Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ посредством театрализованной деятельности
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
как развивать творческие способности у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Апарина Татьяна Викторовна,
ГБОУ ООШ №9 Структурное подразделение «Детский сад «Родничок», Самарская область, г. Новокуйбышевск
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда внедрены Федеральные государственные образовательные стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами –дошкольниками, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности.
Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.
Недостатками инклюзивного образования является психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов.
Инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Участники воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ограниченными возможностями здоровья, несмотря на имеющиеся у них нарушения.
Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОУ делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.
«Из всех видов художественной деятельности именно театрализованная ближе всего ребенку, поскольку в её основе лежит игра – неиссякаемый источник творчества».
Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Занятия театром приобщают ребят к творчеству, развивают их способности, воспитывают чувство коллективизма, чувство прекрасного.
Театрализация оказывает большое влияние на развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья творческих способностей, образного мышления.
Обучение театральному искусству с дошкольного возраста позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.
Занятия театрально-игровой деятельностью направлены на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей дошкольного возраста, овладение навыками общения, коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи, ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.
Театрализованная игра – деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность помогает ребенку с ограниченными возможностями здоровья преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности – на сегодняшний день все это помогает детям с ограниченными возможностями здоровья.
В группе созданы условия для театрализованных игр. Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности были оборудованы зона театрализованной деятельности и уголок уединения, где ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации любимых книг, отрепетировать роль и др.
Дети с удовольствием включаются в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы и поручения. Театрализованные игры создали в группе радостную и непринужденную обстановку. Дети веселились, грустили, играли вместе с персонажами сказок. Увидев положительный результат, решила систематизировать работу по театрализованным играм.
Перед тем как предложить детям драматизировать, или разыгрывать сценку с куклами я провожу игры по типу: «Узнай и назови», «Узнай п описанию», «Кто это говорит», которые направлены на воссоздание важных действий, характеров героев, описаний места действий.
В работе стараюсь развивать творческую самостоятельность детей. Большое значение придаю импровизации, т. е. обыгрыванию темы без предварительной подготовки. Например, я предлагаю детям игру «Мы готовимся к празднику». Дети при помощи пантомимы (жестов, поз, походки) показывают, как они готовятся к празднику: одеваются, смотрятся в зеркало, расчесываются. Задание довольно сложное, ведь здесь нет ни атрибутов, ни слов, но, не смотря на эти трудности, дети прекрасно справляются с ним и проявляют свое творчество при помощи мимики, жестов, поз. Также включаю мелодии без слов и предлагаю детям передавать свои чувства под музыку. Слушая вальс, они плавно кружились, изображали пушинки, снежинки, под марш – шли как солдаты, чеканя шаг.
Театр формирует у детей целеустремлённость, собранность, взаимовыручку Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.
Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх — драматизациях.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность– один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованной деятельности можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
В результате занятий дети с ограниченными возможностями здоровья получают следующие навыки и умения:
-умеют выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;
-овладевают навыками самостоятельно находить выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, позу, жест, речевую интонацию;
-умеют создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;
-выступают перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества;
-умеют взаимодействовать с партнером по сцене.
Выстроенная система работы позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья социализироваться в обществе, обогащает внутренний мир ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Презентация на тему: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности."...
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности
В театрализованной деятельности дети знакомятся с чуствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения,знакомятся с окружающим миром через образы,краски,которые способствуют разви...
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности
В театрализованной деятельности дети знакомятся с чуствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения,знакомятся с окружающим миром через образы,краски,которые способствуют разви...
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Данная статья о развитии способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность . Поэт П.Г. Антокольский утверждал, что все дети обладают одарённостью в той или иной области иск...
Сообщение на педагогическом совете в ДОУ на тему " Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности"
Тема развития творческих способностей ребенка всегда остается актуальной. МБДОУ №5 г.Орла несколько последних лет работает в экспериментальном режиме. Тема МЭП: "Интеграция образовательных областей в ...
Творческий отчет по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А. Б. Брушлинск...
Методическая разработка перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
АннотацияДанная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, она поможет воспитателям развивать творческие способности у старших дошкольников с помощью из...