Совместная работа воспитателя и родителя по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с НОДА.
статья по коррекционной педагогике

Савельева Оксана Альбертовна

В статье рассказывается о взаимодействии с родителями по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с НОДА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_saveleva_o.a.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НОДА

Савельева О.А.

МАДОУ «Детский сад № 7 «Созвездие» г. Чебоксары,
oksana-saveleva-78@mail.ru

 Аннотация. В статье рассказывается о взаимодействии с родителями по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с НОДА.

Ключевые слова: взаимодействие с родителями, мелкая моторика, нарушение опорно-двигательного аппарата.

В последнее время врачи, педагоги все чаще  и чаще говорят о проблемах детей с особыми образовательными потребностями, но не все помнят о том, что целенаправленное включение родителей, воспитывающих  таких детей  в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. Современные исследования показывают, что создание единого пространства развития ребёнка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей.

Очень велико значение мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста. Учеными доказано особое значение развития моторики рук и пальцев, ее связь с уровнем развития речи и мышления ребенка. Подражание движениям рук, разнообразные действия руками, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияет на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. К тому же мелкая моторика взаимодействует с высшими свойствами сознания: мышление, воображение, внимание, координация в пространстве, речь, наблюдательность, зрительная и двигательная память.

У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата очень бедный опыт практической деятельности с предметами, бедный запас знаний об окружающем мире, нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления, а уровень развития мелкой моторики страдает, так как поражена центральная нервная система, двигательная зона и двигательно-проводящие пути головного мозга. Слабое развитие мелкой моторики проявляется во всех видах деятельности.

Работая в лекотеке с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, наблюдается замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживания за предметами, трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы. У многих детей отмечаются нарушения координации движений глаз и рук. Все эти особенности сочетаются с общей моторной недостаточностью. Эти нарушения проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями. У них наблюдаются трудности в воспроизведении движений по образцу, нарушение темпа выполнения и воспроизведения, плохая дифференциация движений по времени и амплитуде. Кроме того, отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация, дети часто не могут довести начатое дело до конца. Таким образом, нарушения двигательных навыков сложны и очень разнообразны.

Существуют правила при работе с детьми с НОДА по развитию мелкой:

• учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;

• занятия должны быть только совместными. Это определяется
необходимостью точного выполнения движений, в противном случае
результат не будет достигнут;

• подбирать задание с учетом их постепенно возрастающей сложности;

• соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;

• заботится о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм;

• проводить работу регулярно, систематически.

  В практике работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата мы используем разнообразные  средства и методы для развития мелкой моторики руки:

1. Упражнения с природным материалом, карандашом, крупой, бусами, кнопками, липучками, прищепками, мозаикой, веревочкой.

2. Пальчиковые игры, завязывание лент, шнурков, узелков на верёвке; закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. 

3. Арт ‐ терапия, нанизывание пирамидки, собирание матрёшки

4 . Упражнения с мячом для коррекции мелкой моторики.

Родители детей с особыми образовательными потребностями являются важными участниками образовательного процесса, они тесно сотрудничают со специалистами и воспитателем. Идет совместная плодотворная работа по развитию мелкой моторики детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Работа с родителями ведется с учетом таких принципов:

  • соблюдение педагогической этики во взаимоотношениях с родителями.
  • учет  своеобразия  условий  жизни  каждой  семьи,  возраста  родителей,  уровня подготовленности в вопросах воспитания;
  • сочетание  индивидуального  подхода  к  каждой  семье  с  организацией  работы  со всеми родителями группы;
  • взаимосвязь разных форм работы с родителями;
  • одновременное влияние на родителей и детей;
  • обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

В связи с этим в лекотеке проводятся мероприятия  позволяющие,  сформировать  у родителей  представление  о  роли  мелкой  моторики  в  психофизическом  развитии  детей с особыми образовательными потребностями, которые включают в себя как традиционные (родительские  собрания,  консультации,  беседы), так и нетрадиционные формы работы (круглый  стол,  дискуссия,  выставки  рисунков, мастер-классы). На информационном стенде для родителей в приемной группы размещается подробная информация о развитии мелкой моторики рук ребенка, изготавливаются буклеты, памятки для родителей.

Делая  выводы,  можно  отметить, что  в  результате  планомерной,  продуманной,  продуктивной  работы воспитателя и родителей, повышается  ответственность  родителей  за  развитие  ребенка;  постоянно совершенствуются педагогические знания родителей; создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогом и  детьми; обеспечивается  совместный  успех  в  решении  проблем  по  развитию  мелкой  моторики детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, а ребенок под влиянием качественного воспитательного процесса и при помощи родителей будет иметь способность правильно развиваться в психическом и личностном направлении.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Детский церебральный паралич. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. М.: Книголюб, 2008
  2. Ткаченко Т.А. « Развиваем мелкую моторику». - М.: Эксмо, 2007. - 80 С.
  3. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И: Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 368 с.: ил. - (Коррекционная педагогика).
  4. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей с элементами практикума "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."

Консультация для воспитателей с элементами практикума "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."...

Консультация для воспитателей с элементами практикума "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."

Консультация для воспитателей с элементами практикума "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."...

Перспективный план работы кружка «Ловкие пальчики» по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Все более актуальной становится проблема вовремя не сформированного графического навыка у ребенка. Дети в период освоения грамоты не редко встречаются с трудностям...

Программа саморазвития воспитателя Басковой ЮА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Программа саморазвития воспитателя Басковой ЮА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

План работы по самообразованию по теме: "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с помощью дидактических, пальчиковых игр". Возраст 4-5 лет

Дидактическая игра- это по сути обучение, это такая деятельность при которой дети получают или закрепляют информацию, полученные из повседневной жизни. Пальчиковые игры-создают благоприятный эмоциона...

План работы по самообразованию по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования» 2022-2023 уч.гг.

Цели:Развитие у детей художественно – творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительнос...