Консультация "Игры для детей по воспитанию коммуникативной культуры"
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУДО «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»
Консультация для педагогов:
«Игры для детей по воспитанию коммуникативной культуры»
Составила: учитель-логопед
Осипова Марина Николаевна
Ноябрь 2024 год
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы поговорим о важности воспитания коммуникативной культуры у детей дошкольного возраста, и о том, как игры могут стать эффективным инструментом в этом процессе.
Коммуникативная культура – это не просто умение говорить и слушать. Это способность выражать свои мысли, понимать других, устанавливать контакты и строить отношения. В дошкольном возрасте закладываются основы этих навыков, поэтому наша задача – создать условия для их развития.
Роль игры в воспитании коммуникативной культуры очень важна, так как игры – это естественная форма деятельности детей. Они помогают развивать не только речь, но и социальные навыки, такие как сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь и другие. Все виды игр способствуют развитию коммуникативной культуры.
Словесные игры:
- способствуют развитию слухового восприятия,
- учат слушать собеседника,
- учат правильно строить фразы,
- способствуют развитию мышления,
- способствуют умению запомнить и правильно проговорить нужные слова,
- развивают самостоятельность в выборе правильного ответа.
Подвижные игры:
- требуют совместных действий детей, взаимопонимание, поддержка друг друга,
- развитие навыков сотрудничества,
- командная работа,
- ролевое поведение.
Настольные игры:
- учат следовать правилам,
- уважать мнение других,
- обсуждать стратегии,
- умению договариваться,
- радоваться победе друзей ( проигрывать в игре тоже кто – то должен).
Сюжетно – ролевые игры:
- способствуют умению распределять роли,
- договариваться на игру,
- планировать сюжет игры,
- способствуют развитию чувства коллективизма, учат уважать мнение других участников игры,
- способствуют развитию коммуникативной культуры в ролевом поведении.
Театрализованная деятельность (игры – драматизации):
- способствуют раскрепощению ребёнка,
- формируется опыт нравственного поведения, ролевого поведения,
- улучшается память, совершенствуется звуковая сторона речи, произносительная, интонационная выразительность,
- воспитывает в детях смелость, доброту, честность, отзывчивость,
- способствует пониманию роли положительных и отрицательных героев и многое другое…
Педагог может использовать игры по развитию коммуникативной культуры постоянно:
- На занятиях
- в режимных моментах
- во время игровой деятельности (в группе, на прогулке)
- на праздниках, развлечениях
- в вечерний отрезок времени.
Коммуникативные игры используются с самого раннего детства. Данный период очень важен, но и сложен для малыша. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку безболезненно войти в новую для него среду, обогатить его опыт общения с незнакомыми детьми и взрослыми. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее жизнь.
Начинать свою работу у малышей можно с различных игр на знакомство детей друг с другом.
«Эхо», «Колокольчик», «Чей голосок» и т.д.
Также можно использовать игры-Приветствия, например:
Шел по крыше воробей,
Собирал своих друзей,
Много, много, много нас,
Встанут Танечки сейчас…
Также можно использовать игры, в которых воспитанники действуют одновременно и одинаково. Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем. Дети учатся согласовывать свои действия друг с другом.
Игры: «Ленточка», «Гном и дом», «Веселые ладошки», «Большие ноги», «Карусели», «Лови-лови», «Салют», «Мы капусту рубим»
Затем переходим к более сложным играм, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами.
«Я по горенке иду», «Завивайся, капустка», «Змейка», «Передача мячей», «Паровоз».
Эти игры кладут начало самостоятельности и дружеским контактам детей.
Таким образом, использование коммуникативных игр в период адаптации к ДОУ имеет неоценимое значение для создания жизнерадостного настроения малышей и хорошего отношения друг к другу.
Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Для того, чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, можно использовать в работе следующие игры:
- на развитие внимания, интереса к партнеру: «Как можно нас называть по - разному?», «Комплимент», «Опиши друга», «Угадай кто это?»
- на развитие навыков невербального общения: «Угадай», «Походки», «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем», «Расскажи стихи без слов»
- на развитие навыков взаимодействия в группе: «Ручеек», «Зеркала», «Поварята»
- на развитие умения входить в контакт, вести диалог: «Обзывалки», «Охота на тигров», «Интервью»
- на преодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт: «Ладонь в ладонь», ««Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Газета», «Тепло - холодно»
К старшему дошкольному возрасту, ребенок уже овладевает определенными коммуникативными навыками. Поэтому для детей этого возраста продолжаем использовать в работе игры для среднего возраста и вводим новые, более сложные:
«Клеевой ручеек», «Подарок на всех», «Веселая сороконожка, «Нос к носу»
«Пресс-конференция», «Кто лучше разбудит?»,
«Слепой и поводырь», «Я могу», «Доброе животное»
Игры, направленные на формирование культуры речевого общения
1.Дидактическая игра "Вежливо- не вежливо"
Цель: Закреплять постоянное проявление вежливости в процессе общения, учить различать противоположные проявления: вежливость/не вежливость.
Ход игры:
Воспитатель: Если вы посчитаете, что поступок вежливый, то хлопайте в ладоши.
Если считаете, что поступок невежливый, то топайте ногами.
• Поздороваться при встрече.
• Толкнуть, не извиниться.
• Помочь поднять упавшую вещь.
• Громко разговаривать в общественных местах.
• Обозвать обидным словом одноклассника.
• Не уступить место пожилому человеку.
• Отвечать на телефонный звонок во время урока.
• Помочь донести сумку незнакомой старушке.
• Рассказать доверенную тебе тайну.
• Стараться говорить громче собеседника.
• Похвалить хозяйку (маму) за вкусный обед.
2.Дидактическая игра "С кем можно так общаться?".
Цель: Учить дифференцировать вежливые слова, закреплять смысловую сторону слов.
Ход игры:
Воспитатель задает детям вопрос: "С кем можно так общаться?"
• Здравствуй!
• Добрый день!
• Привет!
• Здорово!
• Чао!
• Пока!
• До свидания!
• Будь здоров!
До встречи!
3.Дидактическая игра: «Догадайся»
Цель: Обогащать, расширять и активизировать словарь «вежливости».
Ход игры:
Воспитатель:
(Закончи предложение).
1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)
3. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече…(здравствуйте)
4. Когда нас бранят за шалости, говорим …..(Простите нас, Пожалуйста).
4.Дидактическая игра с мячом
«Добрые и вежливые слова»
Цель: совершенствование речевого этикета детей, культуры общения .
Ход игры: Дети стоят вокруг. Воспитатель берет в руки мяч и начинает игру. Он называет любое доброе или вежливое слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч придумывает новое слово, называет его и бросает мяч другому ребенку. Мяч не ловят, если было произнесено «недоброе» слово и ребенок может объяснить, почему это слово ему не понравилось.
5.Игра - Этюд «Скажи доброе слово, комплимент товарищу».
Цель: Упражнять детей в употреблении вежливых слов, используя выражение, мимику, позу.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям сказать доброе слово товарищам.
6.Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо».
Цель: Продолжать употреблять в речи вежливые слова;
закреплять знания и умения детей о поведении в обществе, формировать у детей искреннее проявление любви к людям, доброжелательное отношение друг к другу. Быть внимательным и оказывать другим помощь. Убеждать, что доброта приобретается и подкрепляется каждым действием и поступком.
Материал: сюжетные картинки.
7.Дидактическая игра «Не ошибись, пожалуйста!»
Цель: Обогащать, расширять словарь «вежливости».
Ход игры:
Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебные слова».
Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!
• Встаньте, пожалуйста!
• Поднимите руки.
• Поднимите, пожалуйста, руки!
• Будьте добры, похлопайте!
• Потопайте.
• Попрыгайте, пожалуйста!
• Тихо сядьте.
• Тихо сядьте, пожалуйста!
8.Дидактическая игра «Школа вежливости»
Цель: Формировать навыки культурного общения.
Ход игры:
Все дети встают в волшебный круг вежливости. Один ребенок говорит какое-либо вежливое слово своему соседу. Тот, в свою очередь, повторяет это слово и добавляет к нему свое. Следующий по кругу повторяет два предыдущих вежливых слова и добавляет к ним новое и т.д.
Например: здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста и т.д.
9..Игра «Волшебный цветик-семицветик»
Цель: Закреплять в речи вежливые слова
Ход игры: Воспитатель берет самодельный цветок - ромашку и объясняет условия игры: «волшебник» отрывает лепесток и, делая вид, что бросает его, отдает кому-то по своему желанию со словами из известной сказки:
Лети, лети, лепесток
Через запад - на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть по-моему вели...
А дальше он, например, говорит: «Вели, чтобы Юля сказала Грише Доброе слово».
Цветков можно заготовить заранее несколько.
Воспитание коммуникативной культуры у детей – это долгий и увлекательный процесс. Используя игры как основной инструмент, мы можем создать благоприятную среду для развития этих важных навыков. Давайте будем внимательны к каждому ребёнку, поддерживать его в стремлении общаться и выражать свои мысли. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Воспитание коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста".
«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мираТак пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в ...
Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста»
Консультация...
Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста»
Воспитание коммуникативной культуры у детей раннего возраста. Ребёнок от 1 года до 3-х лет активно растёт, развивается и набирается опыта. Находясь в окружении социума – семьи (родителей, старших...
Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста»
В данной статье говорится о том, что задача взрослого вовремя и правильно начать обучение ребёнка навыкам общения....
Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста».
Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста»....
Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста»
Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста» Ребёнок от 1 года до 3-х лет активно растёт, развивается и набирает...
консультация для родителей на тему: "Воспитание коммуникативной культуры речи"
1.Обучение ребенка навыкам общения2.Совместная работа родителей и педагогов....