Консультации для педагогов по организации образовательной, игровой деятельности детей СДВГ
консультация по коррекционной педагогике

Давыдова Кристина Эдуардовна

В сборнике подобраны консультации и мастер-классы для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_pedagogov.docx95.13 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР № 2 г. ЧЕЛЯБИНСКА»

Г. ЧЕЛЯБИНСК, УЛ. КРАСНОПОЛЬСКИЙ ПРОСПЕКТ, 1 Ж

Консультации для педагогов по организации образовательной, игровой деятельности детей СДВГ. 

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

Давыдова К.Э

ЧЕЛЯБИНСК, 2024

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Консультация на тему: «Ребёнок с синдромом гиперактивности».
  2. Консультация на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ».
  3. Мастер-класс для педагогов: Тема: «Коррекционная работа с детьми СДВГ»

1.        Консультация на тему: «Ребёнок с синдромом гиперактивности».

Гиперактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью — СДВГ) проявляется у детей не свойственной для нормального развития импульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, невнимательностью.

Такие дети, как правило, не могут сосредоточиться на одном предмете более или менее длительное время, не способны завершить выполнение поставленной задачи, небрежны в ее выполнении. Продуктивность выполнения задания обычно низкая. Часто отмечается повышенная утомляемость. Умственная деятельность детей с СДВГ характеризуются цикличностью: они могут продуктивно работать в течение 5—15 минут, после чего их мозг «отдыхает» 3—7 минут, накапливая необходимую энергию для дальнейшей работы. Состояние утомления сопровождается беспричинным раздражением, плаксивостью, истериками. Могут отмечаться нарушения пространственной координации, проявляющиеся в двигательной неловкости, неуклюжести.

Необычность поведения этих детей не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности, как считают многие взрослые. Скорее можно утверждать, что это — специфическая особенность психики, обусловленная как физиологическими (нарушения в определенных структурах мозга, наследственность, патология беременности и родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни), так и психосоциальными факторами.

Среди возможных причин гиперактивности выделяют:

1) пренаталъная патология (токсикозы, обострение хронических заболеваний у матери, инфекционные заболевания, травмы в области живота, принятие больших доз алкоголя и курение, иммунологическая несовместимость по резус-фактору, попытки прервать беременность, угроза выкидыша);

2)  осложнения при родах (преждевременные, скоротечные или затяжные, стимуляция родовой деятельности, неправильное положение плода, асфиксии, внутренние кровоизлияния);

3)    психосоциальные (стиль воспитания в семье).

Дети с гиперактивностью обращают на себя внимание с первых дней жизни. Они плохо спят, чрезмерно чувствительны к внешним раздражителям (свету, шуму, температуре, запахам), имеют повышенный мышечный тонус. В среднем дошкольном возрасте они обнаруживают неспособность дослушать сказку, выполнить какое-то действие до конца. Их интересы поверхностны и недолговечны, нет попыток проникнуть в суть какого-либо явления. Действия спонтанные, беспорядочные, а игры шумные. Такие дети никогда не задумываются о последствиях своих поступков, не обращают внимания на состояние близких людей. Они часто эгоистичны, демонстративны и требовательны, что приводит к постоянным конфликтам и развитию агрессивности. Отмечается болтливость. Дети легко идут на контакт, иногда злоупотребляя терпеливостью окружающих.

По сравнению с другими нарушениями личности и поведения дошкольников, наличие гиперактивности вызывает наибольшее сопротивление и протест у взрослых. Это вызвано тем, что такие дети сами по себе приносят много неудобств и, кроме того, будоражат окружающих сверстников, которые часто их не принимают в свои игры, так как гиперактивные дети ломают постройки, непоследовательны и агрессивны.

При организации работы с гиперактивными детьми акцент должен делаться на следующих умениях ребенка:

— концентрировать внимание;

— доводить начатое до конца;

— контролировать свои движения;

— снимать мышечное напряжение;

— контролировать свои эмоциональные проявления;

— расширять поведенческий репертуар во взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

В работе с родителями, важно изменить их отношение к своему ребенку, стиль взаимодействия с ним. Они должны понять, что дисциплинарные меры воздействия на гиперактивного ребенка не действуют. Эмоциональный фон общения с ребенком должен быть ровным, позитивным, но без эйфории от его успехов и отвержения из-за неудач. Тактика вседозволенности также недопустима, так как такие дети очень быстро становятся манипуляторами.

Гиперактивным детям должны даваться инструкции, содержащие не более 10-ти слов. Нельзя просить сделать сразу несколько поручений (убрать игрушки, почистить зубы, умыться и т.д.), так как ребенок просто не запомнит их. Лучше давать следующее задание после выполнения предыдущего. Предполагается обязательный контроль качества выполнения поставленной задачи.

Система ограничений и запретов должна быть четкой и неукоснительно выполняемой, количество запретов должно быть сведено до минимума (они должны касаться исключительно безопасности и здоровья ребенка). Совместно с ним должны быть разработаны санкции, которые последуют в случае нарушения запрета.

Важно обратить внимание родителей на построение фраз в общении с гиперактивным ребенком. Более эффективно давать малышу позитивную альтернативу его негативному поведению, перепроектировать его. Лучше сказать «можно бегать на улице», чем «прекрати беготню!». Но еще более эффективно — включиться в игру ребенка, направить его неконтролируемую энергию в нужное русло.

Чтобы ребенок смог услышать взрослого и включиться в новую деятельность, необходимо дать ему время на подготовку, предупредить об изменениях. Можно использовать звуковой сигнал.

Гиперактивных детей необходимо приучать к режиму, к четкому распорядку дня. Нежелательно изменять его даже в исключительных ситуациях.

При организации предметно-пространственной среды ДОУ необходимо помнить о том, что гиперактивные дети вследствие двигательной расторможенности и отсутствия произвольного внимания характеризуются повышенным травматизмом. Поэтому желательно наличие мягких модулей, сухих бассейнов и т. д. В групповой комнате или в ДОУ должно быть пространство для активного отдыха детей.

При организации учебных занятий необходимо продумать предлагаемый материал так, чтобы один и тот же алгоритм вырьировался в различных видах. Занятия должны проводиться в игровой форме с включением физминуток. Нельзя требовать от гиперактивных детей абсолютной дисциплины, это лишь снизит работоспособность и уровень усвоения материала. Занятие постройте так, чтобыоно включало различные методы (обыгрывание, рассказ, демонстрацию и т. д.). При непосредственном выполнении ребенком задания взрослому лучше находиться рядом с ним, поглаживая его, успокаивающе проговаривая его действия спокойным голосом. Главное — сохранять спокойствие и помнить, что в основе гиперактивности лежат органические нарушения и ребенок не виноват в этом. Коррекционное воздействие на гиперактивного ребенка должно включать следующие приемы и технологии:

1.       Обучение приемам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций.

2.       Обучение самомассажу.

3.    Игры для развития быстроты реакции, координации движений.

4.   Игры для развития тактильного взаимодействия.

5.    Пальчиковые игры.

6.    Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.

7.  Психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния.

8.  Работу с глиной, водой и песком.
Коррекционную работу более эффективно строить поэтапно:

— индивидуальная;

— парная;

— под групповая.

Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как только выработка единой системы требований в ДОУ и семье может помочь адаптироваться таким детям и быть успешными.

  1. Консультация на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ».

Цель: повысить уровень психологических компетенций педагогов детского сада по проблеме организации работы с гиперактивными детьми.

Задачи:

- познакомить педагогов  особенностями функционирования высших психических функций у детей, характеризующихся данными проблемами;

- расширить поведенческий репертуар реагирования педагогов на детей с подобными особенностями функционирования;

- познакомить педагогический коллектив с методами и приёмами работы, позволяющими минимизировать симптоматические проявления гиперактивности у детей.

Проблема распространенности синдрома дефицита внимания с гиперактивностью актуальна не только потому, что является одной из современных характеристик состояния детского организма. Это важнейшая психологическая проблема цивилизованного мира.

Ранняя диагностика и коррекция должны быть ориентированы именно на дошкольный возраст. В 4-5 лет, когда компенсаторные возможности мозга велики, и есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений.

Педагогическое сопровождение.

Воспитателю, так же, как и родителям, отводится ведущая роль в процессе адаптации гиперактивного ребенка к жизни в обществе. Чтобы успешно справиться с этой ролью, взрослому необходимо помнить, что поведение гиперактивного ребенка: его повышенная активность, импульсивность в поступках и в выражении чувств – это не «вредность» и «невоспитанность», а результат особенностей функционирования его нервной системы.

- Первое, что может сделать воспитатель – это установить доверительные отношения с малышом. Когда гиперактивный ребенок чувствует, что его воспринимают всерьез, уделяют достаточно внимания, то он проявляет признаки гиперактивности в гораздо меньшей степени.

Гармоничные отношения с взрослыми – родителями, воспитателями – являются одним из условий успешной адаптации гиперактивного ребенка к жизни в обществе, постепенного освоения произвольных форм поведения.

- Основными методами воспитания гиперактивного ребенка являются поддержка и вознаграждение. Если ребенок делает что-нибудь недозволенное, лучше, сохраняя спокойствие, переключить его внимание и направить поведение в нужное русло. В качестве вознаграждения можно использовать как материальные, так и моральные поощрения, отдавая предпочтение последним. Благодарность за помощь, одобрительная улыбка, положительная оценка успешной деятельности имеют для гиперактивного ребенка большое значение и эффективно влияют на его поведение. Можно использовать знаковую систему оценивания деятельности малыша.

К негативным методам воздействия (крик, одергивание, наказание) гиперактивные дети не восприимчивы. Напротив, повышенный тон, физические наказания, постоянное внимание к отрицательным поступкам ребенка при недостаточном внимании к положительным – спровоцируют усиление проявлений гиперактивности и закрепление негативных форм поведения.

У гиперактивных детей даже в возрасте 6-7 лет преобладает непроизвольное внимание, им очень трудно сосредоточиться на монотонной, однообразной деятельности. Напротив, если занятие интересно, увлекательно, с элементами игры и прослеживаемым результатом, гиперактивному ребенку будет намного легче сохранять интерес к занятию, хотя даже в этом случае он может отвлекаться и проявлять двигательную активность. Умственная деятельность гиперактивного ребенка имеет цикличный характер, когда короткий период работоспособности (5-10мин.) сменяется периодом «отдыха» мозга (3-7мин.). В эти моменты своеобразного «отключения» ребенку трудно быть сосредоточенным: он отвлекается, часто проявляя двигательную активность. Лучшей тактикой в этом случае, будет не фиксировать свое и его внимание на нарушении дисциплины, а помочь вернуться к материалу занятия, задав ему вопрос, приглашая к обсуждению.

При всем неусыпном внимании к гиперактивному ребенку, воспитателю следует относиться к нему также как и к остальным детям. Старайтесь не замечать мелкие шалости. Гиперопека приводит к усилению гиперактивности.

Гиперактивный ребенок испытывает большие трудности в коллективе сверстников: ребята отказываются с ним играть, т. к. ему трудно запомнить и соблюдать правила игры, он часто обижается и может вспылить. В этой ситуации без помощи воспитателя не обойтись: напомните правило, подскажите, как поступить. Акцент на положительных качествах и поступках поддержит авторитет ребенка среди сверстников. Создайте ситуации успеха, в которых гиперактивный ребенок смог бы проявить свои сильные стороны.

Второй необходимый шаг со стороны воспитателя – это установление конструктивного сотрудничества с родителями. Сообщайте родителям обо всех малейших успехах ребенка – это поможет снизить напряжение в семье, что позитивно повлияет на поведение ребенка в группе.

Третьим важным моментом во взаимодействии с гиперактивным ребенком является наличие четко сформулированных, понятных правил поведения: в группе, на прогулке, во время занятий. Четкие понятные правила, дополненные терпением и пониманием воспитателя, готового в нужный момент напомнить правило, направить поведение ребенка в нужное русло, а также эмоционально-нейтральный тон при обращении к ребенку, поможет ему постепенно научиться контролировать свое поведение.

Гиперактивный ребенок, растущий, обучающийся и воспитывающийся в благоприятной среде, вовремя получивший помощь специалистов, вырастает трудолюбивым, неутомимым, активным, целеустремленным.

Советы воспитателям:

- Отвлекайте ребенка от его капризов;

- Сфотографируйте или подведите ребенка к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;

- Отреагируйте, неожиданным для ребенка образом, на его поведение –пошутите, повторите его действия, задайте неожиданный вопрос;

- Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

- Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;

- Уделяйте ребенку достаточно внимания;

- Проводите досуг всей семьей;

- Не допускайте ссор в присутствии ребенка;

- Установите твердый распорядок дня;

- Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком заданий;

- Оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

- Избегайте по возможности больших скоплений людей;

- Не прибегайте к физическому наказанию! Целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

- Гиперактивным детям полезна работа с песком, крупой, водой, глиной, рисование с помощью пальцев. Все это помогает снять напряжение.

Игры и упражнения для работы с гиперактивными детьми.

При подборе игр следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре гиперактивному ребенку трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно.

Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм.

Игра «Ласковые лапки»

(Эта игра снимает напряжение, агессивность, развивает чувственное восприятие, способствует гармонизации отношений между ребенком и взрослым.)

Содержание игры.

Взрослый кладет на стол 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Воспитатель объясняет ему, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Можно поменяться с ребенком ролями.

Игра «Кричалки – шепталки - молчалки»

(Эта игра регулирует поведение возбужденных детей, успокаивает их. Развиваются наблюдательность, умение действовать по правилу, волевая регуляция.)

Содержание игры.

Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий, Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую ладонь – «шепталку», можно тихо передвигаться и шептаться; синюю ладонь – «молчалку», дети должны замереть на месте и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой».

Игра «Цап!»

(Пальчиковая игротерапия)

Содержание игры.

Водящий слегка поднимает руку и вытягивает ее вперед. Играющие приставляют указательные пальцы к ладони снизу, а сами движутся по кругу под слова водящего:

Кто под крышей?

Кошки, мышки,

Зайцы и зайчишки.

Папа, мама, жаба: цап!

Услышав слово «цап», нужно быстро отдернуть пальцы, иначе водящий схватит палец зазевавшегося.

Игра «Аист»

(На преодоление расторможенности и тренировку усидчивасти)

Содержание игры.

Ведущий предлагает детям изобразить аиста, который стоит на одной ноге: встав на одну ногу, простоять, проговаривая одновременно стихотворение:

-Аист-птица, аист-птица.

Что тебе ночами снится?

-Мне болотные лягушки!

- А еще?

- Еще? Лягушки!

Их ловить – не изловить

Вот и все!

Пора ходить!

Дети ходят на месте.

Затем дети декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения (машут «крыльями») :

Аист, аист длинноногий

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает (дети стоят на месте) :

- Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова правою ногой,

Снова левой ногой,

После правою ногой,

После левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

Игра «Дерево»

(На релаксацию)

Содержание игры.

Дети стоят. Ведущий предлагает им представить себя в образе могучего дуба (руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, руки, плечи). По очереди расслабить кисти, затем руки, плечи.

Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы растопырь, расслабить кисти, плечи и руки. Руки свободно уронить, покачать руками, как маятник, постепенно то, увеличивая, то уменьшая ширину качания, как будто ветки дуба раскачиваются на ветру.

Игра «Оловянный солдатик»

(На развитие саморегуляции)

Содержание игры.

Ведущий объясняет детям: «Когда вы сильно возбуждены и не можете остановиться, взять себя в руки, встаньте на одну ногу, а др. подогните в колене, руки опустите по швам. Вы – стойкие солдатики на посту честно несете свою службу. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг вас делается, кто, чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальней. Молодцы! »

3.        Мастер-класс для педагогов: Тема: «Коррекционная работа с детьми СДВГ»

Цель: повышение профессиональной компетенции педагог посредством применения простых и эффективных технологий, форм, методов и приемов работы по коррекции детей с СДВГ.

Задачи:

  1. Дать практические упражнения для коррекции детей дошкольного возраста с СДВГ.
  2. Сформировать у участников семинара – практикума мотивацию на применение игр в своей педагогической деятельности.

Формат мероприятия: очный.

Длительность мероприятия: 30 мин.

Оборудование: презентация, флипчарт с бумагой

Ход семинара-практикума:

Проблема  гиперактивности и дефицита внимания в настоящее время приобретает особую актуальность, т. к. число гиперактивных детей постоянно повышается. При несвоевременной диагностике и отсутствии коррекции данное состояние может привести к внутрисемейным проблемам, формированию асоциального поведения, что во многом определяет актуальность изучения СДВГ. Я выбрала данную тему, так как в нашем детском саду число гиперактивных детей увеличивается с каждым годом и нужно искать новые методы и способы коррекции данной проблемы.
Приветствие:

Добрый день уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас на мастер-классе.

        Каждый педагог встречал в своей практике детей, которые, вечно бегут куда то, бесцельно производят какие-то движения, роняют вещи, все ответы выкрикиваются с места, перебивают, не дослушав вопроса до конца, успевают болтать со всеми, рядом сидящими детьми одновременно, смешат, кривляются, отвлекают детей. Когда педагог делает замечание, такой ребёнок, либо не обращает внимания на педагога, либо очень бурно реагирует: обижается, хамит. Обычные воспитательные воздействия, не имеют результатов.

Предлагаю обратиться к определению «Гиперактивности» - «много активности» дословный перевод. Это состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. Гиперактивность связана с возбуждением нервной системы. И ребенок не в состоянии контролировать процессы возбуждения и торможения.

     Причины гиперактивности могут быть разные: вы их можете увидеть на экране.

1) Генетические Наследственная предрасположенность 

2) Биологические – родовые травмы, стремительные роды, заболевания матери во время беременности

3) Социально-психологические причины. Микроклимат в семье, неправильная линия воспитания.

Выделяют три основных симптома проявления гиперактивности:

  1. дефицит внимания,
  2. импульсивность,
  3. повышенная двигательная активность.

       Не существует единого теста для диагностики гиперактивности в психологической практике. Такой диагноз имеет право ставить только детский невролог, психиатр. Но не смотря, но то, что диагноз может поставить только врач, со своей стороны как педагоги мы можем использовать:

Метод наблюдения за поведением ребенком, и его родителями.

Метод анкетирования или  опрос воспитателей и родителей, в котором будут указаны критерии гиперактивности. Для оценки гиперактивности, я использую критерии, разработанные П. Бейкером и М. Алвордом.

После диагностики необходимо организовать коррекционную работу с ребенком.

Цель коррекции является оказание помощи в адаптации к существующим условиям жизни с учетом симптомокомплекса данного нарушения, создание той психологической атмосферы, в которой ребенок будет успешно реализовывать свой потенциал и сможет в дальнейшем самостоятельно, ответственно решать жизненные задачи.

      При организации коррекционной работы с гиперактивными детьми акцент должен делаться на развитие следующих умений: они выведены на экран.

- концентрировать внимания;

- контролировать свои движения;

- снимать мышечное напряжение;

- контролировать свои эмоциональные проявления;

- правильно выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

     Работа с детьми строится традиционными способами:

- индивидуальной;

- парной;

- подгрупповой

Коррекционное воздействие на гиперактивного ребенка имеет целый ряд приемов, но так как ведущий вид деятельности у дошкольника это игра, поэтому предлагаю игры.

  1. Игры на развитие внимания и контроля двигательной активности.
  2. Игры и игровые упражнения направленные на контроль импульсивности с использованием сдерживающих моментов.
  3. Обучение самомассажу и развитие тактильного взаимодействия.
  4. Обучение приемам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций.

          1. Игра «Подвигай телом».

Цель: создать положительный настрой на занятие, снять напряжение и усталость, развитие координации движений и контроля двигательной активности, внимания.

Инструкция. Сейчас мы с вами разомнемся. Это разминка называется «Подвигай телом». Мы будем танцевать разными частями тела. Какими – я буду называть по ходу нашей разминки. Ваша задача – максимально использовать в танце названную часть тела.

Команды:

  • танцуем правой рукой;
  • танцуем левой рукой;
  • танцуем обеими руками;
  • танцуем отдельно головой;
  • танцуем левой ногой;
  • танцуем правой ногой;
  • танцуем обеими ногами;
  • танцуем туловищем;
  • танцуем правым плечом;
  • танцуем левым плечом;
  • танцуем обеими плечами;
  • танцуем бровями;
  • танцуем носом;
  • танцуем губами;
  • танцуем лицом;
  • добавляем к танцу голову и шею;
  • добавляем плечи;
  • добавляем к танцу руки;
  • добавляем правую ногу;
  • добавляем левую ногу;
  • танцуем всем телом;
  • исключаем из танца правую ногу;
  • исключаем из танца ноги;
  • исключаем из танца туловище;
  • исключаем из танца руки;
  • исключаем из танца плечи;
  • исключаем из танца голову;
  • исключаем и лицо;
  • танцуем губами;
  • остановились;
  • повернулись;
  • улыбнулись!

Количество движений может быть любым, в зависимости от особенностей ребенка. Но главное обращать внимание на то, чтобы ребенок мог контролировать свои движения

2. Упражнение «Интервью».

Цель: контроль импульсивности с использованием сдерживающих моментов.

Инструкция: представим, что вы космонавты оказавшиеся на другой планете и с вами на связь вышла земля
Психолог говорит: Земля на связи. Вам предстоит ответить на вопросы журналистов. Отвечайте хором, но помните, что Земля находится очень далеко, звук будет доходить не сразу, а через 3 секунды, поэтому говорить нужно только после счета «Раз, два, три». Все готовы? Начали! Космонавты здоровы? Раз, два, три! Люди на планете есть? Раз, два, три! Небо, какого цвета? Раз, два, три! Вода есть? Раз, два, три! Животные есть? Раз, два, три! Домой хотите? Раз, два, три!

3. Упражнение «Зоопарк».

Цель: обучение самомассажу и развитие тактильного взаимодействия.

Инструкция: встаньте, пожалуйста, друг за другом (паровозиком по кругу). Я буду рассказывать о зоопарке и показывать движения на спине, вы по кругу передаете движения и делаете массаж друг другу.

  1. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, вправа налево).
  2. Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводит направо и налево)
  3. Приходят в зоопарк первые посетители (при помощи кончиков пальцев «сбегать» вниз по спине)
  4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест)
  5.  Рядом находится загон со львами. Сейчас им раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки)
  6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику)
  7. Слышатся сильные прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине)
  8. Рядом находится вольер со слонами. Они медленно ходят по вольеру (медленно и сильно нажимать кулаками на спину)
  9. А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные)
  10. Вот крокодил открывает свою пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги)
  11. А вот и колибри прилетела в гнездо и устраивается там по удобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их)
  12. Вот прогулка подошла к концу. Посетители зоопарка идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера)

          4.«Кричалки-шепталки-молчалки» (Шевцова И.В.)

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это - сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь -«кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь -«шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» - синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками».

          5.Релаксация-визуализация.

В работе   с гиперактивными детьми очень важно научить их расслабляться, снимать напряжения, поэтому использование релаксации – визуализации необходимо.

Примите удобную позу. Сейчас зазвучит музыка и вы закроете глаза.

Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинаем путешествие. Наше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будем счастливы.

   В этом месте может произойти что-то чудесное и волшебное….

Теперь вы снова на своем облаке и оно везет всех назад. На ваше место. Слезайте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

           6.РЕФЛЕКСИЯ

Свой мастер-класс я хотела бы закончить народной мудростью:

Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми. Оскар Уайльд

А вас попрошу, с помощью народных мудростей выразить свое отношение к сегодняшней встречи. Возьмите на память себе то выражение, которое соответствует моей работе.

  1. Такое уменье везде найдет примененье
  2. Много поту – да мало проку!
  3. За все берется, да не все удается

Спасибо все за работу!