Кружок "Богшурhа"
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Кугультинова Элина Игоревна

Учебно – тематический план.

 

Перспективный план кружковой деятельности «Богшурһа»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кружок "Боггшурhа"33.84 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Содержание................................................................................................2 стр

1.Пояснительная записка…………………………………………..........3 стр

1.1.Направленность..................................................................................3-4стр

1.2.Актуальность.......................................................................................4 стр

1.3.Адресат программы.............................................................................4 стр

1.4.Цели и задачи…………………………………………………….......4 стр

1.5 Принципы ............................................................................................5 стр

2. Организация кружковой деятельности. .............................................5 стр

2.1.Методы и приёмы................................................................................5 стр

2.2. Учебно – тематический план...........................................................6-8стр

2.3.Ожидаемые результаты......................................................................8 стр

2.4.Диагностика .......................................................................................8 стр

2.5..Приложение....................................................................................9-10стр

2.6. Список литературы……………………………………………….11 стр

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних  действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов.

Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.

1.1. Направленность. Социально – гуманитарная

Программа направлена на общее развитие ребенка и содержит задания различных видов с различными материалами.

Девиз данной программы – «от простого – к сложному».

На занятиях кружка, осуществляется индивидуальный подход, построенный с учетом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребенка на предложенное задание.

 1.2. Актуальность

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия его формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, и величине. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения, позволяющие шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаниях. Дидактическая игра приобретает всё большее значение, однако в практике воспитания детей она ещё используется недостаточно. Между тем, наряду с использованием представлений о форме, цвете, величине и др., она составляет одну из основ умственного воспитания, всестороннего развития и формирования познавательных способностей ребёнка. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие.

Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними.

Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку.

   1.3. Адресат программы

    Дети раннего возраста без учета национальной принадлежности.

   Формы занятий – групповые.

   Количество обучающихся – 10

   Возраст детей – с 2 до 3 лет.

1.4.  Цели и задачи

Цель: 

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактической игры.

Задачи:  

1. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2–3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

2. Формировать сенсорные представления детей 2 – 3 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.

3. Обогащать знания детей способам обследования предметов.

4. Познакомить детей с дидактическими играми и приемами игры на них.

5. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.

1.5. Принципы программы:

1. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

2. Принцип системности коррекционных  и развивающих задач.

3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

4. Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации.

II.   Организация кружковой деятельности. Объем занятий.

Форма занятий - кружковая работа.

Время проведения: 1 раз в неделю (вторая половина дня), каждый вторник.

Длительность: 10-15 минут.

Количество: 10 детей

В год: 30 занятий.

2.1. Методы и приёмы:

Приемы:

1. Различные формы обучения детей

2. Игровой прием конструирования и моделирования

3. Игровые приемы: (дидактические игры, динамические паузы, физкультминутки).

Методы:

1. Словесный

2. Практический (показ способов действия с предметами).

3. Наглядный (рассматривание дидактических пособий, предметов).

2.2. Учебно – тематический план.

Перспективный план кружковой деятельности «Богшурһа»

Форма, тема мероприятия

Задачи

Дата

1

Речевой домик.   Игры:

«Что сначала, что потом»,

«Один – много»,

Магазин игрушек»,

«Кто в домике живёт», «Вкусные слова»

Развивать работу по сенсорному развитию детей.

Упражнять в умении воспроизводить последовательность действий.

Сентябрь

2

Сенсорная ширма.

Игры:

«Волшебная сенсорика»,

 «Кто что ест»,

«Кому, что надо»

Развивать тактильные ощущения, творческие способности в игровой деятельности.

Октябрь

3

Пособие: Чудо дерево:

«4 времени года»,

«Угадай, когда бывает»

Знакомить детей с временами года, обогащать словарный запас.

Ноябрь

4

Бизиборд:

«Мастерская»

«Я мастер!»,

«Помоги Зайчонку»

Развитие мелкой моторики, усидчивости.

Декабрь

5

Разноцветные прищепки. Игры:

«Сказочный домик»,

«Большая стирка»,

 «Заборчик»,

«Цветик – семицветик»

Развитие мелкой моторики рук, развитие мышц пальцев рук.

Январь

6

Занимательные  крышечки.

Настольные игры:

 «Подбери по цвету»,

«Цветные ведёрки», «Светофор».

Формировать навык совместного выполнения заданий.

Развивать внимание, логическое мышление.

Февраль

7

Шумящие коробочки.  Игры:

 «Определи на ощупь»

«Разложи по цвету»,

«Чудесная коробочка»

Развитие мелкой моторики, тактильные ощущения, творческое и пространственное воображение.

Март

8

Волшебный сундучок:

 «Ээжин белг» -

(Подарок бабушки),

«Илвтǝ авдр» -

(Сундучок с сюрпризами).

Формировать представления о предметах быта калмыков,

Вызвать интерес к народным предметам, утвари.

Апрель

9

Ковролинограф:

 «Гости из сказки»,

«Угадай героя»,

 «Кто в степи живёт»

Расширение представлений об окружающем, об обитателях родной степи.

Апрель

10

Коробочка

 «Разложи фигуры по местам»,

«Чей домик»,

 «Коробочка сюрпризов»

Развитие воображения, тактильных ощущений и ассоциативно- образного мышления у детей.

Май

11

Илвтя тулм - «Волшебный мешочек»

Игры: «Угадай-ка»,

«Назови фигуру»,

«Угадай обитателя степи»

Развивать тактильную чувствительность, научить находить точные слова для определения своих ощущений.

Май

2.3. Ожидаемые результаты:

1. Дети различают и называют некоторые цвета спектра –

   красный, зеленый, синий, желтый.

2. Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела

   (шар, куб, круг, квадрат).

3. Используют сенсорные эталоны:

 (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).

4. Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.

5. Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

6. Дети собирают разрезные картинки из 3-4 фрагментов.

2.4.  Диагностика  от 2 лет до 3 лет

1. Социальные отношения

-Представления о себе, занятиях членов семьи;

- О людях разного возраста, пола;

- О эмоциях и чувствах людей,

- Формирование навыков самообслуживания,

- Умения вступать в контакт, вежливо общаться.

- Участвовать в совместных играх.

 2. Действия с предметами

  -Обучение сравнению,

  -Определению сходства и различия,

  - Группировке (по цвету, форме, величине),

  -Использование предметов- заместителей

2.5. Приложение

Д/игра: «Укрась бабочку»

Цель: 

Учить детей группировать предметы по цвету.

Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.

Материалы: Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.

В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.

Д/игра: «Почини одежду зайчатам»

Цель: 

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник).

Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.

Материалы:

Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.

Ход игры:

Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.

Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?

Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались.

(Показывает шорты и юбки из картона).

Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?

Дети: на треугольник, квадрат и круг.

Воспитатель: Правильно.

Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа. Большое дети, вам спасибо!

Д/и « Степная полянка»

Цель: 

Учить группировать предметы по цвету.

Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.

Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».

Ход игры:

Воспитатель: Дети хотите погулять? Под музыку идем по степи гулять. Приходим “на полянку”. Ой, куда мы попали?

А как ты догадался? Правильно.

В нашей степи растут трава, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек. Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте “полетаем” со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.

Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета.

Повторить можно с листочками разного цвета.

Д/и: «Бусы для ээжи»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости

Материалы:

пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.

Ход игры:

Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы для любимой бабушки.

Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус.

После этого ребёнок приступает к созданию бус.

Д/Игра «Собери игрушку»

Цель:

 Работать над умением дифференцировать различные геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.

Для этой игры необходимо изготовить из фанеры, поролона или картона силуэт какой-нибудь игрушки (зайца, мишки или куклы), вырезать глаза, нос, рот так, чтобы эти детали потом можно было вложить на места. Вкладыши можно раскрасить в соответствующие цвета.

Дети должны самостоятельно найти место для каждой из вырезанных деталей, вложить их в прорези для недостающих глаз, рта и носа. Постепенно добавляйте новые геометрические формы, которые сложнее различить (можно, например, вырезать узоры на платье у куклы или на одежде у игрушечных зверят).

Пусть дети вставят вырезанные кусочки в отверстия.

Д/Игра «Чередование флажков»

Цель:

 Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.

Для этой игры нужно приготовить по 4 - 5 флажков треугольной и прямоугольной формы для каждого ребенка и столько же флажков, обклеенных с обратной стороны бархатной бумагой, чтобы прикреплять их на фланелеграф, для воспитателя.

Флажки для детей можно изготовить из картона. Педагог говорит, что улицы на праздники украшают флажками, но развешивают их не как попало, а в виде гирлянды, где чередуются флажки разной формы.

Например, вот так (взрослый прикрепляет флажки на фланелеграф таким образом, чтобы прямоугольные флажки чередовались с треугольными). Воспитатель просит подсказать ему, какой флажок теперь нужно прикрепить: прямоугольный или треугольный, а теперь и т.д.

После того как дети хорошо усвоят порядок чередования флажков, педагог предлагает дошкольникам самим смастерить такую же гирлянду из флажков, которые лежат у них на столах.

 Во время работы детей воспитатель подходит к каждому ребенку и при необходимости помогает ему правильно разложить флажки.

2.6. Список литературы

1. Аскарина, Н. М Воспитание детей раннего возраста [Текст]: учебное пособие/ Н. М. Аскарина – М: Просвещение, 2010г. – 264с.

2. Башаева, Т. В. Развитие восприятия детей. Форма, цвет, звук М. Г. [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов /Т. В. Башаева. – Ярославль: «Академия развития», 2012г – 237с. С. 4 – 14.

3. Важова, С. А. Сенсорное развитие в младшей группе. [Текст]: С. А. Важова // практический журнал Воспитатель дошкольного Образовательного Учреждения. - 2008.- №11.- стр51.

4. Карпухина, Н. А. Знакомство с окружающим миром. [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Н. А. Карпухина. – Воронеж: Т. Ц. «Учитель», 2016.- 201с.

5. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей. [Текст]: популярное пособие для родителей / Н. В. Новотворцева. – Ярославль: «Академия развития»,

6. Павлова, Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие. [Текст]: методическое пособие / Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова. - М: Мозаика – Синтез, 2006.446с. С126 – 138.

7. Пилюгина, Э.Г. игры – занятия с малышом от рождения до трёх лет. [Текст]: «библиотека воспитателя» /Э. Г. Пилюгина. - М: Мозаика - синтез. -2007.-116с.

8. Пилюгина, Э.Г. Сенсорные способности малыша. [Текст]: учебное пособие / Э. Г. Пилюгина. - М: просвещение, 2015.- 116с. С80- 104.

9. Смирнова, Е. игры, развивающие мышление. [Текст]: Е. Смирнова // дошкольное воспитание. – 2017г №4.- стр. 22- 32.

10. Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. [Текст]: методическое пособие /Е. А. Янушко. - М: Мозаика – синтез, 2019г.- 65с. С.