Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с задержкой психического развития (подготовительная группа общеразвивающей направленности)
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с задержкой психического развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31 «Алёнушка» города Лесосибирска»
662544, г. Лесосибирск ИНН 2454012882 КПП 245401001
Красноярский край Финансовое управление
ул. Урицкого, 7 администрации г. Лесосибирска
тел. (39145)6-46-98 к/с 03234643047220001900
e-mail: dou31lsk@gmail.com> в ОТДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСК БАНКА РОССИИ// Л/с 20196Э44270 УФК по Красноярскому краю г. Красноярск БИК 010407105 ек/счет 40102810245370000011
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с задержкой психического развития
Ф.И.О.ребёнка
Подготовительная группа
Общеразвивающей направленности
г. Лесосибирск – 2023 г.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) составлен в соответствии с образовательной программой ДОУ, с учетом индивидуальных особенностей ребенка и рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. ИОМ строится и редактируется в течение учебного года с учетом потенциала ребенка, успешности или неуспешности выполнения ребенком предложенных упражнений и заданий, степени усвоения навыков, знаний и умений прошлого периода.
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯХАРАКТЕРИСТИКАРЕБЁНКА
Ребенок легко идет на контакт. В деятельность, организованную взрослым включается. Инструкции воспринимает не всегда. Понимает простые указания, на указательные жесты реагирует.
В процессе наблюдения выявлены следующие особенности: навыки самообслуживания развиты на уровне чуть ниже возрастной нормы (кушает самостоятельно, одевается и раздевается частично самостоятельно, в туалет ходит самостоятельно). На занятиях нуждается в постоянной стимулирующей помощи. Инициативы к общению с детьми и взрослыми не проявляет. К игрушкам, играм и другим видам деятельности интерес проявляет крайне редко. Ребенок неспособен организовать самостоятельную игру. Часто играм предпочитает бесцельно ходить по группе в разных направлениях или по кругу. В сюжетно-ролевых играх не участвует. Дисциплину не нарушает. Физический контакт не отвергает, напротив, любит, когда его обнимают.
В процессе проведения диагностического обследования мальчик спокоен, сосредоточен, суетливых движений не наблюдается, не пытается направить деятельность по своему усмотрению. Подражает, выполняет действия по показу, инструкции понимает не всегда. Деятельность медлительная, но целенаправленная. Произвольная регуляция деятельности наблюдается. Не всегда понимает смысл вопросов, например, на вопрос: «Сколько тебе лет?», отвечает пересчетом пальцев до десяти, пересчет верный; на вопрос: «Когда ты родился?», отвечает: «Ну да, родился», на вопрос: «С кем ты живешь?», отвечает: «Ну да, живу». Говорит тихо, не всегда внятно.
Особенности речевого развития: понимает обращенную речь, простые обращения и поручения. Речь развита на низком уровне. Говорит отдельные слова, короткие простейшие фразы (например: мама пришла!), говорит тихо и редко.
Особенности развития познавательных процессов, выявленные в ходе проведения обследования:
- Тонкая моторика пальцев рук: «Вырежи круг» - тонкая моторика пальцев развита на уровне ниже возрастной нормы. Ножницы держит неправильно, ведущая рука правая, вырезает не аккуратно, не плавно, угловато, делает разнонаправленные надрезы, визуально не учитывая нарисованный круг.
- Внимание: «Нарисуй такой же домик» - умение ориентироваться на образец и в точности копировать его сформировано на низком уровне. Произвольное внимание, пространственное восприятие, сенсомоторная координация и тонкая моторика руки развиты на низком уровне. При рисовании карандаш держит неправильно, нажим слабый, линии нечеткие, старается срисовать домик, постоянно возвращается взглядом к образцу рисования, перерисовывает отдельные элементы рисунка, но в хаотичном порядке, при этом общая картина рисунка теряется, в результате получилось изображение различных черточек и узоров.
- Память: «10 слов» - слуховая память развита на среднем уровне. При запоминании десяти слов с четырьмя попытками запоминает от 3 до 7 слов, с каждой последующей попыткой количество запомненных слов увеличивается.
- Словесно-логическое мышление: «Закончи предложение» - Обследование умения вычленять причинно-следственные связи в предложении затруднено, ребенок не понимает инструкцию, предложения не продолжает, улыбается, молчит.
- Мышление: «Четвертый лишний» - выявление уровня развития логического мышления, обобщения и анализа затруднено. Ребенок не понимает инструкцию, перечисляет нарисованные предметы, не пытается вычленить лишний.
- Мышление, речь: «Последовательные картинки» - выявление уровня развития логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок затруднено. Ребенок не понимает инструкцию. Сначала пытался сложить картинки по принципу разрезных картинок, примеряя их друг к другу, затем выложил их в ряд в произвольном порядке, зрительно не опираясь на изображения на картинках.
- Логическое мышление: «Найди недостающий» - умение выявлять закономерности и обосновывать свой выбор сформировано на уровне чуть ниже возрастной нормы. Верно указал фигуры в обеих таблицах, знак во второй таблице указал неверно, обосновать свой выбор не смог по причине наличия речевых нарушений. Допускается вероятность случайного угадывания фигур в обеих таблицах.
- «Рисунок человека»: ведущая рука – правая, карандаш держит неправильно, нажим слабый, линии нечеткие, но в рисунке четко виден изображенный человек, при рисовании проговаривает детали, которые рисует. Последовательность рисования: ноги, голова, «футболка», руки, уши, глаза, улыбка.
- Восприятие: «Разрезные картинки» - наглядно-образные представления и способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей сформированы на уровне ниже возрастной нормы. Определил что нарисовано на обеих картинках до начала работы. Самостоятельно собрать картинки не смог, пытался собирать путем примеривания частей, части примерял нелогично, не опираясь на рисунок. После показа педагога смог собрать самостоятельно обе картинки.
- Произвольность: «Запрещенные слова» - выявление уровня развития произвольности затруднено, ребенок не понимает инструкцию.
- Воображение: «На что это похоже?» - воображение, оригинальность и гибкость мышления развиты на низком уровне. Назвал по одной ассоциации к каждой картинке.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: коррекция нарушений познавательной, социально – коммуникативной, эмоционально – волевой сфер развития ребенка.
- Развитие предметных действий, игры.
- Стимулирование познавательных интересов, развитие когнитивных процессов.
- Формирование социальных навыков поведения.
- Развитие коммуникативных средств общения со взрослыми и сверстниками (вербальная и невербальная речь).
- Формирование умения выполнять действия в соответствии с инструкцией взрослого.
Срок реализации ИОМ: 2023-2024 учебный год
Форма занятий: индивидуальные занятия два раза в неделю
Продолжительность занятия: 30 минут
Формы и методы работы:
- сенсорная стимуляция;
- этапность формирования предметно – игровых действий;
- систематическое повторение (автоматизация навыков, закрепление);
- применение игровых технологий;
- включение элементов рисования, лепки, аппликации, конструирования;
- словесные (вопросы, объяснения, беседы), наглядные (наблюдение, демонстрационные материалы), практические (упражнения, графические пробы) методы;
- включение физкультминуток и пальчиковых гимнастик в каждое занятие.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Ребенок умеет и имеет желание взаимодействовать с окружающими людьми.
- Ребенок включается в совместную игру с детьми, проявляет интерес к занятиям и практической деятельности.
- Сформированы социальные навыки поведения.
- Познавательный потенциал ребёнка, навыки саморегуляции, развитие мелкой моторики приближены к возрастной норме.
- Ребенок использует в речи прилагательные, уменьшительно-ласкательные, глаголы; способен строить короткие, но логичные предложения.
Способ фиксации результата реализации ИОМ: проведение промежуточного диагностического обследования в середине учебного года и проведение контрольного (итогового) диагностического обследования по завершении реализации маршрута (диагностические методики: экспресс-диагностика в детском саду, метод наблюдения), сравнительный анализ первичной и контрольной диагностики.
Календарное планирование индивидуальных
коррекционно – развивающих занятий
МЕСЯЦ | СОДЕРЖАНИЕ | СТЕПЕНЬ УСВОЕНИЯ (усв/не усв/ на стадии усвоения) | КОЛ-ВО ЗАНЯТИЙ |
СЕНТЯБРЬ | 1.Экспресс-диагностика в детском саду (под редакцией Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко) 2.Наблюдение (режимные моменты, свободная деятельность, НОД, игровая деятельность) 3.Сбор данных по раннему развитию и динамике усвоения образовательной программы 4.Налаживание эмоционального контакта с ребенком 5.Усвоение правил поведения в кабинете педагога-психолога 6.Формирование интереса к занятиям с психологом 7.Формирование умения просить помощи и благодарить за неё посредством обыгрывания простых сюжетов в несколько действий (например, зайчик провалился в яму и зовет на помощь, благодарит за помощь) 8.Игра «Поручения» (развитие способности выполнять действия в соответствии с инструкцией взрослого) 9.«Коробка форм» (усвоение сенсорных эталонов: цвет, форма, размер) 10.«Из чего состоит кукла Катя» - в гости пришла кукла Катя, рассматриваем её, называем её части тела, затем ребенок показывает те же части тела и лица на себе (ориентировка в собственном теле) 11.«Собери бусы по схеме» (развитие мелкой моторики) | ||
ОКТЯБРЬ | 1.«Давай представимся» (развитие умения представляться, называть свои ФИО) 2.«Пирамидка» - 6 цветов, сначала педагог диктует цвета, ребенок собирает пирамидку, затем ребенок собирает самостоятельно, ориентируясь на размер колец (усвоение сенсорных эталонов – цвет, размер) 3.Работа с блоками Дьенеша «Повтори постройку» (развитие умения действовать по образцу) 4.«Разрезные картинки» - 3-составные (развитие зрительного восприятия) 5.Обыгрывание сказки «Колобок» с элементами лепки – лепим колобка (сначала лепит педагог, потом ребенок лепит вместе с педагогом, используя технику «Рука в руке», затем ребенок лепит самостоятельно), читаем сказку «Колобок», обыгрываем её (развитие игровых действий, способности действовать в соответствии с речевым сопровождением) 6.Работа с предметными картинками «Овощи и фрукты» (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и группировать предметы, развитие речи) 7.«Ёжик» - нейрогимнастика – ребенок при помощи пинцетов двумя руками одновременно вытаскивает иголки из ёжика, затем их вставляет обратно, пересчитывает иголки (развитие мелкой моторики, межполушарного взаимодействия, закрепление счета в пределах первого десятка) 8.«Что для чего» - работа с предметными картинками (развитие бытовых навыков) 9.Чтение сказок «Федорино горе», «Айболит», беседа по содержанию (развитие речи, умения слушать, понимать замысел произведения) 10.Игра «Прятки» с привлечением ребенка сверстника, педагог-психолог сопровождает и направляет ребенка в течение всей игры (развитие способности играть по правилам, взаимодействовать в игре со сверстником) | ||
НОЯБРЬ | 1.Чтение сказок «Три поросенка», «Затейники», беседа по содержанию (развитие речи, умения слушать, понимать замысел произведения) 2.«Разрезные картинки» - 4-составные (развитие зрительного восприятия) 3.Работа с предметными картинками «Дикие и домашние животные», короткое описание животного, ответы на простые вопросы: Где живет? Чем питается? Как говорит? (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и группировать предметы, развитие речи) 4.«Рисуем колобка» - сначала рисует педагог, потом ребенок рисует вместе с педагогом, используя технику «рука в руке», затем ребенок рисует самостоятельно, педагог-психолог помогает (развитие графомоторных навыков) 5.«Назови что было нарисовано» - 3-5 предметов (развитие зрительной памяти) 6.Игра «Прятки» с привлечением ребенка сверстника, педагог-психолог подсказывает ребенку какие действия он должен совершить (развитие способности играть по правилам, взаимодействовать в игре со сверстником) 7.«Прищепки»- прикрепить к кругу в соответствии с цветом; прикрепить прищепки в цветовом порядке, который диктует педагог; прикреплять прищепки двумя руками одновременно в соответствии с цветом, например, правая рука – синие прищепки, левая - красные (развитие моторики, межполушарного взаимодействия, умения выполнять действия в соответствии с инструкцией взрослого) 8.«Что для чего» - работа с предметными картинками (развитие бытовых навыков) 9.Работа с кругами Луллия (развитие способности строить предложения) 10.Обыгрывание сюжета из нескольких действий с привлечением ребенка сверстника: Крош дарит Нюше подарок на день рождения (развитие игровых навыков в паре, речи, коммуникативных навыков общения) | ||
ДЕКАБРЬ | 1.Чтение сказок «Красная шапочка», «У страха глаза велики», беседа по содержанию (развитие речи, умения слушать, понимать замысел произведения) 2.«Рисуем геометрические фигуры» - сначала рисует педагог, потом ребенок рисует вместе с педагогом, используя технику «рука в руке», затем ребенок рисует самостоятельно, педагог-психолог помогает (развитие графомоторных навыков) 3.«Разрезные картинки» - 6-составные (развитие зрительного восприятия) 4.«Назови что было нарисовано» - 7 предметов (развитие зрительной памяти) 5.Работа с предметными картинками «Мебель», ответы на простые вопросы: Для чего нам нужен этот предмет мебели? Есть ли в этой комнате такой предмет мебели? Покажи его, потрогай его, какой он? Твердый, мягкий, горячий, холодный? Какого цвета? Большой или маленький? (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и группировать предметы, развитие речи, усвоение сенсорных эталонов) 6.Аппликация «Цветная цепочка на ёлку» (развитие моторики) 7.Работа с карточками «Повтори жест» (развитие коммуникативных средств общения – жесты) 8.Работа с карточками «В, на, под, около» (развитие пространственных представлений) 9.«Повтори движение» (развитие способности выполнять действия в соответствии с инструкцией взрослого) 10.Игра «Прятки» - с участием ребенка сверстника, дети самостоятельно играют в игру (развитие игровой деятельности совместно со сверстником) | ||
ЯНВАРЬ | 1.«Назови что было нарисовано» - 10 предметов (развитие зрительной памяти) 2. Чтение сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка, «Петушок и бобовое зернышко», беседа по содержанию (развитие речи, умения слушать, понимать замысел произведения) 3. «Рисуем облачко» - сначала рисует педагог, потом ребенок рисует вместе с педагогом, используя технику «рука в руке», затем ребенок рисует самостоятельно, педагог-психолог помогает (развитие графомоторных навыков) 4.Промежуточная диагностика уровня развития познавательных процессов «Экспресс-диагностика в детском саду» 5.Настольная игра «Лото» - ребенок играет с педагогом, изучает правила игры (развитие навыка игры по правилам) 6.«Заполни домики» - ребенок при помощи пинцета раскладывает цветные шарики по домикам в соответствии с цветом домика (развитие моторики, усвоение сенсорных эталонов – цвет) 7.Работа с карточками «Четвертый лишний» (развитие словесно-логического мышления, навыка группировать предметы по общему признаку, вычленять лишнее) 8.Работа с предметными картинками «Электрические приборы», ответы на простые вопросы: Для чего нам нужен этот предмет? (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и группировать предметы, развитие речи) 9.Работа с кругами Луллия (развитие способности строить предложения) 10.«Построй башню» - ребенок складывает башню из конструктора (цветных кубиков), педагог диктует последовательность цветов (развитие способности выполнять действия в соответствии с инструкцией взрослого) | ||
ФЕВРАЛЬ | 1.Чтение сказок «Кто сказал МЯУ?», «Тихая сказка», беседа по содержанию (развитие речи, умения слушать, понимать замысел произведения) 2.«Рисуем солнышко» - сначала рисует педагог, потом ребенок рисует вместе с педагогом, используя технику «рука в руке», затем ребенок рисует самостоятельно, педагог-психолог помогает (развитие графомоторных навыков) 3.Настольная игра «Лото» - ребенок играет со сверстником, (развитие навыка игры по правилам, способности взаимодействовать со сверстником в игровой деятельности) 4.Работа с карточками «Профессии» (повышение уровня осведомленности ребенка об окружающем мире, развитие речи) 5.«Лабиринты» (развитие внимания – сосредоточение, удержание) 6.«Чего не стало» - 3 предмета (развитие памяти) 7.«Матрешка» - 3-х составная (развитие мышления) 8.Работа с карточками «Четвертый лишний» (развитие словесно-логического мышления, навыка группировать предметы по общему признаку, вычленять лишнее) 9.«Закончи предложение» (развитие словесно-логического мышления) 10.«Вырежи круг» (развитие мелкой моторики руки) | ||
МАРТ | 1.Чтение сказок «Сказка об умном мышонке», «Коза-дереза»», беседа по содержанию (развитие речи, умения слушать, понимать замысел произведения) 2.«Найди такую же картинку» (развитие внимания) 3.«Чего не стало» - 4 предмета (развитие памяти) 4.«Вырежи квадрат» (развитие мелкой моторики руки) 5.Работа с предметными картинками «Одежда», ответы на простые вопросы: Для чего нам нужен этот предмет гардероба? На какую часть тела мы его одеваем? (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и группировать предметы, развитие речи) 6.Работа с иллюстрациями «Времена года», беседа об особенностях времен года, короткое описание иллюстрации (развитие временных представлений, расширение активного словаря) 7.СРИ «Пожарные», «Больница» - игры проводятся в группе с детьми, психолог сопровождает ребенка в течение всей игры, находится рядом, направляет, учит ребенка использовать атрибуты игры в соответствии с сюжетом (формирование способности ребенка участвовать в обыгрывании сюжета игры, использовать атрибуты игры по назначению, взаимодействовать со сверстниками в игре, формирование интереса ребенка к игровой деятельности, формирование толерантного отношения детей к ребенку ОВЗ) 8.Аппликация «Ромашка» - ребенок из готовых деталей склеивает ромашку по показу психолога (развитие моторики) 9.«Стаканчики-вкладыши» (усвоение сенсорных эталонов) 10.«Закончи предложение» (развитие словесно-логического мышления) | ||
АПРЕЛЬ | 1.Чтение сказок «Тараканище», «Лисичка со скалочкой», беседа по содержанию (развитие речи, умения слушать, понимать замысел произведения) 2.«Чего не стало» - 5 предметов (развитие памяти) 3.СРИ «Пожарные», «Больница» - игры проводятся в группе с детьми, психолог сопровождает ребенка в течение всей игры, находится рядом, направляет (формирование способности ребенка участвовать в обыгрывании сюжета игры, использовать атрибуты игры по назначению, взаимодействовать со сверстниками в игре, формирование интереса ребенка к игровой деятельности, формирование толерантного отношения детей к ребенку ОВЗ) 4.Работа с сюжетными картинками «Опиши картинку» (развитие умения составлять короткий описательный рассказ) 5.«Рыбалка» - ребенок раскладывает рыбок в море в соответствии со схемой: цвет рыбки; направление её движения – право, лево; пространственное положение рыбки – выше, ниже (формирование пространственных представлений) 6.Работа с предметными картинками «Транспорт», ответы на простые вопросы: Где движется этот транспорт? – по земле, воде, в воздухе (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и группировать предметы, развитие речи) 7.Корректурные пробы (развитие внимания) 8.Матрешка 4-х составная (развитие мышления) 9.Работа с цифровыми карточками в пределах первого десятка – ребенок пересчитывает количество нарисованных предметов и кладет рядом карточку с соответствующим числом (закрепление порядкового счета в пределах первого десятка, развитие способности узнавать изображенную цифру) 10.Работа с карточками «Части суток» (формирование временных представлений) | ||
МАЙ | 1.Работа с сюжетными картинками «Опиши картинку» (развитие умения составлять короткий описательный рассказ) 2.Чтение сказок «Первая охота», «Палочка - выручалочка», беседа по содержанию (развитие речи, умения слушать, понимать замысел произведения) 3.СРИ «Пожарные», «Больница» - игры проводятся в группе с детьми, ребенок самостоятельно воспроизводит игровые действия, психолог в роли наблюдателя (формирование способности ребенка участвовать в обыгрывании сюжета игры, использовать атрибуты игры по назначению, взаимодействовать со сверстниками в игре, формирование интереса ребенка к игровой деятельности, формирование толерантного отношения детей к ребенку ОВЗ) 4.Работа с предметными картинками разных групп: одежда, транспорт, животные, мебель, электрические приборы, посуда – ребенок группирует предметы по общему признаку, подбирает обобщающее слово (развитие способности группировать и обобщать) 5.Матрешка 5-ти составная (развитие мышления) 6.Работа с цифровыми карточками в пределах первого десятка – ребенок пересчитывает количество нарисованных предметов и кладет рядом карточку с соответствующим числом (закрепление порядкового счета в пределах первого десятка, развитие способности узнавать изображенную цифру) 7.«Сравнение предметов» (формирование понятий: больше-меньше, один-много, выше-ниже, шире-уже) 8.Разучивание стихотворения, сопровождая его элементарными жестами (развитие речевых и моторных навыков): Эта башня высока (поднять руки вверх) Достает до потолка Это башня низкая (опустить руки вниз) Для любимой киски (погладить одну руку другой) 9.«Запомни слова и повтори» (развитие слухового внимания и памяти) 10.Итоговое диагностическое обследование, анализ результата реализации ИОМ. |