Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников
методическая разработка по коррекционной педагогике
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovosbereg.tehnologii.docx | 25.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии
в системе коррекции речи дошкольников
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.
Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
Здоровьесберегающие технологии, направленные на развитие дыхания, необходимы для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. А такие упражнения, как пальчиковая гимнастика, способствуют формированию не только мелких движений и координации руки, но и позитивно влияют на развитие интеллекта детей.
Представляю Вам ряд здоровьесберегающих технологий, используемых мною на коррекционно-логопедических занятиях :су-джок терапия, ниткография, иппликатор Кузнецова.
Ниткография- как средство развития зрительно-моторной координации
Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т.е. "рисование" с помощью нити.
Корни ниткографии можно обнаружить у народа Уичоли. Это индейский народ, проживающий в западной и центральной Мексике. Уичоли занимаются ткачеством, вышивкой, узорным плетением, бисерным рукоделием, росписью и пр. Также широко известны своеобразные картины уичоли, выполненные в характерном стиле из шерстяной пряжи. Традиционно они представляют собой круглую или квадратную дощечку с отверстием в центре, покрытую с обеих сторон смесью пчелиного воска и сосновой смолы, на которую наклеивают разноцветные шерстяные нити.
"Рисунки", выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и "живыми", по сравнению с обычным контурным изображением. Кроме того занятия с податливой, мягкой и пушистой нитью успокаивают детей и развивают у них интерес к декоративно-прикладному искусству.
Метод ниткографии позволяет решать сразу несколько дидактических задач:
- совершенствовать зрительное восприятие детей;
- развивать зрительно-моторную координацию;
- формировать плавность, ритмичность и точность движений;
- подготавливать руку ребенка к письму.
Любое нарушение речи ребёнка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Дети с нарушением речи гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо дифференцируют их. Недостаточное восприятие слабонасыщенных цветов влияет на настроение детей. Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку воплощать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет эстетическое восприятие окружающего.
Результатами данной работы являются: активность и самостоятельность детей, умение находить новые способы для художественной деятельности, умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности, чёткость изображения, расширение активного словаря детей. Рисование с помощью верёвочки - это творческий процесс, который располагает к развитию основных четырёх слагаемых: развитое художественно-эстетическое восприятие, способность представлять будущий рисунок, владение техническими, изобразительными навыками, опыт общения с миром искусства.
Ниткографию сочетают с развитием связной речи. После прослушивания сказки или рассказа можно дать ребенку задание изобразить его героев. В дальнейшем, когда когда у детей появится определенный навык в работе с нитью, можно переходить к иллюстрации рассказа по ходу повествования. Таким образом, ниткография не только будет развивать моторику детей, но, в сочетании с живым рассказом, научит маленьких слушателей составлять план повествования с помощью своих несложных контурных "рисунков". В результате слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью будет подкрепляться и другими видами запоминания - зрительным и двигательным.
На следующем этапе обучения рекомендуется соединить пересказ и изобразительную деятельность. Для этого взрослый просит ребенка пересказать знакомый сюжет и проиллюстрировать его следующими одна за другой картинками, выполненными с помощью "волшебной" нити.
Рисование нитью в сочетании с рассказыванием будет особенно полезно в работе с детьми, чей ведущий канал восприятия не слуховой, а кинестетический или зрительный. Возможность через движение и зрительный образ пропустить через себя информацию, воспринятую на слух, позволит малышам лучше её усвоить, а затем и воспроизвести. Кроме того, как показывают наблюдения, у современных дошкольников преобладают именно визуальный и кинестетический типы восприятия.
В результате слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью будет подкрепляться и другими видами запоминания зрительным и двигательным. Чем более ловки и умелы пальчики ребенка, тем успешнее будет формироваться не только его устная речь, но и письменная, так как качество письма напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, приобретенных ещё в дошкольном детстве.
Материалы
В качестве "волшебной нити" может использоваться толстая (не более 2 мм толщиной) хлопчатобумажная или шерстяная нитка. Нужно помнить, чем младше ребенок, тем толще должна быть нить. Детям 3-х лет можно дать для занятий шнурок толщиной 4-5 мм. Важно, чтобы он легко изгибался и не был скользким (не синтетика). Длина нити (шнурка) должна быть 25-30 мм.
В качестве основы для изображения нитью следует использовать любую шероховатую поверхность. Например, подойдет лист бархатной бумаги или фланелевая ткань, натянутая на плотную основу. Также можно использовать однотонный ковролин. Размеры такой основы (экрана) для ниткографии 20х20 см.
Работа ведется в тесном контакте с воспитателем и родителями, которые закрепляют навыки и умения, полученные детьми на занятиях, в группе и дома.
Использование ипликатора Кузнецова при формировании фонетической и просодической стороны речи у детей с нарушениями речи
Речевые процессы являются сложнейшей системой сенсомоторных координаций, имеющих специфическую организацию. Из теоретических и экспериментальных исследований известно, что в организации наших движений, в частности артикуляции, значительное место занимают чувствительные возбуждения. Особое значение в организации речевого процесса имеет кожно-кинестетический и двигательный анализатор. Речевой процесс опирается на ряд совместно работающих зон мозговой коры, каждая из которых имеет своё специфическое значение для организации речевой деятельности в целом. Таким образом, речевая деятельность осуществляется по принципу объединения реагирующих центров и проводящих путей в единую функциональную систему. Движения пальцев рук действительно стимулируют созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого будет ускорение развития речи ребёнка.
Речевой акт, как и другие проявления высшей нервной деятельности, носит рефлекторный характер. Речедвигательный анализатор регулирует и координирует всю речевую деятельность. В процессе развития ребёнка видно, что постепенное усложнение двигательных навыков способствует и усложнению артикуляции. У детей с речевой патологией из-за недостаточности развития двигательно-моторной сферы нарушается артикуляционный процесс и дифференцированные движения руки. Двигательная активность ребёнка является в большинстве случаев проявлением его эмоционального поведения. Положительное эмоциональное общение - первейшая необходимость, которая способствует жизнерадостности и речевой раскованности. Все вышеперечисленные моменты я учитываю при построении коррекционного процесса.
Принимая во внимание вышесказанное, процесс коррекции звукопроизношения, развитие статико-динамических ощущений, чётких артикуляционных кинестезий наилучшим образом происходит под воздействием раздражителей, в частности, ипликатора Кузнецова (общеизвестное средство, представляющие собой игольчатые профилактические лечебные круглые формы с пластмассовыми иглами, закреплёнными на тканевой основе). Ипликатор Кузнецова усиливает микроциркуляцию, вызывает расслабление мышц, активизирует кровообращение, в связи с чем, улучшается деятельность центральной нервной системы. Занятия по предлагаемой методике провожу в игровой форме.
В практику работы введено одновременное произношение гласных звуков с движением и прожимами на ипликаторе Кузнецова пальцев обеих рук.
Руки не напряжены, расположены на ипликаторе. Кисти рук при этом располагаются как при игре на фортепиано. Они округлены и свободны. Началу каждого звука (слова, фразы) соответствует поочередное нажатие пальцев руки. Постепенно ввожу усложненный речевой материал. Хотелось бы отметить положительные результаты: улучшение интонационной стороны речи, расширение диапазона голоса, развитие модуляции голоса, закрепление нужных координаций голосового и дыхательного аппарата, процессы автоматизации и дифференциации звуков происходят у детей в более короткие сроки. Удачно сочетается коррекция звукопроизносительной стороны речи и работа над просодикой. В результате: голос нормализуется по громкости, высоте и силе, нормализуются дыхание и темп речи, дикция становится более чёткой, речь детей приобретает эмоциональную окраску, дети научились интонацией выделять отдельные слова или группы слов.
Использование мною вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.
Су-Джок терапия в логопедической работе
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. Чтобы исправить недостатки в речи детей применяются как традиционные методы так и нетрадиционные. Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия. Что в переводе с корейского языка означает "Су " – кисть, "Джок" – стопа.
В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии используются в качестве массажа для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком и кольцом.
С помощью шаров – «ежиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Массаж эластичным кольцом помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж до появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз.
В логопедических целях су – джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием активизирует развитие речи детей.
Приведу пример некоторых форм работы с детьми по коррекции звукопроизношения (автоматизации звука), развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственнойориентации, развитии фонематического слуха.
Посмотрите – ка, ребята,
На столе лежат ежата!
Никуда не убегают,
Вас, детишки, поджидают!
Поскорее их берите, на ладонь свою кладите!
С ними будете играть, свои ручки развивать!
Чтобы с ёжиком поладить, нужно ёжика погладить!
По ладошке покатать и иголки посчитать!
Пальчиковая игра «Черепаха» (у детей в рукахшарик Су-Джок).
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Шла большая черепаха
И кусала всех от страха,(дети катают шарик Су -Джок между ладоней)
Кусь, кусь, кусь, кусь,
Никого я не боюсь.
Пальчиковая игра «Ёжик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож.(дети катают шарик Су -Джок между ладонями)
На спине иголки(массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие.(массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал,(массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал,(массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже(массажные движения мизинца)
на ежа похож. (дети катают щарик Су -Джок между ладонями).
Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
- Мальчик-пальчик,
Где ты был?(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил,
(надеваем кольцо Су -Джок на указательный палец)
-С этим братцем щи варил,(надеваем кольцо Су -Джок на средний палец)
-С этим братцем кашу ел,(надеваем кольцо Су -Джок на безымянный палец)
-С этим братцем песни пел.
(надеваем кольцо Су -Джок на указательный палец).
Игры с массажным колечком
Что у шарика внутри?
Поскорее посмотри!
Ты колечко надевай и по пальчику катай.
Взад – вперёд, вперёд – назад
Пальчик будет очень рад!
(Дети поочередно надевают массажное кольцо на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.)
Все мои пальчики очень дружны, все для меня они очень важны:
1.Пальчик большой (катаем колечко по большому пальцу правой руки)
2.Указательный (катаем по указательному)
3.Средний (катаем колечко по среднему)
4.Пальчик четвёртый
5.И пятый, последний!
Все они пальчики, дружные братцы! Браться за дело они не боятся!
Использование массажного кольца при автоматизации звуков.
Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение.
Автоматизация поставленного звука Ш.
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья.(мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Автоматизация звука Р.
Звук[ Р] сложный, но приятный
Мы сейчас произнесем.
И как будто у машины
Мы моторчик заведем
«р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р».
Закрепим мы этот звук.
Нам поможет верный друг!
С колечками мы играем,
Звук [Р] в начале слова называем!
Дети по очереди называют слова, в которых звук [Р] стоит в начале слова. За каждое слово надевают колечко на палец.
С колечками играть продолжаем,
Звук[Р] в середине слова называем!
Дети по очереди называют слова, в которых звук [Р] стоит в середине слова. За каждое слово надевают колечко на палец.
Звук[Р] в конце слова называем!
Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий
Имя короткое произнесем,
Полное имя к нему подберем.
Логопед называет имя, ребёнок надевает колечко на пальчик по очереди, начиная с мизинца, называя полное имя.
Рая-Раиса;
Рома-Роман;
Рина- Регина
Русик-Руслан;
Ну и Рита- Маргарита!
Упражнение «Назови ласково»
С колечками игру продолжаем,
Ласково имя теперь называем.
Раиса-Раечка;
Роман-Ромочка;
Регина-Региночка;
Руслан-Русланчик;
Маргарита-Маргариточка
Упражнение «Один-много».
Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
Упражнение «Скажи наоборот»
Использование Су – Джок шаров для развития фонематического слуха, для совершенствования звукового анализа слов.
- Игра «Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой»
- Игра« Шарик мы ладошкой «стук», если слышим нужный звук»
- Использование Су – Джок шаров при совершенствовании навыков пространственной ориентации, ориентировки в схеме тела, развития памяти,
- "Слушай и запоминай, повторяй и выполняй”
- «Лево – право различаю, каждый свой я пальчик знаю»
- «Справа, слева я стучу - перепутать не хочу»
- «Глазки закрывай, на каком пальце колечко, угадай»
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов
«Ловко с шариком играем и предлоги называем»
На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
Использование шариков для слогового анализа слов
«Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слове (слоге) звук»
«Шарик мне назад верни, слоги (слово, фразу) верно повтори»
«По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай».
Упражнение «Раздели слова на слоги»
Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в нашей работе.
Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:
-высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект;
-абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
-универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
-простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков.
Из вышеуказанного следует сделать вывод, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей. Осуществляется благоприятное оздоравливающее воздействие на весь организм. Стимулируются речевые зоны коры головного мозга. Развивается координация движений и мелкой моторики. Развивается произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
В своей работе во время подгрупповых и индивидуальных занятиях я применяю Су-Джок терапию. Дети любят играть с колючим шариком и колечком, выполняя самомассаж с помощью шарика Су-Джок в сопровождении легко запоминающихся стихов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи дошкольников
Из опыта работы...
Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников
Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников...
Консультация для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников"
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИВ СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а зн...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР.
Логопедическая работа - это синтез многих здоровьесберегающих факторов, которые позволяют формировать у детей правильную речь....
Из опыта работы "Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи дошкольников"
quot;Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи дошкольников"Однм из приоритетных направлений государственной политики стало здоровьесбережение детей. В настоящее врем...
Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников
АННОТАЦИЯЗдоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольниковДанные технологии включают в себя следующие компоненты: - ниткография; - ипликатор Кузнецова; - су-джо...