Мастер-класс "Зарядка для ума"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Хакимова Наталья Николаевна

Мастер-класс "Зарядка для ума"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_zaryadka_dlya_uma.docx248.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 5 «Степнячок»

Акбулакского района Оренбургской области

Мастер-класс: «Зарядка для ума»

 

Подготовила : Н.Н. Хакимова

2024г

Цель: раскрыть суть технологии межполушарного взаимодействия у детей, и ее роли в развитии дошкольников. Повысить мотивацию  использования игр «Зарядки для ума» для последующего применения в практической деятельности.

Задачи: 

Развитие межполушарного взаимодействия полушарий головного мозга у детей дошкольного возраста;

Развитие памяти, внимание, мышления и координации движений;
Формирование самоконтроля над своим телом;

Повышению усвоения изучаемого школьного материала.

Форма проведения:

Теоретическая часть (4мин)

Практическая часть

Рефлексия

Материалы: Межполушарные доски, межполушарные дорожки, чистый лист бумаги, цветные карандаши.

 

Теоретическая часть

    Добрый день, уважаемые родители,  педагоги! Я очень рада нашей встрече!

   Итак, тема мастер-класса «Зарядка для усма». Сегодня мы с вами рассмотрим деятельность больших полушарий головного мозга, и попробуем применить знания на практике. Надеюсь, что вам будет интересно и познавательно.

    В последнее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей, и даже в продаже появились специальные пособия, тренажеры, прописи для развития межполушарного взаимодействия.

    Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. Левое полушарие мыслит логически, правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

 

Признаки слабого межполушарного взаимодействия

Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано?

Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:

·         Проблемы в письме.

·         Проблемы в устной речи.

·         Трудности в запоминании информации.

·         Сложности в счете как в письменном, так и в устном.

·         Сложность в восприятии учебной информации

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:

·         Зеркальное написание букв и цифр.

·         Псевдо леворукость.

·         Логопедические отклонения.

·         Неловкость движений.

·         Агрессия.

·         Плохая память.

·         Отсутствие познавательной мотивации.

·         Инфантильность.

Как же «подружить» две половинки мозга?

https://documents.infourok.ru/a557a7a9-9a94-471c-b4d7-94cee9c2e767/0/image002.png

Цель упражнений «Гимнастика для мозга»

⚫          балансировка и синхронизация межполушарного взаимодействия;

⚫          развитие памяти и мыслительной деятельности;

⚫          повышение продуктивной работоспособности;

⚫          развитие мелкой моторики;

⚫          развитие речи, навыков письма и чтения, мышления;

⚫          раскрытие внутреннего потенциала, творческого подхода и личного роста.

    Предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. 

    Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут.

Игры на развитие и тренировку межполушарных связей целесообразно использовать в начале занятия, т.к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии.

   ВАЖНО!!! Во всех играх действия выполняются сначала одной рукой, затем обязательно другой рукой.

   Включение нейропсихологических упражнений в общеобразовательный процесс у младших школьников  приводит к  повышению усвоения изучаемого школьного материала.

   На своих занятиях я регулярно использую игры и упражнения на мозжечковую стимуляцию, что позволяет достигать поставленных целей быстрее, а логопедические задачи делать для детей интереснее.

1.Пособия по развитию межполушарного взаимодействия Трясоруковой Т.П.

2.Упражнение «Зеркальное рисование» или симметричное рисование

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля, элиминация зеркального восприятия. Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Необходимо рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. 

https://documents.infourok.ru/a557a7a9-9a94-471c-b4d7-94cee9c2e767/0/image004.jpghttps://documents.infourok.ru/a557a7a9-9a94-471c-b4d7-94cee9c2e767/0/image005.png

3. «Межполушарные доски»

Цель: развивать взаимодействие и синхронизацию работы левого и правого полушарий головного мозга.

    Игра влияет на мозолистое тело мозга, в результате развивается координация движения рук, мелкая моторика, долгосрочная память, улучшается процесс развития речи, чтения и письма.

   Начинать упражнение нужно от простого к сложному:

Отдельно правой рукой двигаем бегунок по доске по часовой стрелке, затем против часовой стрелки;

   Отдельно левой рукой двигаем бегунок по часовой стрелке и в обратном направлении;

   Соединяем движения — сразу двумя руками сначала справа-налево, затем слева направо;

    Двумя руками одновременно двигаемся по часовой стрелке, затем против часовой стрелки;

    Усложняем — одновременно одной рукой по часовой стрелке, а второй — против. Меняем направления рук;

Дополняем упражнение работой с ногами. Добавляем световые сигналы, следим за кнопками и нажимаем ногами, руки продолжают двигать бегунки на доске;

  Сложный уровень — добавляем речь. Для тренированных или деток постарше, а также взрослых. Рассказывать стих или таблицу умножения;

   Высший пилотаж — добавляем моргания к движениям рук и ног. Педагог задаёт вопрос, ученик моргает левым глазом — ответ «да», моргает правым глазом — «нет», моргание 2 глазами — «не знаю»

4. «Межполушарные дорожки»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля, элиминация зеркального восприятия.

    Межполушарные дорожки представляют собой зеркально выполненные из различных подручных материалов (пуговицы, трубочки, колечки и пр.) дорожки для пальчиков, которые ребенок должен пройти двумя руками одновременно.

https://documents.infourok.ru/a557a7a9-9a94-471c-b4d7-94cee9c2e767/0/image007.jpg

5.«Ухо-нос».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Ребенку предлагают левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот». 

6.«Колечко».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела). Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале движения выполняются каждой рукой отдельно, затем вместе. 

На узорное крылечко

Кто-то уронил колечко.

И оно с крыльца скатилось,   

За ступеньку закатилось.

Дети смотрят там и тут,

Но колечка не найдут.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики — друзья,

Друг без друга им нельзя.

 https://documents.infourok.ru/a557a7a9-9a94-471c-b4d7-94cee9c2e767/0/image009.jpg 

7. «Кулак-ребро-ладонь».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.

   Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя. 

 https://documents.infourok.ru/a557a7a9-9a94-471c-b4d7-94cee9c2e767/0/image010.jpg 

8.«Лезгинка». 

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.

    Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений. 

 https://documents.infourok.ru/a557a7a9-9a94-471c-b4d7-94cee9c2e767/0/image011.jpg 

 

Применение данных упражнений позволяет:

•  Улучшить мелкую и крупную моторику, память, внимание, речь, пространственные представления;

•    Снизить утомляемость; 

•    Повысить способность к произвольному контролю; 

 Способствует профилактике соматических заболеваний (нарушения зрения, заболевания дыхательной системы); 

•     Помогать адаптации леворукого ребенка в праворуком мире;

В результате таких упражнений происходит синхронизация двух полушарий мозга, образуются новые нейронные связи      между ними, такие упражнения являются профилактикой ошибок на письме, так как в основе письма также лежит принцип переключения.

   Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится   эффективность работы всего мозга.

      Приведённые примеры занимательных игр оказывают помощь в развитии межполушарных связей, стимулируют мозжечок и положительно влияют на физическое, интеллектуальное и речевое развитие ребёнка. 

 

 Рефлексия.

Уважаемые коллеги! Я благодарю вас за продуктивную работу и творчество. Надеюсь, в ходе мастер-класса «Гимнастика для мозга» вы получили представления о многообразии игровых упражнений и вариантов их использования в своей работе для развития межполушарного взаимодействия у детей. Я искренне желаю, чтобы эти игры, упражнения и пособия помогли вам в работе с детьми.

 

Литература:

1.         А. Л.  Сиротюк  «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»

2.         Т. Трясорукова  «Развитие межполушарного взаимодействия у детей»