Рекомендации для педагогов
консультация по коррекционной педагогике
Рекомендации для педагогов (всех специалистов ДОУ) которые работают с детьми СДВГ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_pedagogam.docx | 72.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР № 2 г. ЧЕЛЯБИНСКА»
Г. ЧЕЛЯБИНСК, УЛ. КРАСНОПОЛЬСКИЙ ПРОСПЕКТ, 1 Ж
Рекомендации для педагогов
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
Давыдова К.Э
ЧЕЛЯБИНСК, 2024
Ребёнок с СДВГ - это не поведенческая проблема, и не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, ребёнок с СДВГ имеет нейрофизиологические проблемы, справится, с которыми самостоятельно не может. Поэтому проблему нельзя решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями или убеждением: наказания, замечания, окрики не приведут к улучшению поведения такого ребёнка, а скорее ухудшат его.
Рекомендации воспитателям по работе с детьми, у которых синдром дефицита внимания с гиперактивностью
1. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами. На занятиях его лучше сажать перед собой.
2. Говорите сдержанно, спокойно, мягко, медленно.
3. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя»
4. Не давайте многословных инструкций, после 10-ти слов ребенок вас просто не услышит.
5. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
6. Если даете ребенку какое-то новое задание, то хорошо бы показать, как его выполнять, или подкрепить рассказ рисунком.
7. Направляйте энергию ребенка в полезное русло (роль дежурного, ведущего в игре). На занятиях давайте поручения раздать что-нибудь, в свободной деятельности мотивируйте его на спокойные действия.
8. Давать задания в соответствии с возможностями ребенка.
9. Предоставить ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения.
10. Большие задания разбивать на последовательные части, контролируя каждое.
11. В совместной деятельности учите ребенка проговаривать свои действия, выстраивать логику и последовательность их выполнения.
12. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок смог бы проявить свои сильные стороны.
13. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
14. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
15. Избегать завышенных или заниженных требований.
16. Игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные.
17. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
18. Помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!
19. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
20. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка).
21. Задать неожиданный вопрос.
22. При всем неуемном внимании к гиперактивному ребенку внешне относитесь к нему так же, как и к остальным детям.
Рекомендации логопеду ДОУ по работе с детьми, у которых синдром дефицита внимания с гиперактивностью
1.Форма проведения занятий – индивидуальная или в небольшой группе.
- В поле зрения ребёнка не должны находиться отвлекающие факторы (игрушки, картинки и другие предметы, не имеющие отношения к занятию).
- Ход занятия должен позволять часто менять вид деятельности, позу. Необходимо обеспечить возможность слушать и говорить, но и двигаться, манипулировать предметами, картинками и т.д.
- Содержание заданий должно быть не только коррекционно-развивающим, но и интересным.
- Использовать разнообразный наглядный материал.
- Использовать игровые приёмы, сюрпризные моменты.
- Не давать многоступенчатых инструкций. Большие задания лучше разбивать на несколько блоков, с обсуждением промежуточных результатов работы.
- Если видны признаки утомления, уменьшить нагрузку, не упрощая задания.
- Со старшими дошкольниками следует заранее договариваться о продолжительности занятия или об объёме предстоящей работы.
Игры и упражнения, позволяющие снять двигательное напряжение в процессе занятия.
Ребёнок с СДВГ постоянно испытывает непреодолимую потребность в движении, что крайне осложняет работу логопеда. Предъявление дисциплинарных требований
По отношению к нему не эффективно, а часто и бессмысленно. Важно организовать занятие так, чтобы ребёнок меньше находился в статичной позе, которая способствует нарастанию гиперактивности, чаще давать ему двигательную «разрядку». Однако движения не должны быть дезорганизующим фактором. Их осмысленный характер служит целям коррекционно-развивающего обучения – совершенствованию мелкой моторики, обучению выделять слова в предложении, развитию слуховой и двигательной памяти и т.д. Возможность расходования избыточной энергии позволяет улучшить концентрацию и устойчивость внимания, повышает интерес к занятиям, делает их более организованными и эффективными.
Повсеместно в логопедической практике используются физкультминутки, но для ребёнка с СДВГ их явно недостаточно. На своих занятиях даю задания, где нужно не только говорить, но и действовать. Например, работая над звукопроизношением, можно использовать упражнения на автоматизацию с двигательными заданиями.
Рекомендации музыкальному руководителю ДОУ по работе с детьми, у которых синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Дети дошкольного возраста, получившие в специальной литературе прозвище «шустрики», своей чрезмерной активностью, непоседливостью, импульсивностью, неумением сосредоточиться на выполнении одного дела доставляют много беспокойства не только родителям, но и педагогам дошкольных учреждений.
Одним из интереснейших и перспективных методов работы с такими детьми является музыкотерапия, под которой подразумевается создание такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствовало бы коррекции психофизического статуса детей. С возбужденными детьми необходимо периодически прослушивать музыкальные композиции с умеренным, медленным и весьма медленным темпом, снижающие общее гипервозбужденное состояние коры головного мозга. Это своего рода успокаивающая музыка.
Список музыкальных произведений, звучание которых можно рекомендовать как успокаивающий фактор:
1. Чайковский. Анданте кантабиле (из 1-го струнного квартета).
2. Чайковский. Песнь без слов (фа минор).
3. Бах. Ария (для струнного оркестра).
4. Дарзинь. Маленький вальс (для симфонического оркестра).
5. Бах. ПрелюдияДо мажор (из первого тома) или переложение той же прелюдии Гуно для голоса.
6. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» (вторая часть для струнного оркестра).
7. Бородин. Опера «Князь Игорь».
8. Бородин. «В средней Азии» (для симфонического оркестра).
9. Бербер. Адажио (для струнного оркестра).
10. Лядов. «Волшебное озеро» (для симфонического оркестра).
11. Кабалевский. Концерт для скрипки с оркестром, вторая часть.
12. Крейслер. Вальс «Муки любви» (для скрипки и фортепиано).
13. Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная», вторая часть.
14. Глазунов. Антракт к пятой картине балета «Раймонда» (для симфонического оркестра).
15. Шуберт. «Неоконченная симфония», вторая часть (для симфонического оркестра).
Чтобы обеспечить благотворное влияние музыки на функции организма, необходимо удобно сесть или лечь. Первый этап подготовки к восприятию музыки требует:
• расслабление мышц;
• отрешения от внешних впечатлений;
• спокойного, ритмичного дыхания.
На каждом занятии имеют место приемы, основанные на контрастах, концентрирующие внимание:
• громко — тихо (пение, хлопки, речь);
• светло — темно («солнышко и дождик», световой эффект);
• весело — грустно (речь, слушание музыки и т. д.);
• медленно — быстро (движение, речь).
Следует стремиться, чтобы гиперактивный ребенок был в центре разыгрываемых на занятиях ситуаций. Так, например, если дети вошли в зал по тропинке из осенних листьев, то педагог может попросить подвижного ребенка собрать эти листочки. За правильное выполнение задания он получает своеобразную награду в виде игры, особенно любимой гиперактивными детьми («Магазин», «Гость», «Зоопарк», «Волк и коза» и т. д.).
Следует обратить внимание и на репертуар. Практический опыт показывает, что патриотические песни, танцы являются настоящим «спасением» для гиперактивных мальчиков, так как они вовлекают детей в целенаправленную осмысленную деятельность, дисциплинируют их, организуют детскую активность. Мальчикам старшей группы можно предложить разучить к празднику 23 февраля песню «Рисунок» Протасова. Ее исполнение сопровождается привлекательными для мальчиков действиями: маршировкой, отдачей чести и т. д. А в танце «Добрые молодцы» дети могут проявить силу, волю, выдержку. Как правило, танец очень нравится детям, они готовы каждый день репетировать, выступать, что решает важную задачу воспитания выдержки и саморегуляции. Для девочек лучше подойдут спокойные, нежные танцы и песни, одновременно помогающие сосредотачивать внимание. Например, танец «Зимний» с серебристыми нитями помог сосредоточить внимание на нежной музыке, и девочки, характеризующиеся расторможенностью в поведении, менялись на глазах, превращаясь в легких балерин.
Музыкальные игры на развитие внимания.
«Слушай звуки»
Ведущий договаривается с детьми о том, что когда он нажмет клавишу нижнего регистра, они должны встать в позу «плакучей ивы», когда верхнего — в позу «тополя». Затем начинают игру — дети идут по кругу. Звучит нота нижнего регистра — дети останавливаются в позе «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).
«Будь внимателен!»
Дети шагают под «Марш» С. Прокофьева. Затем на слово «зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» как бы ударять «копытом» об пол, «раки» — пятиться, «птицы» — бегать, раскинув руки в стороны, «аист» — стоять на одной ноге.
«Четыре стихии»
Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Игра «Флажок»
Дети ходят по комнате под музыку. Когда ведущий поднимает флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.
Этюд «Новая кукла»
Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой (мальчик — с новой машинкой). Звучит веселая музыка.
Рекомендации инструктору по физической культуре ДОУ по работе с детьми, у которых синдром дефицита внимания с гиперактивностью
- Занятия должны проводиться регулярно с постепенным увеличением нагрузки, под наблюдением медицинского работника.
- Необходимо иметь в виду, что гиперактивным детям нельзя участвовать в играх, где сильно выражены эмоции: соревнования, командные игры, показательные выступления.
- Прежде чем приступить к занятиям, ребенок должен пройти медицинский осмотр, чтобы выяснить, не будет ли дополнительная нагрузка вредна для отдельных органов и систем.
Подбирая подвижные игры и упражнения для гиперактивных детей, учитываю следующие особенности таких детей:
- дефицит внимания,
- импульсивность,
- очень высокую активность,
- неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях),
- быструю утомляемость.
Поэтому при проведении занятий, придерживаюсь следующих правил:
- "не замечаю" мелкие шалости, сдерживаю раздражение и не повышаю голос на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается;
- применяю при необходимости позитивный физический контакт: беру за руку, глажу по головке, прижимаю к себе;
- ставлю в начало колонны, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий;
- даю разные поручения во время занятия (убрать, расставить оборудование);
- чаще хвалю за старание, за качественно выполненные упражнения, за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявляю свой восторг, если ребенок довел какое-то дело до конца.
- Для предупреждения переутомления и перевозбуждения детей использую на занятиях разнообразные игры и упражнения, чередуя подвижные с малоподвижными.