«Коррекционная работа воспитателя с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ»
консультация по коррекционной педагогике
Инклюзивное образование - это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по федеральным государственным стандартам с учетом его особых образовательных потребностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_rabota.docx | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коррекционная работа воспитателя с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ»
Инклюзивное образование - это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по федеральным государственным стандартам с учетом его особых образовательных потребностей.
Основной целью инклюзивного образованияявляется обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.
Воспитатели групп детей с ОНР сталкиваются с необходимостью постоянно искать подход к трудным и неконтактным детям. Непросто обучать их нормам и требованиям общения в коллективе, без которых невозможно полноценное воспитание, учитывая вышесказанное, в работе воспитателя логопедической группы основные направления работы – это коррекционно-воспитательное и образовательное. Другими словами, воспитатель помогает логопеду в исправлении нарушений речи и процессов, тесно связанных с ним, и осуществляет ряд образовательных задач, предусмотренных программой детского сада. Необходимо помнить, что из двух направлений коррекционно-воспитательное является более значимым, ведущим.
К коррекционно-воспитательным задачам воспитателя можно отнести:
- закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;
- проведение фронтальных занятий по развитию речи (по особой системе);
- пополнение, уточнение и активизацию словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов;
- систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;
- развитие у детей внимания и памяти – процессов, тесно связанных с речью;
- совершенствование словесно-логического мышления ребенка как одной из функций речи;
- развитие у детей артикуляционной пальцевой моторики, также связанной с речевой функцией.
1. Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопедов
Индивидуальные занятия п0 рекомендации л0г0педа пр0в0дится в0спитателем в0 вт0р0й п0л0вине дня, после полдника. Эт0 называется л0г0педический час. В0спитатель занимается индивидуальн0 с теми детьми, фамилии к0т0рых л0г0пед записал в специальн0й тетради взаимодействия воспитателя и логопеда.
Занятия следует проводить в специально оборудованном логопедическом уголке. Перед большим зеркалом, в отражении которого будут видны лица ребенка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь же желательно иметь изобразительный материал для закрепления звуков.
Занимаясь с ребенком, воспитателю следует помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно проходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом – произносится утрированно. Воспитателю не следует пропускать ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Занятие должно быть продолжено только после того, как ребенок все скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель обязательно должен проговаривать громко, четко, медленно и постараться добиться того же от ребенка.
2. Проведение фронтальных занятий по развитию речи
Занятия проводятся в кабинете логопеда, они существенно отличается от проведения аналогичных занятий в группе.
На занятиях по развитию речи в течение одного месяца проводятся все виды работ в рамках 3-4 лексических тем. Виды работ по каждой теме планируются с учетом общей-дидактического принципа: от простого к сложному.
3. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов
В работе с детьми в течении всего дня, у воспитателя есть возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь.
Следует учесть, чт0 у детей с речевыми нарушениями снижен п0знавательный интерес, п0эт0му пр0ст0е, без п0дг0т0вки, называние предмет0в, их признак0в и действий м0жет 0казаться напрасным труд0м. В чем же с0ст0ит п0дг0т0вка к так0й раб0те?
Прежде всего необходимо побудить детей слушать и слышать воспитателя, вызвать интерес к ним, например, задавая вопросы: «Кто больше придумает слов?», «Кто быстрее ответит на вопрос?», «Кто больше заметит частей предмета?».
В умывальной комнате можно предложить детям такое соревнование: кто больше скажет слов о том, какое мыло, что с ним можно делать, что им можно мыть. На улице можно спросить детей: «Какое небо?», «Какой снег на участке?», «Какие листья лежат на земле?».
Не следует стремиться для таких словесных упражнений каждый раз собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели четверых-пятерых детей. Главное, чтобы они занимались добровольно, с желанием и всегда с положительными эмоциями.
4. Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей
Воспитателю следует внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причем очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателям корректно.
Манеры исправления ошибок в речи детей вне занятий и во время занятий отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это делать незаметно для остальных.
Чт0 касается исправления 0шиб0к на занятиях, т0 здесь, 0граничен0 время и д0лгие, пр0странные выяснения т0г0, как лучше сказать, с0 ст0р0ны в0спитателя неуместны. Внимание детей прик0ван0 к речи 0твечающег0 и незаметн0 исправить ег00шибки нев0зм0жн0, да и не нужн0. Занятия, в 0тличие 0т случаев сп0нтанн0г0 нек0нтр0лируем0г0 ребенка в 0бщении д0лжны пр0х0дить при максимальн0й м0билизации внимания 0твечающег0, с устан0вк0й на грам0тную, четкую речь.
В связи с этим, ошибки в процессе занятий должны фиксироваться воспитателем моментально. К исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам же воспитатель исправляет грамматическую ошибку ребенка только тогда, когда большинство детей не смогли этого сделать.
5. Развитие у детей внимания и памяти
Внимание и память – пр0цессы, теснейшим 0браз0м связанные с речью. Если у ребенка нарушен0 внимание, т0 в0сприятие речи не м0жет пр0исх0дить в п0лн0м 0бъеме. Развитие внимания и памяти п0л0жительн0 сказывается на к0ррекции речев0г0 нед0развития. Заниматься этим в0спитателю не0бх0дим0 не т0льк0 на занятиях, н0 в0 время нек0т0рых режимных м0мент0в.
В0 время сб0р0в на пр0гулку м0жн0 предл0жить ребятам, чт0бы 0ни пр0верили, все ли в п0рядке в 0дежде т0варищей и св0ей с0бственн0й (правильн0 ли зашнур0ваны б0тинки, п0вязан шарф, все ли пуг0вицы застегнуты и т.п.), и п0с0вет0вали друг другу, чт0 м0жн0 еще надеть.
С0бираясь с детьми на музыкальн0е занятие, м0жн0 спр0сить их: «Кт0 за кем ст0ял на пр0шл0м занятии?», «К0г0 п0хвалил музыкальный раб0тник?», эт0 будет иметь и в0спитательн0е значение.
В0 время игры детей в кук0льн0м уг0лке в0спитатель м0жет п0д0йти, переключить их внимание на как0й-т00бъект (часы, свет0ф0р, машинку, книгу) и незаметн0 спрятать 2-3 игрушки среднег0 размера. А п00к0нчании игры предл0жить детям д0гадаться, чег0 не хватает в игр0в0м шкафу, на п0лке, на к0вре и т.д.
6. Совершенствование словесно-логического мышления ребенка
С первых дней пребывания ребенка в л0г0педическ0й группе в0спитатель д0лжен п0м0гать ему 0смысливать с0бытия и явления, искать их причины и следствия, взаим0связь и 0тличительные 0с0бенн0сти. Например, с п0м0щью таких в0пр0с0в:
- П0чему 0сенью люди теплее 0деваются?
- П0чему лет0м нельзя кататься на лыжах?
- П0чему зайца трудн0 увидеть на снегу?
- М0жн0 ли два шарика п0ставить друг на друга? Чт0 т0гда пр0из0йдет?
П0д0бные в0пр0сы м0жн0 задавать детям в0 время игры, пр0гулки и т.п. Важн0 приучать ребят задумываться над тем, чт00ни видят в0круг, чт0 узнают из рассказ0в взр0слых, мультфильм0в, кин0,
Б0лее сл0жн0й раб0т0й для детей является п0нимание п0сл0виц и 0бъяснение их перен0сн0г0 смысла. П0эт0му для занятий их следует исп0льз0вать лишь на 2-м г0ду 0бучения, с детьми 7-г0 г0да жизни. Чт0бы дети научились п0нимать и 0бъяснять смысл п0сл0виц, п0лезн0 при кажд0м уд0бн0м случае их исп0льз0вать.
7. Развитие у детей артикуляци0нн0й и пальцев0й м0т0рики
Развитие артикуляци0нн0й м0т0рики пр0в0дится в0спитателем вслед за анал0гичн0й раб0т0й л0г0педа. Вп0лне д0стат0чн0 3-5 минут кажд0дневных упражнений с0 всей групп0й.
Вне занятий воспитатель может предлагать детям, у которых заметно нарушение пальцевой моторики, собирать мозаику, работать с конструктором, застегивать и расстегивать пуговицы без помощи взрослого и т.п. Желательно, чтобы в группе был оборудован соответствующий уголок.
Известно, что дети с тяжёлой речевой патологией имеют ряд особенностей, таких как: повышенная возбудимость, агрессивность, двигательная расторможенность. Поэтому они особенно нуждаются в заботе, как о соматическом, так и о психологическом здоровье. Для восстановления силы и снижения психоэмоционального возбуждения у наших воспитанников во время непрерывной образовательной деятельности педагоги проводят мышечную релаксацию, состоящую из комплекса упражнений, помогающих снять напряжение мышц рук, ног, шеи и речевого аппарата. При выполнении таких заданий напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным. Воспитателями подобраны игры и упражнения, диски с музыкальным сопровождением.
В структуру НОД на разных его этапах обязательно вводятся динамические паузы или физкультурные минутки, помогающие снять усталость, переключить детей на другой вид деятельности. Чаще всего они проводятся с использованием музыкального сопровождения и стихотворных текстов, что способствует закреплению правильного произношения звуков, развитию памяти.
Литература
- Нищева Н.В. программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общимнедоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М.: “Издательство Гном-Пресс”, 1999.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».
Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную ...
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Методическая разработка...
Консультация « Коррекционная работа воспитателя с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ »
В данной статье говорится о том, как воспитатели должны строить свою работу , чтобы повышалась познавательная мотивация детей с ОВЗ, учился планировать, контролировать и оценивать учебные действ...
Коррекционная работа воспитателя с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ
Коррекционная работа направлен на: Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении...
« Коррекционная работа воспитателя с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, поя...
Коррекционная работа воспитателя с детьми ОВЗ в условиях ДОУ
quot;Коррекционная работа воспитателя с детьми ОВЗ в условиях ДОУ" Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительн...