Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

В статье рекомендованы игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Учитель-логопед: Никифорова Е.С.,

МБДОУ №174, город Ульяновск.

Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в основе обучения детей чтению, письму.

При несформированности данного умения дети задерживаются в речевом развитии, потому что не слышат собственных артикуляционных ошибок:

- путает парные по глухости-звонкости, глухости-звонкости согласные;

- совершает многочисленные грамматические ошибки в речи;

- пропускает слоги в словах;

- не употребляет предлоги или путает схожи пары (над-на, в-во);

- не может правильно выразить мысль, неверно употребляя созвучные слова (лук-люк, том-дом).

В результате к школьному возрасту количество проблем увеличивается. Дети с неразвитым фонематическим восприятием имеют следующие проблемы в обучении:

- дисграфия;

- дислексия;

- низкая скорость чтения, письма.

- ошибки в поиске однокоренных слов, фонетическом разборе, проверочных форм на последний согласный.

Чтобы избежать сложностей в школьном возрасте, важно своевременно заметить недоразвитие фонематического слуха, оказать дошкольнику или школьнику логопедическую помощь. Основное место в коррекционной работе с детьми по развитию речевого слуха занимают игры.

Главная забота педагогов, работающих с дошкольниками, помочь детям усвоить программный материал и в то же время сохранить им детство. Дидактические игры – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний.

Для развития фонематического слуха можно использовать следующие игры и упражнения.

Дидактическая игра «Тишина».

Цель: формирование умения различать неречевые звуки.

Ход игры: Дети сидят в комнате или на улице, закрывают глаза и слушают тишину 1-2 минуты. Разговаривать в момент игры нельзя. Если занятие проводится на прогулке, организовать полное отсутствие звуков сложно, поэтому под тишиной понимаются все шорохи, сигналы машин, пение птиц.

Когда педагог разрешит, дошкольники открывают глаза и описывают свои впечатления от игры, подробно рассказывают, что они смогли услышать в тишине.

Упражнение «Лото».

Цель: определение наличия заданного звука в слове.

Ход игры: Детям раздаются цветные кружки и карточки с изображением 4—6 предметов, в названии которых встречается и не встречается заданный звук. Дается задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.

Оборудование: цветные кружки и карточки с изображением 4—6 предметов.

Игра «Лови звук».

Цель: развитие фонематического слуха, внимания.

Ход игры: Ребенок сидит напротив логопеда и внимательно слушает, какие звуки произносит педагог. Дошкольник получает задание хлопать ладошками и ловить только определенный перед началом игры звук.

Педагог должен медленно произносить разные звуки, а между ними правильный. Если малыш хлопнул ладошками не вовремя, то есть поймал неверный звук, нужно указать ему на ошибку.

Упражнение «Подумай, не торопись».

Цель: вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука.

Ход игры: Детям предлагается:

1) подобрать слово, которое начинается на последний звук слова стол;
2) вспомнить название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр;

3 ) подобрать слово, чтобы первый звук был К, а последний Т;

4) ответить, какое слово получится, если к слогу НО добавить один звук.

Упражнение «Заколдованное слово».

Цель: развитие фонематического слуха и звукового анализа слов.

Ход игры: Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный грамотный, всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы.

Взрослый называет слово — жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех-четырехбуквенных слов, затем усложняя ”заколдованные” слова. Например, ”расколдовываем” слово ”горка” — ”Г, о, р, к, а”.

Речевой материал: камень, вата, вагон, книга, кусты, малина.

Упражнение «Живые звуки».

Цель: Определение последовательности и количества звуков в слове.

Ход игры: Логопед предлагает поиграть в игру «Живые звуки». Один ребенок — звук С, другой — О, третий — К. Играющие дети называют эти звуки. Затем они прячутся, и логопед приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел первым, какой звук пришел за ним, какой звук пришел последним. В какой последовательности должны встать дети-звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?

Оборудование: карточки со звуками.

Упражнение "Подбери рифму".

Цель: развивать фонематический слух

Ход: Педагог объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово. По дороге шёл жучок, Песню пел в траве ... (сверчок). Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

Упражнение «Слово спряталось».

Цель: Развитие звуко-слогового анализа и синтеза.

Ход игры: Ребёнку предлагаются предметные картинки. Он должен выделить первый слог в названии каждой картинки, объединить слоги в слово, прочитать полученное слово.

Речевой материал:

Шура, бабушка – шуба

Камень, шары – каша

Лимон, самолёт – лиса.

Дидактическая игра «"Звуковые гномы".

Цель: научить детей дифференцировать гласные и согласные твёрдые и мягкие звуки.

Ход: Дети определяют (по шапке гномов, какие звуки нужно помочь ему собрать, и называют слова с данным звуком. Слова «складываются» в корзинки гномов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и гра...

«Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» из опыта работы

игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»

Данный материал  поможет познакомить родителей с понятием фонематический слух, с  играми и упражнениями для развития фонематического слуха, дает рекомендации об использовании речевых игр дом...

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста...

Картотека "Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"

Формирование слухового внимания, умение ориентироваться на фонему, развивать фонематический слух....

Практикум для родителей родительского клуба "Умелые родители" на тему "Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста".

Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. ...