Методические рекомендации для воспитателей. ТНР средняя группа. Тема ОВОЩИ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя группа)

Кочанова Людмила Ивановна

Успешность коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста зависит от плодотворного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Навыки правильной речи, сформированные у детей на занятиях с учителем-логопедом, продолжают закрепляться в образовательном процессе воспитателем в группе МБДОУ. Именно на развитие преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей направлены задания, включенные в данный материал.

     Все задания и упражнения соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) с тяжелыми нарушениями речи (ТНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Успешность коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста зависит от плодотворного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Навыки правильной речи, сформированные у детей на занятиях с учителем-логопедом, продолжают закрепляться в образовательном процессе воспитателем в группе МБДОУ. Именно на развитие преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей направлены задания, включенные в данный материал.

     Все задания и упражнения соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ОВОЩИ»

Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика «У Лариски две редиски...»

У Лариски — Две редиски. У Алешки — Две картошки.

У Сережки сорванца — Два зеленых огурца.

А у Вовки — Две морковки.

Да еще у Петьки — Две хвостатых редьки.

По  очереди разгибают

пальчики из кулачков, начиная с большого сначала на одной руке, затем - на другой.

Игра на развитие координации речи с движением

«В огород пойдем».

В огород пойдем, Урожай соберем.

Шаги на месте.

Мы моркови натаскаем

«Таскают».

И картошки накопаем.

«Копают».

Срежем мы кочан капусты,

«Срезают»

Круглый, сочный, очень вкусный! (Н. Нищева)

Показывают круг руками три раза.

Работа над развитием дыхания и голоса. Игра «Вниз»

  1. – сомкнуть губы.
  2. – поднимая руки через стороны вверх, сделать вдох носом.
  3. – опуская руки,

на выдохе произнести «вни-и-из».

*Физкультминутка «Репка»

Вот мы репку посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения). А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репки кашу сварим. (имитация – «мешают» кашу) И будем мы от репки (ходьба на месте)

Здоровые и крепкие (показать «силу»)

*Игра «Вершки и корешки» (с картинками).

Цель- Развитие слухового внимания, мышления.

Для проведения в группе, музыкальном или  спортивном залах,  или на веранде.

Игровые действия. Поиск пары; составление целого растения.

Ход игры.

Вариант 1. Дети дeлятся на две группы. Одна группа – вершки, а другая -

корешки. Дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй - по корешку. По сигналу воспитателя (хлопку в ладоши) разбегаются и бегают врассыпную. По сигналу "Раз, два, три - свою пару найди!", быстро находят себе пару: к своему вершку - корешок.

Вариант 2. Вершки (или корешки) стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Взрослый дает сигнал: "Корешки, найдите свои вершки!". Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

Правильность выполнения задания могут проверить только "волшебные ворота" (взрослый и кто-нибудь из детей), через которые проходят все пары.

Лексико-грамматические        упражнения
  1. «Назови ласково» (игра с мячом). Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Огурец- огурчик - огурчики

Также со словами: помидор, картофель, баклажан, перец, тыква, редис, морковь, свёкла, лук (луковица), репа, чеснок, петрушка, укроп, капуста, фасоль.

  1. «Один-много» (игра с мячом). Образование множественного числа имен существительных в родительном падеже.

Помидор – много помидоров Огурец – много (чего?) огурцов. Морковь – много моркови.

Свекла – много свеклы. Лук – много лука, и т.д.

  1. «1-2-5». Согласование имен существительных с числительными. Одна тыква - две тыквы - пять тыкв и т.д.
  2. «Подбери признак». Согласование имен существительных с именем прилагательным.

Морковка (какая?) – оранжевая, хрустящая, вкусная, полезная, сладкая, большая. Огурец (какой?) – зеленый, сочный, маленький, …

Помидор (какой?) – круглый, красный, желтый, зеленый, …

  1. «Какой, какая, какое?». Образование относительных прилагательных.

Сок из помидоров – томатный и т.д. Грядка с огурцами – огуречная и т.д.

Пюре из моркови – морковное и т.д. с названиями остальных овощей.

  1. «Он (она) - они». Употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе. Огурец растет – огурцы растут (зреет, зеленеет, спеет, цветет, краснеет, сажает, копает, окучивает, рыхлит, поливает, убирает).

  1. «Что делал? Что делала? Что делали?». Употребление глаголов м.р, ж.р., ср.р. прошедшего времени.

Сажают – сажал, сажала, сажали (копают, поливают, рыхлят, окучивают, собирают).

  1. «Подбери слова-действия». Поиск соответствующего глагола.

Морковь, свёклу, репу, редис – дергают; огурцы, помидоры, горох – срывают; капусту – срезают; картофель – выкапывают.

  1. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.

Лук, репа, подорожник, чеснок;

баклажан, морковь, помидор, груша; перец, клубника, тыква, фасоль.

  1. «Скажи наоборот» (игра с мячом). Подбор антонимов.

Кабачок большой, а огурец – маленький. Картофель крупный, а редис – мелкий.

Перец внутри пустой, а морковь – полная. Помидор мягкий, а огурец – твердый.

Развитие связной речи

Составить описательный рассказ про овощи (по выбору), по плану, используя игрушку (макет овоща):

-Что это?

-Это овощ или фрукт?

-Где растет?

-Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?

-Какой на ощупь?

-Какой на вкус?

-Что из него можно приготовить?

ОТДЫХАЙ-КА

СТИХИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ И ЗАУЧИВАНИЯ

Ох, уж этот злющий лук!

С ним узнаешь столько мук! Жжет глаза и жжет язык,

Заставит плакать в один миг.

Е. Жуковская

Баба Таня чистит лук Убежал из кухни внук

Он хоть мал, но твердо знает Лук за глазки покусает

Т. Казырина

В огороде у Анфисы Урожай большой редиса. И соседи все подряд Рвут редиску на салат.

И. Дарнина

У морковки красный носик, Сочный, вкусный, сладкий плод. А зелёный пышный хвостик

Украшает огород.

Н. Довженко

Почему от лука плачут? Говорят, он очень злой. Кто же злит его на даче? Почему же он такой?

Я у бабушки спросила:

— Расскажи мне, почему? И она мне объяснила, Разъяснила что к чему.

Что лучок — полезный овощ,

Вкусной выросла морковка, Очень длинная головка Оранжевого цвета

Солнечного лета.

Хвостик над землей торчит И ребятам говорит: Прояви сноровку, Доставай морковку.

Вкусную и сладкую

И никто его не злит.

Он всегда спешит на помощь, От микробов защитит.

Лук сырой, конечно, горький, А чеснок ещё горчей.

Но зато помощник стойкий От простуды для людей

Л. Генералова.

Но не ешь украдкою. Вымой очень тщательно, Все будет замечательно.

М. Борина

Огурец растет на грядке, Значит будет все в порядке, Скоро будет урожай,

Если хочешь, собирай. Ты задай ему вопрос:

-Для чего, огурчик, рос? И получишь ты ответ:

-На салат и в винегрет.

М. Борина

Сидит на грядке огурец В зелененьких мурашках.

-Ты не замерз ли, молодец? Надень скорей рубашку.

-Мне без рубашки хорошо, Я не кочан капустный,

А коли ты меня нашел,

То съешь, я очень вкусный.

Н. Лебедева

Помидор созрел на грядке,

Стал он красным!Все в порядке! Поднимайтесь-ка , друзья,

Ждет работа всех с утра. Помидоры собирать,

На засолку, и в салат!

А. Тесленко

Грядку раскопай немножко, Глядь, а там живёт картошка. Раз картошка, два и три… Всю в ведро её бери.

Е. Голубенко

ЗАГАДКИ

Эти крепкие ребятки

В листьях прячутся на грядке. Лежебоки-близнецы Зеленеют… ( Огурцы)

У красавца-толстяка Ярко-красные бока.

В шляпе с хвостиком синьор — Круглый спелый… (Помидор)

Он на солнце греет бок, Дарит нам томатный сок. Любят люди с давних пор

Красный, спелый … (Помидор).

Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст?

Как же быть без хруста, Если я … (Капуста)

Кто в земле укрылся ловко? Это рыжая … (Морковка)

Вырастаю всем на диво, Высока, стройна, красива! Прячу в светлые перчатки Золотисты початки.

Пусть не слаще я арбуза,

Но сытней, я — … (Кукуруза)

В огороде вырастала, Под дождями мокла,

Созревала-созревала И созрела … (Свекла)

Очень горький - но полезный! Защищает от болезней!

И микробам он не друг - Потому что это - ... (Лук) .

Он кусает - но не пес.

Ты гордишься сочным тельцем,

Зубок есть. Но, где же рот?

Белый носит сюртучок.

Ты зовешься сладким … (Перцем)

Что же это? … (Чесночок)

Фиолетового цвета,

Он растет на грядке летом, Не томат и не банан,

Это вкусный … (Баклажан)

Он большой, продолговатый И немного полосатый.

Лег на землю на бочок Аппетитный -… (Кабачок)

На арбуз похожая —

Кругла да гладка,

Тоже толстокожая.

Откусишь-сладка.

К платью желтому привыкла,

Засела крепко

Греется на солнце… (Тыква)

На грядке ... (Репка)

ПОТЕШКИ

Баба сеяла горох Прыг-скок, прыг-скок, Обвалился потолок, Прыг-скок, прыг-скок. Баба шла, шла, шла, Пирожок нашла,

Села — поела, Опять пошла.

Танцевала репка с маком, А петрушка с пастернаком, Кукуруза с чесноком,

Наша Таня с казаком. А морковка не хотела Танцевать, танцевать, Потому что не умела

Танцевать, танцевать.

Ох! Ух! Ух! Ух!

Ваня, Ваня, простота!

Во дворе растет лопух!

Купил лошадь без хвоста!

Ух! Ух! Ух! Ох!

Сел задом наперед

Во дворе чертополох!

И поехал в огород.

Ох! Ух! Ух! Ох!

Во дворе растет горох!

Ух! Ох! Ох! Ух!

На плетне сидит петух!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей воспитанников средней группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "В гостях у сказки"

Данный материал может быть интересен как родителям , так и педагогам. Предложенные задания помогут вспомнить хорошо знакомые сказки, развить графические навыки, мыслительные  и коммуникативные сп...

Методические рекомендации для родителей воспитанников средней группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Дружба"

Данный материал может быть интересен как родителям , так и педагогам. Предложенные задания, объединенные единой темой и представленные в игровом формате, помогают развивать графические навыки, мыслите...

Методические рекомендации для родителей воспитанников средней группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Одежда и обувь"

Данный материал может быть интересен как родителям , так и педагогам. Предложенные задания, объединенные единой темой и представленные в игровом формате, помогают развивать графические навыки, мыслите...

Методические рекомендации для родителей воспитанников средней группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Кто как готовится к зиме"

Данный материал может быть полезен как родителям так и педагогам. Словесно-игровые задания помогут наполнить словарь, отработать грамматические формы и  поспособствуют развитию фонематических и п...

Методические рекомендации для родителей воспитанников средней группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Зимушка - зима!"

Данный материал может быть интересен как родителям , так и педагогам. Предложенные задания, объединенные единой темой и представленные в игровом формате, помогают развивать графические навыки, мыслите...

Методические рекомендации для родителей воспитанников средней группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Новогодний калейдоскоп"

Данный материал может быть интересен как родителям , так и педагогам. Предложенные задания, объединенные единой темой и представленные в игровом формате, помогают развивать графические навыки, мыслите...

Методические рекомендации для родителей воспитанников средней группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Игрушки"

Данный материал может быть интересен как родителям , так и педагогам. Предложенные задания помогут закрепить названия игрушек, развить графические навыки, мыслительные  и коммуникативные способно...