Консультации учителя-логопеда для инструктора по физической культуре ДОУ
консультация по коррекционной педагогике

Юношева Анна Александровна

Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы важно выстроить сотрудничество между учителем-логопедом и инструктором по физической культуре. Это связано с тем, что у детей с ТНР часто наблюдаются комплексные нарушения. Как правило, такие дети соматически ослаблены, быстро утомляемы, физически невыносливы. 

На видео представлен отрывок из интегрированного занятия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в старше-подготовительной группе:  подвижная игра на закрепление навыка дифференциации звуков [м-м'] изолированно. 

Видео:

https://rutube.ru/video/private/9d80b6275daf8778886014d1e0c2f2a6/?p=29BsK4B4FOISxMpkYydAkQ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации учителя-логопеда инструктору по физической культуре при коррекционно-развивающей работе с детьми ТНР

Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы

важно выстроить сотрудничество между учителем-логопедом и инструктором по физической культуре. Это связано с тем, что у детей с ТНР часто наблюдаются комплексные нарушения. Как правило, такие дети соматически ослаблены, быстро утомляемы, физически невыносливы. Также воспитанники с ТНР тяжело овладевают навыками сравнения и обобщения, анализа и синтеза, испытывают трудности в запоминании сложных инструкций. Двигательные нарушения у детей с речевыми патологиями разнообразны как по механизмам их возникновения, так и по проявлениям. При этом сочетание речи и движения – это важный компонент исправления речевых и двигательных недостатков.

В ходе коррекционно-развивающей деятельности инструктор по физической культуре реализует следующие задачи:

- закреплять навыки фонематического восприятия;

- формировать чувство ритма, темпа и интонационной выразительности речи;

- развивать зрительное, слуховое и пространственное восприятие;

- совершенствовать координацию движений, общую и мелкую моторику;

- закреплять в речевой деятельности поставленные учителем-логопедом звуки;

- развивать физиологическое и речевое дыхание.

В начале коррекционного периода учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с речевыми характеристиками детей.

Совместно специалистами обсуждается состояние двигательных функций каждого воспитанника по направлениям: мелкая, общая, лицевая, артикуляционная моторика. На основе выводов разрабатываются коррекционно-развивающие компоненты обучения. В качестве форм взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре выступают консультации, мастер-классы, семинары, тренинги, взаимные посещения занятий.

При планировании занятий инструктор по физической культуре учитывает лексическую тему недели, что позволяет организовать концентрированное изучение речевого материала и его многократное повторение. В результате дети прочно новые слова и лексико-грамматические категории, используют их в свободной речи.

Особое внимание при планировании занятия по физической культуре стоит обращать на возможность автоматизации ранее поставленных звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка в ходе подвижных игр и упражнений.

Также учитель логопед и инструктор по физической культуре совместно разрабатывают подвижные игры на формирование фонематического слуха через:

- закрепление навыка дифференцировки изученных пар звуков,

- развитие умения слушать звуковой сигнал и определять направление звука,

- развитие навыка соотнесения звука и предмета, который его издает.

        В ходе сюжетных занятий инструктор по физической культуре формирует связь между речью детей и движениями. При этом с увеличением двигательной активности ребенка, увеличивается и речевая активность. Ритм речи, в частности при проговаривании пословиц, стихов, поговорок, используемых в ходе сюжетных занятий, способствует развитию координации тонкой и общей моторики. Таким образом при использовании на занятиях по физической культуре стихотворной речи вырабатываются

правильный ритм и темп речи, развиваются сила речевого выдоха, речевая память, речевой слух.

В ходе совместной работы материал для проговаривания и слушания подбирает учитель-логопед с учетом речевых нарушений дошкольников, их

возраста и этапов логопедического воздействия. Комплексы физических упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом двигательных навыков.

.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинск...

Консультация для педагогов «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье».Опубликовано 07.03.2022

Консультация для педагогов «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здо...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Консультация для педагогов "Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.Инструктор по физ...