Консультация "Игры для детей по воспитанию коммуникативной культуры"
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Марина Николаевна Осипова

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_igry.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУДО «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»

Консультация для педагогов:

«Игры для детей по воспитанию коммуникативной культуры»

Составила: учитель-логопед

Осипова Марина Николаевна

Ноябрь 2024 год

Уважаемые коллеги!

   Сегодня мы поговорим о важности воспитания коммуникативной культуры у детей дошкольного возраста, и о том, как игры могут стать эффективным инструментом в этом процессе.

   Коммуникативная культура – это не просто умение говорить и слушать. Это способность выражать свои мысли, понимать других, устанавливать контакты и строить отношения. В дошкольном возрасте закладываются основы этих навыков, поэтому наша задача – создать условия для их развития.

   Роль игры в воспитании коммуникативной культуры очень важна, так как игры – это естественная форма деятельности детей. Они помогают развивать не только речь, но и социальные навыки, такие как сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь  и другие. Все виды игр способствуют развитию коммуникативной культуры.

Словесные игры:

  - способствуют развитию слухового восприятия,

- учат слушать собеседника,

-  учат правильно строить фразы,

-  способствуют развитию мышления,

-  способствуют умению запомнить и правильно  проговорить нужные слова,

- развивают самостоятельность в выборе правильного ответа.

  Подвижные игры:

- требуют совместных действий детей, взаимопонимание, поддержка друг друга,

-  развитие навыков сотрудничества,

-  командная работа,

-  ролевое поведение.

Настольные игры:

- учат следовать правилам,

-  уважать мнение других,

-  обсуждать стратегии,

-  умению договариваться,

- радоваться победе друзей ( проигрывать в игре тоже кто – то должен).

Сюжетно – ролевые игры:

- способствуют умению распределять роли,

- договариваться на игру,

-  планировать сюжет игры,

-  способствуют развитию чувства коллективизма, учат  уважать мнение других  участников игры,

-  способствуют развитию коммуникативной культуры в ролевом поведении.

Театрализованная деятельность (игры – драматизации):

-  способствуют раскрепощению ребёнка,

-  формируется опыт нравственного поведения, ролевого поведения,

-  улучшается память, совершенствуется звуковая сторона речи, произносительная, интонационная выразительность,

-  воспитывает в детях смелость, доброту, честность, отзывчивость,

-  способствует пониманию роли положительных и отрицательных героев и многое другое…

  Педагог может использовать игры по развитию  коммуникативной культуры постоянно:

  • На занятиях
  • в режимных моментах
  • во время игровой деятельности (в группе, на прогулке)
  • на праздниках, развлечениях
  • в вечерний отрезок времени.

    Коммуникативные игры используются с самого раннего детства.  Данный период очень важен, но и сложен для малыша. Задача педагога  состоит в том, чтобы помочь ребенку безболезненно войти в новую для него среду, обогатить его опыт общения с незнакомыми детьми и взрослыми. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее жизнь.

Начинать  свою  работу у малышей можно с различных игр на знакомство детей друг с другом.

 «Эхо», «Колокольчик», «Чей голосок» и т.д.

Также можно использовать  игры-Приветствия, например:

Шел по крыше воробей,
Собирал своих друзей,
Много, много, много нас,
Встанут Танечки сейчас…

  Также можно использовать  игры, в которых воспитанники действуют одновременно и одинаково. Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем. Дети учатся согласовывать свои действия друг с другом.

 Игры: «Ленточка», «Гном и дом», «Веселые ладошки», «Большие ноги», «Карусели», «Лови-лови», «Салют», «Мы капусту рубим»

Затем переходим к более сложным играм, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами.

 «Я по горенке иду»«Завивайся, капустка»«Змейка»«Передача мячей»«Паровоз».

 Эти игры кладут начало самостоятельности и дружеским контактам детей.

  Таким образом, использование коммуникативных игр в период адаптации к ДОУ имеет неоценимое значение для создания жизнерадостного настроения малышей и хорошего отношения друг к другу.

    Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Для того, чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, можно  использовать в работе следующие игры:

  • на развитие внимания, интереса к партнеру: «Как можно нас называть по - разному?», «Комплимент», «Опиши друга», «Угадай кто это?»
  • на развитие навыков невербального общения: «Угадай», «Походки», «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем», «Расскажи стихи без слов»
  • на развитие навыков взаимодействия в группе: «Ручеек», «Зеркала», «Поварята»
  • на развитие умения входить в контакт, вести диалог: «Обзывалки», «Охота на тигров», «Интервью»
  • на преодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт: «Ладонь в ладонь», ««Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Газета», «Тепло - холодно»

    К старшему дошкольному возрасту, ребенок уже овладевает определенными коммуникативными навыками. Поэтому для детей этого возраста продолжаем использовать в работе игры для среднего возраста и вводим новые, более сложные:

«Клеевой ручеек», «Подарок на всех», «Веселая сороконожка, «Нос к носу»

 «Пресс-конференция», «Кто лучше разбудит?»,

 «Слепой и поводырь», «Я могу», «Доброе животное»

Игры, направленные на формирование культуры речевого общения

1.Дидактическая игра "Вежливо- не вежливо"

Цель: Закреплять постоянное проявление вежливости в процессе общения, учить различать противоположные проявления: вежливость/не вежливость.

Ход игры:

Воспитатель: Если вы посчитаете, что поступок вежливый, то хлопайте в ладоши.

Если  считаете, что поступок невежливый, то топайте ногами.

•      Поздороваться при встрече.

•      Толкнуть, не извиниться.

•      Помочь поднять упавшую вещь.

•      Громко разговаривать в общественных местах.

•      Обозвать обидным словом одноклассника.

•      Не уступить место пожилому человеку.

•      Отвечать на телефонный звонок во время урока.

•      Помочь донести сумку незнакомой старушке.

•      Рассказать доверенную тебе тайну.

•      Стараться говорить громче собеседника.

•      Похвалить хозяйку (маму) за вкусный обед.

2.Дидактическая игра "С кем можно так общаться?".

Цель: Учить дифференцировать вежливые слова, закреплять смысловую сторону слов.

Ход игры:

 Воспитатель задает детям вопрос: "С кем можно так общаться?"

•      Здравствуй!

•      Добрый день!

•      Привет!

•      Здорово!

•      Чао!

•      Пока!

•      До свидания!

•      Будь здоров!

До встречи!

3.Дидактическая игра: «Догадайся»

Цель: Обогащать, расширять и активизировать словарь «вежливости».

Ход игры:

Воспитатель:

(Закончи предложение).

1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)

3. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече…(здравствуйте)

4. Когда нас бранят за шалости, говорим …..(Простите нас, Пожалуйста).

4.Дидактическая игра с мячом

«Добрые и вежливые слова»

   Цель: совершенствование речевого этикета детей, культуры общения .

   Ход игры: Дети стоят вокруг. Воспитатель берет в руки мяч и начинает игру. Он называет любое доброе или вежливое слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч придумывает новое слово, называет его и бросает мяч другому ребенку. Мяч не ловят, если было произнесено «недоброе» слово и ребенок  может объяснить, почему это слово ему не понравилось.  

5.Игра - Этюд «Скажи доброе слово, комплимент товарищу».

Цель:  Упражнять детей в употреблении вежливых слов, используя выражение, мимику, позу.

Ход игры:  Воспитатель предлагает детям сказать доброе слово товарищам.

6.Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо».

Цель: Продолжать употреблять в речи вежливые слова;

закреплять знания и умения детей о поведении в обществе,  формировать у детей искреннее проявление любви к людям, доброжелательное отношение друг к другу. Быть внимательным и оказывать другим помощь. Убеждать, что доброта приобретается и подкрепляется каждым действием и поступком.

Материал: сюжетные картинки.

7.Дидактическая игра  «Не ошибись, пожалуйста!»

Цель: Обогащать, расширять словарь «вежливости».

Ход игры:

Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебные слова».

Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!

•      Встаньте, пожалуйста!

•      Поднимите руки.

•      Поднимите, пожалуйста, руки!

•      Будьте добры, похлопайте!

•      Потопайте.

•      Попрыгайте, пожалуйста!

•      Тихо сядьте.

•      Тихо сядьте, пожалуйста!

8.Дидактическая игра  «Школа вежливости»

Цель: Формировать навыки культурного общения.

Ход игры:

Все дети встают в волшебный круг вежливости. Один ребенок говорит какое-либо вежливое слово своему соседу. Тот, в свою очередь, повторяет это слово и добавляет к нему свое. Следующий по кругу повторяет два предыдущих вежливых слова и добавляет к ним новое и т.д.
Например: здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста и т.д.

9..Игра «Волшебный цветик-семицветик»

Цель: Закреплять в речи вежливые слова

Ход игры: Воспитатель берет самодельный цветок - ромашку и объясняет условия игры: «волшебник» отрывает лепесток и, делая вид, что бросает его, отдает кому-то по своему желанию со словами из известной сказки:

Лети, лети, лепесток

Через запад - на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели...

А дальше он, например, говорит: «Вели, чтобы Юля сказала Грише Доброе слово».

Цветков можно заготовить заранее несколько.

  Воспитание коммуникативной культуры у детей – это долгий и увлекательный процесс. Используя игры как основной инструмент, мы можем создать благоприятную среду для развития этих важных навыков. Давайте будем внимательны к каждому ребёнку, поддерживать его в стремлении общаться и выражать свои мысли. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Воспитание коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста".

«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мираТак пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в ...

Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста»

Воспитание коммуникативной культуры у детей раннего возраста. Ребёнок от 1 года до 3-х лет активно растёт, развивается и набирается опыта. Находясь в окружении социума – семьи (родителей, старших...

Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста»

В данной статье говорится о том, что задача взрослого вовремя и правильно начать обучение ребёнка навыкам общения....

Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста».

Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста»....

Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста»

Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста» Ребёнок от 1 года до 3-х лет активно растёт, развивается и набирает...

консультация для родителей на тему: "Воспитание коммуникативной культуры речи"

1.Обучение ребенка навыкам общения2.Совместная работа родителей и педагогов....