Консультация для родителей " Формирование навыка просьбы у детей с РАС"
консультация по коррекционной педагогике
В данной консультации рассказывается об этапах формирования навыков просьбы у детей с РАС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_formirovanie_prosby_u_detey_s_ras.docx | 399.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Формирование навыка просьбы у детей с РАС
Чтобы речь ребенка развивалась, ему необходимо научиться обращаться с просьбами к окружающим — подходить к взрослому, привлекать его внимание, пояснить доступным ему способом (с помощью жеста, карточки или слова), что ему необходимо, и получить желаемое.
Благодаря сформированному навыку проявления инициативы и коммуникации ребенок начинает общаться и взаимодействовать с окружающими .Если ребенок не умеет просить, функция этого навыка обязательно перейдет на проблематичное поведение, и тогда ребенок будет добиваться всего с помощью истерик, агрессии или самоагрессии.
В процессе занятий многие педагоги и родители предпочитают работать над словесной имитацией: повторением звуков, слогов и слов. Долгие часы занятий ориентированы на то, чтобы ребенок повторял «аааа», «оооо», «ииии», «мама». Чаще всего интенсивная работа над звукоподражанием быстро приводит аутичного ребенка к фрустрации, и он начинает избегать таких упражнений, плакать, кусаться или демонстрировать другое нежелательное поведение. В данном случае взрослые часто ошибочно воспринимают навык словесной имитации как первичный: «Если научится повторять, значит, заговорит». Но на практике это не так. Если навык повторения слогов и слов не развивается одновременно с навыком коммуникации, то, даже когда ребенок научился повторять «аааа», «оооо», «ииии», «мама», это не приводит к тому, что он начинает разговаривать, делиться впечатлениями или отвечать на вопросы.
Таким образом, программа по развитию речи должна включать работу над развитием навыка просьбы. Опираясь на естественные потребности ребенка в еде, питье, и т.д., работу над формированием навыка просьбы лучше начать с лексических тем: «продукты питания», «фрукты», «овощи» и «игрушки» и формирования глагольного словаря (пить, есть, спать, играть и т.д.). В процессе занятий мы вырабатываем у ребенка понимание обращенной речи, пополняем пассивный словарный запас, тем самым развиваем навык просьбы. Метод формирования навыка просьбы заключается в том, чтобы постепенно подвести ребенка к выполнению желаемого действия, усиливая приближенные формы реакции. Например, если на начальном этапе ребенок не может произнести слово «Сок», а говорит только «К», то все равно получает сок, который он просил. На следующем этапе, когда педагог дал подсказку «Сок», и ребенок сказал «Со», то сразу же предоставляется сок. Теперь, если ребенок скажет «К», то сок не получит, а если улучшит реакцию и скажет «Со», то получит сок.
Таким образом, более отдаленная форма реакции «К» угаснет, а приближенная форма реакции «Со» закрепится. А уже на следующем этапе, таким же образом, сформируется и полная реакция «Сок» вместо «Со».
Детям с РАС наиболее доступны схемы, и именно на них мы опираемся в коррекционной работе. Все задания предлагаются наглядной форме. Объяснения должны быть простыми,повторяющимися по нескольку раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями. Речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность.
На предварительном этапе обучения — следует научить ребенка использовать указательный жест для выражения своего желания.
На первом этапе мы показываем на соответствующую картинку, произносим: «Дай сок» или «Я хочу пить», закрывает последовательно каждую картинку фишкой.
Дай сок
Я хочу пить
На втором этапе используем сопряженную речь, учим ребенка повторять вслед за педагогом короткую одно-двусложную фразу.
На третьем этапе — после того как у ребенка закрепятся некоторые наименования или действия, следует приступаем к работе с вопросами. Например, в ответ на вопрос «Что ты хочешь?» ребенок должен поставить фишку на соответствующее изображение, выразив при этом свое желание не только жестом, но и используя приобретенный навык просьбы.
На четвертом этапе происходит перенос навыка просьбы с картинок в бытовые условия.
Если не формировать и не тренировать навык обращения с просьбой, то ребенок не научится спонтанно использовать речь и общаться.
Чтобы приобретенный навык просьбы ребенком использовал в жизни, необходимо выстраивать обучающий процесс последовательно и эффективно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей. Формирование навыков общения у детей.
Представленный материал можно использовать на родительских собраниях, индивидуальных консультациях и как информацию для родительского уголка....
Консультация для родителей «Формирование навыков самообслуживания у детей 2-3 лет».
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя...
Консультация для родителей "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста»
Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.Дети по своей природе активны. Задача взрослых – развивать эт...
Консультация для родителей "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста"
Консультация для родителей "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста"Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитыв...
Консультация для родителей "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста"
Младший дошкольный возраст – особый период в жизни ребёнка. В возрасте 3-4 лет у ребёнка начинает складываться сознательное управление своим поведением. Значительно повышается актив...
Консультация для родителей "Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ"
Самообслуживание - это основа освоения ребенком культурно-гигиенических навыков, навыков приема пищи, раздевания и одевания, гигиены тела, опрятности....
Консультация для родителей "Формирование навыков самообслуживания у детей третьего года жизни"
Статья знакомит родителей с особенностями детей третьего года жизни и возрастными задачами по формированию навыков самообслуживания. Также в статье даются рекомендации родителям по взаимодействию с де...