Игры по ЗКР
материал по коррекционной педагогике

Дидактические игры по ЗКР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igry_po_zkr.docx327.72 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Рыбалка»

Задачи:

Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Возраст: от 4 до 5 лет.

Материал: магнитные удочки 2-3 шт., карточки с изображением предметных картинок.

Правила:

1.В игру могут играть от одного до восьми детей.

2. Играть по очереди.

3. Побеждает тот ребенок, который правильно и быстро соберет необходимые карточки.

Игровые действия:

1. Ведущий предлагает рассмотреть рыбок, плавающих в озере.

2. Ведущий должен назвать какой-либо согласный звук (например [Щ], [Ш]).

3. Руководствуясь словесными указаниями, дети ищут «рыбку» с предметной картинкой на заданный звук.

4. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все «рыбки» с заданным звуком. В конце игры подводится итог.

Дидактическая игра «СОБЕРИ БУКЕТ».

Цель:

Упражнять детей в различении заданного звука в словах.

Игровой материал:

1.Карты с вазами (аппликация, рисунки). В каждой вазе стебли, на концы которых прикрепляются головки цветов. На вазах—кармашки. 2. Карточки, на которых нарисованы буквы или цветы (вставляются в кармашки). 3. Разноцветные цветы, вырезанные из бумаги (каждый цвет целесообразно представить в нескольких экземплярах).

Ниже приводятся цвета со звуками с, л, р,  ж — з,  з — с в названиях:

 

    С                                     Л                                    Р

Синий                            голубой                            красный

Сиреневый                   белый                               розовый

Красный                      фиолетовый                         оранжевый

Серый                         зелёный                            сиреневый

                                   жёлтый                             серый

 

 

   Ж - З                                               З – С

оранжевый                               зелёный              сиреневый

жёлтый                                     розовый              серый

зелёный                                    красный  

розовый                                    синий

 

Для игры на занятии следует на концы стеблей наклеить кружки из бархатной бумаги , а цветы с обратной стороны обклеить бархатной бумагой.

 

Ход игрового упражнения на занятии

Воспитатель ставит перед детьми 2 или 3 карты, на которых изображены вазы со стеблями, с цветочками разного цвета. Объясняет: «Сегодня, дети, мы будем составлять букеты из цветочков разного цвета. В вазе, на кармашке которой буква «Л»,  должны быть цветки такого цвета, в названии которого есть звук [ л ]. В вазе, на которой  изображена «С», должны быть цветки такого цвета и оттенков, в названии которых есть звук

[ с ]. На каждым стебель нужно прикреплять по одному цветку».

Выполнив задание, ребёнок называет цвет, выделяя голосом нужный звук, а остальные проверяют правильность ответа. Например: «В букете есть синий и серые  цветы. Я добавил сиреневый » (звук с).

 

Ход игрового упражнения вне занятия

(настольная игра)

Состав  играющих — до пяти. Каждый получает карту с вазой. Воспитатель показывает цветы (по одному цветку) и называет их цвета. Если в названии есть нужный звук, ребенок говорит: «Голубой (белый, зеленый и т. д.) цветок годится для моего букета». Воспитатель передает ребенку цветок, тот прикладывает его к концу стебля. (Карты и цветки для настольной игры изготовляются меньшего размера и без подклейки бархатной бумагой или фланелью.

Дидактическая игра «НАЙДИ ПАРУ».

Цель:

Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух. Игровой материал:

1. Диск, разделенный на 2 половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов из бархатной бумаги (по 5—7 шт.). На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать  

2.Предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на диске), подклеенные с обратной стороны бархатной бумагой:

 

коза — коса                   мишка — мышка                 кит — кот

трава — дрова                крыша — крыса                  усы —осы

катушка — кадушка         каска — маска                    ком —сом

уточка — удочка             мак — рак                         дом —дым

 

Ход игры на занятии

Воспитатель помещает на  магнитную доску диск с картинками (в верхней половине). Остальные картинки расположены лежат на столе воспитателя. Предлагает детям поиграть в игру «Найди пару». Объясняет: «Этот диск разделен на две части. В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместит!» картинку с предметом, название которого звучит сходно с на званием предмета, на который указывает верхняя стрелка».

Воспитатель вызывает к доске детей. Подобрав картинку, ребенок произносит оба названия, голосом подчеркивая их.

 

В средней и младшей группе.

В играх, упражнениях и на специальных занятиях по ЗКР воспитатели младших и средних групп формируют у детей правильное произношение звуков и развивают фонематические процессы. Для этого следует иметь демонстрационные картинки  и сигнальные карточки «звукоподражание – звуки».  Демонстрационные – размер А-4 или А-3;  по одной на каждый звук. Раздаточные – 10х8 см. ; по количеству детей (20-25 штук). Раздаточные сигнальные карточки необязательно делать на каждый изучаемый звук. Достаточно сделать на 2-4 звука. Внимание! Раздаточные карточки следует использовать на звуки из разных групп. Например, в средней группе, где по плану на одном занятии играют сразу с тремя звуками (Т,Д,Н или  К,Г,Х,  или С,З,Ц) на одном занятии следует использовать сигнальные карточки на один из трёх звуков.  Не следует брать на одном занятии сигнальные карточки на парные (глухие и звонкие) звуки. Например, на «С» и «З». Так как задача различения глухих и звонких звуков будет стоять только в старшей группе, а не в младшей и  средней.

Воспитатель может сам подобрать картинки к таким карточкам. Предлагаю примерные картинки для игр с речевыми звуками.

На звуки: С, З, Б, П, Т. Д, Ш, Ж, К. Г, Х, Ц.

 

http://logo.my1.ru/podrazhanija_20.png

 

На звуки: И, У, А, О, Н, М, В, Ф.

 

http://logo.my1.ru/podrazhanija_21.png

 

 

 

Игры по звуковой культуре речи Игры по звуковой культуре речи Игры по звуковой культуре речи Игры по звуковой культуре речи Игры по звуковой культуре речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...