Обогащение словаря детей со сложными речевыми диагнозами в процессе расширения и дифференциации представлений об окружающей действительности
консультация по коррекционной педагогике
Нарушение в овладении лексической системой языка существенно затрудняет общение, сотрудничество ребёнка со взрослым, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и письменной речи, служит препятствием при овладении школьной программой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
15_oktyabrya.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Обогащение словаря детей со сложными речевыми диагнозами в процессе расширения и дифференциации представлений об окружающей действительности
Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет большое значение для полноценного общения и развития личности ребёнка. В основе правильного формирования речи лежит её основная единица – слово.
Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.
Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарём понимают часть словарного состава языка, понятную ребёнку, она зависит от возраста, психического развития, социальной среды; под активным – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным ребёнком.
Нарушение в овладении лексической системой языка существенно затрудняет общение, сотрудничество ребёнка со взрослым, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и письменной речи, служит препятствием при овладении школьной программой.
Сравнительный анализ развития лексического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии представлен в работах Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В. Авторы подробно описывают нарушения лексики у детей с ОНР, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объёма активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.
Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является расхождение в объёме пассивного и активного словаря. По мнению отечественных авторов, дошкольники с ОНР понимают значение многих слов, объём их пассивного словаря близок к норме. Однако, употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. Бедность словаря проявляется в незнании многих слов: названий ягод, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Неточно употребляются или совсем отсутствуют прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину предметов и многие другие. Трудно усваиваются слова обобщённого значения и слова, обозначающие оценку, состояние, качество предмета. Редко встречаются антонимы, практически отсутствуют синонимы. Слова употребляются неточно, в более широком или более узком понимании значений.
Важным является мнение О.Е. Грибовой о том, что методика коррекционной работы, особенно в случаях глубокого недоразвития речи, должна быть направлена на формирование базы языковой системы. В основе коррекции должны лежать виды работ, способствующие формированию познавательной сферы и семантической стороны речи. С этой целью необходимо, в первую очередь, развивать речемыслительные способности ребёнка, лежащие в основе процессов перехода от общего к частному и от частного к общему, а также противопоставление вербальных элементов по смыслообразующим признакам. Вся система упражнений должна быть направлена не на заучивание отдельных вербальных единиц, а на выстраивание целостной системы. Вводимые языковые единицы не могут быть отобраны специалистом в произвольном порядке. В ходе коррекционной работы должны быть опоры на имеющиеся в пользовании ребёнка вербальные средства, а также предъявление новых единиц в противопоставлении.
Г.И. Жаренкова установила, что при глубоком речевом недоразвитии имеются серьёзные нарушения не только в активной речи, но и в понимании обращённой речи. Понимание прямо зависит от состояния собственной речи: чем хуже ребёнок говорит, тем больше снижено у него понимание.
Многие исследователи высказывают мнение о целесообразности подбора лексического материала, предлагаемого детям по тематическому принципу, что практикуется и в нашем детском саду. Это способствует усвоению и запоминанию лексического материала, в то время как многократное повторение слова позволяет быстрее вводить его в активную речь. Для повышения эффективности словарной работы рекомендуется знакомить ребёнка со словом в контексте его практической деятельности – при лепке, рисовании, ручном труде и, конечно же, в трудовой деятельности ребёнка.
Обогащение словаря детей со сложными речевыми диагнозами осуществляется в процессе расширения и дифференциации представлений об окружающей действительности. … и на занятиях и в режимных моментах, на прогулке, в трудовой деятельности детей.
Основными целями этих занятий являются уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы.
Занятия должны стать одним из эффективных средств развития навыков анализа, сравнения, обобщения, активизации словарного запаса, формирования связной речи.
Воспитательно-образовательная работа, направленная на обогащение детей яркими разносторонними представлениями о жизни природы и общества, осуществляется в повседневной жизни воспитателем.
Темы, предлагаемые детям, охватывают различные стороны окружающей действительности и включают ознакомление с природой (с различными группами растений и животных, наиболее распространенными в данной местности, сезонными изменениями в природе), ближайшим окружением (с явлениями общественной жизни и трудом людей дома и на производстве, занятиями детей в детском саду, жизнью города).
Особое место занимает тема «Свойства предметов. Расположение предметов в пространстве», основная цель которой — формирование у детей обобщенных представлений о цвете, форме, размере предметов, основных вариантах расположения предметов в пространстве.
Педагогические задачи успешно решаются при правильном выборе видов деятельности детей.
При изучении каждой темы необходимо обеспечить взаимосвязь следующих видов деятельности: непосредственных наблюдений за изучаемыми предметами и явлениями, предметно-практической деятельности детей (действия с предметами или их изображениями для выявления их свойств, качеств, общих или отличительных признаков) и дидактических игр (настольно-печатных, словесных, с игрушками, предметами).
Закрепление и расширение представлений и знаний, сформированных на занятиях, должно происходить в сюжетно-ролевой игре, организуемой в свободное время воспитателем.
Первоначальные представления об изучаемых предметах и явлениях дети получают посредством наблюдений во время целенаправленных прогулок и экскурсий.
Спецификой в организации занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи является обязательное наличие практической деятельности при изучении любой темы программы. Во время экскурсий и целевых прогулок это может быть сбор природного материала с использованием развивающих заданий, например, подбор листьев, одинаковых по цвету, форме, размеру, составление разных по размеру букетов из листьев одного дерева и т.п. После экскурсии можно предложить детям нарисовать то, что они увидели на прогулке, экскурсии, подсказав сюжеты (особенно то, что было эмоционально воспринято детьми на прогулке, вызвало у них удивление, радость): «Первая травка», «Снегири на рябине», «Грибной дождь», «Плоды на снегу» и др.
Практические работы, которые дети выполняют после проведенных наблюдений (например, аппликация из природного материала «Листопад», поделки «Бабочка», «Стрекоза», «Утенок», аппликации из бумаги «Сорока», «Снегирь»), помогают им уточнить, расширить первоначальные представления.
Организация практической деятельности дошкольников должна сочетаться с умелым использованием наглядности и живого слова педагога.
Обсуждение результатов наблюдений, установление выводов происходят на занятии в группе.
Важную роль играют дидактические игры. Необходимо подбирать такие игры или включать такие игровые элементы, которые будут направлены на решение учебной задачи.
Словесные дидактические игры (типа игры «Угадай по описанию») позволяют ребенку услышать от педагога образец описания предмета и способствуют не только формированию отчетливых представлений о нем, но и обогащению словаря детей.
Дети учатся отнесению конкретных предметов к обобщающим словам с помощью настольно-печатных игр «Зоологическое лото», «Парные картинки». Посредством дидактических игр и заданий «4-й лишний», «Путаница» происходит обучение детей группировке предметов по родовому признаку.
Правильная организация деятельности детей шестого-седьмого года жизни (вторая подготовительная группа) состоит в том, чтобы, опираясь на игру, постоянно подводить их к выполнению учебных заданий. По мере того как у детей формируются познавательные интересы, и они овладевают элементами учебной деятельности, доля игрового метода обучения должна уменьшаться.
Дидактические игры, проводимые на занятиях воспитателем или педагогом-дефектологом, подготавливают детей к творческим сюжетно-ролевым играм.
Система работы по ознакомлению детей с окружающим миром, осуществляемая в указанных направлениях (непосредственные систематические наблюдения, предметно-практическая деятельность детей, дидактические и сюжетно-ролевые игры), способствует обогащению словаря детей и воспитанию умения последовательно и связно рассказывать о собственном опыте.
Занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи являются не только средством расширения кругозора детей, активизации их познавательной деятельности, но и одним из важнейших условий коррекции психического развития ребенка, социального и нравственного воспитания.
Работа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи вне занятий осуществляется воспитателем.
На прогулках систематически ведутся наблюдения за погодой, изменениями в жизни растений и животных, трудом взрослых людей. Эти наблюдения планируются воспитателем совместно с педагогом-дефектологом. В процессе наблюдений воспитатель ведет сопровождающую беседу. Важное значение имеют дидактические и подвижные игры, закрепляющие знания детей, полученные на занятиях («Найди дерево по описанию», «Садовник», «С чьей ветки детки» и т.п.).
Во время прогулок дети учатся ориентироваться на ближайших улицах, соблюдать правила дорожного движения, узнают, какие общественные здания расположены на улицах, кто в них работает, какую работу выполняет. Если позволяют местные условия, следует провести две-три целевые прогулки.
Перед праздниками целесообразно проводить прогулки по нарядно украшенным улицам.
Наблюдая за трудом людей разных специальностей, дети смогут научиться различать трудовые действия, характерные для той или иной специальности, употреблять наряду с конкретными обобщенные названия профессий (строитель, рабочий, колхозник), осознавать общественную значимость труда. Этому способствуют беседы на тему «Почему народ отмечает праздник строителей?» (медицинского работника, учителя и т.п.), дидактические игры «Чей труд важнее?», «Все — для всех» и др.
Необходимо хорошо знать индивидуальные особенности каждого ребенка и следить за его развитием. С детьми, которые не усвоили материал на занятии, полезно проводить дидактические игры, ориентируясь на учебную задачу. Так, если трое-четверо ребят долго не могут запомнить слова, выражающие пространственные отношения между предметами, с этой группой можно ежедневно проводить игру «Угадай, что изменилось», увеличивая количество объектов и заменяя их на новые. Полезны словесно-дидактические игры «Кому что нужно?», «Кто что делает?», «Угадай, что мы задумали» (на словесное описание предметов), «Кто (что) это?» (на классификацию предметов), «Кто (что) лишнее?», «Похожи — не похожи» (на сравнение предметов).
Очень важное значение имеет работа по развитию связной речи детей и воспитанию навыков культурного общения. Детей необходимо научить выслушивать высказывания воспитателя и своих товарищей, не перебивая их, обдумывать собственные высказывания, избегать торопливости и многословности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность – как средство обогащения словаря детей с задержкой речевого развития
обоснование выбранной темы, значение театрализованной деятельности для развития речи детей, параметры для обследования,задачи, этапы, виды театров, результаты работы....
"Методы и приемы обогащения словаря детей в свободном речевом обращении"
Консультация для педагогов...
Обогащение словаря детей в процессе расширения представлений о разных способах передачи сообщений
Презентация для воспитателей о способах передачи сообщений...
Обогащение словаря детей в процессе расширения представлений о разных способах передачи сообщений
Презентация по обогащению словаря детей разными способами передачи сообщений...
Консультация для воспитателей. Методы и приемы обогащения словаря детей в свободном речевом общении.
Обогащение словаря каждого ребенка происходит в процессе ознакомления его с окружающим. Слово входит в память ребенка одновременно с представлением о предмете или действии, которое оно обозначает, или...
Консультация для воспитателей Методы и приемы обогащения словаря детей в свободном речевом общении.
Обогащение словаря каждого ребенка происходит в процессе ознакомления его с окружающим. Ребенок обогащает свой словарь в живом речевом общении со взрослыми, узнавая названия предметов, наблюдаемых им ...
«Развитие словаря детей параллельно с расширением представлений об окружающей действительности»
Проблема речевого развития детей не остается без внимания педагогов, поскольку язык – неиссякаемый источник умственного развития ребенка, сокровищница всех знаний. Под влиянием языка совер...