Роль семьи в коррекционном воспитании ребенка
консультация по коррекционной педагогике

Епифанова Оксана Витальевна

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности.

Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми. Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Но что делать родителям, если в семье растет ребенок с особыми потребностями? Вот некоторые советы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_korrektsionnom_vospitanii_rebenka.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в коррекционном воспитании ребенка

   С первых дней жизни ребенка семья постепенно приспосабливает его к жизни в социуме, где существуют свои правила и требования. Она показывает и приучает ребенка к определенным нормам, следуя которым она достигнет успеха в жизни и станет достойным гражданином своей страны.

   Семья является наилучшей средой для развития личности ребенка, особенно если этот ребенок слаб и ограничен в своих возможностях. Поэтому такие дети требуют больше заботы, внимания, ласки и общения (не только вербального, но и невербального). Важно подчеркнуть, что ребенка с особыми потребностями никогда не следует рассматривать как «бремя» для родителей или других членов семьи. Когда этот ребенок воспринимается как полноценный член семьи, то любовь окружающих уменьшает трудности, с которыми сталкивается этот ребенок. Таким образом, семья становится для нее источником надежды и радости.

   Дети с проблемами в развитии чаще других страдают именно из-за неприятия и эмоционального отчуждения в семье. Семьи, где есть дети с особыми потребностями, характеризуются различными типами негармоничного воспитания и низким уровнем общения. Такой семейный стереотип может привести к своеобразным чертам личности ребенка с особыми потребностями, а именно высокой степени зависимости от семьи, слабых навыков внешних социальных взаимодействий, элементов аутистического поведения, гиперкомпенсации в подростковом возрасте из-за неадекватных реакций – немотивированные отказы, негативизм, истерические эмоциональные проявления, преувеличение своих недостатков, развития различных страхов.

   Случается, что родители проявляют гиперопеку в отношении своих детей с определенными недостатками. На первый взгляд здесь нет ничего плохого, но, если посмотреть глубже на это, то можно увидеть, что такой поведением они не позволяют своей ребенка нормально развиваться.

   Именно родителям и другим членам семьи принадлежит решающая роль в том, чтобы ребенок развивался как человек, становился личностью, мог принимать самостоятельные решения и занимать активные жизненные позиции. Ведь с рождением ребенка еще не рождается личность, потому что она формируется в человеческом окружении, когда человек непосредственно взаимодействует с другими. А ближайшее окружение новорожденного – это семья (мать, отец, бабушки, дедушки, братья и сестры), которые всегда рядом.

   Эмоциональный фон семьи, включая переживания членов семьи, изменения настроения, аффекты, эмоциональные контакты, проявления любви и уважения друг к другу, влияет на развитие детей, а особенно детей с особыми потребностями, потому что они в большей степени чувствуют свою зависимость от семьи, чем дети без особых потребностей.

  Важным в воспитании детей с особыми потребностями является помощь профессионалов. Родители должны постоянно взаимодействовать со специалистами социальной работы, которые занимаются предоставлением консультаций семьям, где есть дети-инвалиды. Профессионалы должны помогать родителям преодолеть эмоциональные трудности, возникающие в процессе воспитания таких детей. Немаловажным является то, что такие семьи также требуют адекватной поддержки со стороны общества. Все дети и подростки с ограниченными возможностями должны получать индивидуальные услуги и иметь свой индивидуальный план. Важным является раннее выявление проблем и попытки решить их на ранних стадиях.

   Иногда в семьях детей с отклонениями в развитии болезнь ребенка становится смысловым центром жизни всей семьи. Воспитание в культе болезни может сочетаться с эмоциональным отвержением других детей или даже отца ребенка. Здоровому ребенку уделяют мало внимания, от него требуют, чтобы он во всем уступал «больному», всячески опекал его, не реагировал и не жаловался на неправильные поступки последнего. Все это отражается на формировании характера здорового ребенка, а иногда приводит к его нервному срыву. Часто наиболее тяжело переживают наличие в семье больного ребенка его младшие братья и сестры. Старшие здоровые сестры бывают недовольны дополнительными обязанностями по уходу за ребенком и обеспокоены устройством личной жизни. Наиболее благоприятный психологический климат создается в семьях, имеющих не менее двух здоровых детей.

       В некоторых семьях мать принимает роль мученика и жертвует всем во имя ребенка в ущерб интересам остальных членов семьи. Аффективная напряженность матери не только плохо влияет на супружеские отношения, но прежде всего, наносит ущерб здоровью ребенка. Ребенок растет нервным, возбужденным. Требует к себе постоянного внимания. Не отпускает мать ни на шаг, но ее присутствие не успокаивает его, а возбуждает еще больше. Настроение матери мешает ей заниматься воспитанием, оно передается ребенку, создавая условия для развития невротических реакций. Больной ребенок становится причиной обоюдных упреков и критики. Возникают конфликты между родителями, родителей со здоровыми детьми. Это может привести к нарушению семейных отношений и, иногда, к распаду семьи.

   Неблагоприятное влияние на развитие психики больного ребенка оказывает и чрезмерная опека его родителями. Многие родители, жалея своего больного ребенка, испытывая неосознанное чувство вины перед ним, чрезмерно опекают его и балуют, стремятся все сделать за него, предупредить каждое его желание. В этих случаях ребенок растет пассивным, несамостоятельным, неуверенным в себе, эгоцентричным. Для такого ребенка характерна психическая и особенно социальная незрелость, которая охватывает все сферы деятельности ребенка и препятствует его социальной адаптации.

       Крайне негативное влияние на развитие больного ребенка оказывают неуважительные, грубые отношения супругов друг к другу, выражающиеся в скандалах и драках. Зачастую такие супруги оба происходят из пьющих семей, в которых были приняты физические наказания детей и драки взрослых. Нередко родители злоупотребляют алкоголем и наркотиками, ведут асоциальный образ жизни.

Отрицательно на развитие ребенка влияют и педагогическая несостоятельность родителей, проявляющаяся в применении к детям физических наказаний. Наблюдения показывают, что физические наказания наиболее часто применяются к детям с гиперактивным поведением. Некоторые родители искренне считают физические наказания лучшим методом воспитания послушания, уважения к взрослым, обществу и стимулом к обучению.

       Существуют и другие, неблагоприятные для ребенка формы поведения родителей в семье. Так, некоторые родители, обеспечив ребенка всем, подсознательно «отвергают» его. Это выражается в отсутствии интереса к ребенкунедостаточности взаимодействия с ним. Родитель, который подсознательно «отвергает» своего больного ребенка, может эпизодически допускать с ним грубое обращение, а иногда и физические наказания.

Особо неблагоприятное воздействие на больного ребенка могут оказывать такие формы психологического отвержения, которые заставляют детей думать, что они «плохие», «недостойны родительской любви и внимания». В этих случаях у детей формируется пониженный фон настроения, пониженная самооценка, неуверенность в себе, пассивность.

«Отверженные» дети страдают от недостатка эмоционально-положительной стимуляции со стороны родителей. Это еще в большей степени вызывает у них задержку развития речи и социальных навыков, усугубляет задержку развития активных познавательных форм поведения и любознательности. У этих детей чаще всего наблюдается склонность к депрессивным состояниям.

   Установлено, что если матери, склонные к физическому наказанию своих детей, проявляют, как правило, признаки агрессивности, то матери, психологически отвергающие своих детей, обладают низким уровнем взаимодействия с ними.

   Одним из главнейших правил семейного воспитания ребенка с особенностями развития является предупреждение у него дискомфортного состояния, общего возбуждения, страха, реакций протеста. Родителям следует иметь в виду, что многие дети с отклонениями в развитии нередко проявляют раздражительность, агрессивность. Они длительное время не могут контролировать свои эмоции.  Ребенок с особенностями развития больше чем здоровый ребенок нуждается в уважении к себе, он часто более впечатлителен, добр и беззащитен. Родителям следует помнить, что каждый их поступок, каждое произнесенное слово будет иметь значение в процессе обучения и воспитания.  Малейшее проявление недоброжелательности глубоко ранит ребенка, его нервная система еще более слабеет, нестойкое психическое равновесие нарушается, он привыкает к упрекам, постепенно отдаляется от родителей, замыкается в себе, что усиливает его физические и психические проблемы и способствует патологическому развитию личности.

Неблагоприятная обстановка для развития ребенка с отклонениями в развитии может сложиться и в детском учреждении, которое он посещает. В этих случаях родителям следует посоветоваться с психологом данного учреждения и психотерапевтом.

       Большинство родителей, замечая у ребенка отставание в развитии, направляют все свои усилия на диагностику заболевания, обследование ребенка и медикаментозное лечение. Немногие знают, что успех лечения будет зависеть от своевременно начатых и систематических специальных занятий.

Есть и такие случаи, когда родители понимают отставание в развитии как некое преходящее качество, исчезающее само по себе, по мере роста ребенка. Как правило, родители неправильно оценивают возможности своих детей, не умеют наблюдать их.

Однако и в тех случаях, когда родители по достоинству оценивают значение воспитательных и коррекционно-обучающих мер воздействия, они часто допускают серьезные педагогические промахи.

Семья, имеющая ребенка с отклонениями в развитии, на протяжении жизни переживает серию критических состояний. Эти состояния описываются самими родителями как чередования «взлетов» и еще более глубоких «падений». Родителей, имеющих нестандартного ребенка, следует подготовить к тому, что его воспитание в семье потребует много духовных и физических сил. Поэтому важно, чтобы на протяжении жизни они сохраняли физическое здоровье, душевное равновесие и оптимистический взгляд на будущее. Семьи с лучшей психологической и социальной поддержкой легче преодолевают эти кризисные состояния.

    Какими же качествами должны обладать родители детей с отклонениями в развитии, чтобы их любовь стала силой, формирующей характер ребенка, его психическое состояние. Родители должны:
•    Иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своей тревогой детей.
•    Строить свои отношения к ребенку на успешности, что определяется родительской верой в его силы и возможности.
•    Не предъявлять к ребёнку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовывать не ваши мечты, а свои способности.
•    Признавать за ребенком право быть таким, какой он есть, и принимать его таким.
•    Четко знать, что ребенок не может вырасти без атмосферы похвалы.
•    Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждать быстрого результата. Научится радоваться даже небольшим его достижениям. Запастись терпением на годы.
•    Спокойно реагировать на успехи и на неудачи ребенка. Ваш малыш не хуже других детей с такими же проблемами.
•    Развивать самостоятельность своего ребенка и поэтому для его же блага (по возможности) сокращать постепенно свою помощь ему до минимума.
•    Рассказывать о своём ребёнке. Пусть все знают, что такие дети есть, и что им нужен особый подход.
•    Помнить, что благополучие родителей чрезвычайно важно как для них самих, так и для ребенка. В жизни ребёнка родители незаменимы. И они должны беречь себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в физическом воспитании ребенка

Вниманию родителей предлагается консультация о том, что большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение самих родителей к вопросам здорового быта. Пониманию того,...

Роль семьи в физ воспитании ребенка.

Роль семьи в физическом воспитании ребенка  Большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к вопросам здорового быта. Понятие «здоровый...

"Роль семьи в физическом воспитании ребенка"

Консультативный материал,который поможент педагогам раскрыть важность примера здорового образа жизни родителей для своих детей....

Консультация для родителей. Роль семьи в физическом воспитании ребенка

Консультация для родителей«Роль семьи в физическом воспитании ребенка» Большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к вопросам здорового быта. П...

Роль семьи в физическом воспитании ребенка.

в помощь родителям и воспитателям ДОУ...

Роль семьи в коррекционном воспитании ребенка с умственной отсталостью

Роль семьи в коррекционном воспитании ребенка с умственной отсталостью(к сожалению, предваритаельный просмотр не отображает всех материалов презентации.)...

Роль семьи в, коррекционном воспитание ребёнка.

Роль семьи в, коррекционном воспитание ребёнка....