Конспект занятия по нейрологоритмике "Путешествие в зимний лес"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Цель: преодоление речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста через развитие двигательной сферы в сочетании со словом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по нейрологоритмике

для детей старшего дошкольного возраста   

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС»

Цель: 

- преодоление и профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста через  развитие двигательной сферы в сочетании со словом.

Задачи:

1. Оздоровительные:

  • развивать общую и тонкую моторику;
  • воспитывать чувства равновесия, правильной осанки;
  • формировать силу и длительность выдоха;
  • укреплять глазные мышцы;
  • нормализовать мышечный тонус.

2. Образовательные:

  • образовывать и употреблять существительные множественного числа родительного падежа;
  • образовывать и употреблять качественные и относительные прилагательные;
  • формировать двигательные умения и навыки;
  • развивать умение координировать речь и движения;
  • развивать межполушарное взаимодействие.

3. Воспитательные:

  • формировать взаимопонимание, доброжелательность;
  • формировать умение действовать в коллективе.

4. Коррекционные:

  • развивать слуховое внимание;
  • воспитывать переключаемость с одного вида деятельности на другое;
  • корректировать слухо-зрительно-двигательную координацию.

Оборудование: мультимедийная установка, экран, презентация о зиме; аудиозапись «Звуки зимнего леса»; детские музыкальные инструменты (колокольчики, погремушки, клавесы);  снежки по количеству детей;  полусферы и ортоковрики; шишки по количеству детей; палочки со снежинками на поддувание; карточки для нейрогимнастики.

Ход занятия

          Организационный  момент.
          Музыкальное  приветствие
(перед детьми на столе колокольчики и погремушки)

Встаньте дети в полукруг. Я твой друг и ты мой друг.

Мы друг другу улыбнемся и немного распоемся.

Привет скажем мы друг другу 3 р. (приветствуем друг друга рукой)

Привет всем друзьям (помахать двумя руками)

Динь – динь - скажет колокольчик 3р. (звеним колокольчиком)

Динь – динь всем друзьям.

Шу – шу  - скажет погремушка 3р. (встряхиваем погремушками)

Шу – шу всем друзьям!

Шу – шу всем друзьям…

Как рады мы вам!

Логопед.

 - Чтобы понять, куда мы с вами сегодня отправимся, нужно отгадать загадку.

Загадка: Реки подо льдом. Все замело кругом.

Метелица вьется. Как это время года зовется? (зима)

          Сообщение цели занятия

          Логопед.

В зимний лес сегодня на прогулку приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья нам ребята не найти.

По дорожкам снежным по лесу гулять пойдем.

И лесных зверей мы с вами обязательно найдем.

В путь отправимся мы с песней, а пока мои друзья.

Не в ладоши хлопайте, а язычком работайте.

Сопряженная артикуляционная гимнастика со снежками

(дети встают в круг и выполняют артикуляционную гимнастику)

Артикуляционное упражнение

Упражнение для рук

1

  «Улыбка» -  «Трубочка» (1 – губы вытягиваем в улыбку, 2 – губы вытягиваем в трубочку)

1 - снежок лежит в раскрытых ладонях

2 - прячем снежок в ладонях

3

«Качели» (рот открыт, 1 – поднимаем язык за верхние зубы, 2 – опускаем за нижние зубы)

  Перекатываем снежок  в руках перед грудью вертикально

4

«Часики» (губы в улыбке, язык двигается то вправо, то влево, касаясь уголков губ)

Перекатываем снежок  в руках перед грудью горизонтально

5

«Орешек» (губы сомкнуты, язык с силой поочередно упирается то в левую, то в правую щеку)

Перекладываем снежок из одной ладони в другую. Куда язычок – туда и снежок.

Логопед.

- Ну что ж пора отправиться в путь.

Берутся за руки и за логопедом идут хороводным шагом.

         Динамическое упражнение «Прогулка»

В лес отправимся гулять, 
Будем весело шагать. 

Маршируют

По извилистой тропинке

Друг за дружкою мы пойдём.

Ходят «змейкой» между «кочками» 

На носочки встали,

На носочки поднимаются

К лесу побежали. 

Бегут на носочках

Ноги выше поднимаем,

Ходят высоким шагом,

На сугробы мы не наступаем. 

Перешагивая через «кочки» 

И снова по дорожке, 

Мы весело шагаем.

Маршируют.

Логопед. – Вот мы с вами и оказались в зимнем лесу. Посмотрите как здесь красиво!

Логопед. - Ребята, а в лесу много чего? (деревьев, сугробов, птиц, животных и т.д.)  (образование и употребление существительных множественного числа родительного падежа)

- Какие деревья растут в лесу? (ели, сосны, кедры и т.д.)

- Как одним словом можно назвать эти деревья? (хвойные)

 - Почему их так называют? (вместо листьев хвоя)

Логопед обращает внимание на экран.

Логопед. - Посмотрите ребята, какие красивые ели. А что на них растет? (шишки) Шишки какие? (еловые) - Давайте-ка мы с вами поиграем с еловыми шишками.

Речедвигательная игра с шишками

Дети сидят на корточках по кругу, перед каждым лежит шишка

По лесочку мы ходили, шишки здесь мы находили

(выполняют движения кулачок о кулачок)

Шишку взяли – передали, подержали и отдали.

(правой рукой берут шишку и передают соседу)

Шишку взяли – передали, подержали - нюхать стали.

(подносят шишки к носу, делают вдох носом, на выдохе говорят: - Ах, как вкусно пахнет! 3 раза)

По лесочку мы ходили, шишки здесь мы находили

(передают шишки из руки в руку за спиной)

Шишку взяли – передали, подержали и отдали.

(правой рукой берут шишку и передают соседу)

Шишку взяли – передали, подержали - угощали.

(поворачиваются к соседям, предлагая шишку)

По лесочку мы ходили, шишки здесь мы находили

(катают шишку между ладонями вертикально)

Шишку взяли – передали, подержали и отдали.

(правой рукой берут шишку и передают соседу)

Шишку взяли – передали, и деревья называли.

(поочередно называют разные деревья)

Логопед. – Ребята, а каких животных можно встретить в зимнем лесу? (дети называют)

- Предлагаю рассказать о лесных животных стихотворение  и  выполнить массаж «Лесные жители».  

(Дети встают по кругу друг за другом, так, чтобы руки доставали до спины впереди стоящего)

Игровой массаж  «Лесные жители»

В лесной чащобе стоят елки

(Ребрами ладоней постукивают по спине сверху вниз, изображая елку)

Под ними рыщут злые волки

(Легко постукивают по спине кулаками или косточками)

Зайчата редко пробегают

У елей ветки задевают

(Собирают пальчики в щепоть и простукивают сверху вниз по спине)

Лисичка след свой заметает

(Выполняют волнообразные движения ладонями сверху вниз)

Белка с елки на елку летает

Шишки в дупло к себе собирает

(Ребрами ладоней проводят поперечные линии; легко постукивают кулаками)

Ежик колючий в норке свернулся

(Постукивают пальцами; изображают норку круговым движением обеих рук)

И всем нам во сне он улыбнулся.

(Рисуют указательными пальцами улыбку)

Логопед. – Ребята, послушайте, про кого эта загадка.

Загадка.

 – Не барашек и не кот, носит шубку круглый год.

Шуба серая для лета, шуба для зимы другого цвета (заяц)

- Чтобы зайцам зимой не замерзнуть им приходится много двигаться. Они придумали необычный танец. Я предлагаю вам  станцевать этот танец.

Упражнение с обручами «Зайцы»

Обручи разложены на полу по кругу. Дети стоят в обручах друг за другом.

На счет «раз» - ставят правую ногу в впереди стоящий обруч;

на счет «два» - подставляют левую ногу;

на счет «три» - правая нога в сторону из обруча;

на счет «четыре» - возвращают правую ногу обратно;

на счет «пять» - левая нога в сторону из обруча;

на счет «шесть» - возвращают левую ногу обратно;

на счет «семь» - хлопок;

на счет «восемь» - хлопок.

(звучит аудиозапись «Звуки зимнего леса)

Логопед.  -  Прислушайтесь ребята, какие звуки можно услышать в зимнем лесу? (дует ветер,  трещат ветки, дятел стучит и т.д.)

Речедвигательная гимнастика «Зимний лес»

Мы попали в зимний лес!

 (Маршируют на месте)

В нем много сказок и чудес! 

(Выполняют круговое движение  руками, сверху вниз)

Слева – сосны, справа – ели,

 (Выполняют повороты в стороны)

Там березки побелели.        

 (Выполняют плавные движения руками сверху – вниз)

Дятел сверху тук да тук!

(Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони)

Огляделись мы вокруг.

(Делают поворот вокруг себя)

Логопед. - Дятлы в лесу устроили перестук. Один стучит, а другие повторяют. Давайте и мы с вами попробуем повторить стук дятлов.

Ритмическое упражнение «Дятлы» (передай ритм по кругу)

Дети стоят по кругу и поочередно задают свой ритм, используя клавесы. Остальные по очереди стараются повторить заданный ритм.

Сюрпризный момент. Логопед дергает за леску, прикрепленную к коробке под потолком. Крышка коробки открывается, и из нее сыплются снежинки. Дети ловят снежинки, рассматривают.

Логопед. – Ой, смотрите-ка ребята снег пошел!

- Снежинка, какая? (снежная, узорная, резная, холодная, белая, пушистая и т.д.)

- Предлагаю вам со снежинками поиграть.

Гимнастика для глаз «Мы снежинку  увидали…»

Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли.

(Вытянуть руку со снежинкой вперед, сфокусировать взгляд на ней)

Снежинки вправо полетели,

Мы с вами вправо посмотрели.

(Отводить руку со снежинкой вправо, следить глазами)

Снежинки влево полетели,

Мы с вами влево посмотрели.

(Отводить руку со снежинкой влево, следить глазами)

Ветер снежинки вверх поднимал,

И на землю опускал.

(Дети смотрят вверх и вниз).

Все! На землю улеглись.

Глазки закрываем,

Все мы отдыхаем.

Логопед.  – Снежинки легкие, воздушные как пушинки. Когда они падают на землю, они как будто танцуют.

- Давайте на них подуем и посмотрим, как они умеют танцевать.

Упражнение на дыхание   «Снежинки»

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые (снежинки)

 Дети стоят по кругу. В руках палочка со снежинкой на нитке.

 I в.  1 – носом вдох, 2 – выдох ртом (губы в форме трубочки) на снежинку. 

II в. – язык лежит на губе в форме «лопаточки»; выдох с «лопаточки»

III в. – язык сворачивается в трубочку; выдох через «трубочку»

IVв. - язык обнимает верхнюю губу, положение «вкусное варенье»; выдох с широкого язычка поднятого вверх.

Логопед.

                    - Хорошо в зимнем лесу! Красиво!  Но нам пора возвращаться.

- Пока мы с вами по лесу гуляли, нашу тропинку замело. Тут и снежные сугробы и даже льдинки встречаются.

- Мы с вами сможем преодолеть эти препятствия, если будем правильно выполнять движения руками.  

Нейроигра для пальцев рук «Лесная тропинка»

На столах разложены карточки, на которых изображены: снежинки, льдинки и снежные комья. Дети двигаются слева направо,  выполняя одновременно двумя руками нужные движения: снежинка – ладонь, снежный ком – кулак, льдинка – ребро.

Итог.

Логопед.

- Вот мы с вами и вернулись в детский  сад. Если вам  понравилось наше путешествие прикрепите снежинки на доску (дети прикрепляют снежинки на магнитную доску)

- Трудно было преодолевать препятствия? (ответы детей)

- Чему мы с вами научились во время нашего путешествия? (ответы детей)

- Было трудно, но очень интересно, и мы с вами многому научились!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Зимняя путаница» для детей подготовительной группы.

Цели: уточнить знания детей о жизни обитателей зимнего леса; учиться устанавливать причинно-следственные связи; развивать разговорную речь воспитанников; развивать познавательную активность....

Конспект занятия в старшей группе "Зимний пейзаж"

Непосредственно - образовательная деятельность из цикла "Интегрированные занятия"...

Конспект занятия по развитию речи "Зимние слова" подготовительная группа

На занятии уточняется артикуляция гласных и согласных звуков, соотношение звук - буква, дифференциация звуков "с-с\' "....

Конспект занятия по развитию речи "Зимние забавы" во второй младшей группе

Занятие обогащает и закрепляет представления детей о зимнем времени года и забавах детей зимой. Используемые игры и упражнения способствуют эффективному развитию речи, внимания, мышления, моторики, во...

Конспект занятия по развитию речи "Зимний сон"

Рассматривание картины детей и составление описательного рассказа....

Конспект занятия для старшей группы "ЗИМНИЙ ГОРОД"

ЗИМНИЙ ГОРОДКонспект занятия для старшей группы     Ход занятия:     Воспитатель: Послушайте строки стихотворения А.С.Пушкина.Пришла, рассыпалась, клокамиПовисл...