Мастер-класс "Зарядка для ума"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 «Степнячок»
Акбулакского района Оренбургской области
Мастер-класс: «Зарядка для ума»
Подготовила : Н.Н. Хакимова
2024г
Цель: раскрыть суть технологии межполушарного взаимодействия у детей, и ее роли в развитии дошкольников. Повысить мотивацию использования игр «Зарядки для ума» для последующего применения в практической деятельности.
Задачи:
Развитие межполушарного взаимодействия полушарий головного мозга у детей дошкольного возраста;
Развитие памяти, внимание, мышления и координации движений;
Формирование самоконтроля над своим телом;
Повышению усвоения изучаемого школьного материала.
Форма проведения:
Теоретическая часть (4мин)
Практическая часть
Рефлексия
Материалы: Межполушарные доски, межполушарные дорожки, чистый лист бумаги, цветные карандаши.
Теоретическая часть
Добрый день, уважаемые родители, педагоги! Я очень рада нашей встрече!
Итак, тема мастер-класса «Зарядка для усма». Сегодня мы с вами рассмотрим деятельность больших полушарий головного мозга, и попробуем применить знания на практике. Надеюсь, что вам будет интересно и познавательно.
В последнее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей, и даже в продаже появились специальные пособия, тренажеры, прописи для развития межполушарного взаимодействия.
Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. Левое полушарие мыслит логически, правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Признаки слабого межполушарного взаимодействия
Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано?
Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:
· Проблемы в письме.
· Проблемы в устной речи.
· Трудности в запоминании информации.
· Сложности в счете как в письменном, так и в устном.
· Сложность в восприятии учебной информации
Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:
· Зеркальное написание букв и цифр.
· Псевдо леворукость.
· Логопедические отклонения.
· Неловкость движений.
· Агрессия.
· Плохая память.
· Отсутствие познавательной мотивации.
· Инфантильность.
Как же «подружить» две половинки мозга?
Цель упражнений «Гимнастика для мозга»
⚫ балансировка и синхронизация межполушарного взаимодействия;
⚫ развитие памяти и мыслительной деятельности;
⚫ повышение продуктивной работоспособности;
⚫ развитие мелкой моторики;
⚫ развитие речи, навыков письма и чтения, мышления;
⚫ раскрытие внутреннего потенциала, творческого подхода и личного роста.
Предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.
Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут.
Игры на развитие и тренировку межполушарных связей целесообразно использовать в начале занятия, т.к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии.
ВАЖНО!!! Во всех играх действия выполняются сначала одной рукой, затем обязательно другой рукой.
Включение нейропсихологических упражнений в общеобразовательный процесс у младших школьников приводит к повышению усвоения изучаемого школьного материала.
На своих занятиях я регулярно использую игры и упражнения на мозжечковую стимуляцию, что позволяет достигать поставленных целей быстрее, а логопедические задачи делать для детей интереснее.
1.Пособия по развитию межполушарного взаимодействия Трясоруковой Т.П.
2.Упражнение «Зеркальное рисование» или симметричное рисование
Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля, элиминация зеркального восприятия. Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Необходимо рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
3. «Межполушарные доски»
Цель: развивать взаимодействие и синхронизацию работы левого и правого полушарий головного мозга.
Игра влияет на мозолистое тело мозга, в результате развивается координация движения рук, мелкая моторика, долгосрочная память, улучшается процесс развития речи, чтения и письма.
Начинать упражнение нужно от простого к сложному:
Отдельно правой рукой двигаем бегунок по доске по часовой стрелке, затем против часовой стрелки;
Отдельно левой рукой двигаем бегунок по часовой стрелке и в обратном направлении;
Соединяем движения — сразу двумя руками сначала справа-налево, затем слева направо;
Двумя руками одновременно двигаемся по часовой стрелке, затем против часовой стрелки;
Усложняем — одновременно одной рукой по часовой стрелке, а второй — против. Меняем направления рук;
Дополняем упражнение работой с ногами. Добавляем световые сигналы, следим за кнопками и нажимаем ногами, руки продолжают двигать бегунки на доске;
Сложный уровень — добавляем речь. Для тренированных или деток постарше, а также взрослых. Рассказывать стих или таблицу умножения;
Высший пилотаж — добавляем моргания к движениям рук и ног. Педагог задаёт вопрос, ученик моргает левым глазом — ответ «да», моргает правым глазом — «нет», моргание 2 глазами — «не знаю»
4. «Межполушарные дорожки»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля, элиминация зеркального восприятия.
Межполушарные дорожки представляют собой зеркально выполненные из различных подручных материалов (пуговицы, трубочки, колечки и пр.) дорожки для пальчиков, которые ребенок должен пройти двумя руками одновременно.
5.«Ухо-нос».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Ребенку предлагают левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
6.«Колечко».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела). Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале движения выполняются каждой рукой отдельно, затем вместе.
На узорное крылечко Кто-то уронил колечко. И оно с крыльца скатилось, За ступеньку закатилось. Дети смотрят там и тут, Но колечка не найдут. | В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому: Указательный и средний, Безымянный и последний. Сам мизинчик-малышок Постучался на порог. Вместе пальчики — друзья, Друг без друга им нельзя. |
7. «Кулак-ребро-ладонь».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.
Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
8.«Лезгинка».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.
Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
Применение данных упражнений позволяет:
• Улучшить мелкую и крупную моторику, память, внимание, речь, пространственные представления;
• Снизить утомляемость;
• Повысить способность к произвольному контролю;
Способствует профилактике соматических заболеваний (нарушения зрения, заболевания дыхательной системы);
• Помогать адаптации леворукого ребенка в праворуком мире;
В результате таких упражнений происходит синхронизация двух полушарий мозга, образуются новые нейронные связи между ними, такие упражнения являются профилактикой ошибок на письме, так как в основе письма также лежит принцип переключения.
Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Приведённые примеры занимательных игр оказывают помощь в развитии межполушарных связей, стимулируют мозжечок и положительно влияют на физическое, интеллектуальное и речевое развитие ребёнка.
Рефлексия.
Уважаемые коллеги! Я благодарю вас за продуктивную работу и творчество. Надеюсь, в ходе мастер-класса «Гимнастика для мозга» вы получили представления о многообразии игровых упражнений и вариантов их использования в своей работе для развития межполушарного взаимодействия у детей. Я искренне желаю, чтобы эти игры, упражнения и пособия помогли вам в работе с детьми.
Литература:
1. А. Л. Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»
2. Т. Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей»