Картотека упражнений для релаксации детей дошкольного возраста
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)
Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_uprazhneniy_dlya_relaksatsii_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 25.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека упражнений для релаксации
детей дошкольного возраста.
Релаксация (от лат. «Relaxation» – расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
Цель релаксации: снятие мышечного напряжения и эмоционального возбуждения. Расслабляясь, нервная система переходит на экономный режим. Последний создаёт наиболее оптимальные условия для восстановления биологического потенциала. Релаксация является частью психологического лечения. Она помогает каждому ребёнку избавиться от накопившегося внутреннего негатива, плохого настроения, обид и сомнительных мыслей. Во время расслабления приходит ощущение свободы, лёгкости и спокойствия. Такое состояние, помогает ребёнку легко воспринимать и усваивать новый материал, радоваться жизни, быстрее забывать неудачи. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Упражнения для рук.
Упражнение «Кулачки».
Цель: напряжение и расслабление мышц рук.
«Руки на коленях, Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением Пальчики прижаты, (сжать пальцы)
Пальчики сильней сжимаем, Отпускаем, разжимаем…» (разжать) (2 раза). Обратить внимание на неприятные ощущения во время напряжения мышц рук и, наоборот, в момент расслабления!
Упражнение «Шалтай — Болтай».
Цель: напряжение и расслабление мышц рук.
«Шалтай – Болтай, сидел на стене, (поворот туловища влево – вправо), Шалтай – Болтай, свалился во сне» (наклон туловища вперёд, свесив голову и руки). (3 раза).
Упражнение «Шишки».
Цель: напряжение и расслабление мышц рук.
Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах (напряжение).
Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам…
Упражнение «Олени».
Цель: напряжение и расслабление мышц рук.
Представим себе, что мы – олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твёрдыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабили руки. Спокойно. Вдох – выдох.
«Посмотрите: мы – олени,
Рвётся ветер нам навстречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,
А теперь немножко лени…
Руки не напряжены И расслаблены.
Знайте девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко, ровно и глубоко».
Восстановление дыхания.
Упражнение «Цветы и дождь».
Цель: снятие мышечного напряжения рук, корпуса.
1. «Какие красивые цветы!» (дети стоят с поднятыми руками, кисти рук показывают «тюльпан»);
2. «Давно не было дождя. Цветы завяли…» (дети опустили руки);
3. «Сначала опустились головки» (склонили головы, плечи расслаблены);
4. «Затем весь стебелек согнулся до земли» (наклон с расслабленными руками);
5. «Вдруг закапал дождик и цветы стали медленно оживать» (повтор движений в обратном порядке).
Упражнение «Драгоценность»
Цель: снятие мышечного напряжения кистей рук.
Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать…
Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза).
Упражнения для тела.
Упражнение «Замедленное движение».
Цель: обучение позе покоя.
«Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют, расслабляться — отдыхать.
Есть у нас игра такая – очень лёгкая простая,
Замедляются движенья, исчезает напряженье. (Дети ложатся на ковёр, руки – вдоль туловища, ноги слегка раздвинуты). И становится понятно, расслабление приятно». (Отдых, лёжа на ковре, под спокойную музыку).
Упражнение «Потягивание».
Потянули ручки, ножки и улыбнулись друг другу.
Упражнение «Улыбнись – рассердись».
Дети сидят. Улыбаются – все тело расслаблено, все вокруг хорошо. Но вдруг мы рассердились – брови нахмурились, руки упираются в бока кулачками, все тело напрягается. И снова все хорошо, мы улыбаемся.
Упражнение «Волшебный сон».
Цель: обучение позе покоя.
Дети лежат на ковре лицом вверх, звучит не громко музыка. Педагог медленно произносит:
«Напряженье улетело…
И расслаблено всё тело, (2 раза)
Будто мы лежим на травке,
На зелёной мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки тёплые у нас…
Жарче солнышко сейчас…
Ноги тёплые у нас…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Губки тёплые и вялые.
И нисколько не усталые,
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется, (2 раза)
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык.
Нам понятно, что такое Состояние покоя…» (пауза)
«Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Потянуться! Улыбнуться!»
Упражнение «Штанга».
Цель: напряжение – расслабление мышц рук, ног и корпуса. Поднимаем «воображаемую» штангу напрягая при этом мышцы рук, ног и туловища. Затем расслабляем – бросаем штангу.
«Мы готовимся к рекорду, будем заниматься спортом, (наклон вперёд)
Штангу с пола мы поднимем (выпрямится, руки вверх)
Крепко держим.… И бросаем!
Наши мышцы не устали
И ещё послушней стали.
Нам становится понятно: Расслабление приятно».
Упражнение «Спящий котёнок».
Цель: освоение и закрепление позы покоя.
Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком (напряжение). Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (расслабление).
Упражнение «Шарик».
Цель: напряжение и расслабление мышц живота.
Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Не будем надувать большой шар. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя. Вдох – выдох! Мышцы живота расслабились.
«Вот как шарик надуваем!
А рукою проверяем (вдох).
Шарик лопнул, выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Дышится легко…ровно…глубоко…»
Упражнение «Воздушные шарики».
Цель: напряжение и расслабление всего тела.
Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
Упражнение «Облака».
Цель: напряжение и расслабление всего тела.
Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. Все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.
Упражнение «Любопытная Варвара».
Цель: расслабление мышц шеи.
И. п: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
«Любопытная Варвара смотрит влево… смотрит вправо…
А потом опять вперед – тут немного отдохнет
Шея не напряжена, а расслаблена».
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше.
Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
«А Варвара смотрит вверх! Выше всех, дальше всех!
Возвращается обратно – Расслабление приятно!
Шея не напряжена, И расслаблена».
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
«А Варвара смотрит вниз! Мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно – Расслабление приятно!
Шея не напряжена, И расслаблена».
Упражнение «Тишина».
Цель: саморасслабление, снятие напряжения.
Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:
«Тише, тише, тишина…
Разговаривать нельзя…
Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать…
И тихонько будем спать».
Упражнение «Спящий котёнок».
Цель: саморасслабление, снятие напряжения.
Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).
Упражнение «Холодно – жарко».
Цель: напряжение и расслабление всего тела.
Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…
Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).
Упражнения для ног.
Упражнение «Пружинки».
Цель: напряжение и расслабление мышц ног.
Наши руки так стараются, пусть и ноги расслабляются.
Давайте представим, что мы поставили ноги на пружинки. Они выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол.
А теперь нажимаем на пружинки. Крепче! Сильнее. Ноги напряжены! Тяжело так стоять. Перестали нажимать. Ноги расслабились. Приятно отдыхаем. Вдох – выдох!
«Что за странные пружинки, упираются в ботинки?
Ты носочки опускай, На пружинки нажимай…
Нет пружинок – отдыхай!
Руки не напряжены,
Ноги не напряжены,
И расслаблены…»
Упражнение «Кораблик».
Цель: напряжение и расслабление мышц ног.
Представим себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижимаем к полу правую ногу, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола. Выпрямились! Расслабили ногу. Качнуло в другую сторону, прижимаем к полу левую ногу. Выпрямились! Вдох – выдох!
«Стало палубу качать!
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.
Снова руки на колени,
А теперь немножко лени…
Напряженье улетело,
И расслаблено всё тело…
Наши мышцы не устали
И ещё послушней стали.
Дышится легко…ровно…глубоко…».
Упражнение «Спортсмены».
Цель: напряжение и расслабление мышц ног и корпуса.
На первую часть стихотворения, дети стоят на одной ноге, раскинув руки в стороны (напрягаются все мышцы). На вторую часть – мышечное расслабление.
«Спортом надо заниматься, каждый день тренироваться,
Руки в сторону, не падай, очень трудно так стоять,
Ногу на пол не спускать! Мы все мышцы напрягаем,
А теперь их расслабляем, опускаем руки вниз.
Ну – ка, быстро улыбнись!».
Упражнение «Загораем».
Цель: напряжение, расслабление мышц ног.
И.П.: Дети лежат на полу, на спине.
«Мы прекрасно загораем, выше ноги поднимаем.
Держим, держим, напрягаем,
Загорели, опускаем, ноги не напряжены и расслаблены»
Упражнения для лица и речевого аппарата.
Упражнение «Улыбка».
Цель: снятие напряжения с мышц лица.
Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире.
Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек…
Дышите и улыбайтесь…,
ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).
Упражнение «Солнечный зайчик»
Цель: расслабление мышц лица.
Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить2-3раза).
Упражнение «Горошина».
Цель: расслабление мышц языка.
Язык прижимается к щеке и надавливает на неё, как будто за щекой спрятана горошина. Языку неудобно быть в таком положении, и мы возвращаем его на место. Он расслабился, отдыхает.
Упражнение «Лягушки».
Цель: расслабление речевого аппарата.
Губы втягиваются, как при произношении звука «И», а затем возвращаются на место.
«Тянем губы прямо к ушкам!
Вот понравится лягушкам!
Потяну – перетяну.
И нисколько не устану!
Губы не напряжены И расслаблены».
Упражнение «Хоботок».
Цель: расслабление речевого аппарата.
Вытянуть губы «хоботком» (как при артикуляции звука «у»). Напрягались губы. Опускаем хоботок. Теперь губы стали мягкими, ненапряжёнными (рот слегка приоткрыт, губы расслаблены).
«Подражаю я слону,
Губки хоботком тяну,
А теперь их отпускаю и на место возвращаю.
Губы не напряжены И расслаблены».
Упражнение «Чо – чо — чо».
Цель: снятие речевых зажимов.
«Чо – чо – чо, чо – чо – чо – у меня болит плечо.
Чу – чу – чу, чу – чу – чу – раз болит – пойди к врачу.
Чу – чу – чу, чу – чу – чу – нет, к врачу я не хочу.
Ча – ча – ча, ча – ча – ча – буду плакать у врача.
Чи – чи – чи, чи – чи – чи – помогают нам врачи.
Чу – чу – чу, чу – чу – чу – ну тогда пойду к врачу.
Че – че – че, че – че – че – мы мечтаем о мяче.
Чи – чи – чи, чи – чи – чи – очень нам нужны мячи.
Чу – чу – чу, чу – чу – чу – нам купите по мячу.
Ча – ча – ча, ча – ча – ча – вот уж в речке два мяча.
Чи – чи – чи, чи – чи – чи – нам опять нужны мячи.
Че – че – че, че – че – че – мы мечтаем о мяче».
Упражнение «С».
Цель: снятие речевых зажимов.
«Са – са – са, са – са – са, ой – ой! Летит оса!
Сы – сы – сы, сы – сы – сы – не боимся мы осы!
Су – су – су, су – су – су – видел кто из вас осу?
Сы – сы – сы, сы – сы – сы – мы не видели осы.
Са – са – са, са – са – са – отгадайте где оса.
Ся – ся – ся, ся – ся – ся – вот поймать карася!
Се – се – се, се – се – се – карасей ловили все.
Ся – ся – ся, ся – ся – ся – не поймали карася.
Ся – ся – ся, ся – ся – ся – жили были два гуся.
Ся – ся – ся, ся – ся – ся – вот история и вся!».
Упражнение «З».
Цель: снятие речевого зажима.
Обратить внимание: кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка умеренно вытянута.
«За – за – за, за – за – за – здесь привязана коза.
Зы – зы – зы, зы – зы – зы – мало травки у козы.
Зу – зу – зу, зу – зу – зу – отвязали мы козу.
За – за – за, за – за – за – залезает в сад коза.
Зу – зу – зу, зу – зу – зу – привязали мы козу.
За – за – за, за – за – за – здесь привязана коза».
Упражнение «Ц».
Цель: снятие речевых зажимов.
«Це – це –це, це – це – це – вот вам сказка о яйце.
Цо – цо – цо, цо – цо – цо – курица снесла яйцо.
Цу – цу – цу, цу – цу – цу – лиса тянется к яйцу.
Ца – ца – ца, ца – ца – ца – кышь лиса от яйца.
Цу – цу – цу, цу – цу – цу – не пускать её к яйцу!
Цо – цо – цо, цо – цо – цо – сами мы съедим яйцо.
Цы – цы – цы, цы – цы – цы – отогнали? Молодцы!
Це – це –це, це – це – це – вот всем сказка о яйце».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальные аутотренинги как средство релаксации детей дошкольного возраста - методический материал
Музыкальная терапия, музыкальные аутотренинги – это методы, использующие музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклоне...
Картотека "Релаксация детей дошкольного возраста"
для воспитателей...
Методическая разработка по комплексу упражнений на релаксацию детей дошкольного возраста
Взрослые не способны осознать объем информации, получаемой ребенком за день, и степень влияния такой нагрузки на организм. Деятельность вызывает сильный стресс, снять который самостоятельно ребе...
Обучение основам релаксации детей дошкольного возраста
Консультация для родителей - обучение детей основам релаксации...
Картотека упражнении на релаксацию детей.
Чрезмерные нагрузки на организм и психику современного дошкольника велики. В последние годы значительно выросло количество детей с двигательной расторможенностью и нарушением внимания. Психологи и пед...
Упражнение на релаксацию детей дошкольного возраста.
Упражнения для релаксации в работе с детьми дошкольного возраста.Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми.Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Пос...
Картотека игр, игровых упражнений для обучения детей дошкольного возраста правильному употреблению предлогов
Картотека игр, игровых упражнений для обучения детей дошкольного возраста правильному употреблению предлогов...