Работа над речевым дыханием.
материал по коррекционной педагогике


Предварительный просмотр:

Реферат

на тему: Работа над речевым дыханием.

Содержание

Введение        2

1.        Анатомо-физиологические основы дыхания        4

2.        Особенности речевого дыхания        7

3.        Приемы развития речевого дыхания        10

4.        Развитие речевого дыхания у детей с нарушением слуха        13

5.        Упражнения для развития речевого дыхания        15

Заключение        18

Список использованной литературы        20

Введение

«Дыхание - основа жизни. Правильное дыхание – основа здоровья и долголетия».

Дыхание тесно связано с энергией нашего тела, а также с обменными процессами, происходящими в организме. Если человек дышит неправильно, он может даже навредить себе. Издревле йоги считали, что от качества нашего дыхания зависит качество и продолжительность нашей жизни.

Дыхательная система имеет не только жизнеобеспечивающее значение для организма, но и играет важную роль в образовании голоса и устной речи в целом. Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии, имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.

Актуальность совершенствования работы по коррекции речевого дыхания состоит в том, что усвоение длительного, экономного выдоха для слабослышащего ребенка на начальном этапе обучения представляет определенные трудности. Это связано с тем, что он еще плохо управляет работой дыхательных мышц, неплотно смыкает голосовые связки при фонации, образует недостаточно узкие щели или чрезмерно напряженные смычки речевыми органами при артикуляции. Часть выдыхаемого воздуха у ребенка с нарушениями слуха проходит между голосовыми складками, вследствие чего появляется шум, придающий голосу хриплый оттенок. При уменьшении выдыхаемого давления воздуха и изменении силы смыкания голосовых складок наблюдается детонация голоса – он понижается или чаще повышается, т.е. преобладает фальцетное звучание. Во время фонации часть воздуха попадает в носовую полость, в результате чего появляется носовой оттенок голоса. Внеречевое дыхание у слабослышащих детей почти не отличается от нормального, но речевое дыхание резко нарушено. Обычно глухие дети свободно выдыхают воздух из легких тотчас же после вдоха, как это бывает при обычном спокойном дыхании, поэтому выдох отличается слабостью и непродолжительностью. При напряженной артикуляции между вдохом и выдохом возникают частые перерывы, поэтому амплитуда и ритм дыхательных движений становятся неравномерными, не возникает согласованности в работе грудных и брюшных мышц. Формирование правильного речевого дыхания создает условия для нормального звукообразования, поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Объект: речевое дыхание

Предмет: работа над речевым дыханием

Задачи:

  1. Теоретически изучить анатомо-физиологические основы дыхания
  2. Рассмотреть приемы развития речевого дыхания
  3. Понять развитие речевого дыхания у детей с нарушением слуха
  4. Ознакомиться с упражнениями для развития речевого дыхания

  1. Анатомо-физиологические основы дыхания

Дыхательная система состоит из тканей и органов, обеспечивающих легочную вентиляцию и легочное дыхание (воздухоносные пути, легкие и элементы костно-мышечной системы). К воздухоносным путям, управляющим потоком воздуха, относятся: нос, полость носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи и бронхиолы. Легкие состоят из бронхиол и альвеолярных мешочков, а также из артерий, капилляров и вен легочного круга кровообращения. К элементам костно-мышечной системы, связанным с дыханием, относятся ребра, межреберные мышцы, диафрагма и вспомогательные дыхательные мышцы. Нос и полость носа служат проводящими каналами для воздуха, где он нагревается, увлажняется и фильтруется. Полость носа выстлана слизистой оболочкой с большим количеством сосудов. В верхней части полости носа лежат обонятельные рецепторы. Носовые ходы открываются в носоглотку. Гортань лежит между трахеей и корнем языка. У нижнего конца гортани начинается трахея и спускается в грудную полость, где делится на правый и левый бронхи.

Установлено, что дыхательные пути от трахеи до концевых дыхательных единиц (альвеол) ветвятся (раздваиваются) 23 раза. Первые 16 «поколений» дыхательных путей - бронхи и бронхиолы выполняют проводящую функцию. «Поколения» 17-22 - респираторные бронхиолы и альвеолярные ходы, составляют переходную (транзиторную) зону, и только 23-е «поколение» является дыхательной респираторной зоной и целиком состоит из альвеолярных мешочков с альвеолами. Общая площадь поперечного сечения дыхательных путей по мере ветвления возрастает более чем в 4,5 тысячи раз. Правый бронх обычно короче и шире левого. Грудная клетка, состоящая из пассивной костно-хрящевой основы, которая соединена соединительными связками и дыхательными мышцами, осуществляющими поднятие и опускание ребер и движения купола диафрагмы. За счет большого количества эластической ткани легкие, обладая значительной растяжимостью и эластичностью, пассивно следуют за всеми изменениями конфигурации и объема грудной клетки. Чем больше разность между давлением воздуха внутри и снаружи легкого, тем больше они будут растягиваться.

Основная функция органов дыхания - обеспечение газообмена между воздухом и кровью путем диффузии кислорода и углекислого газа через стенки легочных альвеол в кровеносные капилляры. Кроме того, органы дыхания участвуют в звукообразовании, определении запаха, выработке некоторых гормоноподобных веществ, в липидном и водно-солевом обмене, в поддержании иммунитета организма.

В воздухоносных путях происходит очищение, увлажнение, согревание вдыхаемого воздуха, а также восприятие запаха, температурных и механических раздражителей.

Характерной особенностью строения дыхательных путей является наличие хрящевой основы в их стенках, в результате чего они не спадаются. Внутренняя поверхность дыхательных путей покрыта слизистой оболочкой, которая выстлана мерцательным эпителием и содержит значительное количество желез, выделяющих слизь. Реснички эпителиальных клеток, двигаясь против ветра, выводят наружу вместе со слизью и инородные тела.

Жизнедеятельность живого организма связана с поглощением им О2 и выделением СО2. Поэтому в понятие «дыхание» входят все процессы, связанные с доставкой О2 из внешней среды внутрь клетки и выделением СО2 из клетки в окружающую среду.

Человек в состоянии покоя вдыхает и выдыхает около 500 мл воздуха. Этот объем воздуха называется дыхательным. Если после спокойного вдоха сделать усиленный дополнительный вдох, то в легкие может поступить еще 1500 мл воздуха. Такой объем называют резервным объемом вдоха. После спокойного выдоха при максимальном напряжении дыхательных мышц можно выдохнуть еще 1500 мл воздуха. Этот объем носит название резервного объема выдоха. После максимального выдоха в легких остается около 1200 мл воздуха - остаточный объем. Сумма резервного объема выдоха и остаточного объема составляет около 250 мл - функциональную остаточную емкость легких (альвеолярный воздух). Жизненная емкость легких - это в сумме дыхательный объем воздуха, резервный объем вдоха и резервный объем выдоха (500 + 1500 + 1500).

Жизненную емкость легких и объем легочного воздуха измеряют при помощи специального прибора - спирометра (или спирографа).

Таким образом, дыхание есть процесс обмена газов между организмом и внешней средойв результате которого организм человека воспринимает из атмосферы кислород и отдает в атмосферу углекислоту.


  1. Особенности речевого дыхания

Выделяют физиологическое и речевое дыхание. Физиологическое или неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности и подразделяется на типы:

1. Реберное, или грудное (нерациональный способ, так как расширение грудной клетки ограничено вследствие малой подвижности реберных стенок).

2. Брюшное (дыхательный объем существенно не отличается от такового при нижнереберном дыхании, однако дыхательные движения при этом пластичнее).

3. Смешанное (грудо-брюшное, или диафрагмальное): обеспечивается не только достаточный объем воздуха, но и оптимальная пластичность дыхательных движений. Этот тип дыхания наиболее адекватен и для фонации.

С одной стороны, дыхание — акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию газообмена в человеческом организме. Но, с другой стороны, дыхание процесс управляемый, когда оно непосредственно связано с произнесением речи. Такое дыхание называется речевым (фонационным, или звуковым) дыханием, и оно требует специальной тренировки.

В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Большое значение для озвучивания связного высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно и логически завершенного отрезка высказывания (так называемый речевой выдох).

Речевое дыхание представляет сбой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания.

Речевое дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания).

В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через нос и рот, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. Речевой вдох характеризуется наличием определенного объема воздуха, способного обеспечить поддержание под связочного давления. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершенного отрезка высказывания (т.е. синтагмы).

При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой.

При нормальном произнесении назальных звуков м, м, н, н воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора.

В процессе устной речи периодически появляется необходимость сделать вдох для удовлетворения биологических потребностей и для поддержания оптимального подсвязочного давления в процессе речи. Это происходит в момент так называемых дыхательных пауз. Их частота и длительность зависит от общего темпа речи и границ синтагм. Эти паузы несут на себе также и смысловую нагрузку, так как членят текст на смысловые отрезки. Продолжительность этих пауз составляет в среднем 0,5-1,5сек.
           Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга. Дышать надо обязательно через нос. Привычка дышать ртом очень вредно сказывается на человеческом организме, приводя к заболеваниям щитовидной железы, миндалин (гланд), всей дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, имеющего сообщение с носоглоткой, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга.

Таким образом, чтобы мы могли произносить звуки, а наш голос звучал, нужен воздух. Прежде чем заговорить, необходимо глубоко вдохнуть. Слова выговариваются на выдохе. Это значит, что звуки речи рождаются под действием воздушной струи, проходящей через все дыхательные пути: от лёгких через трахею, гортань глотку до ротовой и носовой полости. Что случается, когда у нас заканчивается воздух на выдохе? Правильно, нам приходится сделать паузу, чтобы вновь вдохнуть. А далее - всё повторяется.

  1. Приемы развития речевого дыхания

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

1) Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).

2) Формирование длительного фонационного выдоха.

3) Формирование речевого выдоха.

Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи. Известно, что плавность речи - это целостное непрерывное артикулирование интонационно-логически завершенного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.

Постановку диафрагмально-реберного дыхания начинают в положении лежа. Оптимально, чтобы постановка диафрагмального дыхания проводилась на фоне мышечного расслабления.

В дошкольном возрасте формирование диафрагмального дыхания необходимо проводить на начальном этапе в положении лежа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанавливается автоматически.

В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приемы. При этом должны быть учтены следующие методические указания.

1. Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.

2. Для детей дошкольного возраста дыхательные упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

3. Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений: руки из положения в стороны движутся к переди с обхватом грудной клетки, или из положения вверху движутся вниз. Движения корпусом, как правило, связаны с наклоном вниз или в стороны.

4. Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с артикуляцией согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребенка обратную биологическую связь.

Ребенок находится в положении лежа на спине. Рука ребенка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращается на то, что его живот хорошо дышит. Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2-3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.

Правила проведения работы по формированию речевого дыхания:

- во время дыхания плечи у ребенка должны быть неподвижны;

- грудь не должна сильно подниматься при вдохе и опускаться при выдохе;

- живот при вдохе должен подниматься, а при выдохе - опускаться;

- вдох должен быть мягким и коротким, выдох - длительным, спокойным и плавным;

- сделав вдох, сразу же начинать говорить, не задерживая дыхание;

- говорить только на выдохе.

- движения необходимо производить плавно, под счет.

Перед началом работы по формированию речевого дыхания, нужно определить характер дыхания в покое: дышит ли ребенок носом или ртом. Воспитание навыков правильного дыхания возможно только при сохранении хорошей осанки: прямое положение головы, слегка опущенные и развернутые плечи, прямая спина, подтянутый низ живота. В такой позе следует держаться свободно, без напряжения.

  1. Развитие речевого дыхания у детей с нарушением слуха

У нормально слышащего ребенка речевое дыхание формируется параллельно с развитием речи. У глухих детей речевое дыхание слабо развито — не хватает выдоха, чтобы произнести долгий звук, а значит, слово и фразу, у многих из них очень тихий голос. У глухого ребенка не развивается умение контролировать длительность и силу выдоха, что необходимо для произнесения фразы. Он не может долго произносить гласный звук. Если же он говорит несколько слов, то как бы всхлипывает, пытаясь набрать необходимый воздух между словами. Для речевого дыхания в отличие от обычного дыхания характерен короткий вдох и длинный (в 5—8 раз длиннее вдоха) плавный выдох воздуха, во время которого человек произносит фразу.

Цель работы по формированию речевого дыхания слабослышащих детей заключается в выработке длительного выдоха через рот и в тренировке умения экономно расходовать запас воздуха во время речи.

Упражнения на развитие дыхания слабослышащих детей направлены на:

- нормализацию речевого дыхания и развитие слитности речи;

- формирование умения изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр;

- правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;

- воспроизведение речевого материала в заданном темпе.

При выполнении упражнений важно помнить, что для речи нужен не столько сильный, сколько долгий, плавный, направленный и дозированный выдох. Нужно избегать напряженного быстрого выдоха, так как дети стараются дуть как можно сильнее. Нужно показать, что надо дуть плавно и долго, приложив руку ребенка к своим губам.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине слов и фраз.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Таким образом, работа над речевым дыханием заключается в выработке длительного ротового выдоха, в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.
Формирование речевого дыхания – важнейший этап на пути становления связной и правильной речи дошкольника. Наиболее эффективным способом его развития у детей дошкольного возраста являются дыхательные упражнения, которые способствуют формированию плавного и достаточно длительного выдоха и отработке произнесения звуков и слогов.

  1. Упражнения для развития речевого дыхания

Задуй свечку

Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на свечу так, чтобы пламя свечи отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на свечу.

Лопнула шина

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг - шину. На выдохе дети произносят медленно звук ш-ш-ш. Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Накачать шину

Детям предлагают накачать лопнувшую шину. Дети сжимают перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку насоса. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук с-с-с. При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

Воздушный шар

Выполнение упражнения аналогично упражнению Лопнула шина, но во время выдоха дети произносят звук ф-ф-ф.

Гуси

Исходное положение: руки поставить на пояс. Медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно Г-а-а-а. Принимая исходное положение, производится вдох.

Приемов, направленных на формирование диафрагмального выдоха, существует в практике довольно много (В.И. Селиверстов, 1987, и др.).

Одной из распространенных ошибок в работе по формированию речевого дыхания является чрезмерное наполнение легких воздухом во время вдоха. Слишком большой вдох создает излишнее напряжение дыхательных мышц, создает условия для гипервентиляции.

Следующим этапом работы является развитие длительного фонационного выдоха. Формирование фонационного выдоха является основой для развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом и артикуляцией. Во избежание фиксации внимания на процессе вдоха инструкция должна касаться только длительности произнесения звука.

После того как дети освоят длительное произнесение одного гласного на выдохе, предлагается произнести слитно сочетание их двух гласных на одном выдохе А______ О______.

Постепенно наращивается количество гласных звуков, произносимых на одном выдохе в следующем порядке: А - О - У - И (эталон гласных звуков).

Диафрагмальный вдох и выдох во время выполнения этих упражнений ребенок может контролировать ладонью, положенной на область диафрагмы. Помимо слухового контроля длительность фонационного выдоха можно контролировать плавным движением руки.

Значительно успешнее развивается фонационное дыхание как у детей, так и у взрослых, при использовании компьютерных программ Видимая речь.

Следующий этап работы над дыханием включает формирование собственно речевого выдоха. В упражнения вводятся слоги, слова, фразы.

При усвоении новых навыков необходимо не только объяснение, но и многократный показ, подключение различных видов контроля (слуховой, визуальный, кинестетический). Тренировка должна быть систематической, длительной и включаться во все виды занятий, проводимых с детьми.

Поскольку формирование речевого дыхания тесно связано с формированием навыка рациональной голосоподачи и голосоведения, то эти задачи решаются практически одновременно.

В настоящее время существуют специализированные компьютерные программы, такие как «Игры для Тигры», «Живой звук», направленные на развитие речи, которые можно с успехом применять при обучении слабослышащих детей.

Методические рекомендации позволяют проводить работу над физиологическим и речевым дыханием в виде дыхательных игр и упражнений как на специальных коррекционных индивидуальных и групповых занятиях, так и включать в структуру физкультурных и музыкально-ритмических занятий с целью общего оздоровления и развития детей с нарушениями слуха.

Заключение

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание является произвольным в отличие, от неречевого, которое осуществляется автоматически. При неречевом дыхании вдох и выдох производятся через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху.

Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен. При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза. При речевом дыхании за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей дошкольного возраста, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием к речи детей со стороны взрослых.

Дети дошкольного возраста, имеющие ослабленные вдох и выдох, как правило, имеют тихую речь, затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха при выдохе нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух.

Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их на шепоте. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, от чего речь становится нечеткой, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает, говорить фразы в ускоренном темпе без соблюдения логических пауз.

Сформированное речевое дыхание является базой для развития правильной речи слабослышащих детей, а так же предотвращает ряд отклонений в соматической сфере, улучшает общее самочувствие и эмоциональное состояние ребенка.

Список использованной литературы


  1. Бардышева Т.Ю. Упражняем язычок. Звукопроизношение, речевое дыхание, артикуляционная гимнастика и сказки / Т.Ю. Бардышева, В.Н. Костыгина – М: Гном, 2016 – 28с.
  2. Вербовая Н.П.,  Искусство речи / Н.П. Вербовая, О М. Головина, В.В. Урнова – М: Искусство, 1977.
  3. Воробьева Т.А. Дыхание и речь. Работа над дыханием в комплексной методике  / Т.А. Воробьева , П.А. Воробьева – С.П.: Литера, 2014 – 112
  4. Воронина Л.П. Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа / Л.П. Воронина, Н.А. Червякова – С.П.: Детство-Пресс, 2018 – 80с.
  5. Кочеткова И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. / И.Н. Кочеткова –  М: Советский спорт, 1989 – 32с.
  6. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений. / Под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд. –  М.: Владос, 2008. – 703 с.
  7. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой. –  М.: Книголюб, 2004. – 56 с.
  8. Никольская С.Т. Техника речи (методический рекомендации и упражнения для лекторов) / С.Т. Никольская – М: Знание, 1978
  9. Нищева Н.В. Веселая дыхательная гимнастика. Разработано в соответствии с ФГОСТ / Н.В. Нищева – С.П.: Детство-Пресс, 2019
  10. Ткаченко Б.И. Нормальная физиология человека. - 2-е изд. / Б.И. Ткаченко –  М.: Медицина, 2005.  – 928 с.
  11. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. - Изд. 2-е./ Н.И. Федюкович – Р-н/Д: Феникс, 2003. - 416 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.

О работе воспитателя над развитием  речевого  дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Работа над речевым дыханием

Использование различных игровых приемов в работе над речевым дыханием  на логопедических занятиях....

Работа над речевым дыханием

Нормализация речевого дыхания должна проводиться в определенной последовательности....

Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания

Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания...

Работа над речевым дыханием, упражнения.

Статья посвящена правильному речевому дыханию у ребёнка дошкольного возраста. В материале собраны упражнения для тренировки речевого дыхания. Подборка для воспитателей детского сада и родителей. ...