Классификация игр для работы с детьми СДВГ
картотека по коррекционной педагогике

Давыдова Кристина Эдуардовна

Сборник игр, включающий в себя шесть вариантов упражнений для детей с СДВГ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassifikatsiya_igr.docx86.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР № 2 г. ЧЕЛЯБИНСКА»

Г. ЧЕЛЯБИНСК, УЛ. КРАСНОПОЛЬСКИЙ ПРОСПЕКТ, 1 Ж

Классификация игр для работы с детьми синдромом дефицита внимания и гиперактивности

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

Давыдова К.Э

ЧЕЛЯБИНСК, 2024

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Растяжка
  2. Дыхательные упражнения
  3. Телесные упражнения
  4. Функциональные упражнения
  5. Игры для концентрации внимания
  6. Релаксация

Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус. Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребёнка.

Наличие гипотонуса - связано со снижением психической двигательной активности ребёнка (эмоциональная вялость, слабость волевых усилий), а наличие гипертонуса - проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, характерно отставание в формировании произвольного внимания.

«Струночка».

Цель: оптимизация тонуса мышц.

Упражнение выполняется лёжа на спине. Ребёнку нужно почувствовать пол головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, а затем описать свои ощущения. Пол может быть твердым, жёстким, мягким, холодным или тёплым, гладким или шершавым, ровным или бугристым и т.д. Затем педагог-психолог берёт одну руку ребёнка и немного растягивает (другая рука лежит расслабленно), затем другую руку. После этого ребёнок выполняет растяжки рук самостоятельно. Аналогично поочерёдно растягиваются ноги. Далее ребёнку предлагается представить себя сильно натянутой струной и растягивать тело, потягиваясь сначала двумя руками, двумя ногами, затем – правой стороной и левой стороной тела (линейные растяжки). Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться.

«Кобра».

Цель: оптимизация тонуса мышц.

Исходная позиция - лёжа на животе. Руки согнуть в локтях, ладонями упереться в пол на уровне плеч.

Детям предлагается представить себя в виде кобры:

• медленно поднять голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот;

• приподнять верхнюю часть туловища, прогнуть спину, ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены:

• вернуться в исходное положение и расслабиться, не задерживая дыхания.

«Половинка».

Цель: оптимизация тонуса мышц.

Исходное положение - сидя на полу. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.

«Звезда».

Цель: оптимизация тонуса мышц.

Исходная позиция - лёжа на спине, а затем на животе. Ребёнку предлагается изобразить своим телом «звезду», слегка разведя руки и ноги, а затем выполнить растяжки. Усложнение заключается в том, что ребёнок выполняет сначала линейные, а затем диагональные (реципрокные) растяжки. При этом одновременно растягиваются сначала правая рука и левая нога, а потом - левая рука и правая нога.

Растяжка по осям.

Цель: оптимизация тонуса мышц.

Исходное положение - лёжа на спине. Детям предлагают напрячь тело, расслабить. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней части тела, напряжение нижней части), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем девой части тела), напряжение левой руки и правой ноги, я затем правой руки и левой ноги.

«Лучики».

Цель: оптимизация тонуса мышц.

Исходное положение - лёжа на спине. Поочерёдное напряжение и расслабление:

• шеи, спины, ягодиц;

• правых плеча, руки, кисти, бока, бедра, ноги, стопы;

• левых плеча, руки, кисти, бока, бедра, ноги, стопы.

Растяжка с дыханием.

Цель: оптимизация тонуса мышц при помощи дыхания.

Ребёнку предлагается удобно лечь, закрыть глаза и сосредоточить внимание на своём теле; выполнить 3 - 4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе, обращая внимание только на дыхание. Затем его просят напрячь всё тело как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться; проделать то же самое с каждой частью тела (педагог-психолог называет поочерёдно части тела, останавливаясь на каждом сегменте в отдельности - правая, левая рука, шея, грудь, спина, живот, поясница, правая нога, левая нога); по позе ребёнка и «волне» его дыхания можно легко определить «зажатые» места. Снова предложить детям прислушаться к своему телу и при необходимости дополнительно поработать с напряженными участками тела, например, сделать несколько медленных круговых движений головой или расслабить икры ног и т.д.

«Травинка на ветру».

Цель: оптимизация тонуса мышц.

Детям предлагается изобразить всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Педагог-психолог: «Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперёд, пока грудь не коснется бёдер; руки при этом вытягиваются вперёд, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх)».

«Дерево».

Цель: оптимизация тонуса мышц.

Исходное положение - сидя на корточках. Ребёнку предлагается спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Пусть ребёнок медленно поднимается на ноги, затем распрямляет туловище, вытягивает руки вверх. Затем нужно напрячь мышцы тела, и вытянуть его вверх. Подул ветер: пусть ребёнок раскачивает тело, имитируя дерево.

«Подвески».

Цель: оптимизация тонуса мышц.

Исходное положение - сидя на полу. Детям предлагается представить, что они куклы марионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в шкафу. Педагог-психолог: «Представьте себе, что вас подвесили за руку, за палец, за шею, за плечо и т.д. Ваше тело фиксировано в одной точке, всё остальное расслаблено, болтается». Упражнение выполняется в произвольном темпе, лучше с закрытыми глазами. Педагог-психолог следит за степенью расслабленности тела у детей, акцентируя внимание на напряжённых местах.

«К солнцу».

Цель: оптимизация тонуса мышц.

Ребенок садится на пол, ноги вытянуты вперед, руки опущены на колени. По команде взрослого ребенок поднимает голову и руки вверх, как бы пытаясь пальцами дотянуться до потолка. Взгляд направлен в одну точку (3 секунды). По команде взрослого руки разводятся в стороны максимально широко, ребенок как бы «потягивается» (3 секунды). По команде взрослого ребенок опускает руки вниз и расслабляет их (3 секунды). Выполняется 3 - 5 раз. Во время выполнения задания полезно подойти к ребенку и потянуть его за руки повыше/подальше.

«Кошка».

Цель: оптимизация тонуса мышц.

Каждый участник должен встать на четвереньки, опираясь на колени и ладони. На каждый шаг правой руки и левой ноги делать вдох, отводить голову назад, прогибать позвоночник вниз. На каждый шаг левой руки и правой ноги делать выдох, шипеть, опускать подбородок к груди, выгибать спину вверх.

Дыхательные упражнения - улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность.

1.

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.

Исходная позиция - лёжа на спине. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

2.

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.

Ребёнок лежит на спине, руки и ноги ле- 28 жат прямо, не скрещиваются. По команде взрослого ребёнок делает вдох через нос, выдох через широко открытый рот.

3.

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.

Исходное положение - лёжа на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваются. По команде взрослого ребёнок делает глубокий вдох через нос, втягивая при этом живот, затем - выдох через широко открытый рот, надувая живот как шарик.

4.

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.

Исходное положение - лёжа на спине. По команде взрослого ребёнок делает глубокий вдох через нос, надувая живот, как шарик, затем ребёнок делает выдох через широко открытый рот, втягивая живот.

5.

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.

Исходное положение - лёжа на спине. По команде взрослого, делая вдох через нос, ребёнок поднимает правую руку так, чтобы она «смотрела» в потолок. Делая выдох через широко открытый рот, ребёнок опускает руку. Затем ребёнок выполняет упражнение, поднимая и опуская левую руку.

6.

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.

Исходное положение - лёжа на спине. По команде взрослого, делая вдох через нос, ребёнок поднимает правую ногу так, чтобы она «смотрела» в потолок. Делая выдох через широко открытый рот, ребенок опускает ногу. То же самое упражнение проделать с левой ногой.

7.

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.

Исходное положение - лёжа на спине. 41 Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.

8.

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.

Исходное положение - лёжа на спине. Ребёнок кладет одну руку на грудь или живот и акцентирует внимание на том, как на вдохе рука поднимается, а на выдохе опускается. Затем в такт с дыханием другой рукой он показывает, как дышит (на вдохе рука поднимается до уровня груди, а на выдохе опускается). Далее ребёнок должен плавно и медленно поднимать и опускать руку или обе руки одновременно в такт дыханию, но уже на определенный счёт (на 8, на 12).

9.

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.

Исходное положение - лёжа на спине. Выдох, открыть глаза. Вдохнуть, закрыть глаза. Выполнить несколько раз. Предложить детям полностью расслабить глаза, когда они закрыты. Открыть глаза и поморгать. Каждый раз, открывая глаза, дети должны отмечать то, что они видят, замечать все изгибы и формы, линии и углы; сначала замечать только тёмное, затем только светлое.

10.

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.

Исходное положение - сидя на коленях или на пятках, ноги вместе. Прямые руки расставлены в стороны параллельно полу. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев, вытянутых вовне. С вдохом поворачивать руки большими пальцами вверх; с выдохом - вниз.

11.

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.

Исходное положение - сидя на полу. Прямые руки вытянуты вперёд или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом поднять левую кисть вверх, одновременно опуская правую вниз (движение только в лучезапястном суставе). С выдохом - левая кисть вниз, правая вверх.

12.

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.

Исходное положение - сидя на полу. Вдыхать левой ноздрей, выдыхая через правую ноздрю. На вдохе представлять, как с воздухом «золотисто-серебристая энергия» проходит через левую ноздрю, левую часть горла, левую часть сердца и желудка и доходит до копчика. При выдохе «жёлтая больная энергия» выходит через правую часть тела (печень, почки, правую часть сердца, правую часть горла и правую ноздрю). Затем вдыхать правой ноздрей, а выдыхать левой. Циклы повторить по 3 раза.

13.

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.

Исходное положение - сидя на полу. Глубоко вдохнуть. Руки медленно поднять через стороны вверх. Задержать дыхание на вдохе. Выдохнуть с открытым сильным звуком а-а-а. Руки медленно опустить. Вдохнуть. Руки медленно поднять до уровня плеч через стороны. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть с сильным звуком о-о-о, обнять себя за плечи, опустив голову на грудь. Медленно и глубоко вдохнуть. Руки поднять до уровня груди. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть с сильным звуком у-у-у. Руки опустить вниз, голову на грудь.

14.

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.

Исходное положение - сидя на полу. Вдыхать левой ноздрей, выдыхать через правую ноздрю. На вдохе представлять, как с воздухом «золотисто-серебристая энергия» проходит через левую ноздрю, левую часть горла, левую часть сердца и желудка и доходит до копчика. При выдохе «желтая больная энергия» выходит через правую часть тела (печень, почки, правую часть сердца, правую часть горла и правую ноздрю). Затем вдыхать правой ноздрей, а выдыхать левой. Циклы повторить по 3 раза.

15.

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.

Исходное положение - сидя на полу. Выдохнуть, открыть глаза. Вдохнуть, закрыть глаза. Продолжать, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза полностью расслабятся, когда они закрыты. Открыть глаза и поморгать. Каждый раз, открывая глаза, отмечать то, что видите, - все изгибы и формы, линии и углы. Сначала по пробуйте замечать только тёмное, затем - только светлое.

16.

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.

Исходное положение - сидя на полу. Педагог-психолог «Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо. Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центр своей груди. Когда вы вдыхаете, представьте себе, что ваш выдох в виде дыма, долетает до дверей комнаты. А когда вы вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете голубое небо (солнечный свет и т.д.). Можно выдыхать свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость. Вдох - пауза, выдох - пауза».

Телесные упражнения - обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов.

«Велосипед».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов.

Исходная позиция - лёжа на спине. Ребёнок имитирует ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтём противоположного колена; потом - другого колена; затем снова противоположного.

«Качалочка».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов.

Исходное положение - ребёнок сидит, обхватив согнутые ноги руками, затем откатывается назад, ложась на спину, и возвращается в исходное положение. Во время выполнения всего упражнения ноги у ребёнка согнуты, и он обхватывает их руками.

«Брёвнышко».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов.

Ребёнок должен покататься по полу, как «брёвнышко»: 1) с прямыми руками и ногами, руки прижаты к бокам («по стойке смирно»); 2) с вытянутыми прямыми ногами и руками, руки над головой, ладони касаются друг друга. Во время выполнения упражнения ноги следует держать вместе и не сгибать.

«Лодочка».

Ребёнок ложится на живот, руки вытягивает вперед, приподнимает прямые ноги. По команде взрослого он должен прогнуться и покачаться в таком положении.

Телесные упражнения.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов.

Ребёнок лежит на полу, руки и ноги не скрещиваются. По команде взрослого ребёнок должен: 1) приподнять голову (взрослый следит, чтобы в это время ребёнок не напрягал и не поднимал плечи) и опустить ее; 2) сесть из положения лёжа без помощи рук.

«Вездеход».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов.

Передвижение передом (лицом вперёд), а затем задом (спиной вперёд) с прямыми ногами при помощи попеременных движений ног и ягодиц.

«Качалка».

Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Перекатываться с одного бока на другой, вперёд-назад, прокатываясь всеми позвонками по полу.

Телесные упражнения.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов.

Исходное положение - сидя на полу.

• Отработка сочетающихся движений глаз, языка и рук.

Руки лежат на коленях; попеременно правая рука ударяет по правому колену, левая рука - по левому колену. Одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную, затем в противоположную от руки сторону. Челюсти сильно сжать.

• Скрещенные руки лежат на коленях; попеременно правая рука ударяет по левому колену, левая рука - по правому колену. Одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную, а затем в противоположную от руки сторону. Рот максимально открыт, язык спрятан.

• Выполняются сочетающиеся движения рук, глаз и языка таким образом, что руки двигаются в последовательности, описанной выше, а глаза - сначала в ту же сторону, что и язык, а затем - в противоположную сторону.

«Партизан».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов.

Ползание на животе. Ребёнок ложится на живот и ползёт по-пластунски так, как сможет. Взрослый следит за правильностью выполнения упражнения, фиксирует внимание на проблемных зонах ребёнка и помогает ему. Если ребёнок при ползании игнорирует ноги, то ему надо больше ползать без рук. Если игнорируется одна из ног, рекомендуется надеть на нее утяжелитель (бутылка с водой или мешочек с крупой) и таким образом «включить» её в выполнение задания. На ползание не следует жалеть времени! (Это упражнение диагностическое и позволяет выявить возможности ребенка.)

Телесные упражнения.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов.

Исходное положение - на четвереньках. При ходьбе на четвереньках одновременно должны ставиться рука и нога. Взгляд направлен вперед. Усложнение - ускорение темпа.

• Перекрестная ходьба (левая нога - правая рука, правая рука - левая нога) на четвереньках на ладошках (передом и задом); перекрестная ходьба на четвереньках на локтях (передом и задом); односторонняя ходьба на четвереньках (правая рука и правая нога, левая рука и левая нога); ходьба на четвереньках: руки на одну линию, ноги произвольно (вперед и назад, с ускорением темпа).

Телесные упражнения. Ползание.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов.

Дети ползут на четвереньках, руки параллельно друг другу. Глаза и язык поворачиваются в сторону «шагающей» руки (шаг делает правая рука - глаза и язык поворачиваются вправо, шаг делает левая рука - глаза и язык поворачиваются влево). Это же упражнение дети выполняют, двигаясь назад (пятясь).

Телесные упражнения.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов.

Исходное положение - стоя. • Предложить детям встать у стены, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз; передвигаться вдоль стены вправо (3 - 5 метров), а затем влево приставным шагом - двигаются одноименные рука и нога (руки параллельно ногам), а затем противоположные рука и нога.

«Перекрестное марширование».

На первом этапе ребёнок медленно шагает, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена (перекрестные движения). Педагог-психолог при освоении упражнения отсчитывает 1 - 12 в медленном темпе. На втором этапе ребёнок шагает, но уже касаясь одноименного колена (односторонние движения). Также на счет 1 - 12. На третьем и пятом этапах - перекрестные движения, на четвёртом - односторонние. Обязательное условие - начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями. После того как ребёнок освоил упражнение под счёт, можно предложить выполнить его самостоятельно, самому считая и контролируя последовательность и переключение с движения на движение.

«Мельница».

Предложите детям делать одновременные круговые движения рукой и ногой. Сначала левой рукой и левой ногой, затем правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и правой ногой, затем правой рукой и левой ногой. Сначала вращение выполняется вперёд, затем назад, затем рукой вперёд, а ногой назад. Выполнять упражнение надо так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Дыхание произвольное.

Функциональные упражнения - развитие внимания, произвольности и самоконтроля; элиминация гиперактивности и импульсивности.

«Костёр».

Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.

Дети садятся на ковёр вокруг «костра» и выполняют соответствующую команду педагога-психолога. По команде (словесной инструкции) «жарко» дети должны отодвинуться от «костра», по команде «руки замерзли» - протянуть руки к «костру», по команде «ой, какой большой костёр» - встать и махать руками, по команде «искры полетели» - хлопать в ладоши, по команде «костёр принёс дружбу и веселье» - взяться за руки и ходить вокруг «костра». Затем игра выполняется с ведущим ребёнком.

«Колпак мой треугольный».

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности.

Участники садятся вокруг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяют его жестом (лёгкий хлопок ладошкой по голове). Затем фраза повторяется ещё раз, но при этом на жесты заменяются два слова, слово «колпак» (лёгкий хлопок ладошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя). При повторении фразы в третий раз, заменяются на жесты три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (изображение треугольника руками).

«Черепаха».

Цель: развитие двигательного контроля.

Педагог-психолог встаёт у одной стены помещения, играющие - у другой. По сигналу педагога-психолога дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2 - 3 минуты педагог-психолог подаёт сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение может повторяться несколько раз. Затем педагог-психолог обсуждает с группой трудности в выполнении упражнения.

«Руки - ноги».

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программы.

Исходное положение - стоя. Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами. Ноги вместе - руки врозь. Ноги врозь - руки вместе. Ноги вместе - руки вместе. Ноги врозь - руки врозь. Цикл прыжков повторить несколько раз.

«Дракон».

 Цель: развитие двигательного контроля и навыков взаимодействия со сверстниками.

Участники стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего ребёнка. Первый ребёнок — это «голова дракона», последний - «кончик хвоста». Дракон будет ловить свой хвост. Остальные дети должны цепко держаться друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост за определённое время, то на место головы дракона встает другой ребёнок.

                                  Игры для концентрации внимания

1. Минута молчания
На самом деле, это вариант детской‌ медитации. Вы можете поставить перед ребе‌нком песочные или обычные часы с секундной‌ стрелкой‌ и минуту/две его задача следить за песком/стрелкой‌, ни о чем не думать. Когда время закончится - сообщить, поэтому отвлекаться нельзя!)

2. «Правда или ложь»

Вы произносите фразу: если она верная, ребе‌нок хлопает, если нет - топает. Например: «мороженое холодное» - «хлоп», колесо квадратное - «топ».

3. «Я гляжу и нахожу»

Вы загадываете предмет , который‌ есть в помещении. Говорите: “я гляжу и нахожу что-то…Красное». Задача ребе‌нка задавать вам вопросы, чтобы угадать предмет. Для того, чтобы угадать, ребе‌нку необходимо концертировать внимание на предметах в комнате и формулировать вопросы.

4. Внимательное слушание

Вы читаете отрывок, а ребе‌нок должен запомнить, сколько раз звучали слова, начинающиеся на «а» или любую другую букву

5. Хитрый‌ сче‌т

Попросите ребе‌нка посчитать до 30, пропуская числа, которые кончаются на 5/начинаются на 3 или любую другую цифру:)

6. «Че‌рный-белый не берите, да и нет не говорите»

Игра из нашего детства, по правилам которой‌ вы задае‌те любые вопросы, а ребе‌нок должен ответить на них, не используя слова «да», «нет», «че‌рный» и «белый»

Также улучшают навык концентрации внимания игры с водой‌, сыпучими предметами и лепка.

Упражнения для релаксации - приёмы расслабления и снятие мышечного напряжения.

«Поза покоя».

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.

Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться 27 на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится педагогом-психологом медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Всё умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая " Очень лёгкая; простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье...

И становится понятно

Расслабление приятно.

«Кулачки».

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. Исходное положение - сидя на полу.

Педагог-психолог: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох - пауза, выдох - пауза! Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза.

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты (сжать пальцы).

Пальчики сильней сжимаем –

Отпускаем, разжимаем.

Легко поднять и уронить расслабленную кисть.

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают наши пальчики

«Олени».

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. Педагог-психолог «Представьте себе, что вы - олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твёрдыми! Нам трудно и неудобно держать так руки, уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох - пауза, выдох - пауза.

Посмотрите: мы - олени,

Рвётся ветер нам на встречу!

Ветер стих

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени...

Руки не напряжены

И расслаблены.

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубоко.

«Загораем».

Цель: расслабление мышц ног.

Педагог-психолог: «Представьте себе, что ноги загорают на солнышке

(вытянуть ноги вперёд, сидя на полу). Поднимите ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребёнку самому потрогать; какими твёрдыми стали его мышцы). Напряжённые ноги стали твёрдыми, каменными":

Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются.

Как хорошо,- приятно стало.

Вдох - пауза, выдох - пауза.

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим... Держим... Напрягаем... Загораем!

Опускаем (ноги резко опустить на пол).

Ноги не напряжены, расслаблены».

«Ковёр-самолёт».

Цель: умение расслабляться. Исходная позиция - лёжа на спине. Педагог-психолог поясняет: «Мы ложимся на волшебный ковёр-самолёт; он плавно и медленно поднимается, несёт нас по небу, тихонечко покачивает; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают... Далеко вниз проплывают дома, поля, леса, реки и озёра... Постепенно ковёр-самолёт начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)...

Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».

«Огонь и лёд».

Цель: развитие мышечного контроля, элиминация импульсивности. Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Дети выполняют упражнение лёжа. По команде педагога-психолога «Огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребёнок выбирает произвольно. По команде «Лёд» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Педагог-психолог несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

«Пляж».

Цель: развитие мышечного контроля, элиминация импульсивности. Исходное положение - лёжа на спине. Предложите ребёнку закрыть глаза и представить, что он лежит на тёплом песке. Ласково светит солнышко и согревает его. Веет лёгкий ветерок. Он отдыхает, слушает шум прибоя, наблюдает за игрой волн и танцами чаек над водой. Пусть прислушается к своему телу. Почувствует позу, в которой он лежит. Удобно ли ему? Пусть попытается изменить свою позу так, чтобы ему было максимально удобно, чтобы он был максимально расслаблен. Пусть представит себя всего целиком и запомнит возникший образ. Затем нужно потянуться, сделать глубокий вдох и выдох, открыть глаза, медленно сесть и аккуратно встать.

«Парусник».

Цель: развитие мышечного контроля, элиминация импульсивности. Детям предлагается изобразить своим телом лодку с парусом: встать на колени, носочки оттянуть, пальцами ног касаться друг друга, пятки несколько развести. Сесть на пятки или между ними. Пальцы рук сплести в замок за спиной. Инструктор поясняет: «Подул ветерок, и парус расправился, надулся (на выдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад). Ветер утих, и парус сник (на выдохе голову опустить как можно ниже, плечи вперед так, чтобы спина стала круглой)». Усложнение упражнения заключается в том, что ребенок фиксирует руки, например, под пальцами ног, на подошвах или на пятках. Можно также изобразить большой парусник, на вдохе поднимаясь с пяток на колени.

«Потянулись - сломались».

Цель: развитие мышечного контроля, элиминация импульсивности. Исходное положение - лёжа на спине. Руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Педагог-психолог поясняет: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки "сломались" в локтях, в плечах, упали плечи, "повисла" голова, "сломались" в талии, подогнулись колени, "упали" на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросьте его». Во время выполнения упражнения детям следует показать разницу между выполнением команды «опустить кисти» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае); когда дети лежат на полу, педагог должен обойти каждого из них и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов.

«Шарик».

Цель: расслабление мышц живота.

Педагог-психолог: «Представьте, что вы надуваете воздушный шар. Положите руку на живот. Надувайте живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Сделайте спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи не поднимайте. Вдох - пауза, выдох - пауза. Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох.

Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, не напряжённый!

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем (вдох).

Шарик лопнул, выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко... ровно... глубоко...

«Раскачивающееся дерево».

Цель: развитие мышечного контроля, элиминация импульсивности. Исходное положение - стоя. Предложите ребёнку представить себя каким-нибудь деревом. Корни - это ноги, ствол - туловище, крона - руки и голова. Начинает дуть ветер, и дерево плавно раскачивается - наклоняется вправо и влево (3 - 5 раз), вперед и 54 назад. Во время выполнения движений необходимо стремиться соблюдать ритмичность дыхания. В результате выполнения упражнения усиливается деятельность внутренних органов, улучшается эластичность лёгких, особенно нижних отделов, и кровообращение головного мозга.

«Море».

Цель: развитие мышечного контроля, элиминация импульсивности. Исходное положение - сидя на полу или стоя. Ребёнок вместе с педагогом-психологом рассказывает историю и сопровождает ее соответствующими движениями: «На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной, а затем другой рукой в воздухе рисует маленькие волны; руки сцеплены в замок - рисует в воздухе большую волну). По волнам плывут дельфины (совершает синхронные волнообразные движения всей рукой вперед). Они сначала вместе, а потом по очереди ныряют в воду - один нырнул, другой нырнул (совершает поочерёдные волнообразные движения рук). За ними плывут их дельфинята, руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед. Они ныряют вместе и по очереди (выполняет одновременные и поочерёдные волнообразные движения кистями рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочерёдно совершает волнообразные движения). Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах).