Нейроупражнения для детей
консультация по коррекционной педагогике

Шивякова Дарья Александровна

Зарядка для мозга полезна. Более заметные результаты применение этого метода дает в детском возрасте, поскольку именно в этот период у человека закладывается фундамент интеллекта, выстраиваются связи между левой и правой половинками головного мозга. Эффект от выполнения нейроупражнений проявляется, например, в том, что дети становятся более собранными, организованными, начинают лучше учиться, перестают капризничать, плохо себя вести.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyrouprazhneniya_dlya_detey.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Нейроупражнения для детей.                                                            

Нейрогимнастика — это одна из форм нейропсихологической коррекции. Она может представлять собой специальные игровые занятия с элементами арт-терапии, комплексы упражнений, которые направлены на синхронизацию работы правого и левого полушарий.

Систематическое выполнение нейроупражнений обеспечивает весьма ощутимый эффект:

  • увеличивает скорость восприятия и обработки информации;
  • благоприятно влияет на внимание и память;
  • стимулирует кровообращение;
  • способствует развитию мышления и речи;
  • помогает справиться с дислексией (проблемами с чтением) и дисграфией (проблемами с письменной речью);
  • способствует развитию моторики (общей и мелкой);
  • повышает устойчивость к стрессовым ситуациям. 

Зарядка для мозга полезна и маленьким, и взрослым. Но все же более заметные результаты применение этого метода дает в детском возрасте, поскольку именно в этот период у человека закладывается фундамент интеллекта, выстраиваются связи между левой и правой половинками головного мозга. 

Эффект от выполнения нейроупражнений проявляется, например, в том, что дети становятся более собранными, организованными, начинают лучше учиться, перестают капризничать, плохо себя вести.

Детство — время активного развития, как в физическом, так и в психическом плане. Человек пополняет свой багаж знаний, умений и навыков поэтапно. Поэтому и нейропсихологические упражнения группируются в зависимости от возраста.. 

А мы рассмотрим примеры таких коррекционных заданий. 

3-4 года

Продолжается период активного формирования речи, поэтому очень важны упражнения, которые развивают мелкую и крупную моторику, правильную артикуляцию. Полезны следующие игры и упражнения:

  • «Ладушки». Начинать можно с классических всем знакомых простых и перекрестных хлопков, затем усложнять комбинации. 
  • «Клювики». Руки ребенка превращаются в «клювики» — для этого нужно просто сложить вместе кончики пальцев. Суть упражнения — раскрыть ладошку одной руки, «поклевать» с нее «клювиком», сложенным из другой руки, затем поменять руки и повторить движение. 
  • «Канатоходец». Для этого упражнения понадобится реквизит — веревка, которую нужно разложить на полу. Ребенку нужно представить, что он стал канатоходцем и должен пройти по канату, который натянут в воздухе. Его задача — аккуратно переставляя ножки и плотно прижимая их к веревке, пройтись по канату. 
  • «Свеча». Перед ребенком нужно поставить зажженную свечу. Задача малыша — сделать глубокий вдох, а затем изо всех сил выпустить воздух через вытянутые губы, чтобы задуть свечку. Упражнение повторяют несколько раз, каждый раз немного отодвигая горящую свечу от ребенка. 

4-5 лет

Работая с детьми этой возрастной группы, можно использовать упражнения, рассмотренные ранее, только усложнив их, нарастив темп. Но в коррекционной программе появляются и задания посложнее — направленные на тренировку внимания, памяти, на развитие связей между полушариями мозга. 

  • «Река и берег». Чтобы обозначить границу между «водой» и «сушей», на полу раскладывают веревку. По команде взрослого ребенок «ныряет» в «реку» или выбирается на «берег». Начинают выполнять упражнение с простой последовательности команд. Затем задача усложняется — взрослый пытается запутать малыша, меняя порядок команд или «подсказывая» неправильный вариант. 
  • «Пинг-понг». В этой игре будет двое участников и потребуется «теннисный» стол. Игровое поле нужно разделить пополам — мысленно или нарисовать границу при помощи цветного скотча. Взять теннисный шарик (как вариант — просто скомкать листок бумаги), положить его на середину стола. Перед игроками стоит задача задувать шарик на половинку противника до тех пор, пока он не упадет со стола. 
  • «Капитан». Упражнение на координацию движений. Одну руку нужно сжать в кулак, большой палец поднять вверх (показать «лайк»). Другую руку нужно поднести ко лбу — изобразить козырек. Задача — менять руки. Чтобы усложнить задание, между сменой позиций добавить хлопок. 

5-7 лет

В этом возрасте дети начинают учиться писать, считать, читать, возрастает учебная нагрузка. Нужны упражнения, которые помогают активировать работу головного мозга, развивают мелкую моторику. 

  • «Колечко». Нужно изобразить кольцо из пальцев — большого и указательного, а затем быстро менять пальчики — до мизинца. Сначала упражнение делают одной рукой, затем — другой, а немного потренировавшись, задействуют одновременно обе руки. 
  • «Мама ничего не знает». Задача ребенка — объяснить маме, что нужно делать — дать ей пошаговые инструкции. Например, как сделать бутерброд или как пройти в комнату. 

7-10 лет

Психические возможности и требования, предъявляемые младшеклассникам в школе, меняются. Усложняются и нейроупражнения. 

  • «Угадай-ка». Потребуются 30-40 карточек, на которых изображены разные явления, предметы, объекты (например, животные). Взрослый вытягивает карточку. Задавая прямые вопросы (на которые можно ответить односложно — да или нет), ребенок должен понять, что изображено на картинке. Количество попыток ограничено — их всего 20. Можно обойтись и без карточек — в этом случае ведущий просто загадывает какой-то предмет, а ребенок пытается угадать его. 
  • «Зеркальное рисование». Для выполнения этого упражнения потребуется листок бумаги и пара карандашей или фломастеров. Лист нужно мысленно поделить пополам (по вертикали) и на его половинах одновременно нарисовать два зеркальных друг другу рисунка. 

Это лишь небольшая часть примеров упражнений нейрогимнастики. Каждое из них выполняет определенные задачи. Для достижения видимого эффекта важны регулярность занятий и корректное выполнение упражнений. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации педагога-психолога Нейроупражнения для детей и взрослых

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙНЕЙРОУПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ1.    КАТАНИЕ МЯЧА В ПАРЕРодитель сидит напротив ребенка. Упражнение выполняется в положении сидя, либо лежа на животе. Родител...

Комплекс нейроупражнений для детей подготовительной группы

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НЕЙРОГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ Люди получают информацию при помощи органов чувств, которые, в свою очередь, передают сведения в мозг. Его продуктивная работа яв...

Нейроупражнения для детей и взрослых

Упражнения для развития головного мозга...

Нейроупражнения для детей и взрослых

Упражнения для развития головного мозга...

НЕЙРОУПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4–7 ЛЕТ

Нейрогимнастика — это комплекс простых движений, которые активизируют самые разнообразные умственные процессы. Известно, что правое полушарие мозга координирует работу левой половины тела, и нао...

Что такое нейроупражнения для детей и какие они бывают?

Что такое нейроупражнения для детей и какие они бывают?Зарядка полезна не только для укрепления мышц и хорошего самочувствия. Даже элементарные упражнения помогают расшевелить мозг, улучшить кровообра...