Проект по речевому развитию
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Захарьева Елена Владимировна

  «Использование упражнений и дидактических игр при коррекции слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с тнр (общим недоразвитием речи)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sss.docx89.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Алешковский детский сад»

Проект

по речевому развитию

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ И ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ КОРРЕКЦИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР (ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ)

Составила: учитель-логопед МБДОУ «Алешковский детский сад»,

Захарьева Елена Владимировна

с.Алешково, 2025 г.

Структурный компонент

Содержание

Паспорт проекта

  1. Тема проекта: «Использование упражнений и дидактических игр при коррекции слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с тнр (общим недоразвитием речи)»
  2. Адресация проекта: дошкольники 6-7 лет, родители, специалисты ДОУ.
  3. Разработчики проекта:  учитель-логопед Захарьева Е.В.
  4. Тип проекта: - практико-ориентированный, групповой, долгосрочный, групповой, детско-родительский, для детей старшего возраста.
  5. Сроки реализации проекта: 8 месяцев (октябрь – май)

Актуальность проекта

Проблема: Работая с детьми старшего дошкольного возраста, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита слоговая структура слова, неумение воспроизвести слоговую структуру слова удерживается в процессе обучения дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Недостаточная степень коррекции данного вида патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии (нарушения письма) на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии (нарушение чтения).

Актуальность темы

  • Усвоение слоговой структуры речи является важной предпосылкой для овладения грамотой и успешного обучения ребёнка в школе.
  • У большинства детей с общим недоразвитием речи наблюдается нарушение слоговой структуры слова, что затрудняет коррекционную работу по устранению речевых нарушений.
  • Недостаточная коррекция этого нарушения в дошкольном возрасте может привести к возникновению у школьников дисграфии и фонематической дислексии, а также вызвать вторичные психические наслоения.
  • Овладение грамотой является основой образовательного процесса ребёнка, поэтому отсутствие коррекционной работы влечёт негативные изменения в развитии личности ребёнка.
  • Дидактическая игра повышает интерес детей к образовательной деятельности, развивает сосредоточенность и обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

В ходе проектной деятельности была сформулирована гипотеза:

Гипотеза: Эффективность формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников значительно возрастёт, если использовать упражнения и дидактические игры и применять разнообразные методы и средства для обучения.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: развитие слоговой структуры у детей дошкольного возраста посредством использования упражнений и дидактических игр.

Задачи проекта:

- Развитие оптико-пространственной ориентации, определение пространственного положения предметов.

- Развитие темпо-ритмической организации движений и действий, речедвигательных навыков.

- Развитие речеслухового восприятия, памяти.

- Развитие фонематических процессов.

- Развивать и совершенствовать навыки звукового и слогового анализа.

- Развитие навыка усвоения ритмической структуры слов.

- Учить воспроизводить слова различного слогового состава.

- Развитие связной речи детей.

- Развитие памяти, внимания, воображения.

- Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития речевой функции.

Содержание/реализация проекта

Этапы реализации проекта:

 I этап – подготовительный.

  1. Определение темы проекта, формулировка цели, определение задач проекта.
  2. Изучение методической литературы, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов по данной теме.
  3. Диагностика детей с нарушениями речи.
  4. Подготовка материально-технической базы: приобретение пособий, изготовление и оформление дидактических игр, наглядного материала.
  5. Разработка проекта, плана мероприятий.
  6. Создание интереса у участников проекта

II этап – основной (октябрь-апрель) 

  1. Проведение непосредственно образовательной деятельности.
  2. Осуществление взаимодействия между участниками проекта (беседы и консультации).
  3. Обсуждение и оказание помощи в изготовлении продуктов проекта.

III этап – заключительный (май)

  1. Анализ достигнутых результатов.
  2. Обобщение материалов проекта.

 Практическая часть проекта

- Включение в непосредственно образовательную деятельность игр и упражнений, направленных на коррекцию и совершенствование слоговой структуры слова.

- Использование дидактических материалов для развития неречевых и речевых функций: слухового внимания, памяти, темпо-ритмического чувства, артикуляционной моторики, пальчиковой моторики, звукопроизношения, фонематических процессов и слоговой структуры слов.

- Учёт значимости неречевых процессов, таких как оптико-пространственная ориентация, темпо-ритмическая организация движений и действий, способность к серийно-последовательной информации, для усвоения слоговой структуры слова.

- Развитие ритмической способности ребёнка, которая обеспечивается деятельностью зрительного, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов.

- Совершенствование межанализаторных связей для создания базы для сенсомоторных механизмов слогового ритма речи и организации становления речевых механизмов.

- Использование нейроигр для формирования слоговой структуры слова.

7.Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта

Ожидаемые результаты

В ходе реализации проекта дети научатся:

- Воспроизводить слова различной слоговой структуры: дети смогут повторять слова, состоящие из разного количества слогов.

- Определять количество слогов: дети будут учиться слышать и различать количество слогов в слове, определять границы между ними.

- Подбирать слова к слоговым схемам: дети будут составлять слова, соответствующие заданной схеме, например, односложное слово с ударением на первый слог или двусложное слово с ударением на второй слог.

- Употреблять в активной речи слова различной слоговой структуры без наглядных опор: дети будут использовать новые слова в своей речи, не используя картинки или другие визуальные подсказки.

- Составлять предложения со словами различной слоговой структуры: дети будут объединять слова в предложения, учитывая их слоговую структуру и порядок следования слогов.

- Элементарными навыками слогового анализа: дети будут учиться делить слова на слоги, определять ударный слог и последовательность слогов в слове.

Список использованной литературы/научно – методических материалов

Богомолова, А.И Логопедическое пособие для занятий с детьми/ А.И. Богомолова. – Спб.: ТОО «Издательство «Библиополис», 2014. – 195 с. – Текст: непосредственный.

Большакова, С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие/ С.Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 56 с. – Текст: непосредственный.

Ванюкова, Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания / Л.С. Ванюкова. – М.: ТЦ Сфера, 2021. – 87 с. – Текст: непосредственный.

Дель, С.В. Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР/ С.В. Дель, А.П. Непокорова //Практическая психология и логопедия. – 2016. – № 4. – С. 26 – 39. – Текст: непосредственный.

Маркова, А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией //Хрестоматия по логопедии/Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – Т. 2. – С. 41 – 51. – Текст: непосредственный.

Сафонкина, Н.Ю. Некоторые направления коррекции слоговой структуры слова у детей /Н.Ю. Сафонкина// Логопед в детском саду. – 2017. – № 7. – С. 56 – 61. – Текст: непосредственный.

Ткаченко, Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками/ Т.А. Ткаченко. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 112 с. – Текст: непосредственный.

Четверушкина, Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет: Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей/Н.С. Четверушкина. – М.: «Издательство Гном и Д», 2023. – 96 с. – Текст: непосредственный.

Приложение №1

Перспективный план по познавательно-речевому развитию

для детей старшей группы

№ занятия

Дети

Родители

Педагоги

Примечание

Занятие № 1

1. Упражнение на развитие слухового гнозиса;

2. Упражнение на дифференциацияю звучания долгих и коротких звуков;

3. Комплекс общеразвивающих упражнений;

4. Упражнения на развитие слухового внимания и памяти;

5. Игра «Музыкальный мяч» на отработку гласных звуков.

 

Приложение № 2

Занятие № 2

1. Упражнения на отработку слогов со стечением согласных звуков;

2. Игры с мячом, «скажи наоборот»;

3. Пальчиковая игра «Капуста»;

4. Развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале гласных звуков;

5. Отработка слогов, игра «Катаем снежную бабу».

Приложение № 3

Занятие № 3

1. Знакомство со слогом;

2. Деление слов на слоги;

3. Графическое изображение слогов

Приложение № 4

Занятие № 4

1. Работа с трехсложными словами;

2. Графическое изображение трехсложных слов.

3. Определение количества слогов в словах;

4. Графический диктант двусложных и трехсложных слов.

Приложение № 5

Занятие № 5

1. Деление слов на слоги и выделение голосом гласных из дыусложных, односложных, трехсложных слов;

2. Упражнение «Выделите гласные из слов»:

- из односложных слов (сом, сам, мыл, лук, мир, зал, жар, куст, стал, мост, брат, друг, стул, клин, кнут, штык);

- из двусложных слов (мыло, ноты, мука, сода, жало, зубы, куры, карта, кошка, ручка, рыбка, душно, пышно, пышка, крыло);

- из трехсложных слов (машина, лопата, сорока, домики, рыбаки, бумага, сапоги.)

Консультация для родителей

«Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР, возможные нарушения и пути коррекции»

Приложение № 6

Приложение № 7

Занятие № 6

1. Упражнение «Назови слово состоящее из трех слогов»;

2. Упражнение на выделение гласного звука в слове и определение количества слогов в слове на материале однлсложног, двусложного и трехсложного слов;

3. Упражнение на графическое изображение слогового состава слова;

4. Игра «Составь слово».

Приложение № 8

Занятие № 7

1. Графический диктант с выделением гласных из слов: шар, гусь, игла, радуга, ворота, еж, дом, шапка, музыка, вата, погода;

2. Упражнение «Порядок слогов в слове»:

- «Прослушайте стихотворение «Петя и слова», закончите его, составив последнее слово из предложенных слогов»;

- «Составьте слова из слогов: а) с опорой на картинку, б) без опоры на картинку».

3. Работа с ритмическими схемами.

3. Работа с разрезной азбукой.

Приложение № 9

Занятие № 8

1. Отработка слоговой структуры на материале стихов и чистоговорок;

2. Игра «Рассели птиц»;

3. Упражнение «Составь предложение по сюжетной картинке»;

4. Игра с мячем на определение слогов слове.

Приложение № 10

Мастер-класс для педагогов

 «Играем, слоговую структуру слова развиваем» (из опыта работы)

Приложение № 10

Приложение № 2

Занятие 1.

Тема. Слоговой состав слова.

Цель. Учить детей различать речевые и неречевые звуки, развивать слуховой гнозис.

Оборудование. Игрушка Незнайка, предметные картинки, музыкальные инструменты.

Ход   занятия

I. Организационный момент.

Логопед: «Ребята, посмотрите, кто к нам пришел на занятие?»

Дети: «Незнайка»

II. Развитие слухового гнозиса

Логопед: «Незнайка хочет научиться играть на музыкальных инструментах, но он не знает, как звучит каждый из этих инструментов (дети рассматривают предметные картинки с изображением музыкальных инструментов). Давайте поможем ему. Но сначала проверим, знаете ли вы названия музыкальных инструментов. Я буду называть инструмент, а вы показывайте картинку, на которой он изображен: барабан, дудка, труба, и т.д. (дети показывают соответствующие картинки).

А сейчас внимательно слушайте и поднимайте картинку с изображением того инструмента, который звучит.

Логопед поочередно играет на инструментах за ширмой, а дети поднимают картинки (например, стучит по барабану, а затем спрашивает у детей, какой музыкальный инструмент они слышали).

III. Дифференциация звучания долгих и коротких звуков

Логопед: «Ребята, скажите, все эти инструменты звучат одинаково?»

Дети: «Нет»

Логопед: «Правильно, они звучат по-разному, давайте еще раз послушаем и сравним (логопед играет на барабане). Какой звук мы слышим, короткий или длинный?»

Дети: «Короткий»

Логопед: «Какой звук мы слышим, когда играем на дудке?»

Дети: «Длинный»

Логопед: «Правильно. Теперь определите, какой звук мы слышим, когда играем на бубне?»

Дети: «Короткий»

Логопед: «Определите, какой звук мы слышим, когда играем на губной гармошке?»

Дети: «Длинный».

IV. Комплекс общеразвивающих упражнений

Логопед: «Ребята, сейчас попробуем выполнить работу тех людей, про профессии которых мы еще не говорили».

        Подметает дворник двор,

        Убирает дворник сор.

        (Наклоны вперед с одновременными рывками рук, имитируя подметание).

         Наш охранник на посту

Смело смотрит в темноту.

(Повороты вправо-влево, приставляя ладонь к глазам)

А сапожник сапоги

Для любой сошьет ноги.

(«Распашонка» - присесть, встать, выставляя поочередно ногу на пятку).

V. Развитие слухового внимания и памяти

Логопед: «Давайте поиграем: вы будете внимательно слушать, и запоминать, сколько раз я ударю в барабан, а вы столько же раз должны хлопнуть в ладоши.

VII. Отработка гласных звуков

Игра «Музыкальный мяч»

VI. Итог занятия.

«Чему вы сегодня научились?» – спрашивает логопед.

Приложение № 3

Занятие 2

Тема. Слоговой состав слова.

Цель. Отрабатывать слоги со стечением согласных звуков.

Оборудование. Сюжетные и предметные картинки, мяч, игрушка мишка.

Ход   занятия

I. Организационный момент.

Логопед: «Ребята, посмотрите внимательно на картину, что вы видите? (показ пейзажа «Лес»)

Дети: «Лес, деревья».

Логопед: «Правильно, это лес и к нам сегодня на занятие пришли лесные жители (на столе появляются игрушки: мишка, лиса, зайчик, белка, ежик, волк).

II. Отработка слогов со стечением согласных звуков

Логопед: «Ребята, посмотрите, что растет у Мишки в саду (показывает предметную картинку с изображением овощей)? Огу…(рцы),  капу…(ста),  реди…(ска),  ре…(дька),  морко…(вка). Дети поднимают соответствующие карточки и договаривают окончания.

Логопед: «Как можно назвать одним словом все, что выращивает Мишка?

Дети:  «Овощи!».

III. Игра с мячом

Логопед: «Ребята, а вы хотите вместе с Мишкой работать в саду и выращивать овощи?»

Дети: «Да!»

Логопед:  «Мне нужны ловкие помощники, поэтому давайте поиграем. Я буду бросать мяч и говорить «А», а вы ловите и возвращайте с произнесением слога «СТА». (Аналогично проводится работа с другими слогами: О-СТО, У-СТУ, Ы-СТЫ, И-СТИ).

IV. Игра «Скажи наоборот»

Логопед: «Молодцы, с предыдущим заданием вы справились, а теперь я буду называть слог, а вы должны сказать его наоборот. Например, ТСА – АСТ.

ТСЫ - .., ТСУ -.., ТСО -.., ТСИ -…

V. Пальчиковая игра «Капуста»

Логопед: «Мишка посмотрел, какие вы ловкие и просит вас помочь ему сделать салат. Ребята, посмотрите на картинку и скажите, из чего мы будем делать салат?»

Дети: «Из овощей»

Логопед: «Какие овощи изображены на картинке?

(Логопед говорит первую часть слова, а дети произносят окончание: капу…ста, морко…вка).

Логопед: «Повторяйте слова и движения за мной:

        Мы капусту режем, режем,

        (движения прямыми ладошками вверх-вниз)

        Мы морковку трем, трем,

        (потереть кулачок о кулачок)

        Мы капусту солим, солим,

        (поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем)

        Мы капусту жмем, жмем.

        (сжимать и разжимать кулачки).

Развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале гласных звуков

Логопед: «Произнесите звук  “А» (О, И, У) столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши».

Дети произносят поочередно звуки.

Логопед:  «Давайте поиграем: я буду разговаривать с вами на языке лесных жителей, но без голоса, а вы внимательно смотрите на меня и повторяйте вслух (логопед беззвучно артикулирует различные сочетания гласных звуков АОИ, ИОА, УАО, ИАИ и т.д.).

Дети: (произносят вслух): «АОИ, ИОА, УАО» и т.д.

VI. Отработка слогов

Игра «Катаем снежную бабу».

VII. Итог занятия.

«Чему вы сегодня научились?» – спрашивает логопед.

Приложение № 4

Занятие 3

Тема. Слоговой состав слова.

Цель. Учить детей делить двусложные слова на слоги.

Оборудование. Тетради, ручки.

Ход   занятия

I. Организационный момент.

Логопед просит занять места за партами мальчиков 1 ряда, затем девочек 1 ряда, потом мальчиков и девочек 2 ряда.

II. Повторение пройденного.

Дети  вспоминают и называют гласные первого и второго ряда.

III. Знакомство со слогом.

Логопед произносит слог «ра» и спрашивает, понятно ли, что хотела сказать. Дети  отвечают, что непонятно. Аналогично логопед работает со слогом «ма». Затем произносит по слогам слово «ра-ма».

«Сначала были произнесены части слова, поэтому было непонятно, – объясняет логопед. – Когда части соединились, получилось слово. Часть слова называется слогом».

Подобным же образом логопед строит работу со словами «мука, лапа» и т. п.

IV. Деление слов на слоги.

Детям предлагается отхлопать количество слогов в словах, произнести эти слова по слогам и назвать первый и второй слоги. Слова: «муха, ваза, роза, сани, вата, лужа, рыба».

V. Графическое изображение слогов.

Поставьте вопрос к слову рыба. (Кто? Рыба) – Что обозначает это слово? (Предмет.)

Дети на доске и в тетрадях изображают слово «рыба» графически (одной чертой). Затем логопед вместе с дошкольниками устанавливает, что в слове «рыба» две части, т. е. два слога. Каждую часть обозначают короткой черточкой ( —  — ).

Аналогично графически изображаются слова, состоящие из двух открытых слогов: «соки, липа, нога, луна, рука, Валя, Миша, Лада».

VI. Итог занятия.

«Чему вы научились на занятии?» – спрашивает логопед.

Приложение № 5

Занятие 4

Тема. Слоговой состав слова.

Цель. Учить детей делить трехсложные слова на слоги.

Оборудование. Схемы слова

Ход   занятия

I. Организационный момент.

Пальчиковая гимнастика «Дружба».

П. Закрепление пройденного материала.

Логопед называет двусложные слова с открытыми слогами и просит детей определить количество слогов и назвать слоги по порядку.

Ш. Работа с трехсложными словами.

Логопед просит детей определить количество слогов в слове  «рыба» и спрашивает: «Кто ловит рыбу? (Рыбаки.) Какой новый слог появляется в слове рыбаки? (ки.)» Логопед предлагает дошкольникам хлопками выделить слоги в следующих словах: «машина, береза, лимоны, малина, пижама, газета»,  назвать слоги по порядку, подсчитать количество слогов.

IV. Графическое изображение трехсложных слов.

Логопед предлагает детям графически изобразить слово «малина», затем обращает их внимание на то, что в этом слове три слога. Это надо показать на схеме (—  —  —). При графическом изображении слов дети проговаривают каждый слог.

V. Определение количества слогов в словах.

Логопед называет вперемежку двух- и трехсложные слова. Дети поднимают соответствующую схему.

Слова: куры, курица, лужа, лужица, мыла, вымыла, водила, возили, мыло.

VI. Графический диктант двусложных и трехсложных слов.

VII. Итог занятия.

«Что вы сегодня учились делать?» – спрашивает логопед.

Приложение № 6.

Консультация для родителей:

«Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР,

возможные нарушения и пути  ее коррекции»

В настоящее время в логопедической работе с детьми, страдающих общим недоразвитием речи, зачастую на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. Между тем в самом ходе обучения речи постоянно обнаруживается, что овладение произношением слоговой структуры слова представляет для них особенно большую трудность и требует специального внимания учителя-логопеда.

Нарушение слоговой структуры слова — это одно из разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Характеризуется этот дефект речевого развития в том, что ребенок испытывает трудности в произношении слов сложной слоговой структуры.

Если мы слышим в речи ребенка пропуски или наращения звуков и слогов, значит слоговая структура слова нарушена. До 3-х лет-это физиологическая норма, если ребенок 4-5 лет произносит: масолет (самолет, ферваль (февраль, липека (таблетка, можно констатировать стойкое нарушение слоговой структуры слова. Самостоятельно, без коррекционной помощи специалиста это нарушение не пройдет! Множественные нарушения слоговой структуры слова является ключевым моментом, свидетельствующим о наличии у ребенка ОНР. Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников одно из самых трудных для коррекции проявлений речевой недостаточности. Без целенаправленного обучения дети с ОНР испытывают выраженные трудности в освоении школьной программы. Преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не должно отодвигаться на задний план, ведь недооценивание значения формирования слоговой структуры слова-это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.

Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова.

Несмотря на первичную сохранность интеллекта, при отсутствии своевременной коррекции ОНР может возникнуть пограничная интеллектуальная недостаточность. Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи.

Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Чётко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова. Слова могут быть деформированы за счет:

1.Нарушения количества слогов:

а) Элизия – сокращение (пропуск) слогов: “моток” (молоток).

Ребёнок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова (“на” — луна), в его середине (“гуница” — гусеница), слово может не договариваться до конца (“капу” — капуста).

В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного (“ка” — каша, “пи” — писал), другие затрудняются лишь на уровне четырёхсложных структур, заменяя их трёхсложными (“пувица” — пуговица):

— опускание слогообразующей гласной.

Слоговая структура может сокращаться за счёт выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова – согласный сохраняется (“просоник” – поросёнок; “сахрница” — сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.

б) Итерации:

— увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (“тарава” — трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчленённым его произношением, представляющем собой как бы “ раскладывание” слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки (“дирижабил” — дирижабль).

2.Нарушение последовательности слогов в слове:

— перестановка слогов в слове (“деворе” — дерево);

— перестановка звуков соседних слогов (“гебемот” — бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушеия.

3.Искажение структуры отдельного слога:

— сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (“капута” — капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения (“тул” — стул).

Данный дефект Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина выделяют как самый распространённый при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.

— вставка согласных в слог (“лимонт” — лимон).

4.Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому (“пипитан” — капитан; “вевесипед” — велосипед).

5.Персеверации (от греческого слова “упорствую”). Это инертное застревание на одном слоге в слове (“пананама” — панама; “вввалабей” — воробей).

Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.

6.Контаминации – соединения частей двух слов (“холодильница” — холодильник и хлебница).

Все перечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с системными нарушениями речи. Данные нарушения встречаются у детей с недоразвитием речи на разных (в зависимости от уровня развития речи) ступенях слоговой трудности. Задерживающее влияние слоговых искажений на процесс овладения речью усугубляется ещё и тем, что они отличаются большой стойкостью. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.

Формирование слоговой структуры слова зависит от особенностей развития неречевых процессов, которые являются фундаментом слоговой структуры. Нет прочного фундамента - не построить прочный дом, т. е. не освоить письменную речь и чтение в той степени, которая позволит стать успешным. Для этого важны следующие процессы:

- оптико-пространственная ориентация: ориентируемся сначала в своем теле, затем в трехмерном пространстве. Формирование пространственных представлений - одно из важнейших условий жизненных успехов» и временно-пространственной ориентации понимать: что сначала, что потом;

- ритмическая и динамическая организация движений (следовательно, нужно развивать чувство ритма, умение быстро и правильно переключаться с движения на движение);

- способность к серийно-последовательной обработке информации.

А слоговая структура слова - это именно серийная двигательная программа) присуща ритмическая составляющая, без ритма действие распадается. Одновременно с работой над структурой слова учитель-логопед осуществляет постановку отсутствующих и искаженных звуков. Работа над новым звуком также содержит большие возможности для формирования слоговой структуры слова. Так, при автоматизации звука логопед предлагает детям слоговые ряды в определенной последовательности: односложные, двусложные, трехсложные (са, са-са, са-са-са) и т. д. Когда слоговые ряды включают в себя не только отрабатываемые, но и сохранные звуки, то повторение их прямо способствует формированию умения ребенка переключаться с одного слога на другой, предупреждает ошибки уподобления слогов. При введении отрабатываемого звука в слово необходимо также соблюдать строгую последовательность слоговых трудностей. Так, не следует автоматизировать новый звук в словах, слоговая структура которых еще не отработана.

Ребенок с ОНР не может самостоятельно овладеть произношением слоговой структуры слова, так же, как он не в состоянии самостоятельно усвоить произношения отдельных звуков. У неговорящего ребенка отсутствуют те огромные речевые возможности, которые в условиях нормального развития могут компенсировать те или иные недочеты в овладении речью. Поэтому необходимо долгий и непроизводительный процесс стихийного формирования произношения слоговой структуры слова заменить целенаправленным и сознательным процессом обучения этому умению.

В ходе обследования логопед выявляет степень и уровень нарушения слоговой структуры слов в каждом конкретном случае и наиболее типичные ошибки, которые допускает ребёнок речи, выявляет те частотные классы слогов, слоговая структура которых сохранна в речи ребёнка, классы слоговой структуры слов, которые грубо нарушены в речи ребёнка, а также определяет тип и вид нарушения слоговой структуры слова.

Проведение учителем-логопедом, специально подобранных игр, на групповых, на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях создаёт благоприятные условия для формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи. Но немаловажную роль в развитии слоговой структуры слова играют родители детей с ОНР. В связи с этим необходимо родителям с раннего возраста развивать у ребёнка умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи.

Помочь ребенку в преодолении трудностей могут следующие игры:

1. Для развития слуховой памяти: «Где позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент».

2. Для развития слухового внимания: «Сколько раз ударили в барабан?», «Кто позвал».

3. Работа над ритмом и темпом. Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов. Берется музыкальный инструменти задает ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу. «Передай привет» (хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе).

4. Упражнения на развитие координации рук: «Делай как я» (Воспроизведение серий движений руками, ногами, «Движения животных» (ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе.

5. Графические упражнения: «Продолжи строчку», «Выложи орнамент»,  «Укрась тарелочку», «Что следующее», «Собери бусы.»

6. Артикуляционная гимнастика: «Весёлый язычок»

7. Развитие пространственно-временных представлений: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. На примере детских сказок- «Репка», «Теремок».

8. Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова: «Паровозик» (выделять последний звук и подбирать и подбирать на него следующее слово-вагончик.)

«Подбери слово»(подбираем слова на заданный звук, слог.)

9. Игры направленные на формирование чувства рифмы: «Доскажи словечко» (отрывки из детских стихов, «Подбери рифму» (ложка- кошка, танки- санки).

В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в гостях, по дороге в детский сад, транспорте.

Любые нарушения можно успешно скорректировать при условии систематической, грамотной работы логопеда при тесном сотрудничестве с родителями!

Игры и упражнения по формированию

слоговой структуры слова

«Поезд»

Взрослый предлагает картинки или карточки со словами. Нужно поместить слова (картинки) в вагончики поезда в зависимости от количества слогов :

1 вагон — слова, состоящие из одного слога,

2 вагон – слова, состоящие из двух слогов,

3 вагон – слова, состоящие из трёх слогов.

«Прятки»

Взрослый  демонстрирует детям картинки (называет слова), затем убирает наборное полотно с картинками, предлагает вспомнить и назвать слова с определённым количеством слог.

«Калейдоскоп слов»

Игра проводится в форме соревнования между командами или детьми. Взрослый  демонстрирует на листе картинки с разным количеством слогов. (от 1 до 4-х), после этого команды по очереди бросают кубик, где точками (от 1 до 4-х) обозначены количество слогов, дети называют слова с таким количеством слогов. Каждое правильно названное слово отмечается фишкой. Выигрывает команда, набравшая больше фишек.

«Договори слог»

Взрослый  предлагает детям найти потерявшийся слог.  Пред детьми лежат картинки. Взрослый произносит первый слог или первые два слога слова-картинки, ребенок это слово договаривает недостающим слогом.

Потерялся слог куда-то.

Изменилось слово — ждёт.

Может, слог найдут ребята,

Кто же слово нам спасёт?

Найди слово

Взрослый предлагает рассмотреть сюжетную картину и назвать слова с определённым количеством слогов.

«Урожай»

Урожай собрать пора,

Не зевайте, детвора,

Слово верно называйте

И картинки выбирайте!

Каждый участник игры должен выбрать картинка с определённым количеством слогов (1, 2, 3) и положить в нужные корзинки.

Картинки можно предложить по теме овощи: лук, чеснок, морковь, картофель, свёкла, редис, помидор, капуста, баклажан, тыква, кабачок, огурец.

«Найди пару»

Каждый ребенок чётко по слогам называет и отхлопывает своё имя. Затем дети расходятся. По сигналу , каждый играющий должен встать рядом с тем, в чьём имени столько же слогов.

«Пирамида»

На наборном полотне помещают ряд картинок. Детям предлагается построить пирамиду, где в первом ряду будут слова, состоящие из одного слога, во втором — из двух слогов, в третьем — из трех, в четвертом — из четырех. Слова: вата, дом, снегири, Буратино, кот, муха, машина.

«Помоги слову»

Придумай начало слова. Взрослый говорит окончание слова. Ребенок добавляет первый слог и называет слово ( в зависимости от возможностей детей можно использовать картинки):

… — рево,… — ляна, … -ха, … — жама, …- дочка, …- ка, … -мидор, … — лина

«Угадай имя»

Взрослый говорит детям, что задумано имя, которое состоит из 2-х или 3-х, 4-х слогов. Дети должны угадать, какое имя задумано.

Мое имя

Предлагается детям произнести свое имя по частям:

а) прошагать его;

б) протопать одной ногой.

в) прохлопать.

«Угадай-ка»

На наборном полотне выставляются картинки — отгадки. Взрослый предлагает загадку и показывает схему слова — отгадки. Ребенок должен среди предложенных картинок выбрать отгадку, поставить рядом со схемой и назвать слоги.

Загадки:

Из трубы вьется, а в руки не дается./ дым/

Когда мной умываются, то слезы появляются./мы-ло/

Всегда шагаем мы вдвоем, похожие, как братья.

Мы за обедом — под столом, а ночью — под кроватью. /са-по — ги/

Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красную шапочку нашел.

/гриб/

Приложение № 7

Занятие 5

Тема. Слоговой состав слова.

Цель. Дать детям представление о слогообразующей роли гласного, учить выделять гласные из слов.

Ход   занятия

I. Организационный момент.

Садятся на свои места дети, которые назовут слово, состоящее из двух слогов.

II. Деление слов на слоги и выделение голосом гласных:

а) из двусложных слов. Логопед произносит слово «горы» по слогам, выделяя голосом гласные: «Го». Какой вы слышите гласный в этом слоге? «О». А в слоге «ры» (ы.) Сколько слогов в слоге «горы»? (Два.) Сколько гласных звуков в этом слове? (Два.) Назовите еще раз гласные в слове «горы». (О, ы.).

Аналогично разбираются еще два-три слова. Логопед обращает внимание детей на то, что в словах количество гласных соответствует количеству слогов;

б) из односложных слов. Логопед произносит слово «дом». Дети выделяют голосом гласный (о), определяют количество слогов. Затем логопед спрашивает, как дошкольники догадались, что в слове один слог;

в) из трехсложных слов. Логопед произносит слово «малина», дети считают слоги, выделяют голосом гласные из каждого слога (а, и, о), определяют количество гласных.

«Что вам помогло определить количество слогов в слове?» – спрашивает логопед. (Количество гласных.)

Затем логопед вместе с детьми делает вывод: «Количество слогов в словах зависит от количества гласных, а количество гласных должно соответствовать количеству слогов в слове».

Ш. Определение количества слогов в словах.

Упражнение «Выделите гласные из слов».

Определите количество слогов в слове (каждый раз логопед требует доказательства, почему в слове один, два, три слога. Логопед произносит слово так, как оно пишется.):

а) из односложных слов:

Сом, сам, мыл, лук, мир, зал, жар, куст, стал, мост, брат, друг, стул, клин, кнут, штык;

б) из двусложных слов:

Мыло, ноты, мука, сода, жало, зубы, куры, карта, кошка, ручка, рыбка, душно, пышно, пышка, крыло;

в) из трехсложных слов:

Машина, лопата, сорока, домики, рыбаки, бумага, сапоги.

IV. Итог занятия.

Логопед обращается к детям: «Что вы сегодня учились делать на занятии? О чем надо помнить при делении слов на слоги?»

Приложение № 8

Занятие 6

Тема. Слоговой состав слова.

Цель. Закрепить у детей умение делить слова на слоги, выделять гласные из слов.

Оборудование. Предметные картинки, схемы слов.

Ход   занятия

I. Организационный момент.

Садится на свое место тот ребенок, который назовет слово, состоящее из трех слогов.

II. Закрепление материала предыдущего занятия.

Логопед выставляет на доску три картинки, изображающие «шар, вазу, лимоны».

Задание 1. Скажите, что изображено на картинках. Выделите голосом гласные звуки. Подсчитайте, сколько в слове слогов. Произнесите слово по слогам.

Задание 2. Изобразите слова графически. Напишите над каждым слогом соответствующую гласную.

ШАР                                    ВАЗА                                   ЛИМОНЫ

  А                                      А   А                                       И  О  Ы

Задание 3. Назовите картинку, дайте графическое изображение слова, напишите гласную над соответствующим слогом.

Приблизительный   перечень   картинок: кот, муха, кубики, дуб, рыба, бумага, рак, рука, рубашка и т. д.

III. Проверка выполненной работы.

IV. Игра «Составь слово»

V. Итог занятии.

«Что вы сегодня делали на занятии?» –  спрашивает логопед.

Приложение № 9

Занятие 7

Тема. Слоговой состав слова.

Цель. Учить детей определять порядок слогов в слове.

Оборудование. Предметные картинки, слоги из разрезной азбуки.

Ход   занятия

I. Организационный момент.

Садится на свое место тот ребенок, который назовет слово, состоящее из двух слогов.

II. Закрепление материала предыдущих занятия.

1) Графический диктант с выделением гласных.

Логопед произносит слова так, как они пишутся, и напоминает, что слова следует разделять запятой.

Дети в тетрадях дают графическое изображение этих слов и пишут гласные под соответствующим слогом.

Приблизительный перечень слов: шар, гусь, игла, радуга, ворота, еж, дом, шапка, музыка, вата, погода,

2)Проверка выполненной работы.

Логопед называет слова в порядке предъявляемых картинок, дети называют количество слогов и гласные в каждом слове.

3) Порядок слогов в слове.

Логопед выставляет на доску картинки, изображающие «сумку и машину». Название этих картинок произносит деформированно: «ка-сум, ши-ма-на». Затем спрашивает, получились ли слова. (Не получились.) Переставляет слоги и произносит слова правильно. «Теперь получились слова? (Получились.) Почему в первом случае слова не получились? (Слоги произносились не по порядку.) Чтобы получались слова, необходимо слоги не путать и произносить их по порядку».

Задание 1. Прослушайте стихотворение «Петя и слова», закончите его, составив последнее слово из предложенных слогов. (На доску выставляются слоги «мы, вы, ты».)

...Вот с какими он словами

Прибежал однажды к маме:

– Если руки мыли ВЫ,

– Если руки моем МЫ,

– Если руки моешь ТЫ,

Значит, руки ....

Задание 2. Составьте слова из слогов: а) с опорой на картинку, б) без опоры на картинку.

Логопед произносит слова, переставив слоги, дети правильно называют слово:

а) Па-ла, ки-ра, ки-ма, ры-ша, ба-шу, зы-ко, ру-ка;

б) ка-ру, ги-но, ма-зи, жу-ки, е-ду, бу-ду.

Задание 3. Составьте правильно слово из слогов разрезной азбуки:

Ма-ра, ни-са, ка-бел, ро-вед, ка-шап, бик-ку, мар-ко, ки-мар.

III. Игра «Слоговое лото»

IV. Итог занятия.

«Чему вы сегодня научились?» – спрашивает логопед.

Приложение № 10

Занятие 8

Тема. Слоговой состав слова.

Цель. Отрабатывать слоговой структуры слов на материале чистоговорок и стихов.

Оборудование. Иллюстрация скворечника; предметные картинки с изображением птиц (гусь, сова, петух)

Ход   занятия

I. Организационный момент. Логопед читает стихотворение.

Все теплее воздух вешний,

Светит солнце сквозь туман,

И скворец в свою скворешню

Прилетел из дальних стран.

II. Отработка слоговой структуры.

Логопед: «Ребята, а вы знаете, кто такой скворец (демонстрируя картинки)?

Дети: «Птица»

Логопед: «Правильно, а каких вы еще знаете птиц?

        Ва-ва-ва – сидит на дереве…

Дети: «Сова»

Логопед: «Долбит он в лесу сук, Раздается: тук-тук-тук!»

Дети: «Дятел»

Логопед: «С золотистым гребешком гордо ходит он кругом».

Дети: «Петух»

Логопед: «На даче в лесу жили разные птицы: сороки, воробьи и …

Дети: «Синицы»

Логопед: «Немного я его боюсь, эта птица – важный …

Дети: «Гусь»

III. Игра «Строим скворечник».

Логопед: «Вот как много мы вспомнили разных птиц. Как называются птицы, которые живут с человеком?»

Дети: «Домашние».

Логопед: «Назовите этих птиц»

Дети: «Гусь, петух, курица».

Логопед: «О домашних птицах заботится человек, а кто позаботится о диких птицах? Ребята, давайте для них построим скворечник».

        Хором:      Мы – строители:

                       (Прижать руки к груди, затем вытянуть их вперед)

                           Тук-тук молотком,

 (Ударять кулачками друг о друга, постепенно поднимая руки вверх)

                       Строим, строим новый дом.

                       Дом с трубой и красной крышей.

 (поднять правую руку вверх, затем сложить прямые ладони      «домиком»)

                         Дом большой и видный вышел.

                         (Поднять прямые руки вверх)

                      Дом скворечником зовем

                         Мы расселим птичек в нем.

IV.Игра «Рассели птиц»

Логопед: «Скворечник мы построили большой, трехэтажный. Нам нужно расселить птиц по этажам. На первом этаже поселите птиц, в названии которых 1 слог, на втором этаже – птиц, в названии которых 2 слога и на третьем этаже – птиц, в названии которых  3 слога. Ворона, гусь, сова, петух, дятел, сорока, синица, курица.

Дети: «На первом этаже – гусь, на втором – сова, петух, дятел, и на третьем – сорока, синица, курица».

V.Повторение чистоговорок и чтение стихотворения хором с отстукиванием ритма.

Хором:  Гуси, гуси!!!

              Га-га-га!!!

              Есть хотите?

              Да-да-да!!!

Затем дети становятся парами и читают стихотворение с отстукиванием ритма без помощи логопеда.

VI.Составление предложений по сюжетной картинке.

Логопед: «Ребята, посмотрите на картинку, что на ней изображено?»

Дети: «Забор, петух, курицы».

Логопед: «Составьте предложения по картинке».

Логопед: «На заборе сидит петух. Курицы щиплют траву. Петух охраняет кур».

Логопед: «Сколько слогов в слове «Петух»?

Дети: «Два слога».

Логопед: «Назовите первый, последний слог».

Дети: «ПЕ, ТУХ»

VII. Игра с мячом.

Логопед: «Я буду бросать мяч и просить назвать домашнюю или дикую птицу. Вы говорите название птицы и ударяете мячом об пол столько раз, сколько слогов в названии птицы».  (Дети выполняют задание)

VIII.Итог занятия.

Логопед задает детям вопросы по изученной теме и хвалит всех за работу на занятии.

Приложение № 11

Мастер-класс для педагогов

 «Играем, слоговую структуру слова развиваем»

Цель: представить педагогическому коллективу систему приёмов и методов для устранения нарушения слоговой структуры слов путём теоретических аспектов и игровой практикой.

Логопед:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

- Мне бы очень хотелось вас поприветствовать при помощи пальчиковой игры. Называется она «К логопеду прибежали».

К логопеду прибежали

Все друг другу руки жали

Люда, Таня, Маргарита.

Дверь всегда для вас открыта!

Не хотите ль пирожок?

Или коржик кусок?

Вот драже вам на дорожку

Вы берите по - немножку

Вместе мы стряхнули крошки

И захлопали в ладошки!!!

 Объявление темы мастер-класса.

Сейчас я вам покажу картинки и произнесу слова так, как называли дети эти слова:

ФОТОАППАРАТ- «фопотарат»

ПОМИДОРЫ - «мидоры»

СКОВОРОДКА - «скородолка»

КЛУБНИКА - «лубика»

ОБЕЗЬЯНА - «бизяна»

ТАРЕЛКА - «талерка»

Может быть, вы догадались, что случилось со словами? (Нарушался контур слова, были переставлены звуки, слоги, выпущены слоги из слова.)

Да, нарушалась в целом слоговая структура слова.

Я приветствую вас на мастер-классе по теме: «Играем, слоговую структуру слова развиваем».

    Теоретический аспект «Что такое слово».

- Что же такое слово, раз его структура нарушается.

 В словаре Даля я нашла несколько определений;

1. Исключительная способность человека выражать свои мысли и чувства.

2. Дар говорить, разумно сообщать сочетаемые звуки, словесная речь.

3. Сочетания звуков, составляющих одно целое, обозначающих предмет, понятие.

4. Разговор. Беседа.

А структура - это состав, ряд, компонент.

А если нарушается слоговая структура слова (ССС), то мы можем иметь сразу ряд затруднений в речи, это способность говорить чётко и понятно, поддерживать беседу, ясно выражать свои мысли.

 Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками. Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.

Работа по коррекции нарушений слоговой структуры слов это длительный и многоэтапный процесс. Поэтому очень важно, как можно раньше начать формировать предпосылки к развитию слоговой структуры слова, тем самым осуществлять профилактику таких нарушений.

Типы нарушений слоговой структуры слова

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

1. Нарушение количества слогов:

Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;

Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;

Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

Перестановка слогов: «деворе» — дерево;

Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;

3. Искажение структуры отдельного слога:

Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;

Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;

4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;

5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;

7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.

     Практическая часть.

В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:

подготовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале; собственно, коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.

Подготовительный этап.

Последние исследования показывают, что развитие слоговой структуры слова зависит от особенностей развития неречевых процессов: пространственной ориентации, слухового внимания, ритмической и динамической организации движений. Эти процессы являются базой для усвоения слоговой структуры слова.

Предлагаю вашему вниманию задания, которые помогут детям развить слуховое внимание, память без участия речи. Для этого мы можем использовать различные предметы, которые, нас окружают это бумагу, картон, ложку, вилку, чашку, книгу, ножницы воду и. т. д.

 Упражнение «Газета»

Скомкать газету и определить характер шума. Какие звуки напоминает шум мнущейся газеты. (Шелест листьев, шипение змеи, шипение масла на сковородке, плеск, шум моря. Звук газеты какой? тихий, шершавый, газетный, глухой, мятый.)

Упражнение: «Запомни и назови»

Ход: Внимательно посмотрите и запомните предметы (5,6) разложенные на столе. Закройте глаза и внимательно слушайте и, не глядя, рассказывайте о том, что я буду делать (мять бумагу, переливать воду, стучать ложкой по чашке, резать картон ножницами, перелистывать книгу, стучать вилкой о ложку).

Существует прямая взаимосвязь между пространственными представлениями и слоговой структурой. Пространственные представления - это представления о расположении предметов относительно точки отсчета. Если рассматривать с точки зрения речевой деятельности - то это воспроизведение последовательности элементов слова (звуков, слогов). Соответственно если у ребенка недостаточно развито это умение, то ему будет трудно воспроизводить слоги в определенной последовательности, устанавливать последовательность событий, планировать свою деятельность и обозначать все это в речи. Выделяют несколько видов ориентировки в пространстве.

Упражнения на развитие сомато - пространственной ориентации

Цель: закреплять знание частей тела, схемы лица, умение обозначать их в речи

 Игровое упражнение «Будь внимательным!»

Правую (левую) ладонь положи на левое (правое) плечо.

Левой ладонью дотронься до правого колена.

Правой ладонью погладь левую щеку.

Левой рукой почеши правое ухо…

 Игровое упражнение «Мое лицо»

Нарисуйте в середине листа овал. Я буду загадывать загадки, а отгадки рисуйте в овале лица.

  1. Брат с братом через дорожку живут,

А друг друга не видят.

(Глаза)

  1. Вот гора.

А у горы

Два глубоких хода.

В них все время воздух ходит.

То заходит, то выходит. (Нос)

  1. Два брата в разлуке

Скучают друг о друге,

А сойдутся вместе —

 Сердятся и хмурятся. (Брови)

  1. Красные двери в пещере моей. Белые звери прячутся в ней.

Всю пишу, все мясо - добычу мою

Я с радостью этим зверям отдаю. (Губы, зубы)

Оля слушает в лесу, Как кричат кукушки. А для этого нужны

Нашей Маше…(Ушки)

  1. У Алёшки – копной,

У Маринки – волной (волосы).

Следующее задание на развитие оптико-пространственной ориентации

Цель: формировать умение определять пространственное расположение предметов и направление движения относительно себя (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко, глубоко, низко).

 Игровое упражнение «Высоко или низко»

Я называю действие предмета или только предмет. Вы отвечает, высоко, низко, глубоко.

Снег на вершине горы... Высоко!

Божья коровка на ромашке... Низко!

Ведро упало в колодец... Глубоко!

Самолет летит,

якорь стоящего корабля,

комар летит,

акула плавает,

туча плывет,

камень на дне реки,

дым из трубы,

парашютист приземляется,

Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве

 (на плоскости)

Цель: учить ориентироваться на плоскости (на листе бумаги).

Дидактическая игра «Муха».

Перед вами игровое поле и «муха», т. е. пуговица. Взрослый дает детям следующие команды: - Посади «муху» на букву «А». - Муха «переползла» на одну (или две) клеточку вверх (вниз, вправо, влево). Где «сидит муха»? (на букве «У» и т. д.).

 Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации

Цель: ориентировка человека во времени и пространстве

Упражнение «Репка»

В ходе игры логопед выставляет одного за другим персонажей кукольного театра, вместе с детьми проговаривает сказку, затем задает вопросы.

Примеры вопросов:

— Кто стоит впереди бабки?

— Кто стоит сзади бабки?

— Кто стоит впереди кошки?

— Кто стоит между бабкой и Жучкой?

— Сколько всего персонажей сказки?

— Кто из них стоит вторым? Третьим? Первым?

— Какая по счету мышка? Кошка? Внучка?

— Кто стоит впереди внучки?

— Какой по счету дед?

 Игровое упражнение «Паровозик».

Игра развивает у детей умение действовать по сигналу, умение ориентироваться в пространстве   и соотносить свое положение с другими частниками игры. Используя слова: за, перед, между, первый, последний рассказать о своём местоположении.

 Следующие упражнения помогут развить чувство ритма, различить и усвоить слоговой состав слова. Упражнения направлены на создание основы правильного членения слова на слоги, что подготавливает речь к словесному ударению.

Для этого вы можете использовать любые музыкальные инструменты, ложки, банки, барабаны, молоточки, палочки, карандаши. и. т. д.

Игра «Музыкальный ежик»

(модифицированный вариант игр Е. И. Юдиной)

Цель: воспроизведение ребенком ритмического рисунка с помощью хлопков или детских музыкальных инструментов (барабан, бубен, клавесы).

Логопед: Не приходилось ли вам встречать музыкальных ежиков? Например, таких, которые играют на барабане? А вот молдавскому поэту Георгию Виеру приходилось!? Попробуем сопровождать это стихотворение стуком на клавесах. Делать мы это должны одновременно, ведь у ежика был всего один барабан.

С барабаном ходит ежик.

Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик:

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами...

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он.

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались:

Бум-бум-бум!

И об землю ударялись:

Бум-бум-бум!

Ой, как зайчики струхнули!

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули!

Бум-бум-бум!

Забавное стихотворение, не правда ли? Какие слова все время повторяются в стихах? Сколько ударов барабана изображают эти слова

 Ритмическая игра: «Дятел» (клавесы)

Ход: Внимательно послушайте и запомните, как стучит дятел. На карточках ритмический рисунок. Я стучу на клавесах, а вы выберите соответствующую карточку.

Долбит дятел в лесу сук раздаётся!! ,

Долбит дятел в лесу сук раздаётся! ,

Долбит дятел в лесу сук раздаётся! ,

и. т. д.! ! !;! !;!! !;! .

 «Пение веселых песенок»

Представьте, что вы лягушки. Вам поручили спеть песню «Чунга – чанга» на своѐм языке с помощью слов «ква – ква – ква».

Таким образом, можно использовать подражание различным животным на любые детские песни.

 Коррекционный этап

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.

Выделяются следующие уровни:

уровень гласных звуков;

уровень слогов;

уровень слов;

уровень коротких предложений;

уровень чистоговорок, стихов и других текстов.

Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

Уровень звуков

Работа над гласными

Точное восприятие и чёткая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слогового абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов.

  На начальном этапе мы уточняем артикуляцию гласных звуков, сопровождая показ картинкой, схематическим изображением и графической схемой.

Упражнение «Отгадай звук» (а о у и э ы). По артикуляции гласного звука ребёнок должен догадаться и назвать загаданный звук.

Упражнение «Кто так говорит»

По-разному может звучать один и тот же звук. Это зависит от того, кто произносит этот звук.

Например.

Характер звука «А» - плачет девочка, кричит мальчик, поёт девушка, мама качает малыша (Что изображено на картинке? Как она поёт?), испуг, показ горлышка врачу.

Характер звука «О» - удивилась бабушка, болит зуб, стонет дед, потягивается папа, поёт певица…

На данном этапе развивается мимика, лексика, дыхание, воображение, память, внимание, фонематический слух.

 Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;

Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;

Взрослый отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.

 Работа над слогами

Работа проводится с разными типами слогов:

с общим согласным (например, упр. «Катаем снежную бабу» — имитируя движения, произносить: ба – бо – бу – бы);

с общим гласным (ка – та – ма – ва);

обратные слоги (Скажи «Ав – ав» столько раз, сколько точек нарисовано);

закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);

прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости, звонкости — глухости («Забиваем гвоздики молотком: та – да – та – да, то – до – то – до»);

Приемы и упражнения:

Послушайте дразнилку

 «Как умный заяц дразнил ворону» С. Иванов

Сидит на суку ворона и каркает. А заяц на пеньке и ворону дразнит. Ворона говорит:

- Кар…

- Тошка… - добавляет заяц.

- Кар …

- Мушка – ухмыляется косой.

- Кар …

- Тина – быстро выкрикивает заяц.

- Кар …

- Зина – хохочет длинноухий.

- Кар, кар – закричала рассерженная ворона на зайца. И клювом его, клювом.

- Аул, аул – завопил заяц. – Караул! – и от вороны во весь дух.

Задание «Слоговой аукцион».

И я предлагаю вам закончить начатый слог.

СА-пог, нки, хар, лат, рай, молёт.

Ру - ….

А теперь придумайте слова, оканчивающиеся на слог - ба.

 Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»): са-со…;

Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»): са-со-су-сы;

Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры

Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).

Слоговые домики ( количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).

«Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов).

 «Додумай слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _ )

 Игра «Восстанови порядок» Наша задача переставлять слоги в нужном порядке.

на-ши-ма - машина

ти-на-кар - картина

ра-бу-но-ти - Буратино

га-кни - книга

ла-шко - школа

та-пар - парта

ла-кук - кукла

би-ку-ки - кубики

Игра «Собери картинку» Считается, что использование таких упражнений помогает детям быстрее овладевать навыками чтения, ребёнок непроизвольно запоминает образ букв.

Игра «Рифма»

Подберите рифму к слову кошка. (Мошка, картошка, ножка, брошка, ладошка, окошко.)

 Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами

«Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса)).

«Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.).

Задание «Скороговорка в картинках».

Чтобы легче было воспроизвести скороговорку. Дети зарисовывают её содержание схемой, рисунком. Один из приёмов запоминания мнемотехника помогает развивать мелкую моторику, мышление, воображение.

- Сало было, стало мыло.

- Сиреневенькая зубовыковыривательница.

- Наш мотоциклист вашего мотоциклиста перевымотоциклит.

- Дуб дубовистый-широкозеленолистый.

Заплетаю я плетень, перерезаплетаю, прирасплётываю.

(Педагоги проговаривают свои скороговорки, демонстрируя рисунки).

5. Итог

Вот и подошёл к концу наш мастер-класс. Сегодня я показала вам уважаемые педагоги  игры и упражнения, которые способствуют преодолению нарушений слоговой структуры слова. Я постаралась представит игры последовательно, а вы можете использовать каждую игру в отдельности.

Чтобы наш мастер-класс не прошёл незамеченным, я хочу предложить вам на этой солнечной полянке, где растут весенние цветы, а дети - это цветы нашей жизни прикрепить свою бабочку:

 - Понравился мастер-класс. Буду применять упражнения и игры в своей работе пусть прилетят бабочки жёлтого цвета.

- Неплохо было. Но о том, буду ли я применять упражнения и игры в своей работе не знаю, пусть прилетят бабочки красного цвета

- Ничего не поняла по теме. Было скучно, тоскливо, пусть прилетят бабочки синего цвета  

(Пока приклеивают бабочек, звучит музыка «От улыбки станет всем светлей…»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по речевому развитию в средней группе на тему «Весна - Красна, в гости к нам пришла!» Автор проекта : воспитатель Полунина Е. В.

Данный проект направлен на формирование у детей коммуникативно-языковой компетентности. закрепление  представлений детей о времени года «весна»; воспитывать бережное отношение к пробуждению приро...

Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи средствами художественной литературы»

Проект по речевому развитию в подготовительной группе«Развитие связной речи средствами художественной литературы»...

Проект по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ «Речевые чудеса. Фразеологизмы».

Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста проводят огромную работу над формированием и совершенствованием лексико-грамматических категорий у своих воспитанников.В течение всего времени обучен...

Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи»

Любовь к чтению книг необходимо развивать с раннего возраста, необходимо вырабатывать в ребенке интерес к слушанию произведений....

Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи через ЧХЛ»

Вид, тип проекта: групповой, познавательно – творческий.Продолжительность проекта:  сентябрь 2022г. - май 2023г. (долгосрочный)Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет...