Конспект занятия по нейрологоритмике "Путешествие в зимний лес"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Цель: преодоление речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста через развитие двигательной сферы в сочетании со словом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_neyrologoritmike_puteshestvie_v_zimniy_les.docx | 30.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по нейрологоритмике
для детей старшего дошкольного возраста
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС»
Цель:
- преодоление и профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста через развитие двигательной сферы в сочетании со словом.
Задачи:
1. Оздоровительные:
- развивать общую и тонкую моторику;
- воспитывать чувства равновесия, правильной осанки;
- формировать силу и длительность выдоха;
- укреплять глазные мышцы;
- нормализовать мышечный тонус.
2. Образовательные:
- образовывать и употреблять существительные множественного числа родительного падежа;
- образовывать и употреблять качественные и относительные прилагательные;
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать умение координировать речь и движения;
- развивать межполушарное взаимодействие.
3. Воспитательные:
- формировать взаимопонимание, доброжелательность;
- формировать умение действовать в коллективе.
4. Коррекционные:
- развивать слуховое внимание;
- воспитывать переключаемость с одного вида деятельности на другое;
- корректировать слухо-зрительно-двигательную координацию.
Оборудование: мультимедийная установка, экран, презентация о зиме; аудиозапись «Звуки зимнего леса»; детские музыкальные инструменты (колокольчики, погремушки, клавесы); снежки по количеству детей; полусферы и ортоковрики; шишки по количеству детей; палочки со снежинками на поддувание; карточки для нейрогимнастики.
Ход занятия
Организационный момент.
Музыкальное приветствие (перед детьми на столе колокольчики и погремушки)
Встаньте дети в полукруг. Я твой друг и ты мой друг.
Мы друг другу улыбнемся и немного распоемся.
Привет скажем мы друг другу 3 р. (приветствуем друг друга рукой)
Привет всем друзьям (помахать двумя руками)
Динь – динь - скажет колокольчик 3р. (звеним колокольчиком)
Динь – динь всем друзьям.
Шу – шу - скажет погремушка 3р. (встряхиваем погремушками)
Шу – шу всем друзьям!
Шу – шу всем друзьям…
Как рады мы вам!
Логопед.
- Чтобы понять, куда мы с вами сегодня отправимся, нужно отгадать загадку.
Загадка: Реки подо льдом. Все замело кругом.
Метелица вьется. Как это время года зовется? (зима)
Сообщение цели занятия
Логопед.
В зимний лес сегодня на прогулку приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья нам ребята не найти.
По дорожкам снежным по лесу гулять пойдем.
И лесных зверей мы с вами обязательно найдем.
В путь отправимся мы с песней, а пока мои друзья.
Не в ладоши хлопайте, а язычком работайте.
Сопряженная артикуляционная гимнастика со снежками
(дети встают в круг и выполняют артикуляционную гимнастику)
№ | Артикуляционное упражнение | Упражнение для рук |
1 | «Улыбка» - «Трубочка» (1 – губы вытягиваем в улыбку, 2 – губы вытягиваем в трубочку) | 1 - снежок лежит в раскрытых ладонях 2 - прячем снежок в ладонях |
3 | «Качели» (рот открыт, 1 – поднимаем язык за верхние зубы, 2 – опускаем за нижние зубы) | Перекатываем снежок в руках перед грудью вертикально |
4 | «Часики» (губы в улыбке, язык двигается то вправо, то влево, касаясь уголков губ) | Перекатываем снежок в руках перед грудью горизонтально |
5 | «Орешек» (губы сомкнуты, язык с силой поочередно упирается то в левую, то в правую щеку) | Перекладываем снежок из одной ладони в другую. Куда язычок – туда и снежок. |
Логопед.
- Ну что ж пора отправиться в путь.
Берутся за руки и за логопедом идут хороводным шагом.
Динамическое упражнение «Прогулка»
В лес отправимся гулять, | Маршируют |
По извилистой тропинке Друг за дружкою мы пойдём. | Ходят «змейкой» между «кочками» |
На носочки встали, | На носочки поднимаются |
К лесу побежали. | Бегут на носочках |
Ноги выше поднимаем, | Ходят высоким шагом, |
На сугробы мы не наступаем. | Перешагивая через «кочки» |
И снова по дорожке, Мы весело шагаем. | Маршируют. |
Логопед. – Вот мы с вами и оказались в зимнем лесу. Посмотрите как здесь красиво!
Логопед. - Ребята, а в лесу много чего? (деревьев, сугробов, птиц, животных и т.д.) (образование и употребление существительных множественного числа родительного падежа)
- Какие деревья растут в лесу? (ели, сосны, кедры и т.д.)
- Как одним словом можно назвать эти деревья? (хвойные)
- Почему их так называют? (вместо листьев хвоя)
Логопед обращает внимание на экран.
Логопед. - Посмотрите ребята, какие красивые ели. А что на них растет? (шишки) Шишки какие? (еловые) - Давайте-ка мы с вами поиграем с еловыми шишками.
Речедвигательная игра с шишками
Дети сидят на корточках по кругу, перед каждым лежит шишка
По лесочку мы ходили, шишки здесь мы находили
(выполняют движения кулачок о кулачок)
Шишку взяли – передали, подержали и отдали.
(правой рукой берут шишку и передают соседу)
Шишку взяли – передали, подержали - нюхать стали.
(подносят шишки к носу, делают вдох носом, на выдохе говорят: - Ах, как вкусно пахнет! 3 раза)
По лесочку мы ходили, шишки здесь мы находили
(передают шишки из руки в руку за спиной)
Шишку взяли – передали, подержали и отдали.
(правой рукой берут шишку и передают соседу)
Шишку взяли – передали, подержали - угощали.
(поворачиваются к соседям, предлагая шишку)
По лесочку мы ходили, шишки здесь мы находили
(катают шишку между ладонями вертикально)
Шишку взяли – передали, подержали и отдали.
(правой рукой берут шишку и передают соседу)
Шишку взяли – передали, и деревья называли.
(поочередно называют разные деревья)
Логопед. – Ребята, а каких животных можно встретить в зимнем лесу? (дети называют)
- Предлагаю рассказать о лесных животных стихотворение и выполнить массаж «Лесные жители».
(Дети встают по кругу друг за другом, так, чтобы руки доставали до спины впереди стоящего)
Игровой массаж «Лесные жители»
В лесной чащобе стоят елки
(Ребрами ладоней постукивают по спине сверху вниз, изображая елку)
Под ними рыщут злые волки
(Легко постукивают по спине кулаками или косточками)
Зайчата редко пробегают
У елей ветки задевают
(Собирают пальчики в щепоть и простукивают сверху вниз по спине)
Лисичка след свой заметает
(Выполняют волнообразные движения ладонями сверху вниз)
Белка с елки на елку летает
Шишки в дупло к себе собирает
(Ребрами ладоней проводят поперечные линии; легко постукивают кулаками)
Ежик колючий в норке свернулся
(Постукивают пальцами; изображают норку круговым движением обеих рук)
И всем нам во сне он улыбнулся.
(Рисуют указательными пальцами улыбку)
Логопед. – Ребята, послушайте, про кого эта загадка.
Загадка.
– Не барашек и не кот, носит шубку круглый год.
Шуба серая для лета, шуба для зимы другого цвета (заяц)
- Чтобы зайцам зимой не замерзнуть им приходится много двигаться. Они придумали необычный танец. Я предлагаю вам станцевать этот танец.
Упражнение с обручами «Зайцы»
Обручи разложены на полу по кругу. Дети стоят в обручах друг за другом.
На счет «раз» - ставят правую ногу в впереди стоящий обруч;
на счет «два» - подставляют левую ногу;
на счет «три» - правая нога в сторону из обруча;
на счет «четыре» - возвращают правую ногу обратно;
на счет «пять» - левая нога в сторону из обруча;
на счет «шесть» - возвращают левую ногу обратно;
на счет «семь» - хлопок;
на счет «восемь» - хлопок.
(звучит аудиозапись «Звуки зимнего леса)
Логопед. - Прислушайтесь ребята, какие звуки можно услышать в зимнем лесу? (дует ветер, трещат ветки, дятел стучит и т.д.)
Речедвигательная гимнастика «Зимний лес»
Мы попали в зимний лес!
(Маршируют на месте)
В нем много сказок и чудес!
(Выполняют круговое движение руками, сверху вниз)
Слева – сосны, справа – ели,
(Выполняют повороты в стороны)
Там березки побелели.
(Выполняют плавные движения руками сверху – вниз)
Дятел сверху тук да тук!
(Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони)
Огляделись мы вокруг.
(Делают поворот вокруг себя)
Логопед. - Дятлы в лесу устроили перестук. Один стучит, а другие повторяют. Давайте и мы с вами попробуем повторить стук дятлов.
Ритмическое упражнение «Дятлы» (передай ритм по кругу)
Дети стоят по кругу и поочередно задают свой ритм, используя клавесы. Остальные по очереди стараются повторить заданный ритм.
Сюрпризный момент. Логопед дергает за леску, прикрепленную к коробке под потолком. Крышка коробки открывается, и из нее сыплются снежинки. Дети ловят снежинки, рассматривают.
Логопед. – Ой, смотрите-ка ребята снег пошел!
- Снежинка, какая? (снежная, узорная, резная, холодная, белая, пушистая и т.д.)
- Предлагаю вам со снежинками поиграть.
Гимнастика для глаз «Мы снежинку увидали…»
Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли.
(Вытянуть руку со снежинкой вперед, сфокусировать взгляд на ней)
Снежинки вправо полетели,
Мы с вами вправо посмотрели.
(Отводить руку со снежинкой вправо, следить глазами)
Снежинки влево полетели,
Мы с вами влево посмотрели.
(Отводить руку со снежинкой влево, следить глазами)
Ветер снежинки вверх поднимал,
И на землю опускал.
(Дети смотрят вверх и вниз).
Все! На землю улеглись.
Глазки закрываем,
Все мы отдыхаем.
Логопед. – Снежинки легкие, воздушные как пушинки. Когда они падают на землю, они как будто танцуют.
- Давайте на них подуем и посмотрим, как они умеют танцевать.
Упражнение на дыхание «Снежинки»
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые (снежинки)
Дети стоят по кругу. В руках палочка со снежинкой на нитке.
I в. 1 – носом вдох, 2 – выдох ртом (губы в форме трубочки) на снежинку.
II в. – язык лежит на губе в форме «лопаточки»; выдох с «лопаточки»
III в. – язык сворачивается в трубочку; выдох через «трубочку»
IVв. - язык обнимает верхнюю губу, положение «вкусное варенье»; выдох с широкого язычка поднятого вверх.
Логопед.
- Хорошо в зимнем лесу! Красиво! Но нам пора возвращаться.
- Пока мы с вами по лесу гуляли, нашу тропинку замело. Тут и снежные сугробы и даже льдинки встречаются.
- Мы с вами сможем преодолеть эти препятствия, если будем правильно выполнять движения руками.
Нейроигра для пальцев рук «Лесная тропинка»
На столах разложены карточки, на которых изображены: снежинки, льдинки и снежные комья. Дети двигаются слева направо, выполняя одновременно двумя руками нужные движения: снежинка – ладонь, снежный ком – кулак, льдинка – ребро.
Итог.
Логопед.
- Вот мы с вами и вернулись в детский сад. Если вам понравилось наше путешествие прикрепите снежинки на доску (дети прикрепляют снежинки на магнитную доску)
- Трудно было преодолевать препятствия? (ответы детей)
- Чему мы с вами научились во время нашего путешествия? (ответы детей)
- Было трудно, но очень интересно, и мы с вами многому научились!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи «Зимняя путаница» для детей подготовительной группы.
Цели: уточнить знания детей о жизни обитателей зимнего леса; учиться устанавливать причинно-следственные связи; развивать разговорную речь воспитанников; развивать познавательную активность....
Конспект занятия в старшей группе "Зимний пейзаж"
Непосредственно - образовательная деятельность из цикла "Интегрированные занятия"...
Конспект занятия по развитию речи "Зимние слова" подготовительная группа
На занятии уточняется артикуляция гласных и согласных звуков, соотношение звук - буква, дифференциация звуков "с-с\' "....
Конспект занятия по развитию речи "Зимние забавы" во второй младшей группе
Занятие обогащает и закрепляет представления детей о зимнем времени года и забавах детей зимой. Используемые игры и упражнения способствуют эффективному развитию речи, внимания, мышления, моторики, во...
Конспект занятия по развитию речи "Зимний сон"
Рассматривание картины детей и составление описательного рассказа....
Конспект занятия для старшей группы "ЗИМНИЙ ГОРОД"
ЗИМНИЙ ГОРОДКонспект занятия для старшей группы Ход занятия: Воспитатель: Послушайте строки стихотворения А.С.Пушкина.Пришла, рассыпалась, клокамиПовисл...