Методики для коррекции детских страхов с элементами арт-терапии и сказкотерапии
методическая разработка по коррекционной педагогике
Практический материал для педагогов "Методики коррекции детских страхов с элементами арт-терапии и сказкотерапии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение
«Детский сад №142»
Методики для коррекции детских страхов с элементами арт-терапии и сказкотерапии.
Подготовила: педагог-психолог
МДОАУ №142
Кролик Елена Григорьевна
Оренбург, 2024 г.
Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребенком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребенку, которое порождает в нем тревогу и затем формирует враждебность к миру.
В условиях дошкольного образовательного учреждения в работе с детскими страхами хорошо зарекомендовали себя методы арт-терапии, сказкотерапии. Рекомендуется организовать цикл из пяти занятий для детей 5-6 лет, и из двух занятий для воспитанников 3 лет.
Методика «Волшебное зелье».
Возраст: 5-7 лет.
Цель методики – помочь ребенку 5–7 лет избавиться от страха, снизить тревожность, боязнь ночных кошмаров и темноты.
Материалы: лист бумаги, черный карандаш или фломастер, цветные карандаши. В начале занятия прочитайте воспитаннику сказку «Серое ухо» из книги «Лабиринт души» (Приложение 1).
Когда ребенок ответит на вопросы по сказке, переходите к личным страхам участника. Спросите, чего боится воспитанник, в какой части тела живет его страх. Чтобы снизить тревожность и помочь, расскажите о себе. Например, скажите: «Я боюсь темноты, и мой страх живет у меня в голове».
Когда ребенок покажет, где живет его страх, начните арт-терапию. Покажите пример задания на себе. Проводите методику поэтапно.
Алгоритм проведения методики:
- вызываем чувства - предложите ребенку закрыть глаза и почувствовать испуг или тревогу;
- правильно дышим – попросите сделать три глубоких вдоха и выдоха, а затем взять карандаш, положите перед ребенком лист бумаги;
- вытягиваем страх – пока ребенок глубоко дышит, предложите выполнять круговые движения возле того места, где живет страх. Объясните, что так он вытянет страх на кончик карандаша;
- рисуем страх – когда весь страх оказался на кончике карандаша, попросите перенести эмоции на бумагу. На счет 1-3 быстрыми резкими пересекающимися линиями ребенок заполняет лист. После четвертого этапа спросите у ребенка: «Скажи, пожалуйста, теперь ты видишь твой страх на этом рисунке или он растворился?». Дети чаще отвечают, что страх, который они нарисовали, растворился, его не видно;
- скрываем страх – предложите скрыть рисунок страха в фоне, дорисовать линии в пустых местах, чтобы создать на весь лист единое поле, в котором растворится весь страх;
- варим зелье от страха. Обращаемся к ребенку: «Скажи, пожалуйста, чтобы победить страх нам нужна смелость? Тогда давай нарисуем баночку зелья Смелости. Для этого в нашем рисунке найдем контур баночки и раскрасим его разноцветными карандашами, наполним волшебством. По аналогии сварите зелье Мужества, Отваги и Храбрости;
- выпиваем зелье. «Теперь все эти качества, которые мы нарисовали есть у тебя». Просим повторить качества и сказать, что все они живут в ребенке и всегда с ним.
Методика «Баночка волшебного зелья».
Возраст: 5-9 лет.
Цель методики – помочь ребенку 5–9 лет избавится от страха, снизить тревожность и развить мелкую моторику.
Материалы: пустую баночку небольшого размера с крышкой, например, из-под детского пюре, цветной песок, воронку, шпажку, клей «Момент».
В начале занятия прочитайте терапевтическую сказку «Смелый гномик» из книги «Лабиринт души» (Приложение 2). После сказки, если проводили, напомните ребенку о прошлом занятии: «Помнишь на прошлом занятии мы рисовали твои смелые качества? Пока мы с тобой не виделись, ты вспоминал о них?». Если ребенок ответит: «Да», уточните, в каких случаях. Чтобы больше не бояться и не сомневаться в себе, предложите воспитаннику сварить баночку волшебного зелья Уверенности, которую он всегда сможет носить с собой.
Во время работы с баночкой насыпайте песок рядами или по желанию ребенка создавайте узоры. Например, чтобы получить скосы и волны, наклоните сосуд в любую сторону. Чтобы получить песочный рисунок, проведите по стенке сосуда шпажкой снизу вверх.
Алгоритм проведения методики:
- девиз смелых людей. Объясните зачем варить волшебное зелье. «А с сегодняшнего дня будем помнить и применять девиз «Верь в себя! Верь в свои силы. Если вдруг что-то не будет получаться, вспоминай этот девиз»;
- сохраняем смелость. А чтобы ты помнил об этом девизе, мы приготовим Волшебное Зелье. Оно никогда не испортится, и ты сможешь носить всегда с собой, чтобы в нужный момент оно помогло тебе набраться смелости. Ты готов творить и создавать Зелье, тогда приступим;
- варим зелье. Покажите ребенку пустую небольшую баночку, задача ребенка наполнить ее смелыми качествами. Разложите разноцветный песок, пусть представит, что песок одного цвета – это какое-либо смелое качество. Спросите: «Какое самое необходимое качество, которое необходимо для тебя, чтобы ты всегда верил в свои силы?» (например, сила). Пусть выберет цвет Силы и помогите засыпать его на дно. По аналогии продолжайте, пока баночка не заполнится разноцветным песком;
- сохраняем зелье. После заполнения баночки песком, утрамбуйте шпажкой и закупорьте клеем. Баночка хранится на видном месте как напоминание о смелых качествах. По желанию можно украсить и прикрепить шнур.
Методика «Путешествие в лес чудес».
Возраст: 3–6 лет.
Цель методики – помочь ребенку лет избавится от страха самостоятельных действий и снизить тревожность
Материалы: Юнгианская песочница, фигурки лесных деревьев и зверей, материал для аппликации или чистый лист бумаги, цветные карандаши.
В начале занятия прочитайте сказку «Случай в лесу» из книги «Лабиринт души» (Приложение 3). Предложите создать аппликацию или рисунок «Смелый зайка». Когда ребенок закончит, проведите по методике ролевую игру.
Алгоритм проведения методики:
- создаем лес. Покажите ребенку фигурки лесных зверей и растений и создать сад чудес. Можно использовать МАК-карты с лесными пейзажами;
- гость в лесу – когда ребенок закончит расставлять игрушки, попросите рассказать о лесе. Выберите любую игрушку, которую ребенок не использовал, например, собачку. Примерный текст: «Я собачка, путешествовала по разным лесам, городам и услыхала про Лес-чудес. Рассказали про смелого зверька, который ничего не боится и у него все получается. Очень хочу встретиться с этим смельчаком. Ты где, смелый зверек, давай познакомимся»;
- рассказ о лесе. Попросите ребенка выбрать зверюшку. Он должен рассказать от имени игрушки, кто живет в лесу. Обратите внимание на то, как много зверей в лесном царстве. Попросите рассказать о характере животных, их домах, привычках;
- секрет смелости. После рассказа спросите: «Милый друг, как тебе удалось стать смелым. На самом деле ч трусишка, много чего боюсь, особенно начать какое-то новое дело. Я не всегда уверен, что у меня получится правильно». Стимулируйте ребенка проговорить девиз: «Верь в себя! Верь в свои силы!»;
- прощание с гостем. Попрощайтесь от имени игрушки с ребенком. Добавьте, что расскажите о его смелости всем зверям, чтобы те тоже смогли стать смелыми.
Методика «Путешествие в страну Темноландия».
Возраст: 3–7 лет.
Цель методики – помочь ребенку избавиться от страха темноты и снизить тревожность.
Материалы: чистый лист бумаги, цветные карандаши, ассоциативные метафорические карты «Тропинка к своему Я» Л.И. Кононова, Юнгианская песочница.
В начале занятия прочитайте сказку «Темноландия» из книги «Волшебные капельки счастья Терапевтические сказки» (Приложение 4). Предложите ребенку нарисовать замок темной страны Темноландии и рассказать о нем.
Алгоритм проведения методики:
- создаем Темноландию. Разложите перед ребенком МАК-карты с ночными пейзажами без живых существ. Спросите: «А хочешь узнать, что окружает созданный тобой замок темной страны? Тогда выбери одну карточку и расскажи, что на ней нарисовано». Когда ребенок расскажет, попросите выбрать следующую карту. Предложите разложить карты вокруг замка, чтобы создать вокруг него темную страну.
- жители Темноландии. Расставьте по периметру Юнгианской песочницы МАК-карты, которые выбрал ребенок. На стенку песочницы перед ребенком в центре поставьте рисунок замка воспитанника. Рядом с песочницей разложите игрушки реальных и фантастических существ. Предложите ребенку создать страну Темноландию и заселить ее жителями-игрушками.
- рассказ о Темноландии. Когда воспитанник завершит, попросите рассказать об этой стране. Выберите любую свободную игрушку, которую ребенок не поставил в песочницу. Поднесите к песочнице и скажите: «Я единорог, который услышал про страну Темноландию и мне захотелось туда попасть и посмотреть самому, какая же она. А те, что побывал в ней, говорят, что она очень красивая. Кто расскажет мне про эту страну?» Задача ребенка – выбрать игрушку и рассказать о стране от ее имени. Спросите о замке на рисунке, пейзажах страны. Попросите описать 3-4 животных, рассказать о характере и привычках.
- вывод. Подведите ребенка к выводу о том, что жители этой страны добрые, готовы прийти на помощь к незнакомым зверям. В конце занятия помогите ребенку сделать вывод: в темноте не живут страшные звери, и в стране вечной ночи могут жить добрые существа.
Методика «Портрет смелого человека».
Возраст: 5-10 лет.
Цель методики – помочь ребенку избавиться от страха темноты, общей боязливости, снизить тревожность.
Материалы: альбомный лист, фломастеры или цветные карандаши, черный маркер.
Расстелите рулон белых обоев на полу. Подберите размер рулона по размеру тела ребенка. В начале занятия прочитайте сказку «Медвежонок и Баба-яга» из книги «Лабиринт души» (Приложение5). Обсудите с воспитанником вопросы по сказке из книги. Сделайте вывод о качествах смелого человека. Проведите методику «Портрет смелого человека».
Алгоритм проведения методики:
- рисуем солнышко. Попросите нарисовать ребенка солнышко с лучами. Спросите: «Солнышко – оно какое? Представь, что солнышко – это ты. У солнышка твое имя». Подпишите имя на солнышке, дорисуйте 7-9 лучей, если ребенок нарисовал меньше;
- определяем характер. Спросите ребенка: «Ты перечислил какое замечательное солнышко, светлое, теплое доброе… давай подпишем каждый лучик солнышка, называя твои замечательные качества». Если ребенку трудно, помогите. Подпишите все лучики.
- автопортрет. Обратитесь к ребенку: «То, что мы с тобой перечислили, все смелые качества мы поселим в тебя. Сейчас ты ляжешь на пол на лист бумаги, я обеду твое тело. Согласен?»
- портрет смельчака. Прочитайте первое качества с нарисованного солнышка, например, сильный. Спросите: «В какой части тела у тебя живет сила?» Он покажет, например, в руках, потом выберет цвет силы, и закрашивает руки этим цветом, сам выбирая границы. Не ограничивайте фантазию ребенка, не заставляйте заполнить цветами весь контур.
Приложение1.
Сказка «Серое ухо»
Возраст: 4—7 лет.
Направленность: Страх темноты. Ночные кошмары. Общая боязливость.
Ключевая фраза: «Как темно и страшно!»
В одном лесу жил Зайчишка Серое ухо, у которого было много-много друзей. Однажды его друг Ежик Маленькие ножки пригласил Зайчишку на свой день рожденья. Зайчишка очень обрадовался приглашению. Он пошел на дальнюю поляну и набрал для Ежика целую корзину земляники, а потом отправился в гости.
Его путь лежал через лесную чащу. Светило солнышко, и Зайка весело и быстро добрался до домика Ежика. Ежик очень обрадовался зайчику. Потом к ежику пришли Белка Рыжий хвостик и Барсучонок Мягенький животик. Они все вместе танцевали и играли, а после пили чай с тортом и земляникой. Было очень весело, время бежало быстро, и вот уже начало темнеть — пора было гостям собираться домой, где их ждали родители. Друзья попрощались с ежиком и пошли по своим домам. И наш Зайчишка отправился в обратный путь. Сначала он шел быстро, пока тропинку было хорошо видно, но вскоре совсем стемнело, и Зайчику стало чуть-чуть страшно.
Он остановился и прислушался к темному и совсем неприветливому ночному лесу. Вдруг он услышал странный шорох. Зайчишка прижался к траве и задрожал. Потом подул ветер, и Зайка услышал страшный скрип и скрежет — он посмотрел направо и увидел что-то огромное и страшное: у него было много длинных и корявых рук, которыми оно размахивало и при этом издавало тот самый страшный скрежет…
Зайчонку стало совсем страшно, он подумал, что это Чудовище, что оно сейчас схватит его своими корявыми ручищами, а потом съест… Бедный Зайчишка накрыл лапками ушки и закрыл глазки, чтобы не видеть и не слышать страшного Чудовища и стал дожидаться своей смерти.
Так прошло некоторое время и… ничего не случилось. А затем Зайка сказал сам себе: «Неужели я так и буду лежать здесь и умирать от страха? А что будет с моей мамой, если я умру, ведь она не переживет этого?». Зайка собрался с силами, открыл глаза и смело посмотрел на Чудовище. И вдруг он заметил, что Чудовище совсем не Чудовище, а старый Дуб, с которым Зайка всегда здоровался, гуляя по утрам, а огромные руки — всего-навсего ветви, на которых днем поют птички. Скрипел же старый Дуб потому, что на ветру раскачивалась его старая растрескавшаяся макушка. Наш Зайка громко рассмеялся, оттого, что испугался старого своего друга — доброго Дуба.
Зайка продолжил свой путь домой, он теперь знал, что ничего страшного в ночном лесу не может быть. И после этого случая Зайка Серое ухо никогда больше не боялся темного леса.
Вот такая случилась история с храбрым Зайчиком Серое ухо.
Вопросы для обсуждения
Чего боялся Зайчик?
Каким образом Зайчик увидел, что Чудовище — совсем не чудовище? Почему теперь Зайчика называют храбрым?
Приложение 2
Сказка «Смелый Гномик»
Возраст: 5–9 лет.
Направленность: Боязнь темноты, повышенная тревожность. Ночные кошмары. Общая боязливость.
Ключевая фраза: «Мне страшно!»
В одном лесу на опушке жил маленький Гномик. Жил он весело и беззаботно, одно только мешало его радостной жизни. Боялся наш Гномик Бабы Яги, живущей в соседнем лесу.
И вот однажды мама попросила Гномика сходить в лес за орехами. Гномик хотел сначала попросить своего друга Тролля сходить с ним, потому что Тролль не боялся Бабы Яги. Но потом решил доказать Троллю и маме, что он тоже смелый, и пошел в лес один.
Гуляя по лесу целый день, Гномик нигде так и не нашел орешник. Смеркалось. Задул холодный ветерок, и весь лес наполнился неясными шорохами и скрипами. Гномик подумал, что это, наверное, злая Баба Яга пугает его. На дрожащих ногах он продолжал поиски. В конце концов стало совсем темно, и он выбился из сил. Гномик от отчаяния прислонился к какому-то дереву и заплакал. Вдруг это дерево заскрипело и оказалось, что это не дерево, а избушка Бабы Яги. От испуга Гномик упал на землю и онемел от страха, в это время дверь избушки отворилась, как бы приглашая войти. Ноги не слушались его, пошатываясь, он поднялся и вошел в избушку.
К его удивлению, Бабы Яги он не увидел. Вдруг с печи раздались тихие звуки и Гномик увидел ее: скрюченная, несчастная, обмотанная шарфом, она тихо всхлипывала. «Не бойся меня, - промолвила Баба Яга, - я не сделаю тебе ничего плохого. Я заболела, потому что много суетилась по лесным делам: кому советом, кому лекарством помогала». Гномик сначала хотел убежать, но ноги его не слушались, и он остался. Постепенно он оправился от испуга, ему вдруг стало очень жалко бедную разболевшуюся Бабу Ягу и он ее спросил: «Чем я могу помочь тебе?»
— Принеси мне пожалуйста, из лесу, еловых веток, сосновых шишек и коры березы, я сварю отвар и поправлюсь.
Наутро Гномик исполнил просьбу старушки. Она была так благодарна Гномику, что вручила ему корзину с лесными орехами и волшебный клубок, который помог ему найти дорогу домой. Выходя из леса, Гномик оглянулся и увидел за собой много зверей, которые хором закричали: «Слава смелому Гному! Ты очень помог нам, потому что лесу не хватало добрых дел Бабы Яги. Спасибо тебе».
Дома мама и Тролль встретили Гномика с радостью. Все вместе сели пить чай с тортом и с восхищением слушали приключения маленького путешественника. Мама нежно обняла сына и сказала: «Ты у меня самый любимый и самый смелый».
Вопросы для обсуждения
Почему Гномик отправился в лес один? Что бы ты сделал на месте Гномика, увидев Бабу Ягу? Помог бы ты ей? Почему Гномик перестал бояться Бабы Яги?
Приложение 3
Случай в лесу
Возраст: 3–6 лет.
Направленность: Неуверенность в себе. Тревожность. Страх самостоятельных действий.
Ключевая фраза: «У меня не выйдет!»
В одном лесу жил маленький Зайчонок. Больше всего на свете ему хотелось быть сильным, смелым и сделать что-нибудь доброе, полезное для окружающих. Но на деле у него никогда ни-| чего не получалось. Он всего боялся и не верил в себя. Поэтому все в лесу прозвали его «Зайчишка-трусишка». От этого ему становилось грустно, обидно, и он часто плакал, когда оставался один. Был у него один-единственный друг — Барсучонок.
И вот, как-то раз они вдвоем отправились играть к реке. Больше всего им нравилось догонять друг друга, бегая через небольшой деревянный мостик. Первым догонял Зайчонок. Не когда Барсучонок пробегал по мосту, одна доска вдруг сломалась и он упал в реку. Барсучонок не умел плавать и стал барахтаться в воде, прося о помощи. А Зайчонок, хотя и умел немного плавать, но очень испугался. Он бегал по берегу звал на помощь, надеясь, что кто-нибудь услышит и спасет Барсучонка. Но никого поблизости не было. И тогда Зайчонок понял, что только он может спасти своего друга. Он сказал себе: «Я ничего не боюсь, я умею плавать и спасу Барсучонка!» Не думая об опасности, он бросился в воду и поплыл, а потом , вытащил своего друга на берег. Барсучонок был спасен!
Когда они вернулись домой и рассказали про случай на реке, никто сначала не мог поверить, что Зайчонок спас своего друга. Когда же звери убедились в этом, то стали хвалить Зайчонка, говорить, какой он смелый и добрый, а потом устроили большой веселый праздник в его честь. Этот день для Зайчонка стал самым счастливым. Все гордились им и он сам гордился собой, потому что поверил в свои силы, в то, что способен делать доброе и полезное. Он на всю жизнь запомнил одно очень важное и полезное правило: «Верь в себя и всегда и во всем полагайся только на свои силы!» И с тех пор больше никто и никогда не дразнил его трусишкой!
Приложение 4
Темноландия
Жил один маленький мальчик, очень похожий на тебя, мой юный слушатель. Он ужасно боялся темноты, никогда не выключал свет на ночь, даже когда мама очень ругалась, и старался не оставаться один в тёмной комнате, когда его родители находились в другой, он сразу же шёл, а вернее бежал в эту комнату, лишь бы не оставаться одному в тёмной страшной комнате.
Однажды, когда он заснул (опять же при свете), ему приснился удивительный сон – очень яркий, красочный, красивый. А когда мальчик проснулся, то даже усомнился в том, а сон ли это был вообще, до такой степени чётко отложились образы в его сознании… Он очень хорошо помнил как закрывал глаза при свете, а сейчас, когда он их открыл, то обнаружил полнейшую темноту.
– Наверное, мама выключила свет, – подумал мальчик, и тут он вдруг увидел рядом с собой маленького человечка. Человечек был очень смешной: в большом колпаке, который постоянно сползал на глаза, в причудливых башмаках и со смешными большими ушами.
– Привет, Дениска, – дружелюбно улыбаясь, поздоровался человечек, назвав мальчика по имени.
– Здравствуйте, а вы кто? – очень удивляясь, отвечал ему мальчик.
– Я сказочный эльф Энни и пришёл сюда, чтобы показать нашу волшебную, прекраснейшую страну, которая называется Темноландия.
– Нет, я не пойду её смотреть, – отвечал мальчик, – ведь я боюсь темноты.
– А мы в нашей стране об этом знаем, и нам даже обидно, что ты боишься таких красот, которые есть у нас, поэтому я здесь. Ну что, пойдём?
Мальчик ужасно не хотел идти в эту Темноландию, но не желая показаться эльфу маленьким трусишкой, он сказал, что согласен идти смотреть красоты этой вечно тёмной страны Темноландии.
В следующий же миг Денис вместе с эльфом оказались перед прекрасным замком, освещённым большой красивой полной луной и многочисленными звёздочками, которые все улыбались мальчику и вежливо здоровались с ним.
– Это наш главный замок, а также ворота в нашу страну. Ну как тебе здесь?
– Здорово! – отвечал мальчик, – а мне казалось, что только днём, при солнечном свете, всё может быть красивым, но замок просто прекрасен, как будто осыпан серебристым инеем. Здорово!
Они направились дальше. Их встретил чудесный водопад, вода которого как-то по-особенному играла в лунном свете. А кругом летали восхитительные птицы, а некоторые из них мыли свои пёрышки в струях водопада.
– Посмотри на горы, которые слева от тебя, – говорил эльф, – вершины покрыты снегом. А как здорово играет снег в лунных лучах! А теперь пойдём в лес.
– Но ведь в лесу темно и мы, может быть, не увидим луны, – вспомнил мальчик о своём страхе.
– Там не менее красивее, чем здесь. Ты не пожалеешь, пойдём, – уговаривал мальчика Энни.
И он был прав. В лесу под радостное освещение светлячков много добрых, красивых и смешных эльфов веселились, взявшись на руки, некоторые просто ходили по лесу и слушали пение лесных птиц, любовались светлячками, разговаривали с животными.
– Это и есть наша Темноландия и её жители. Но скоро утро, Денис, и тебе пора вставать, – говорил добрый, сказочный эльф.
– Да, я пойду, – отвечал мальчик, – мне очень понравилось, у вас всё очень здорово и очень красиво, до свидания.
– До свидания, – отвечали маленькие эльфы, – вспоминай нас почаще, когда будешь ложиться спать.
– Тебя проводить, Денис? Ведь в нашей стране нет ни одного фонаря, тебе не страшно? – спросил эльф Энни.
– Не надо, спасибо, как может быть страшно в такой красоте? Я пойду один, – ответил Денис.
И, попрощавшись со всеми человечками, мальчик пошёл домой по чудесному лесу со светлячками, посмотрел на прощание на чудесные горы, полюбовался водопадом и прекрасным замком. И тут он открыл глаза и проснулся.
На следующий вечер, ложась спать, он по привычке лёг в постель, не потушив свет, но затем встал и направился к выключателю:
– Чего бояться, если Темноландия так прекрасна?
Зайдя в комнату сына через некоторое время, мама очень удивилась, а отец сказал, что их сын, возможно, повзрослел.
Приложение 5
Медвежонок и Баба Яга
Возраст: 5–10 лет.
Направленность: Страх темноты, повышенная тревожность. Ночные кошмары. Общая боязливость.
Ключевая фраза: «Мне страшно!»
Я хочу рассказать один случай, который произошел не так давно и запомнился всем потому, что это был необычный случай…
Как-то раз в одном лесу, где растут высокие деревья, щебечут птицы, а солнце наполняет приятным теплом землю, гулял Медвежонок. Он шел в гости к своим друзьям, но, обойдя весь лес, никого не смог найти.
«Как странно. Куда все могли подеваться? - подумал Медвежонок. Может быть, они играют на поляне? Пойду посмотрю». И Медвежонок пошел дальше. Вскоре он оказался на большой поляне, но и там никого не нашел. Вдруг с ветки дерева к Медвежонку спрыгнула Белочка и спросила: «Ты ищешь своих друзей? Я знаю где они, - их спрятала Баба Яга. Если ты найдешь Бабу Ягу, тогда ты поможешь своим друзьям».
Медвежонок не очень-то обрадовался таким словам. «Как же я встречусь с Бабой Ягой, она такая страшная и может меня съесть»,- так думал Медвежонок, и от этого ему стало совсем плохо.
Медвежонок уже было совсем обессилел, но вдруг понял, что если он не спасет друзей - этого не сделает никто. «Надо, так надо, подумал медвежонок, - значит я должен побороть свой страх и идти к Бабе Яге». Страх конечно не очень-то и поддался, но ноги послушались и понесли его в самую дремучую чащу.
И вот за деревьями показалась избушка, на крыльце которой сидела женщина. Медвежонка охватил жуткий страх и он спрятался за кустами. «Эта женщина - Баба Яга, она такая злая. Со мной может произойти что-то ужасное», - думал Медвежонок. Но затем он вспомнил про друзей. «Нет, так дело не пойдет, надо прогнать свой страх, - сказал себе Медвежонок, собрал все свои силы, вышел из-за куста и направился к сидящей на крыльце Бабе Яге.
Разве ты меня не боишься? Ведь я могу сделать с тобой все что угодно!- прошептала она, скрипя ужасными желтыми зубами.
Я хочу помочь своим друзьям. Зачем ты их спрятала? - спросил Медвежонок.
Они мне мешали спать своими шумными играми, - ответила Баба Яга.
А что же ты сейчас не спишь, ведь в лесу тихо? - спросил Медвежонок, борясь со своим страхом.
Не могу, - грустно всхлипнув, ответила Баба Яга, - все птички полетели утешать твоих друзей, а я без их песен уснуть не могу.
По лицу Бабы Яги стекла самая настоящая большущая слеза. А за ней еще и еще. И вот Баба Яга забыла про Медвежонка и принялась реветь в свое удовольствие. Медвежонку уже не было страшно, ему стало жалко эту женщину.
Медвежонок сказал ей: «Пойдем отпустим моих друзей. И тогда птички снова прилетят к твоей избушке и ты сможешь сладко засыпать».
— Ты смелый и сумел преодолеть свой страх, а таким я всегда помогаю, - вытирая слезы, промолвила Баба Яга и, кряхтя и постанывая, вошла в свою избушку.
А когда она снова появилась, Медвежонок вдруг увидел перед собой совершенно другую женщину. На ней было красивое платье и она улыбалась. Теперь Баба Яга была совсем не страшной, а очень доброй.
— Я отпущу твоих друзей, - произнесла Баба Яга и взмахнула руками. И сразу же около избушки появились друзья Медвежонка. Они стали танцевать и позвали в свой хоровод Бабу Ягу, которой было весело, потому что ее птички снова вернулись к ее избушке и пели вместе с ней песни. Затем Баба Яга угостила Медвежонка и его друзей конфетами и они снова стали танцевать. Бабе Яге это так понравилось, что она пригласила Медвежонка и его друзей к себе на следующий день.
А Медвежонок думал: «Оказывается, эта женщина - Баба Яга - не всегда бывает злой и страшной. Иногда ей просто одиноко жить без друзей в лесу, и поэтому она злится и всех пугает. Я ее не боюсь, потому что теперь знаю, что Баба Яга на самом деле добрая и помогает другим. Я буду с ней дружить».
Вопросы для обсуждения
Как Медвежонок справлялся со страхом? Что ему помогло? Почему Баба Яга превратилась из страшной в добрую?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Лабиринт души: Терапевтические сказки / Под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е. — 6-е изд. — М.: Академический Проект, 2008. — 176 с.— (Руководство практического психолога.)
- Сорокоумова И. Как помочь ребенку справиться с любым страхом: методики для детей 3-10 лет. [Текст] /И.Сорокоумова//Справочник педагога-психолога детский сад.-2023.№6.
- Хухлаев О.Е., Хухлаева О.В: Волшебные капельки счастья. Терапевтические сказки. Проспект, 2022.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нарисуй свой страх (коррекция детских страхов).
В статье говориться о детских страхах. причинах и способах борьбы с ними, описываются игры и игровые упражнения....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/31/picture-661209-1635706071.jpg)
Консультация «Причины возникновения детских страхов и тревожности у детей. Методы коррекции детских страхов»
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/04/picture-679923-1480844489.jpg)
Статья "Коррекция детских страхов посредством песочной терапии"
В данной статье рассматриваются причины детских страхов, а также методы коррекционной работы. Данный материал будет полезен родителям, педагогам-психологам, логопедам, дефектологам, воспитателям.На се...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/04/picture-1369071-1638586495.jpg)
"Роль сказки/сказкотерапии в коррекции детских страхов. "
Сказкотерапия и её роль в коррекции детский страхов....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/19/picture-1329251-1618821926.jpg)
Песочная терапия как средство коррекции детских страхов
Песочная терапия как средство коррекции детских страхов...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/14/picture-1304246-1610618799.jpg)
Консультация для педагогов "Сказкотерапия в коррекции детских страхов"
Большинство детей сегодня переживают страхи, которые им не подвластны. Ребенок очень сильно реагирует на события, происходящие в его жизни, а также на все, что его окружает....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/19/picture-1329251-1618821926.jpg)
Песочная терапия как средство коррекции детских страхов
Песочная терапия как средство коррекции детских страхов...