Консультация «Нейропсихологические игры для развития детей дошкольного возраста»
консультация по коррекционной педагогике

Сваткова Лариса Александровна

В данном материале можно познакомиться с понятием Нейропсихология, кто был создателем данной науки, почему она тесно связана с коррекционной работой, какие игры, упражнения и пособия можно использовать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroigry.docx999.45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Нейропсихологические игры для

развития детей  дошкольного возраста»

Мозг человека состоит из двух полушарий, и каждое из них выполняют свои особые функции.

https://s.fishki.net/upload/users/2017/07/29/12322/0654d56dd7af433018333cf5d121e05f.jpg

Левое отвечает за речь, логику, анализ, математические способности.

Правое – за восприятие информации на слух, планирование, креативность, образное мышление.

Для слаженной работы мозга необходимо взаимодействие полушарий.

В последнее время нейропсихологические методы часто применяются в логопедической практике.

Нейропсихология – наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования.

Одна из важных задач, которую решает детская нейропсихология, — разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии психических процессов.

Создателями нейропсихологии являются Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия.

Методы нейропсихологии, применяемые в логопедической практике, делятся на две большие группы, назовем их:

- нейрологопедическое обследование

- нейрологопедическая коррекция.

Нейропсихологический подход в обследовании детей с ТНР помогает определить незрелость всех психических функций и наметить индивидуальный образовательный маршрут для успешной логопедической коррекционной работы.

Нейрологопедическая коррекция направлена на стимуляцию развития высших психических функций и формирование слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга. К высшим психологическим функциям относят восприятие, воображение, память, мышление и речь.

Современные образовательные методики не стоят на месте. С их помощью можно отлично развить мозг и улучшить межполушарные связи, используя нейропсихологические игры и упражнения, как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия 

  • проблемы с памятью, общением, работоспособностью;
  • логопедические нарушения, задержка речи;
  • зеркальное написание букв и цифр;
  • нарушения психомоторного развития, сна, аппетита;
  • неловкость движений;
  • заторможенность или гиперактивность;
  • аутизм и другие состояния аутистического спектра;
  • низкий уровень самоконтроля, импульсивность;
  • агрессия;
  • несобранность, повышенная утомляемость;
  • инфантильность;
  • отсутствие познавательной мотивации;
  • проблемы с освоением письма, чтения, счета;
  • псевдолеворукость.

Проверить ребенка на развитость межполушарных связей можно при помощи небольшого теста:

  •  Попросите ребенка завести одну руку за спину.
  •  Кисточкой прикоснитесь к фаланге любого пальца, кроме большого.
  •  Большим пальцем другой руки ребенок должен показать, к какому месту на коже было прикосновение.

Сделайте 10 попыток и оцените результат.  Если ошибок больше 3, межполушарные связи развиты недостаточно.

Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействуются оба полушария мозга.

Например:

  •  рисование обеими руками одновременно;
  •  выполнение зеркальных движений;
  •  упражнения на развитие координации;
  •  упражнения на развитие ловкости движений;
  •  упражнения на развитие ориентации в пространстве.

Так же улучшает взаимодействие полушарий:

  • пальчиковая гимнастика;
  •  логоритмика;
  •  дидактические игры и задания;
  •  кинезиологические упражнения;
  •  арикуляционная и дыхательная гимнастика;
  •  самомассаж;
  •  творческие занятия под классическую музыку.

     Рассмотрим некоторые игры и упражнения для развития межполушарных связей.

В результате прохождения обеими руками одновременно по рисункам, улучшается взаимодействие и синхронизация работы левого и правого полушария мозга, Тренировка обоих полушарий головного мозга, способствует улучшению запоминания, повышает устойчивость внимания, облегчает в последующем процесс письма.

https://osobluvadutuna.com.ua/img/items/5e31c7e903376/7cbcdb41222ea2027c40b585b64120e3.jpg

https://i.ytimg.com/vi/O3_enGBkDWs/maxresdefault.jpg

Далее представлена игра «Найди и покажи».

Дети должны найти и показать одинаковые картинки справа и слева одновременно.

Игру можно усложнить назвав, что изображено на картинке, в каком месте что расположено и т.д.

https://sun9-51.userapi.com/impg/WWXHf6Bi_zMp0JqPtXT4Kxkktph2O_Jo7OvA8w/roj82MDobaw.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=47aafadd73517f83c195f02f40003efe&type=album

Межполушарные доски - это поле со спиралью, по которому ребенок с помощью бегунков одновременно проводит двумя руками из одного конца спирали в другой. Игра предназначена для стимуляции работы обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук. Развивает мелкую моторику,  умение концентрировать внимание, усидчивость. Такие доски существуют для рук и ног.

https://www.adverti.ru/media/catalog/product/1/1/11498.01_2_1000x1000.jpg

https://static.tildacdn.com/tild3131-6338-4435-b335-326462633363/FullSizeRender.jpg

 Pop it - доставит детям необычайное удовольствие.  Благодаря яркой, мягкой сенсорной игрушке ребенок может расслабиться и успокоить эмоции, но не только. Педагоги не могли не использовать  такую популярную, яркую игрушку. Как же её использовать в нашей коррекционной работе:

- пройтись по пузырькам (дорожкам) в заданном направлении обеими руками (можно называя цвет, считая, через 1,2 и т.д);

  •  вложить в ячейки по образцу камешки, ракушки, бусинки,

горошенки и т.д  (одной рукой по очереди, обеими руками);

  •  написание букв и цифр (по образцу и самостоятельно);
  •  игры на развитие ориентировки на плоскости: правый, левый верхний угол и т.д (обеими руками);
  •  игра по типу ХОДИЛКИ (с кубиком)
  •  и много других вариантов.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-741326-1622650877.jpg

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-741326-1622650752.jpg

Любимая детская игра «Ладушки» - появляется одной из первых  игр в жизни ребенка, но хочется отметить, что  

  усложнения этой игры даются  детям, особенно с ОВЗ с трудом, что говорит о нарушении межполушарных связей.

Усложнения игры:

  •  классический вариант дополнен хлопками с партнером «левая — правая», «правая – левая»;
  •  игра под счет, музыку:
  •  лежа — ногами;
  •  классический вариант дополнен перекрестным вариантом;
  • увеличение числа движений руками со счетом (по 2, 3, 4, 5 хлопков)          

Двигательные упражнения стабилизируют тонус, способствуют нормализации двигательной координации, помогают регулировать вегетативные нарушения, осваивать пространство своего тела и окружающего пространства.

Чем больше задействованы мелкие мышцы тела, тем больше выстраивается нервных путей между  лобными отделами мозга и мозжечком.

Нейроскакалка, нейровосьмерка, балансировочная доска — это необычные развлекательные тренажёры, которые сочетают в себе кардио-нагрузку и тренировку работы мозга.

Разнонаправленная работа рук и ног - позволяет тренировать мозжечок, улучшает взаимодействие полушарий, развивает внимательность и концентрацию.

https://optolider.ru/assets/images/products/7059/skakalka-na-odnu-nogu-2-800x800.jpg

https://brain-board.ru/upload/iblock/162/1627825d9da08e6be939d5aa8b4268d7.jpg

https://nannyowl.ru/wp-content/uploads/2019/04/ravnoves-6.jpg

Используя в образовательном процессе те или иные игры и упражнения, мы порой и не знаем, что они направлены на развитие   межполушарных связей.  

Перечислим лишь несколько форм работы, например:

  • самомассаж обеими руками сразу  при помощи колючих мячиков, су-джок мячиков, карандашей, шишек, бумаги  и т.д;
  •  разнообразный комплексы пальчиковой гимнастики; Наше любимое упражнение «Кулак - ребро – ладонь», так же как и многие,  улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания, активизирует процессы письма и чтения.

-  разнообразные гимнастические упражнения типа «Колено – локоть», которые активизируют зону обоих полушарий, образуется большое количество нервных путей, обеспечивая причинно-обусловленный уровень мышления.

Использование нейропсихологических игр и упражнений  позволяет сделать  занятия разнообразными, эмоциональными, насыщенными, интересными.

Комплексность, систематичность, вариативность, создание «эмоционального благополучия» для детей со временем дадут свои положительные результаты.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Коммуникатичные игры детей дошкоьного возраста"

Период детства - период активного формирования социально-психологических основ личности, приобщения к человеческой культуре, воспроизводство социального опыта. Усвоение ребенком норм общения, овладени...

Консультация "Подвижные игры детей дошкольного возраста"

Подвижная игра – это эмоциональная деятельность детей, которая связана с выполнением основных движений. Подвижные игры способствуют развитию умственных способностей,  развивает все психические...

Консультация "Компьютерные игры в детском возрасте: польза или вред?"

Очень правильная консультация, на мой взгляд. Я убеждена, что правильная организация применения компьютерных игр в образовательном процессе - только на пользу нашим сегодняшним детям. За компьютерными...

Консультация "Нейропсихологические игры для развития дошкольника в условиях семьи и дома"

Уважаемые родители, вы можете дома играть с детьми в эти несложные нейропсихологические игры, которые помогают всесторонне развивать ребёнка, способствовать формированию умений и навыков необходимых д...

Консультация "Нейропсихологические игры для детей старшего дошкольного возраста"

Цель: развитие всех блоков головного мозга. Задачи: Развивать концентрацию и распределение внимания, произвольное внимание Развивать память Развивать координацию Развиват...

Консультация "Нейропсихологические игры для детей дошкольного возраста"

консультация для родителей содержит общие игры с использованием нейропсихологических упражнений...

Консультация «Нейропсихологические игры для детей дошкольного возраста».

Игра – это ведущая деятельность ребёнка с рождения и до младшего школьного возраста. Она ненавязчиво учит социальным нормам, развивает умения и навыки ребёнка. В игре у малыша растёт интерес и м...