Обобщающий опыт по теме "Развитие межполушарного взаимодействия у детей"
материал по коррекционной педагогике

Татьяна Игоревна Бурцева

В статье отражен обобщающий опыт коррекционной работы с детьми по развитию межполушарного взаимодейстаия через разнообразные виды деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_opyt_po_teme.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий опыт по теме

 «Развитие межполушарного взаимодействия у детей»

Основа воспитательной работы в условиях социально-реабилитационного центра – создание условий для интеллектуального, эмоционального, творческого и физического развития. Большинство детей, поступающих на социальную реабилитацию в учреждение, нуждаются в коррекционно-развивающих мероприятиях. Особое место занимает нарушение высших психических функций. У воспитанников отмечается неустойчивость внимания, низкий объём памяти, ограничение возможностей познавательной деятельности, отставание в развитии словесно - логического мышления, в овладении процессами анализа и синтеза, сравнения и обобщения. У них недостаточно развита мелкая и крупная моторика, нарушена координация движений. В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребёнка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, можно опираться на развитие межполушарного взаимодействия.

Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга - частая причина трудностей в обучении детей дошкольного возраста, так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.

Сензитивный период для развития межполушарного взаимодействия приходится на дошкольный возраст, когда кора полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована. Таким образом, если в дошкольном возрасте осуществлять двуполушарный подход к образованию, проводить целенаправленную работу по развитию межполушарных связей, это улучшит работу нервной системы детей за счет развития нервных связей между двумя долями мозга, что в свою очередь будет являться необходимым условием для более успешного освоения воспитанниками целевых ориентиров образования.

Основной целью моей деятельности является активизация развития межполушарного взаимодействия головного мозга и синхронизация работы полушарий головного мозга у детей.

Задачи:

создать педагогические условия для интеллектуального развития детей;

развивать внимание, восприятия и памяти детей;

повысить способности детей к волевым усилиям, к произвольному контролю;

формировать пространственные представления;

развивать общую и мелкую моторики;

Для выявления уровня сформированности межполушарного взаимодействия была проведена входная диагностика детей по следующим методикам:

  1. Динамический праксис. Проба Н.И. Озерецкого «Кулак – ребро - ладонь».
  2. Степень сохранности премоторной зоны.
  3. Исследование орального праксиса.
  4. Речевой вариант пробы Хеда.
  5. Ритмы. Исследование сукцессивных функций.
  6. Тест на определение наличия нарушений межполушарного взаимодействия.

Анализ данных показал, что все дети имеют нарушения межполушарного взаимодействия: у 80% низкий уровень развития межполушарных связей, у 20% - средний уровень.

Результаты диагностики показали, что допущенные ошибки связаны как с низким уровнем развития внимания и восприятия, так и обусловлены недостаточной координированностью движений и слабостью мускулатуры руки.

По результатам диагностики был сделан вывод о необходимости включения упражнений и игр, способствующих развитию межполушарных связей во все коррекционные занятия, направленные на коррекцию и развитие ВПФ, моторики и графомоторных процессов, пространственно-временных представлений и ориентировки, общего моторного развития, речевого развития, расширение кругозора и обогащение активного словаря.

На межполушарное взаимодействие положительно влияют:

  • самомассаж;
  • пальчиковая гимнастика;
  • игры и упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук;
  • игры и упражнения на развитие общей моторики и координации движений, пространственной ориентации.
  • зеркальное рисование;
  • нейрогимнастика, кинезиологические упражнения;
  • нейротренажеры;
  • сенсомоторные игры и упражнения
  • дидактические задания;
  • дыхательные упражнения;
  • логоритмика.

Существует большое количество развивающих игр для улучшения связи между полушариями у детей. Важно помнить, что во всех играх сначала задействуется одна рука, а затем вторая. Помимо основного предназначения, они формируют зрительно-моторную координацию, способствуют развитию концентрации, а также пальцевого и пинцетного захватов. Очень полезны задания на развитие графомоторных навыков двигательной координации, а также слаженности работы рук и глаз. Например, левая рука выводит в воздухе квадрат, а правая треугольник. Это упражнение можно выполнять не только в воздухе, но и на бумаге или мелом на асфальте. Для усложнения предлагаем закрыть глаза.

Одним из методов, оказывающих положительное воздействие на формирование межполушарных связей является самомассаж, выполняемый самим ребенком. Массажные мячики разной величины и твёрдости, а также ёжики и кольца по системе Су-Джок активно используют для развития мелкой моторики пальцев рук, с целью общего укрепления организма, а также для стимулирования речевых зон коры головного мозга ребенка. Благодаря такому массажу в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Главная ценность самомассажа заключается в благотворном влиянии на нервную систему ребёнка, активизации межполушарного взаимодействия, рефлексировании ощущений, получаемые от разных частей тела.

В коррекционно-развивающие занятия так же включались кинезиологические упражнения и элементы нейрогимнастики.

Нейрогимнастика - это телесно-ориентированный комплекс, который относится к кинезиологическим упражнениям, позволяющих через тело воздействовать на мозговые структуры. Благодаря нейрогимнастике, оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление.

В своей работе применяла следующие методы:

1. Растяжки – нормализуют тонус мышц.

2. Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.

3. Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие.

4. Телесные упражнения - развивают межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы.

5. Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи (морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук), а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

6 Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Одним из приемов, который может помочь детям развивать право и левополушарные функции более гармонично, является зеркальное рисование (дорисуй половину предмета, рисуй двумя руками одновременно). Помимо развития моторики обеих рук, оно отлаживает естественные функции мозга, позволяя каждому полушарию реализовывать собственный способ восприятия и переработки информации.

Принципы обучения:

1.От простого к сложному,

2. Поочередное рисование правой и левой рукой, а затем сразу двумя руками,

3. Ребенку не должно быть слишком просто.

Для зеркального рисования, рисования двумя руками одновременно, дорисовывания второй части, подбирались картинки по лексическим темам.

Многие упражнения на межполушарное взаимодействие ещё развивают тонкую моторику рук, особенно это относится к тем заданиям, в которых ребенок чертит линии, рисует, срисовывает различные фигуры и т.п. Например, игра, где ребенок должен проводить линии карандашом, не отрывая руки от бумаги. Упражнения на выход из лабиринта «Найди дорогу», «Помоги найти выход» и другие, также развивают тонкую моторику, графомоторные навыки и межполушарные связи. Задания в нейротетрадях оказывают большую помощь в развитии межполушарных связей и вместе с тем графомоторных навыков детей.

На методическом объединении мною было проведено открытое занятие «Игры и упражнения по развитию межполушарного взаимодействия у детей на примере сказки В.Сутеева «Капризная кошка», а также мастер-класс для воспитателей «Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Игры и упражнения». Также выпущен буклет «Развитие межполушарного взаимодействия у детей».

После включения в коррекционно-развивающий процесс заданий и игр на развитие межполушарного взаимодействия, их систематического проведения наблюдается повышение уровня сформированности межполушарного взаимодействия у детей. Применявшаяся система занятий оказала положительное влияние на уровень развития интеллекта у детей. Проведя целенаправленную работу по развитию межполушарного взаимодействия с детьми, я могу сказать, что эти упражнения благотворно влияют не только на работу мозга, но и всего организма в целом.

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия просты, забавны, полезны. Они могут занимать внимание детей, как в организованной деятельности, так и в домашних условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование приемов логопедического массажа для развития межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста"

Развитие межполушарного взаимодействия - основа интеллектуального развития ребёнка. Его несформированность - основная причина трудностей в учёбе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией. Корр...

Мастер-класс "Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ через кинезиологические упражнения"

Информация о пользе кинезиологических упражнений для умственного развития ребенка с точки зрения науки о развитии головного мозга . Даны описания некоторых упражнений....

Нейропсихолгичкские приемы развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.

В материале представлены комплексы упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей....

Нейрогимнастика для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.

В последнии годы увеличивается количество детей имеющих отклонении в развитии когнитивных и эмоционально-волевых процессов, и как следствие этого возникают проблемы с адаптацией, трудности в обучении,...

Буклет для родителей "Развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия у детей"

Буклет раскрывает актуальность развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста, знакомит с комплексом упражнений, способствующих развитию межполушарного взаимодействия, мелкой мото...