Консультация «Нейропсихологические игры для развития детей дошкольного возраста»
консультация по коррекционной педагогике
В данном материале можно познакомиться с понятием Нейропсихология, кто был создателем данной науки, почему она тесно связана с коррекционной работой, какие игры, упражнения и пособия можно использовать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyroigry.docx | 999.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Нейропсихологические игры для
развития детей дошкольного возраста»
Мозг человека состоит из двух полушарий, и каждое из них выполняют свои особые функции.
Левое отвечает за речь, логику, анализ, математические способности.
Правое – за восприятие информации на слух, планирование, креативность, образное мышление.
Для слаженной работы мозга необходимо взаимодействие полушарий.
В последнее время нейропсихологические методы часто применяются в логопедической практике.
Нейропсихология – наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования.
Одна из важных задач, которую решает детская нейропсихология, — разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии психических процессов.
Создателями нейропсихологии являются Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия.
Методы нейропсихологии, применяемые в логопедической практике, делятся на две большие группы, назовем их:
- нейрологопедическое обследование
- нейрологопедическая коррекция.
Нейропсихологический подход в обследовании детей с ТНР помогает определить незрелость всех психических функций и наметить индивидуальный образовательный маршрут для успешной логопедической коррекционной работы.
Нейрологопедическая коррекция направлена на стимуляцию развития высших психических функций и формирование слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга. К высшим психологическим функциям относят восприятие, воображение, память, мышление и речь.
Современные образовательные методики не стоят на месте. С их помощью можно отлично развить мозг и улучшить межполушарные связи, используя нейропсихологические игры и упражнения, как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.
Признаки несформированности межполушарного взаимодействия
- проблемы с памятью, общением, работоспособностью;
- логопедические нарушения, задержка речи;
- зеркальное написание букв и цифр;
- нарушения психомоторного развития, сна, аппетита;
- неловкость движений;
- заторможенность или гиперактивность;
- аутизм и другие состояния аутистического спектра;
- низкий уровень самоконтроля, импульсивность;
- агрессия;
- несобранность, повышенная утомляемость;
- инфантильность;
- отсутствие познавательной мотивации;
- проблемы с освоением письма, чтения, счета;
- псевдолеворукость.
Проверить ребенка на развитость межполушарных связей можно при помощи небольшого теста:
- Попросите ребенка завести одну руку за спину.
- Кисточкой прикоснитесь к фаланге любого пальца, кроме большого.
- Большим пальцем другой руки ребенок должен показать, к какому месту на коже было прикосновение.
Сделайте 10 попыток и оцените результат. Если ошибок больше 3, межполушарные связи развиты недостаточно.
Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействуются оба полушария мозга.
Например:
- рисование обеими руками одновременно;
- выполнение зеркальных движений;
- упражнения на развитие координации;
- упражнения на развитие ловкости движений;
- упражнения на развитие ориентации в пространстве.
Так же улучшает взаимодействие полушарий:
- пальчиковая гимнастика;
- логоритмика;
- дидактические игры и задания;
- кинезиологические упражнения;
- арикуляционная и дыхательная гимнастика;
- самомассаж;
- творческие занятия под классическую музыку.
Рассмотрим некоторые игры и упражнения для развития межполушарных связей.
В результате прохождения обеими руками одновременно по рисункам, улучшается взаимодействие и синхронизация работы левого и правого полушария мозга, Тренировка обоих полушарий головного мозга, способствует улучшению запоминания, повышает устойчивость внимания, облегчает в последующем процесс письма.
Далее представлена игра «Найди и покажи».
Дети должны найти и показать одинаковые картинки справа и слева одновременно.
Игру можно усложнить назвав, что изображено на картинке, в каком месте что расположено и т.д.
Межполушарные доски - это поле со спиралью, по которому ребенок с помощью бегунков одновременно проводит двумя руками из одного конца спирали в другой. Игра предназначена для стимуляции работы обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук. Развивает мелкую моторику, умение концентрировать внимание, усидчивость. Такие доски существуют для рук и ног.
Pop it - доставит детям необычайное удовольствие. Благодаря яркой, мягкой сенсорной игрушке ребенок может расслабиться и успокоить эмоции, но не только. Педагоги не могли не использовать такую популярную, яркую игрушку. Как же её использовать в нашей коррекционной работе:
- пройтись по пузырькам (дорожкам) в заданном направлении обеими руками (можно называя цвет, считая, через 1,2 и т.д);
- вложить в ячейки по образцу камешки, ракушки, бусинки,
горошенки и т.д (одной рукой по очереди, обеими руками);
- написание букв и цифр (по образцу и самостоятельно);
- игры на развитие ориентировки на плоскости: правый, левый верхний угол и т.д (обеими руками);
- игра по типу ХОДИЛКИ (с кубиком)
- и много других вариантов.
Любимая детская игра «Ладушки» - появляется одной из первых игр в жизни ребенка, но хочется отметить, что
усложнения этой игры даются детям, особенно с ОВЗ с трудом, что говорит о нарушении межполушарных связей.
Усложнения игры:
- классический вариант дополнен хлопками с партнером «левая — правая», «правая – левая»;
- игра под счет, музыку:
- лежа — ногами;
- классический вариант дополнен перекрестным вариантом;
- увеличение числа движений руками со счетом (по 2, 3, 4, 5 хлопков)
Двигательные упражнения стабилизируют тонус, способствуют нормализации двигательной координации, помогают регулировать вегетативные нарушения, осваивать пространство своего тела и окружающего пространства.
Чем больше задействованы мелкие мышцы тела, тем больше выстраивается нервных путей между лобными отделами мозга и мозжечком.
Нейроскакалка, нейровосьмерка, балансировочная доска — это необычные развлекательные тренажёры, которые сочетают в себе кардио-нагрузку и тренировку работы мозга.
Разнонаправленная работа рук и ног - позволяет тренировать мозжечок, улучшает взаимодействие полушарий, развивает внимательность и концентрацию.
Используя в образовательном процессе те или иные игры и упражнения, мы порой и не знаем, что они направлены на развитие межполушарных связей.
Перечислим лишь несколько форм работы, например:
- самомассаж обеими руками сразу при помощи колючих мячиков, су-джок мячиков, карандашей, шишек, бумаги и т.д;
- разнообразный комплексы пальчиковой гимнастики; Наше любимое упражнение «Кулак - ребро – ладонь», так же как и многие, улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания, активизирует процессы письма и чтения.
- разнообразные гимнастические упражнения типа «Колено – локоть», которые активизируют зону обоих полушарий, образуется большое количество нервных путей, обеспечивая причинно-обусловленный уровень мышления.
Использование нейропсихологических игр и упражнений позволяет сделать занятия разнообразными, эмоциональными, насыщенными, интересными.
Комплексность, систематичность, вариативность, создание «эмоционального благополучия» для детей со временем дадут свои положительные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Коммуникатичные игры детей дошкоьного возраста"
Период детства - период активного формирования социально-психологических основ личности, приобщения к человеческой культуре, воспроизводство социального опыта. Усвоение ребенком норм общения, овладени...
Консультация "Подвижные игры детей дошкольного возраста"
Подвижная игра – это эмоциональная деятельность детей, которая связана с выполнением основных движений. Подвижные игры способствуют развитию умственных способностей, развивает все психические...
Консультация "Компьютерные игры в детском возрасте: польза или вред?"
Очень правильная консультация, на мой взгляд. Я убеждена, что правильная организация применения компьютерных игр в образовательном процессе - только на пользу нашим сегодняшним детям. За компьютерными...
Консультация "Нейропсихологические игры для развития дошкольника в условиях семьи и дома"
Уважаемые родители, вы можете дома играть с детьми в эти несложные нейропсихологические игры, которые помогают всесторонне развивать ребёнка, способствовать формированию умений и навыков необходимых д...
Консультация "Нейропсихологические игры для детей старшего дошкольного возраста"
Цель: развитие всех блоков головного мозга. Задачи: Развивать концентрацию и распределение внимания, произвольное внимание Развивать память Развивать координацию Развиват...
Консультация "Нейропсихологические игры для детей дошкольного возраста"
консультация для родителей содержит общие игры с использованием нейропсихологических упражнений...
Консультация «Нейропсихологические игры для детей дошкольного возраста».
Игра – это ведущая деятельность ребёнка с рождения и до младшего школьного возраста. Она ненавязчиво учит социальным нормам, развивает умения и навыки ребёнка. В игре у малыша растёт интерес и м...