Развитие указательного жеста у детей
консультация по коррекционной педагогике
Развитие указательного жеста у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие указательного жеста у ребенка.
В последнее время в практике специалистов все чаще встречаются дети которые не владеют указательным жестом в том возрасте, в котором он давно должен присутствовать.
Родственники спрашивают, можно ли ребёнку показывать на что-то, например, указательным пальцем?
Ведь, функцию указывания может выполнять не только указательный жест, но другие движения: показывать глазами на объект, поворотом головы, любыми другими пальцами, всей рукой и пр. Это значит, указывать могут, жестом быть могут, а указательным жестом (по определению) не являются.
Указательный жест – это только использование указательного пальца.
Психолог Дж. Баттерворт даёт следующее определение указательному жесту: «указательный палец и рука вытянуты по направлению к интересующему объекту, тогда как остальные пальцы руки собраны вместе и удерживаются большим пальцем».
Указательный жест используется для направления собственного внимания или внимания других людей на предмет во время социального взаимодействия.
Основная цель указания — указать направление, местоположение, событие или вещь относительно человека. Указание состоит из 3-4 элементов:
1. Разгибание указательного пальца
2. Сгибание оставшихся пальцев в ладонь, возможно, большим пальцем в сторону;
3. Обычно пронация (направление) ладони обращена вниз или к средней линии тела.
4. Разгибание руки.
Указательный жест – это маркёр предречевого развития. Отсутствие указательного жеста – красный флажок аутизма.
Указательный жест предшествует появлению первых слов, являясь своеобразным «первым словом».
Указательный жест является показателем невербальной коммуникации между взрослым и ребёнком.
Основное значение указательного жеста – социальное.
Указательный жест появляется примерно с 1 года до 3 лет.
Средний возраст появления указательного жеста — 1 г.4 мес — 1 г. 6 мес.
У детей с нормальным темпом психофизического развития моторный акт, связанный со становлением указательного жеста, формируется в течение первого года жизни.
Начало формирования — 9 месяцев, но может возникать и с 8 месяцев, одновременно с детским лепетом. А понимать его ребёнок может уже с 6 месяцев.
Этапы развития указательного жеста.
Императивный этап - с 8-9 месяцев до 1 года. Цель – получить желаемое. Исполнение - ребёнок с помощью указательного жеста показывает на предметы, расположенные вблизи: «это киса», «вот мама».
Декларативный этап — с 12 месяцев до 18 месяцев. Цель - для привлечения внимания. Исполнение — ребёнок начинает им пользоваться для совместного внимания, для коммуникации. «Посмотри на …» .
Директивный этап - с 12 месяцев до 24 месяцев. Цель - уметь выполнить инструкцию. Инструкция: «Принеси …» «Дай...».
При каких условиях появляется указательный жест?
Непроизвольная реакция - ребёнок указывает на интересующие его предметы.
Жест, возникающий на вопрос взрослого: «где носик?», «где глазки?», «где ушки?» и т.д.
Жест, возникающий в качестве просьбы, желания получить, что хочется, но это находится или далеко, или нельзя.
Причины отсутствия указательного жеста.
Причины, по которым не сформировался указательный жест, могут быть разные:
нарушение импрессивной и экспрессивной речи, отсутствие других невербальных средств коммуникации (не машет рукой «пока», использует «руку» взрослого, чтобы указать на предмет), нарушение мышечного тонуса, мелкой моторики, отсутствие явного интереса к окружающему, игре со взрослыми (или интерес есть, но выражается специфично), указывание на предмет с помощью ладони, кулака, других пальцев руки, расстройства аутистического спектра, генетические заболевания: синдром Дауна, синдром Вильямса и др.
Если к 1,6 нет указательного жеста, то проводим корреляцию с формированием речи: как ребенок нас понимает и сколько слов говорит. Если возникли сомнения, то будут необходимы консультации специалистов: невролога, лор – врача, логопеда.
Приемы формирования указательного жеста:
#1055;оказываем пример. Взрослый должен сам использовать указательный жест. Показывать предметы указательным пальцем так, чтобы ребёнок видел.
2. Выбираем интересный объект или яркую игрушку, показываем сами и просим ребёнка показать.
3. Мотивируем ребёнка использовать указательный жест во время еды, предлагая выбрать желаемый продукт или блюдо.
4. Выбираем правильное расстояние до объекта – это зона доступа ребёнка. Предметы должны находиться первоначально на расстоянии вытянутой руки.
5. Побуждаем ребёнка тянуться за желанным предметом.
6. Используем приём «рука в руке». Взрослый формирует указательный жест ребёнка своей рукой.
7. Добавляем требование-инструкцию: «Дай!» «Попроси!»
8. Привлекаем взгляд ребёнка на своё лицо, держим желанные предметы близко к нему.
9. Усложняем ситуацию. Показываем не только любимые, но и другие предметы, вместе с другими членами семьи, на картинках, в книжках, в разных местах, не только дома.
Если же причиной «неправильного» указательного жеста является нарушение тонуса и мелкой моторики руки, то тренируя ребёнка удерживать пальцы в необходимом положении, мы готовим ему хорошую базу для успешного освоения навыка письма в будущем.
Таким образом, указательный жест - важнейшая веха в развитии ребенка, открывающая новые горизонты общения и познания мира. Этот простой, на первый взгляд, навык закладывает фундамент речевого развития и социального взаимодействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра «Крокодильчик» по развитию «говорящих» жестов, мимики.
Подготовительная группаЗадачи:1.Обогащать словарный запас детей.2.Формировать и совершенствовать мелкую моторику рук, двигательные умения и навыки.3.Осуществлять мероприятия по коррекции мышления, вни...
Этюды на выразительность жеста для детей 3-4 лет Психогимнастика М. И. Чистяковой (21.05.2020)
Для занятий с детьми 3-4 лет дома...
Картотека пальчиковых игр, потешек с жестами для детей раннего возраста
Игры-потешки для развития мелкой моторики рук...

Обучение ребёнка использованию указательного жеста
Для детей раннего возраста или дошкольников с задержкой речевого развития и трудностями в коммуникации, первая цель по развитию коммуникации – это научиться использовать указательны...