КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ С ЗПР ОВЛАДЕТЬ ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ МАТЕМАТИЧЕСКИМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ?
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ С ЗПР ОВЛАДЕТЬ ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ МАТЕМАТИЧЕСКИМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 583.74 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ С ЗПР ОВЛАДЕТЬ ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ МАТЕМАТИЧЕСКИМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ?
Понятие «математические представления» включает в себя представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях.
Когда ребенок начинает овладевать математическими представлениями?
Понятие математических представлений складываются у детей очень рано. Уже в раннем возрасте ребенок знакомится со свойствами предметов, различает их по количеству (один-много). Со временем ребенок овладевает навыком счета и понятием числа. Как только ребенок начинает самостоятельно передвигаться, он знакомиться с пространством и с пространственными отношениями, например, «вверху-внизу», «тут-там», «дальше-ближе». Ребенок рано начинает различать предметы по размеру, цвету, форме, по расположению. Подражая взрослым, ребенок пытается измерять предметы, сначала накладывая их друг на друга, затем «на глаз». Важно отметить, что дети учатся не только распознавать различные величины, но и учатся правильно отражать их в речи, например, используют слова «больше-меньше» (по количеству), «шире-уже», «выше- ниже» и т.д. Также ребенок постепенно осваивает представления о времени, для их обозначения начинает пользоваться словами «сейчас», «потом», «утро», «ночь» и др. Как видите, знание цифр и умение считать - это далеко не первое, что должен освоить ребенок!
Источником математических представлений для ребенка является реальная окружающая действительность, которую он познает в процессе своей деятельности и в общении со взрослыми.
Какие трудности испытывает ребенок с ЗПР в овладении математическими представлениями?
Дети без особенностей развития накапливают необходимый багаж математических представлений, самостоятельно вычленяя их из окружающей действительности, либо при незначительной помощи родителей или педагогов. У детей с ЗПР подобного не происходит. Они испытывают ряд трудностей в процессе овладения элементарными математическими представлениями, именно поэтому им необходима целенаправленная специализированная помощь учителя-дефектолога. Приведем некоторые примеры трудностей.
Дошкольники с ЗПР как правило испытывают сложности в соотношении понятий «много-мало», «большой-маленький»; в усвоении
временных представлений (названия частей суток, дней недели и месяцев). Возникают сложности с ориентировкой пространстве и словесном назывании (между, вокруг, над, под, за, из-за). В играх, требующих сравнение величин, дети с ЗПР обычно не пользуются такими методами, как наложение и приложение.
Дошкольники слабо распознают основные геометрические фигуры, такие как, квадрат, круг, треугольник, прямоугольник. При целенаправленном изучении фигур дети чаще всего ассоциируют ее с похожим предметом, например, круг - это колесо, овал - это огурец и т.д.
Ограниченность объема внимания, его недостаточная
концентрированность, повышенная отвлекаемость этих детей приводят к тому, что они многого не усваивают из того, что показывает и объясняет педагог или родитель.
Все эти особенности в усвоении математических представлений и знаний дошкольников с ЗПР создают повышенные трудности в овладении ими математикой в начальной школе. Для таких детей необходима специальная коррекционная работа, направленная на восполнение пробелов в их дошкольном математическом развитии, на создание у них готовности к усвоению соответствующего учебного предмета в школе.
Что могут предпринять родители в домашних условиях?
Только совместная работа учителя-дефектолога и семьи может обеспечить успехи ребенка с ЗПР в усвоении элементарных математических представлений, поэтому очень важно, чтобы родители очень ответственно отнеслись к данной задаче.
Непосредственная домашняя атмосфера, совместные игры, ежедневные ритуалы, выполнение элементарных обязанностей - это всё то, в процессе чего родители могут приобщать ребенка к элементарным математическим представлениями.
Например, изучение количественного счета, понятий «больше», «меньше» и «равно» можно организовать в игре. Представим себе игру «Чаепитие». Мы рассадили всех «гостей» по местам, теперь взрослый может спросить, сколько чашек нужно поставить на стол, чтобы всем хватило? Вместе с ребенком считаем гостей: «Один, два, три!» Взрослый: «Значит, три чашки ставим на стол. Давай считать вместе: один, два, три. А сколько ложечек мы положим на стол? Столько? Давай посчитаем. Один, два. Ложек меньше, всем гостям не хватит, надо еще!» и т.д.
Прогуливаясь по улице, обязательно обращайте внимание на окружающие вас предметы. Например, спросите у ребенка, какой дом высокий, а какой - низкий; какая дорожка узкая, а какая - широкая.
Обязательно в процессе повседневной жизни или рассказывая об окружающем мире, используйте понятия «позади-впереди», «слева-справа», «вперед-назад», «вверх-вниз». Любую игру делайте познавательной, например, простые прятки можно легко модифицировать в игру, направленную на понимание пространственных отношений и усвоение предлогов. Так, взрослый прячет игрушку и дает подсказки ребенку в виде простых доступных инструкций: «Иди прямо. Теперь поверни налево, сделай 2 шага. Пройди между двух стульев, посмотри на стол. Игрушка в коробке». Или взрослый может организовать прятки, сидя за столом. На стол выставляется несколько игрушек, например, коробка, ведерко и стульчик. Ребенок выбирает героя, который будет прятаться. Ребенок закрывает глаза, а взрослый прячет игрушку. Задача ребенка назвать, где спрятался герой, например, «котенок спрятался в коробку, под стул и т.д.»
Если вы принесли из магазина фрукты, обязательно покажите их ребенку и побеседуйте о том, что это за фрукты, какой они формы; сравните, какой фрукт больше, а какой меньше.
Перед тем как накрыть на стол, попросите ребенка помочь Вам: пусть он посчитает всех членов семьи и положит столько столовых приборов на стол, сколько будет человек.
Обращайте внимание на то, когда происходят те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра).
Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, родители могут приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мы рады вам помочь" Мастер-класс по развитию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Журавушка»Г. Ртищево «Мы рады вам помочь!» Мастер класспо развитию элементарных математических пре...
Как помочь ребенку овладеть речью
Консультация для родителей о правильном развитии речи....

Консультация психолога для родителей и педагогов: "Как помочь ребенку овладеть наукой расставания"
Консультация для педагогов и родителей с целью сопровождения процесса адаптации...

Рекомендации инструктора по физической культуре "Как помочь ребенку овладеть мышечной силой?"
Уровень развития основных двигательных качеств – ловкости, быстроты, выносливости позволяет ребенку успешно овладевать двигательными умениями (бегом, прыжками, метанием) и спортивными упражнения...

Адаптация ребенка к детскому саду или как помочь ребенку овладеть наукой расставания.
как помочь ребенку овладеть наукой расставания?...

развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция дефицита внимания и гиперактивности средствами песочной терапии. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля, сгладить проявл
Развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция дефицита внимания и гиперактивности средствами песочной терапии....

консультация для родителей :КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ С ЗПР ОВЛАДЕТЬ ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ МАТЕМАТИЧЕСКИМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ?
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ С ЗПР ОВЛАДЕТЬ ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ МАТЕМАТИЧЕСКИМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ?...