"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ТНР"
материал по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 36
Мастер класс для родителей
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ТНР
Подготовила :
Чемезова Т.А.
Г. Ангарск
- Транслирование опыта работы по теме самообразования:
Воспитатель: Чемезова Татьяна Александровна, группа компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи № 5, МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 36.
Тема: Развитие мелкой моторики детей с ТНР через продуктивные виды деятельности.
Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений рук у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через различные виды деятельности.
Задачи:
- Улучшать моторику, координацию движений кистей, гибкость пальцев рук детей старшего дошкольного возраста.
- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр.
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
- Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы.
Перспективный план работы по самообразованию (на период работы по теме):
- Изучение методической литературы и Интернет-ресурсов.
- Подбор игр, пальчиковой гимнастики, упражнений.
- Разработка и проведение занятий с использованием нетрадиционных видов деятельности..
- Обобщение материала по теме самообразования.
Литература:
- Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик, Пляшут мои ручки. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
- Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
- О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования» : https://infourok.ru/logopedicheskoe-posobie-po-razvitiyu-rechi-i-melkoy-motoriki-treniruem-palchiki-razvivaem-rech-2661096.html
- Г.Г.Галкина «Пальцы помогают говорить».
- Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».
- https://multiurok.ru/files/vliianiie-primienieniia-nietraditsionnykh-tiekhnik.html «Влияние применения нетрадиционных техник аппликации на творческое развитие детей с ОВЗ»
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) |
Изучение литературы, Интернет-ресурсов, подбор игр и упражнений | сентябрь- октябрь | ||
Разработка перспективного плана работы | октябрь-ноябрь | ||
Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики. | в течение года | *Картотека пальчиковых игр и упражнений. *Изготовление «сухих» бассейнов с разным наполнением. *Создание «пальчикового театра» по мотивам русских народных сказок. *Картотека «Инсценировка руками» сказок и стихов. *Картотека игр на развитие тактильных восприятий: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». *Картотека игр по конструированию из палочек. | |
Работа с детьми | в течение года | групповая, подгруп-повая, индиви-дуальная | *Проведение игр и упражнений на развитие мелкой моторики. *Настольные игры *Изготовление с детьми открытки к Дню матери, с использованием нетрадиционных приемов. *Лепка из пластилина *Показ теневого театра «Колобок», настольного театра "Маша и медведь" *Инсценировка руками стихов. *НОД «Дикие животные» с использованием нетрадиционных техник аппликации. *НОД «Лисичка» с использованием техники пластилинография. *Участие в конкурсах на муниципальном уровне. *Участие в интернет-конкурсах «Детское творчество» |
Работа с родителями | в течение года | *Оформление папки передвижки для родителей «Пластилинография» *Консультация «Упражнения для развития мелкой моторики» *Мастер-класс «Развитие мелкой моторики детей с ТНР через продуктивные виды деятельности» *Консультация «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры дома» | |
Работа с педагогами | январь-апрель | *Семинар-практикум для педагогов «Мелкая моторика в развитии ребёнка» *Памятка для воспитателей «Мелкая моторика рук и развитие речи» | |
Обобщение материала по теме самообразования | май | *Представление педагогического опыта по самообразованию работниками коррекционно-развивающего обучения | |
Выводы: | 1. Ребёнок сможет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, его речь станет более чѐткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. 2.У детей развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. 3.В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. |
- Проект мероприятия
- Тема: мастер-класс для родителей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи «Знакомство с играми и упражнениями в домашних условиях для развития мелкой моторики детей»
- Цель: Познакомить и научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей.
Задачи: 1. Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика», приёмами её развития в домашних условиях и ролью в преодолении речевого недоразвития.
2. познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях;
3. создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей.
- Образовательные, коррекционные технологии: сопровождение упражнений и игр стихами.
- Ожидаемые результаты:
1.У родителей сформированы представления об особенностях развития мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи .
2. Родителям даны практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
3. Родителями получен опыт самостоятельного подбора игр и упражнений для развития мелкой моторики рук.
- Конспект мастер-класса
Презентация по теме:
- Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня мы хотим провести с вами мастер-класс на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников».
Прежде чем перейти к нашему мастер классу, нам бы хотелось выявить ваши знания по данной теме. Для этого мы сейчас проведем Блиц-опрос.
-У вас на столах лежат сигнальные карточки красного и зеленого цвета. Я буду задавать вам вопрос, вы должны поднять карточку с зеленым цветом если вы думаете ответить на вопрос «Да», а если «Нет», то с красным цветом.
1. Знаете ли вы, что такое мелкая моторика пальцев рук?
2. Имеете ли вы представление, как можно развивать мелкую моторику пальцев рук?
3. Развиваете ли вы мелкую моторику пальцев рук в домашних условиях?
4. Как вы думаете, необходимо ли развитие моторики руки?
5. Знаете ли вы, для чего это необходимо делать?
Что же такое мелкая моторика и для чего необходимо ее развивать?
Мелкая моторика рук – это не что иное, как ловкость рук. Она оказывает влияние не только на речь, но и на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление и воображение.
Хочу вам процитировать высказывание А.Сухомлинского «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
“Рука – это вышедший наружу мозг человека” - так говорил Кант
Дошкольный возраст – это, прежде всего, возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности. Одно из направлений моей работы – это развитие речи дошкольников.
В практике моей работы с детьми прослеживается прямая зависимость между уровнем с форсированности речи и развитием мелкой моторики рук у каждого ребёнка. Это важно на протяжении всего дошкольного детства. Если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь и мышление ребёнка, отпадут проблемы в обучении не только в 1 классе, но и в дальнейшем. Поэтому нужно уделять большое внимание развитию и совершенствованию мелкой моторики дошкольников.
Сейчас, к сожалению, у большинства детей наблюдается отставание в моторном развитии. Они не умеют завязывать шнурки, поэтому родители покупают обувь на липучках или молнии. Если раньше дети вместе со взрослыми больше делали руками: перебирали крупу, вязали и вышивали, то сейчас этим мало кто занимается. Поэтому у них слабо развита мелкая моторика. В результате чего у большинства детей наблюдается проблемы с речью. Начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и многое другое.
Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!
При работе с детьми с нарушениями речи по развитию тонкой моторики рук следует:
1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
2. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время, систематической.
3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.
4. Вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными.
5. Начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом обе).
6. Упражнения выполняются непродолжительно.
В процессе работы развивается:
-сила и ловкость руки;
-переключаемость с одного вида движений на другой;
-внимание;
-глазомер;
-зрительная память;
-усидчивость;
-аккуратность;
-фантазия;
-образное мышление;
-подготовка руки к письму
Практическое задание:
Оборудование: Мультимедиа. На каждого участника: прищепки, технологические карты для игры с палочками, пробки, «сухой» бассейн, мелкие игрушки, тарелочки, бутылочки, пальчиковый театр, «волшебный» мешочек, волчки, карандаши и листочки бумаги, «Чудесный сундучок», буклеты и памятки.
Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения направленные на развитие мелкой моторики, которые можно использовать как в детском саду, так и дома:
•Пальчиковая гимнастика. «Рассказывание» стихов руками.
Способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность головного мозга.
ПАУЧОК
Паучок ходил по ветке, | Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки. |
• Игры – шнуровки. Игры с пуговицами
Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий.
• Игры с прищепками
Упражнения с речевым сопровождением. Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: (Упражнение проводится с родителями)
Сильно кусает котёнок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
•Игры со счетными палочками
Выкладывание разных фигур из счетных палочек по технологическим картам.
•Игры с пробками от бутылок
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно, развиваем координацию движений пальцев.
- Игры с сыпучими материалам (горох, фасоль). Рисование по крупе.
1. В глубокую ёмкость насыпаем фасоль или горох и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
2. Я месила тоже тесто, где ж сюрприз мой, интересно?! «Найди клад»
Прячем мелкий предмет в куче гороха, а ребенок должен попытаться найти его.
3. А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить отделить маленькие от больших.
4.Следующее упражнение – надо взять 1 фасолину или горох большим и указательным пальцем и переложить в другую емкость, потом большим и средним, потом – большим и безымянным.
•Сосуд с узким горлом
«Прожорливая коробка»
Опускание предметов в узкие отверстия.
- Пальчиковый театр
Помогает развивать речь; способствует овладению навыками мелкой моторики; развивает мышление, память, воображение, внимание; снимает тревожность.
- «Чудесный» мешочек
В этой игре ребенок развивает зрительные внимание и память и свою способность узнавать предметы на ощупь. Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребенку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия малыш должен сам узнавать игрушки на ощупь, не ожидая показа парной.
•Мозаика, паззлы, волчки.
Развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.
Очень важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.
Я игрушка-веселушка,
Разудалая вертушка.
Подходите посмелее —
Заводите посильнее.
Показать мне вам охота
Сто четыре оборота.
И, конечно же, такие традиционные формы работы по развитию мелкой моторики как:
• Рисование (пальчиками, ватными палочками, губкой, ниткография)
• Лепка (пластилин, солёное тесто, пластилинография)
• Аппликация (из ниток, обрывная, с использованием соли, крупы)
Очень надеемся, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.
Вывод: умелые пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Рефлексия: Упражнение «Чудесный сундучок».
Предлагаю участникам мастер - класса ответить, что они хотели бы положить в сундучок и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений.
Родители пишут на листочках и кладут в сундучок, я зачитываю.
«Удачным сегодня было…»;
«Я задумалась над…»;
«Мне бы хотелось в следующий раз…».
И помните, развивая мелкую моторику – мы развиваем речь.
Предлагаем Вашему вниманию памятку и буклеты о разнообразии предметов для развития мелкой моторики.
Большое спасибо за активное участие!
- Анализ проведённого мероприятия:
После проведенного мастер-класса родители отметили, что развитие мелкой моторики необходимо для детей с тяжелым нарушением речи.
Занятия пальчиковой гимнастикой помогают ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса.
Систематическая работа в данном направлении позволит достичь следующих положительных результатов: дети станую более внимательны, усидчивы, будут больше общаться со сверстниками, пополнится словарный запас слов, кисть приобретет хорошую подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыком письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/19/picture-64363-1589895570.jpg)
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством игр с водой и песком
Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. Л. Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня –...
развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/12/picture-380624-1389526107.jpg)
Учебно методическое пособие Тема: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста (опыт работы)".
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики провести с детьми углубленную работу в этом направлении....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/26/picture-196130-1443264829.jpg)
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей о развитии мелкой моторики рук....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-432208-1396959178.jpg)
Практические игры и упражнения для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Рекомендации для родителей по проведению пальчиковых игр с игрушками, с рамками и вкладышами, с крупой и орехами, с пластилином, тестом и глиной....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/08/picture-1244730-1662661582.jpg)
Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи"
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи....
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/01/picture-1141132-1556710937.jpg)
"Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития "
quot;Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"Специалисты коррекционного профиля отмечают огромное значение мелкой моторики в психи...