ищи, а найдешь – береги; без труда не вытащишь и рыбку из пруда (развитие умения использовать невербальные средства общения) 7.«Укрась ёлку» - Вариант 1. На листе изображена ёлка, но все шарики на ней белые. Ребенку предлагается раскрасить шарики по инструкции педагога (с указанием места расположения). Вариант 2. заготовлены ёлочки из бумаги и уже вырезанные из бумаги геометрические фигуры разных цветов, ребенку необходимо назвать ориентиры - куда он наклеит каждую фигуру (формирование пространственных представлений, развитие умения ориентироваться на плоскости) 8.«Разрезные картинки» - 6-составные (развитие зрительного восприятия) 9.«Найди отличия» (развитие внимания: сосредоточение и удержание) 10.Работа с карточками «Что из чего» - задача ребенка разложить карточки с предметами, в соответствии с материалом, из которого они изготовлены (расширение общего кругозора, развитие способности группировать предметы, подбирать обобщающее слово) | ||
ЯНВАРЬ | 1.«Копилка достижений» 2.«Мой подарок для тебя» - педагог(ребенок из группы, желательно друг) и ребенок придумывают что бы они подарили друг другу, затем рисуют задуманный подарок, дарят друг другу рисунки с подарками, объясняют почему именно этот подарок (повышение самооценки) 3.«Запомни слова и повтори» - 10 слов(развитие слуховой памяти) 4.Промежуточная диагностика 5.Работа с предметными картинками «Электрические приборы», ответы на простые вопросы: Для чего нам нужен этот предмет? (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и группировать предметы, развитие речи) 6.«Интервью» - ребенок встает на стульчик, представляет, что он уже взрослый человек, педагог берет у него интервью, задает вопросы: представьтесь, расскажите о вашей семье, расскажите о своей профессии и т.д. Затем ребенок берет интервью у педагога. На следующем этапе ребенок проигрывает игру со сверстником (развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог) 7.«Опиши свой день» - ребенок составляет рассказ, в котором описывает свою деятельность в каждое время суток (развитие временных представлений и умения составлять самостоятельный рассказ, расширение активного словаря) 8.«Он, она, оно, они» - работа с предметными картинками, распределение картинок по группам: он, она, оно, они (развитие способности склонять предметы: число, род) 9.«Рыбалка» - задача ребенка разложить разноцветных рыбок в аквариуме в соответствии со схемой, на которой указаны цвет рыбки, направление её движения – лево право, расположение – верх низ (развитие пространственных представлений) 10.«Подбери эмоцию героя в соответствии с сюжетом картинки» (развитие эмоционально-личностной сферы) | ||
ФЕВРАЛЬ | 1.«Копилка достижений» 2.«Я – лев» - короткая беседа про царя зверей – льва, ребенок закрывает глаза, представляет, что он могучий и всесильный лев, открывает глаза, представляется: «Я лев (львица) Андрей» и проходит по кругу гордой уверенной походкой (повышение уверенности в себе) 3.Работа с карточками «Профессии» (повышение уровня осведомленности ребенка об окружающем мире, развитие речи) 4.«Сиамские близнецы» - упражнение проводится в паре со сверстником. Дети садятся за стол близко друг к другу, правая рука одного ребенка связывается с левой рукой второго от локтя до кисти, каждому дается цветной восковой мелок разных цветов, до начала рисования дети договариваются что будут рисовать и как (развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков) 5.«Времена года – зима» - работа с зимними иллюстрациями, составление описательного рассказа по иллюстрации (развитие временных представлений, умения составлять описательный рассказ) 6.«Магазин» - Педагог и ребенок садятся друг напротив друга, отгородившись ширмой. У каждого из них набор с одинаковыми картинками (продукты, игрушки, канцтовары, одежда) и карточка, изображающая подобие магазинной полки. Педагог выкладывает картинки на своей карточке и называет место местоположение каждой из них. Ребёнок пытается воспроизвести всё в точности по инструкции. Затем, убрав ширму, сравнивают оба «магазина» (формирование пространственных представлений, развитие умения ориентироваться на плоскости) 7.Составление рассказа по серии сюжетных картинок (развитие способности составлять последовательный рассказ, устанавливать причинно-следственные связи) 8.Нейроупражнения «Кулак-ребро-ладонь», «Кольцо, зайчик, цепочка», «Перекрестное марширование» (развитие межполушарного взаимодействия) 9.«Четвертый лишний» (развитие мышления, способности группировать предметы по общему признаку, вычленять лишнее) 10. Рисование «Человек» - перед рисованием проходит беседа «Строение человека» с опорой на плакат (повышение уровня осведомленности об окружающем мире, развитие графомоторных функций) | ||
МАРТ | 1.«Копилка достижений» 2.«Закончи предложение» - педагог начинает предложение (я умею..; у меня хорошо получается..; я хороший, потому что...; со мной хотят дружить, потому что.., и т.д.) ребенок заканчивает предложение (повышение самооценки) 3.Работа с предметными картинками «Одежда», ответы на простые вопросы: Для чего нам нужен этот предмет гардероба? На какую часть тела мы его одеваем? (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и группировать предметы, развитие речи) 4. «Давай поговорим» - Педагог начинает словами: «Давай поговорим. Я хотела бы стать….Как ты думаешь, почему?» Ребенок высказывает предположения, завязывается беседа. В конце можно спросить у ребенка: «А кем ты хочешь стать? (развитие коммуникативных навыков) 5.«Времена года – весна» - работа с весенними иллюстрациями, составление описательного рассказа по иллюстрации (развитие временных представлений, умения составлять описательный рассказ) 6.«Где Машенька?» - Педагог рассказывает ребенку: Кукла Маша потерялась. У нас есть карта пути, по которому она шла. Давай найдем Машу и поможем ей вернуться домой (развитие умения соотносить реальное пространство с планом, развитие навыка ориентировки в микропространстве) 7.Работа с карточками «Эмоции», распределение их по группам: гнев, радость, удивление, стеснение, страх, грусть (развитие эмоционально-личностной сферы) 8.«Назови ласково» (развитие умения образовывать уменьшительно-ласкательные существительные) 9.«Антонимы» (развитие атрибутивного словаря) 10.«Пластилинография» - украшаем яйцо деталями из пластилина (развитие мелкой моторики) | ||
АПРЕЛЬ | 1.«Копилка достижений» 2.Работа с предметными картинками «Транспорт», ответы на простые вопросы: Где движется этот транспорт? – по земле, воде, в воздухе (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и группировать предметы, развитие речи) 3.«Хороший продавец» - сначала взрослый в роли продавца, а ребенок в роли покупателя, задача продавца заинтересовать покупателя товаром, описав достоинства товаров. На следующем этапе роль продавца играет ребенок, роль покупателя играет педагог или сверстник (развитие коммуникативных навыков, расширение активного словаря) 4.«Времена года – лето» - работа с летними иллюстрациями, составление описательного рассказа по иллюстрации (развитие временных представлений, умения составлять описательный рассказ) 5.«Найди место» - с помощью разноцветных ленточек (с помощью мела) на полу (ковре) очерчивается прямоугольник такого размера, чтобы ребёнку комфортно было передвигаться. Задача ребенка - разместить игрушки в соответствии с инструкцией педагога. Например, мишку положить в дальнем левом углу, машинку - в середине, мяч - в ближнем правом углу и т.п. (развивать навык ориентировки в микропространстве) 6.«Заплети косу из лент» (развитие мелкой моторики) 7.Корректурные пробы (развитие зрительного внимания) 8.«Геометрическая мозаика» - складывание узора из разноцветных геометрических фигур по образцу и по замыслу (закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики рук, комбинаторных способностей, умения работать по образцу и в соответствии с собственным замыслом) 9.«Чудесный мешочек» - педагог расставляет на столе геометрические фигуры и набор таких же фигур складывает в мешочек. Ребенок по указанию педагога находит в мешочке ту фигуру, которую показал педагог и называет её (закрепление сенсорных эталонов, развитие тактильных ощущений) 10. «Что где находится по правую (левую) руку» (развитие пространственных представлений) | ||
МАЙ | 1.«Копилка достижений» 2.Работа с сюжетными картинками «Опиши картинку» (развитие умения составлять описательный рассказ) 3.«Эмоции героев» - педагог читает ребенку сказку о каком-то герое, в процессе слушания сказки ребенок поднимает над головой картинки с изображением эмоций, которые испытывает герой в сюжете (развитие эмоционально-личностной сферы) 4.«Времена года – осень» - работа с осенними иллюстрациями, составление описательного рассказа по иллюстрации (развитие временных представлений, умения составлять описательный рассказ) 5.«Художник» - Педагог рассказывает ребенку: Давай представим, что ты - художник, а я - твой помощник. И нам нужно будет создать с тобой картину. Я как помощник буду называть место и изображение, а ты должен будешь изобразить то, о чем я тебя попрошу на этом месте. Ребенок пытается выполнить задание педагога, после они меняются ролями (развитие пространственных представлений) 6.«Собери горошины» - задача ребенка брать горошины по одной с помощью большого и указательного пальцев и складывать их в ладонь этой же руки, затем упражнение выполняется двумя руками одновременно (развитие мелкой моторики, межполушарного взаимодействия) 7.«День рождения зайца» 8.«Заплатки» (развитие зрительного восприятия) 9.Нейрогимнастика «Цветные пальчики», «Математические пальчики» (развитие межполушарного взаимодействия) 10.«Цветные карандаши» - педагог выкладывает в руке пять цветных карандашей в определенном порядке, ребенок смотрит на карандаши 5-10 секунд, педагог прячет карандаши за спину, задача ребенка воспроизвести очередность расположения карандашей (развитие зрительной памяти) 11.Контрольная диагностика, сравнительный анализ. |