"Упражнения с шариком массажером Су - Джок" консультация для родителей, воспитателей, логопедов
консультация по коррекционной педагогике

Сундукова Татьяна Александровна

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су-Джок терапия («Су» – кисть, «Джок» – стопа). В коррекционно - логопедической работе приемы Су-Джок терапии активно используют в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.

Таким образом, Су-Джок терапия является    одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_su-dzhok.docx481.29 КБ

Предварительный просмотр:

Picture background

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су-Джок терапия («Су» – кисть, «Джок» – стопа). В коррекционно - логопедической работе приемы Су-Джок терапии активно используют в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.

Таким образом, Су-Джок терапия является    одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Приемы Су-Джок терапии:

Массаж специальным шариком.  Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.

И следующий прием это: Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Универсальность -  Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.Picture background

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат).

Общие правила:

воздействие должно быть приятным, не вызывать негативной реакции у ребенка;

занятия можно проводить только, если ребенок хорошо себя чувствует, у него нет температуры, сыпи и других проявлений кожных или инфекционных заболеваний;

нельзя долго оставлять эластичное кольцо на пальцах в одном положении, чтобы не нарушить кровоснабжение;

избегайте интенсивных движений, чтобы не травмировать нежную кожу ребенка.

Формы работы с детьми

  • Пальчиковая гимнастика
  • Автоматизация звуков
  • Совершенствование лексико-грамматических категорий
  • Развитие памяти, внимания
  • Звуковой анализ слов
  • Слоговая структура слов
  • Совершенствование навыков употребления предлогов

Рассмотрим некоторые формы работы с детьми с использованием элементов Су-Джок терапии при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука, развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации).

Развитие фонематического слуха и слухового восприятия

«Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав этот звук среди других звуков, услышав слог или слово с ним»

«Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет»

«Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других слогов, слов с этим звуком»

«Если звук услышат ушки - подними шар над макушкой»

«Телеграфисты»

«Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»

«Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери»

«Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу»

 Picture background

Развитие звукового и слогового анализа слов

  • Упражнение «Раздели слова на слоги»:
  • Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
  • Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков Су-Джок.
  • «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай»

Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков)

  • «Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слоге (слове) звук»;
  • «Шарик мне назад верни, слоги (слово) верно повтори»;
  • «Слог да слог - и будет слово, мы в игру сыграем снова»;
  • Поочередный массаж пальцев массажными кольцами с проговариванием стихотворений пальчиковой гимнастики;
  • «Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) измени»;
  • Проговаривание различных стишков, насыщенных автоматизируемыми звуками, в сочетании с массажными движениями шариками или кольцами.

Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука.

Чтобы процесс автоматизации не был монотонным и скучным, используют различные игры, пособия.

Так, при автоматизации изолированного звука можно прокатывать шарик Су-Джок по дорожкам, линиям, лабиринтам, произнося при этом нужный звук. При повторении звуков, слогов, слов ребенок поочередно прокатывает колечко по пальцам, нажимает на колючки.

Например: автоматизация звука [ш].

В слогах и словах:

Ша (большой палец) – ша (указательный) – ша (средний) - шапка (безымянный), шайба (мизинец).

Ша-ша-ша – шахматы, шахта

Шо-шо-шо – шёпот, шов

Шо-шо-шо – шёл, шок

Ши-ши-ши – шина, шить

Ши-ши-ши – шипы, шифон

Шу-шу-шу – шуба, шум

Шу-шу-шу – шутка, шумиха

Picture background

В чистоговорках:

Ша-ша-ша - шахматы, лапша.
Ша-ша-ша - купаем голыша.
Ша-ша-ша - Маша хороша.
Шу-шу-шу - я значок ношу.
Шу-шу-шу - я письмо пишу.
Шу-шу-шу - помогите малышу.
Ше-ше-ше - утка в камыше.
Ше-ше-ше - кошка в шалаше.
Ши-ши-ши - шина, малыши.
Ши-ши-ши - глубоко дыши.

Ши-ши-ши - ну-ка, попляши.

Аш-аш-аш - дайте карандаш.
Ош-ош-ош - у меня нож.
Уш-уш-уш - принимаем душ.
Ыш-ыш-ыш - у Кати камыш.
Ашка-ашка-ашка - летит букашка.
Ошка-ошка-ошка - на окошке кошка.
Ушка-ушка-ушка - лягушка-квакушка.
Ышка-ышка-ышка - маленькая мышка.

В текстах:

Прокатывать колечко, начинаем с большого пальца

На правой руке:
Этот малыш - Илюша,
Этот малыш - Ванюша,
Этот малыш - Алеша,
Этот малыш - Антоша,
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья.

На левой руке:
Эта малышка - Танюша,
Эта малышка - Ксюша,
Эта малышка - Маша,
Эта малышка - Даша,
А меньшую зовут Наташа,

***

(Постукивать кулачками по столу)

В лесу медведь - топтыжка
Собирает шишки.

Собирает шишки, приговаривает:

(Прокатывать колечко по пальчику, начиная с большого, на каждую строчку)

Раз, два, три, четыре, пять, (хлопать в ладоши)
Шишки буду я считать.

 «Шишку – дедушке,
Шишку - бабушке,
Шишку – папочке,
Шишку – мамочке,
И сестренке – лапочке»

 

Picture background

Совершенствование лексико-грамматических категорий

(словоизменение; словообразование; отработка предложно-падежных конструкций; работа над словарем)

  • Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов (На столе коробка, по инструкции взрослого ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки. Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого);
  • «Шарик кати - слово говори»;
  • «Один-много» (Взрослый катит шарик по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе);
  •  «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Чей? Чья? Чьи?», «Кто в каком домике живет?» и т.п. (проводятся аналогично)

Расширение и активизация словаря, систематизация знаний

«Я знаю пять …»

Игрок произносит слова: Я знаю пять имен, во время прокатывания мячика игрок должен произнести имя (и можно добавить счет).

Например: Я знаю пять имен девочек – первое Алла, второе Света и так далее. Если игрок забыл, не знает, не может долго вспомнить следующее имя, если повторил имя - игра останавливается и мяч передается другому участнику.

Можно называть пять предметов (овощей, фруктов, животных и т.д.), слов-признаков, слов-действий, перечислять слова с заданным звуком.

(прокатывать колечко по пальчикам)

Раз и два, и три, четыре
Все мы знаем в этом мире.

Взрослый: овощи.

Ребенок прокатывает колечко по пальчикам и называет:
капуста, репа, огурец, помидор, кабачок.

Взрослый: транспорт.

Ребенок: самолет, машина, поезд, пароход, автобус.

Можно усложнить задачу и называть предметы для каждого звука.

Взрослый: одежда для Шипящей семейки:

Ребенок: (ш) штаны, шуба, шорты, шапка, шинель.

Ребенок: (ж) пиджак, жакет, жилет, пижама, джемпер.

Взрослый: продукты питания.

Ребенок: (ш) каша, лапша, шоколад, шницель, паштет.

Согласование числительных с существительнымPicture background

Раз, два, три, четыре, пять —

Все умеем мы считать.

Прокатывать колечко по пальчикам, начиная с большого пальчика, проговаривая, считая предметы:

При автоматизации звука [ш]: одна шелковая шаль, две шелковых шали, три шелковых шали, четыре шелковых шали, пять шелковых шалей.

При автоматизации звука [ж]: один кожаный жилет, два кожаных жилета, три кожаных жилета, четыре кожаных жилета, пять кожаных жилетов.

Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания.

Использование Су-Джок шаров для развития памяти и внимания

  • «Глазки закрывай, на каком колечко пальце - угадай» (Ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо);
  • «Справа, слева я стучу - перепутать не хочу» (Ребенок выполняет инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, на большой палец левой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.)
  • «Вправо, влево прокати, только шар не упусти» (Семья садится вокруг стола. Шарик прокатывается от одного члена семьи к другому по инструкции ведущего: «Катя, кати шарик влево (к папе). Кати шарик вправо (к Саше). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к папе?» Важно удержать шарик на столе)

Развитие мелкой моторики рук

Ребенок повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом.

***

Я мячом круги катаю, (катаем шарик между ладошками)
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
(гладим шариком ладонь)
А потом сожму немножко.
(смена рук)
Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну. (пальцами другой руки нажимаем на шарик)
А теперь последний трюк -
Мяч летает между рук.

Picture background

***

Взрослый проводит двумя шариками по ладоням детей

Ежик, спрячь свои иголки,
Мы же дети, а не волки.
Спрячь свои иголки, еж.
Ты колючий, ну и что ж.
Мы хотим тебя погладить,
Мы хотим с тобой поладить.

Взрослый держит шарики - «ежики», а ребенок гладит их — проводит с надавливанием по мячикам ладошкой.

Еж иголки отряхнул,
Еж свернулся и заснул.

«Что умеют наши пальчики»

Могут просто покатать, 1-2
Узелочек завязать 1-3

Могут вещи в руки брать, 1-4

И в игрушки поиграть. 1-5

(Смена рук)

Могут винтик завинтить, 1-2

В доску гвоздики забить, 1-3

Птичкам хлеба покрошить 1-4

Могут пуговку пришить. 1-5

Цифрами обозначены пальцы: 1 – большой палец, 2 – указательный, 3 – средний, 4 – безымянный, 5 – мизинец.

«Солнышко»

Рисовать «солнышко» (прокатывание шариков по часовой стрелке между ладонями).

Нарисую солнышко
На своей ладошке.

Проводить шариком по каждому пальчику

Пусть оно сияет
Хоть и понарошку.

Катание шарика на каждую строчку стихотворения между большим и другими пальцами руки. 

 «Горошки»

С блюдца я беру горошки,
Словно птица клювом крошки.
И полны мои ладошки -
Руки держат все горошки.

 «Гномики»Picture background

Жили-были в домике (сжимать и разжимать кулачки)
Маленькие гномики.
Стали гномики стирать
(тереть кулачки друг о друга.)
Тики — рубашки, 
(надевать колечко поочередно на каждый пальчик)
Ники — платочки,
Лики — пижамку,
Чики — носочки,
Мики умница был,
Всем водичку носил.

***

Для правой руки:

«Это - пальчик наш большой,
Он с широкою душой;
Это - указательный,
Умный и внимательный.
Это - пальчик средний,
Вовсе не последний.
Это – безымянный,
Он немножко странный.
И мизинчик маленький,
Смелый да удаленький.

Для левой руки:

Это пальчик первый,
Он на ручке левой.
Это пальчик наш второй -
Он вторым вступает в строй.
Это третий палец,
Он у нас красавец.
А за ним четвертый -
Он калачик тертый.
Пятый пальчик меньше всех
И его обидеть грех!

***

Ребенок выполняет действия в соответствии с текстом:

В правую руку свой шарик возьми,
Над головою его подними.
И перед грудью его подержи.
К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и другим улыбнись.
Правого плечика шарик коснется
И ненадолго за спину вернется.
С голени правой да к левой ступне,
Да на живот — не запутаться бы мне.

Су-Джок терапия применяется в сочетании с традиционными средствами коррекции, вносит разнообразие в занятие и используется для достижения разных задач в играх и упражнениях.

Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий с ребенком дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СКАЗКА «Ежик на прогулке» /Упражнения с шариком массажером Су – Джок /

Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах,...

Упражнения с шариком массажером Су-джок для детей дошкольного возраста

Про зайчикаНа полянке, на лужайке /катать щарик между ладонямиЦелый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаромИ катались по траве, /катать вперед-назадОт хвоста и к голове.Долго зайцы так скакали, ...

Конспект упражнения с шариком-массажером «Су-Джок» с элементами сказкотерапии «Ёжик на прогулке»

Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре го...

ЗОЖ. Картотека. Упражнения с шариком массажером – Су-Джок

Картотека. Упражнения с шариком массажером – Су-Джок...

Картотека. Упражнения с шариком массажером – Су-Джок

Упражнения с шариком массажером – Су-Джок...

Картотека пальчиковых игр, упражнений, массажей с использованием шарика- массажера и эластичных колец Су - Джок

Картотека пальчиковых игр с использованием шарика-массажеа и элостичных колец Су-Джок для  воспитателей и ролдителей...