Консультация для родителей, воспитывающих детей с РАС. Тема: «Как ребёнка с РАС учить играть с другими детьми»
консультация по коррекционной педагогике

Митина Вера Борисовна

Трудности  с социальным взаимодействием и участием в играх – это ключевые признаки аутизма. Детям с РАС нужно целенаправленное обучение социальному поведению во время игр. Игра - это сложная работа  для детей с РАС. Детям данной категории трудно начинать игру и принимать в ней участие. Наш опыт работы говорит о том, что игры с правилами учат ребенка не только самой игре, но и приводят к социальной вовлеченности, развитию дружбы и огромному количеству возможностей для развития сотрудничества и других навыков.

В ходе консультации рассказываем родителям об особенностях и этапах развития игры у детей с РАС и определяем необходимые условия для успешного  включения ребёнка с РАС в игру со сверстниками. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.

Тема: «Как ребёнка с расстройствами аутистического спектра учить играть с другими детьми»

Цель: помощь родителям, воспитывающим ребёнка с РАС в формировании игровой деятельности.

Трудности с социальным взаимодействием и участием в играх – это ключевые признаки аутизма. Детям с РАС нужно целенаправленное обучение социальному поведению во время игр. Игра - это сложная работа для детей с РАС. Детям данной категории трудно начинать игру и принимать в ней участие. Наш опыт работы говорит о том, что игры с правилами учат ребенка не только самой игре, но и приводят к социальной вовлеченности, развитию дружбы и огромному количеству возможностей для развития сотрудничества и других навыков.

Ребенок с аутизмом не приобретет соответствующие возрасту игровые навыки во время простого контакта с игровыми материалами и играющими сверстниками. Вместо этого необходимо напрямую обучать ребенка игровым навыкам.

Рассмотрим стратегии, которые помогают нам преодолевать сложности при формировании игры у детей с аутизмом.

Важное условие: это выбор игры, которая подходит уровню развития ребенка, учитывает его интересы.

Например, если ребенок проявляет интерес к машинам, то можно использовать игры и задания, в которых все действия совершают машинки, а не люди. Машинка привезла карточки с буквами, машинка привезла шарики разного цвета. Сравниваем машинки по цвету, по величине, строим для машины гараж, ставим машину в нужную часть кабинета и т.д.

Если ребенку нравится бегать на улице, ему могут подойти салочки. «Составь слово» подойдет детям, которые любят буквы. «Голодные бегемотики» подойдут детям, которым нравится стук.

Следующий этап: это предоставление возможности ребенку наблюдать, как другие играют в эту игру. На этой стадии не надо предъявлять ребенку никаких дополнительных требований, вполне достаточно, что он остается рядом и наблюдает за другими детьми несколько минут. Не требуется никакого другого участия. Также можно использовать видеомоделирование – можно снять видео, на котором группа детей играет в ту же игру, и регулярно показывать это видео ребенку. Такие видео выполняют функцию «прайминга» – подготовки ребенка к реальному опыту, чтобы он чувствовал себя увереннее в будущем.

Этот этап к успеху в обучении ребенка новой игре называем «КРОХОТНЫЕ ШАГИ»— разбиваем игру на маленькие части и знакомим с каждой частью по отдельности. Как только ваш ребенок освоит одну составляющую игры, мы добавляем следующие.

Например, игра в «Домино»

«РУКА В РУКЕ - МОТОРНОЕ ОБУЧЕНИЕ»

Учитывая то, что мозг ребенка с РАС не может научиться новым двигательным задачам с помощью наблюдения, ему сложно переработать двигательную информацию и повторить какие-то движения, наблюдая за тем, как их выполняют другие, можно использовать приём «рука в руке», т.е. необходимо несколько раз физически проработать с ребенком новое движение, прежде чем его тело освоит данный навык, одновременно озвучивая их.

Например, во время игры в «Светофор» ребенок может просто бежать независимо от слов ведущего. После того как он начнет успешно и уверенно выполнять это действие и присоединяться к детям самостоятельно, мы просим другого ребенка брать его за руку, чтобы останавливаться, когда нужно. Затем другой ребенок может пробовать отпускать руку, чтобы проверить, понимает ли ребенок сам, когда можно двигаться.

«ПОДСКАЗКИ».

После неоднократных возможностей наблюдать за игрой других, ребенку могут понадобиться подсказки, чтобы улучшить существующие игровые навыки.

Например, в игре «Светофор», если ребенок не побежал на «зеленый свет», то вы говорите ребенку «Что ты должен сделать?» Если ребенок не реагирует на вопрос, то подсказываете ему жестом или мягко подталкиваете его.

Постепенно уровень подсказок уменьшается, чтобы помочь ребенку перейти к самостоятельному участию в игре.

ВИЗУАЛЬНЫЕ ПОДСКАЗКИ

Визуальные подсказки — мощные инструменты, которые помогают любому ребенку понять, чего ему ожидать от ситуации и что ожидается от него самого. С помощью картинок легче объяснить задание, а ребенку — понять ваши объяснения. Картинки используем, чтобы показать последовательность действий во время занятия или даже правила игры.

Например, дидактическая игра «Домино». Сначала выложите все пластинки картинками кверху. Рассмотрите их и назовите, что изображено на картинках. Находим такие же картинки.

На следующем этапе возьмите одну пластинку, положите её перед собой и предложите ребёнку найти среди других пластинок такую же. Покажите, как нужно поставить её к исходной пластинке. Далее, по очереди, подбирайте подходящие пластинки, выкладывая их в ряд. Каждый раз называйте данный предмет, его цвет, форму.

Помимо использования картинок, схематических рисунков, еще одна отличная визуальная подсказка, которая поможет ребенку прочувствовать временной компонент занятия, — это таймер или песочных часов. Использование такого таймера в комбинации с картинкой, на которой изображено, что происходит в течение времени, помогает снизить чувство тревожности.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ

В работе с некоторыми детьми визуальные подсказки можно расширять и индивидуализировать, создавая социальные истории.

Каждая такая история объединяет картинки и простые слова, посредством которых рассказывается о том, что случилось или случится. Подобная комбинация подсказок помогает ребенку познакомиться с определенным сценарием и его ролью в этой истории, а также определяет рамки поведения в данной ситуации. Ваш ребенок будет заранее подготовлен к этому, и его шансы на успех в игре со сверстниками увеличатся.

Например, игра «Не пора ли поменяться». Приложение 1.

«ПОДКРЕПЛЕНИЯ»

Некоторым детям для участия в новой игре необходимо подкрепление. Подкрепление может быть материальным — вкусная еда или игрушка; а может быть элементом игры, может быть и социальное одобрение — это очевидное выражение удовольствия со стороны другого человека с помощью действий или слов. Поэтому каждый раз, когда наш ребенок выполняет часть занятия, мы обязательно ему улыбаемся и хвалим его.

Социальное одобрение также дифференцируем. Например, говорим с улыбкой «Это было хорошо», когда ребенок выполнил часть задания, а на выполнение задания целиком реагируем радостными прыжками и восклицанием «Ух ты, вот это здорово!».

При использовании подкрепления придерживаемся определённых правил:

1. Во-первых, поощрения должны быть действительно желанными — будь то конфета, игрушка или щекотание. Причем не забывайте о том, что желанность — явление изменчивое. То, что ребенок хотел на прошлой неделе, может быть скучным и даже нежеланным на следующей.

2. И наконец, награда должна предлагаться ребенку только после того, как он справится с поставленной перед ним задачей. Например, если мы пытаемся научить ребенка ждать в игре между его очередью и вашей и он с этим справляется, немедленно его награждаем. Если же у него не получилось — не даём ему награду, иначе эффективность использования подкрепления резко снизится. И обязательно четко проговариваем, за что вознаграждаете ребенка. Говорим, например: «Молодец, что сумел подождать в игре!», вознаграждая ребенка объятием или печеньем.

3. Чтобы побудить ребенка что-то сделать, используем персонажа, который уже занимает прочное место в его жизни, — например, игрушечного героя любимого мультфильма, — таким образом, мы объединяем мотивацию и подкрепление.

Например, Антону 5 лет и он не любит переключаться с одного занятия на другое, поэтому, если он увлеченно играет, очень сложно его уговорить оставить игрушки и отправиться на прогулку. Но если компанию на прогулке нам составит Чебурашка, для которого мы будем строить песочный замок и искать клад, Антон с удовольствием присоединяется к нашей прогулке.

КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ИГРЕ РЕЧЬ

Мы используем различные стратегии в ходе веселых игр и занятий, чтобы получить от нашего ребенка больший словесный отклик.

• Если мы надуваем с ребенком мыльные пузыри или заводим игрушку, прерываем свое действие и ждём, когда он скажет «Помоги», или «Давай дальше», или «Еще».

• Всегда немедленно отвечаем на его реплики.

• Сыграв несколько раз с ребенком в определенную игру, мы, начав к ней готовиться, «забываем» что-то необходимое (вставить батарейки в электронную игру, налить воды в таз и т. д.). Создаём условия, чтобы ребенок сам попросил эти вещи.

• Раскладываем необходимые для игры предметы в непривычном порядке — пусть ребенок нас поправит (это можно делать только тогда, когда ребенок имеет четкое представление, как именно должны быть разложены предметы).

• Используем музыку и движения, чтобы увеличить словесный отклик ребенка. Например, напевайте какую-нибудь хорошо знакомую детскую песенку несколько раз, пока раскачиваем ребенка на качелях, а потом пропускаем куплет, чтобы ребенок сам включился в пение.

• Раскачивая ребенка, поймаем качели и придерживаем их, чтобы ребенок сказал «Давай», «Толкай» или «Еще», прежде чем продолжить его раскачивать.

Как можно больше говорим, играя с ребенком. Ключ к успеху в общении с детьми с РАС — говорить четко и внятно и, если возможно, объединять слова с картинками. Наша речь обязательно связана с заданием, которое мы выполняем. Постоянно вводим в игру как можно больше относящихся к ней слов.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ СВЕРСТНИКОВ

Как только наш ребенок ознакомился с разными видами игр и начал понимать простые правила игры, наступает время переходить к следующему шагу— привлечению в игры сверстников.

Мы предоставляем ему необходимые игрушки для данной игр со сверстниками. Например, если дети играют в «Гараж», даём ему машину. Всячески нами поощряем его участие. Привлечение сверстников на первых порах должно быть кратковременным (для начала 15-20 минут), а сами игры и занятия должны быть знакомы нашему ребенку. Мы чередуем настольные игры с подвижными играми.

Заключение

Обучение играм позволяет детям с РАС учиться социальным видам поведения. Какими бы ни были цели, связанные с каждой игрой, одна из них – «повеселиться», и важно определять и наблюдать за признаками удовольствия у ребенка, что является залогом успешного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей, воспитывающих детей дома "Организация двигательной активности детей дома"

Консультация для родителей, воспитывающих детей дома "Организация двигательной активности детей дома" посвящена вопросам физического воспитания детей не посещающих детские образовательные учреждения....

Методическая консультация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

Методическая консультация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ...

Консультация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Тема: «Самообслуживание детей с интеллектуальной недостаточностью.»

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями развития .Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития новое направление специальной коррекционной педагогики. О...

Консультация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ «Самообслуживание детей с интеллектуальной недостаточностью»

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями развития. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития новое направление специальной коррекционной педагог...

Консультация для родителей, воспитывающих детей с ТНР. Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей, воспитывающих детей с ТНР.«Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».У многих детей в последнее время наблюдаются проблемы с ...