Методические рекомендации для воспитателей. ТНР средняя группа. Тема ОВОЩИ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя группа)
Успешность коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста зависит от плодотворного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Навыки правильной речи, сформированные у детей на занятиях с учителем-логопедом, продолжают закрепляться в образовательном процессе воспитателем в группе МБДОУ. Именно на развитие преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей направлены задания, включенные в данный материал.
Все задания и упражнения соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) с тяжелыми нарушениями речи (ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_detey_s_tnr_srednyaya_gruppa_tema_ovoshchi.docx | 37.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Успешность коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста зависит от плодотворного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Навыки правильной речи, сформированные у детей на занятиях с учителем-логопедом, продолжают закрепляться в образовательном процессе воспитателем в группе МБДОУ. Именно на развитие преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей направлены задания, включенные в данный материал.
Все задания и упражнения соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ОВОЩИ»
Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «У Лариски две редиски...» | |
У Лариски — Две редиски. У Алешки — Две картошки. У Сережки сорванца — Два зеленых огурца. А у Вовки — Две морковки. Да еще у Петьки — Две хвостатых редьки. | По очереди разгибают пальчики из кулачков, начиная с большого сначала на одной руке, затем - на другой. |
Игра на развитие координации речи с движением «В огород пойдем». | |
В огород пойдем, Урожай соберем. | Шаги на месте. |
Мы моркови натаскаем | «Таскают». |
И картошки накопаем. | «Копают». |
Срежем мы кочан капусты, | «Срезают» |
Круглый, сочный, очень вкусный! (Н. Нищева) | Показывают круг руками три раза. |
Работа над развитием дыхания и голоса. Игра «Вниз» | |
на выдохе произнести «вни-и-из». |
*Физкультминутка «Репка»
Вот мы репку посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения). А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репки кашу сварим. (имитация – «мешают» кашу) И будем мы от репки (ходьба на месте)
Здоровые и крепкие (показать «силу»)
*Игра «Вершки и корешки» (с картинками).
Цель- Развитие слухового внимания, мышления.
Для проведения в группе, музыкальном или спортивном залах, или на веранде.
Игровые действия. Поиск пары; составление целого растения.
Ход игры.
Вариант 1. Дети дeлятся на две группы. Одна группа – вершки, а другая -
корешки. Дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй - по корешку. По сигналу воспитателя (хлопку в ладоши) разбегаются и бегают врассыпную. По сигналу "Раз, два, три - свою пару найди!", быстро находят себе пару: к своему вершку - корешок.
Вариант 2. Вершки (или корешки) стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Взрослый дает сигнал: "Корешки, найдите свои вершки!". Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.
Правильность выполнения задания могут проверить только "волшебные ворота" (взрослый и кто-нибудь из детей), через которые проходят все пары.
Лексико-грамматические упражнения
- «Назови ласково» (игра с мячом). Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Огурец- огурчик - огурчики
Также со словами: помидор, картофель, баклажан, перец, тыква, редис, морковь, свёкла, лук (луковица), репа, чеснок, петрушка, укроп, капуста, фасоль.
- «Один-много» (игра с мячом). Образование множественного числа имен существительных в родительном падеже.
Помидор – много помидоров Огурец – много (чего?) огурцов. Морковь – много моркови.
Свекла – много свеклы. Лук – много лука, и т.д.
- «1-2-5». Согласование имен существительных с числительными. Одна тыква - две тыквы - пять тыкв и т.д.
- «Подбери признак». Согласование имен существительных с именем прилагательным.
Морковка (какая?) – оранжевая, хрустящая, вкусная, полезная, сладкая, большая. Огурец (какой?) – зеленый, сочный, маленький, …
Помидор (какой?) – круглый, красный, желтый, зеленый, …
- «Какой, какая, какое?». Образование относительных прилагательных.
Сок из помидоров – томатный и т.д. Грядка с огурцами – огуречная и т.д.
Пюре из моркови – морковное и т.д. с названиями остальных овощей.
- «Он (она) - они». Употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе. Огурец растет – огурцы растут (зреет, зеленеет, спеет, цветет, краснеет, сажает, копает, окучивает, рыхлит, поливает, убирает).
- «Что делал? Что делала? Что делали?». Употребление глаголов м.р, ж.р., ср.р. прошедшего времени.
Сажают – сажал, сажала, сажали (копают, поливают, рыхлят, окучивают, собирают).
- «Подбери слова-действия». Поиск соответствующего глагола.
Морковь, свёклу, репу, редис – дергают; огурцы, помидоры, горох – срывают; капусту – срезают; картофель – выкапывают.
- «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.
Лук, репа, подорожник, чеснок;
баклажан, морковь, помидор, груша; перец, клубника, тыква, фасоль.
- «Скажи наоборот» (игра с мячом). Подбор антонимов.
Кабачок большой, а огурец – маленький. Картофель крупный, а редис – мелкий.
Перец внутри пустой, а морковь – полная. Помидор мягкий, а огурец – твердый.
Развитие связной речи
Составить описательный рассказ про овощи (по выбору), по плану, используя игрушку (макет овоща):
-Что это?
-Это овощ или фрукт?
-Где растет?
-Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?
-Какой на ощупь?
-Какой на вкус?
-Что из него можно приготовить?
ОТДЫХАЙ-КА
СТИХИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ И ЗАУЧИВАНИЯ
Ох, уж этот злющий лук! С ним узнаешь столько мук! Жжет глаза и жжет язык, Заставит плакать в один миг. Е. Жуковская | Баба Таня чистит лук Убежал из кухни внук Он хоть мал, но твердо знает Лук за глазки покусает Т. Казырина |
В огороде у Анфисы Урожай большой редиса. И соседи все подряд Рвут редиску на салат. И. Дарнина | У морковки красный носик, Сочный, вкусный, сладкий плод. А зелёный пышный хвостик Украшает огород. Н. Довженко |
Почему от лука плачут? Говорят, он очень злой. Кто же злит его на даче? Почему же он такой? Я у бабушки спросила: — Расскажи мне, почему? И она мне объяснила, Разъяснила что к чему. Что лучок — полезный овощ, | Вкусной выросла морковка, Очень длинная головка Оранжевого цвета Солнечного лета. Хвостик над землей торчит И ребятам говорит: Прояви сноровку, Доставай морковку. Вкусную и сладкую |
И никто его не злит. Он всегда спешит на помощь, От микробов защитит. Лук сырой, конечно, горький, А чеснок ещё горчей. Но зато помощник стойкий От простуды для людей Л. Генералова. | Но не ешь украдкою. Вымой очень тщательно, Все будет замечательно. М. Борина |
Огурец растет на грядке, Значит будет все в порядке, Скоро будет урожай, Если хочешь, собирай. Ты задай ему вопрос: -Для чего, огурчик, рос? И получишь ты ответ: -На салат и в винегрет. М. Борина | Сидит на грядке огурец В зелененьких мурашках. -Ты не замерз ли, молодец? Надень скорей рубашку. -Мне без рубашки хорошо, Я не кочан капустный, А коли ты меня нашел, То съешь, я очень вкусный. Н. Лебедева |
Помидор созрел на грядке, Стал он красным!Все в порядке! Поднимайтесь-ка , друзья, Ждет работа всех с утра. Помидоры собирать, На засолку, и в салат! А. Тесленко | Грядку раскопай немножко, Глядь, а там живёт картошка. Раз картошка, два и три… Всю в ведро её бери. Е. Голубенко |
ЗАГАДКИ
Эти крепкие ребятки В листьях прячутся на грядке. Лежебоки-близнецы Зеленеют… ( Огурцы) | У красавца-толстяка Ярко-красные бока. В шляпе с хвостиком синьор — Круглый спелый… (Помидор) |
Он на солнце греет бок, Дарит нам томатный сок. Любят люди с давних пор Красный, спелый … (Помидор). | Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я … (Капуста) |
Кто в земле укрылся ловко? Это рыжая … (Морковка) | Вырастаю всем на диво, Высока, стройна, красива! Прячу в светлые перчатки Золотисты початки. Пусть не слаще я арбуза, Но сытней, я — … (Кукуруза) |
В огороде вырастала, Под дождями мокла, Созревала-созревала И созрела … (Свекла) | Очень горький - но полезный! Защищает от болезней! И микробам он не друг - Потому что это - ... (Лук) . |
Он кусает - но не пес. | Ты гордишься сочным тельцем, |
Зубок есть. Но, где же рот? Белый носит сюртучок. | Ты зовешься сладким … (Перцем) |
Что же это? … (Чесночок) | |
Фиолетового цвета, Он растет на грядке летом, Не томат и не банан, Это вкусный … (Баклажан) | Он большой, продолговатый И немного полосатый. Лег на землю на бочок Аппетитный -… (Кабачок) |
На арбуз похожая — | Кругла да гладка, |
Тоже толстокожая. | Откусишь-сладка. |
К платью желтому привыкла, | Засела крепко |
Греется на солнце… (Тыква) | На грядке ... (Репка) |
ПОТЕШКИ
Баба сеяла горох Прыг-скок, прыг-скок, Обвалился потолок, Прыг-скок, прыг-скок. Баба шла, шла, шла, Пирожок нашла, Села — поела, Опять пошла. | Танцевала репка с маком, А петрушка с пастернаком, Кукуруза с чесноком, Наша Таня с казаком. А морковка не хотела Танцевать, танцевать, Потому что не умела Танцевать, танцевать. |
Ох! Ух! Ух! Ух! | Ваня, Ваня, простота! |
Во дворе растет лопух! | Купил лошадь без хвоста! |
Ух! Ух! Ух! Ох! | Сел задом наперед |
Во дворе чертополох! | И поехал в огород. |
Ох! Ух! Ух! Ох! | |
Во дворе растет горох! | |
Ух! Ох! Ох! Ух! | |
На плетне сидит петух! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для родителей воспитанников средней группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "В гостях у сказки"
Данный материал может быть интересен как родителям , так и педагогам. Предложенные задания помогут вспомнить хорошо знакомые сказки, развить графические навыки, мыслительные и коммуникативные сп...
Методические рекомендации для родителей воспитанников средней группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Дружба"
Данный материал может быть интересен как родителям , так и педагогам. Предложенные задания, объединенные единой темой и представленные в игровом формате, помогают развивать графические навыки, мыслите...
Методические рекомендации для родителей воспитанников средней группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Одежда и обувь"
Данный материал может быть интересен как родителям , так и педагогам. Предложенные задания, объединенные единой темой и представленные в игровом формате, помогают развивать графические навыки, мыслите...
Методические рекомендации для родителей воспитанников средней группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Кто как готовится к зиме"
Данный материал может быть полезен как родителям так и педагогам. Словесно-игровые задания помогут наполнить словарь, отработать грамматические формы и поспособствуют развитию фонематических и п...
Методические рекомендации для родителей воспитанников средней группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Зимушка - зима!"
Данный материал может быть интересен как родителям , так и педагогам. Предложенные задания, объединенные единой темой и представленные в игровом формате, помогают развивать графические навыки, мыслите...
Методические рекомендации для родителей воспитанников средней группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Новогодний калейдоскоп"
Данный материал может быть интересен как родителям , так и педагогам. Предложенные задания, объединенные единой темой и представленные в игровом формате, помогают развивать графические навыки, мыслите...
Методические рекомендации для родителей воспитанников средней группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Игрушки"
Данный материал может быть интересен как родителям , так и педагогам. Предложенные задания помогут закрепить названия игрушек, развить графические навыки, мыслительные и коммуникативные способно...