Помощь логопеда заикающемуся ребенку.
консультация по коррекционной педагогике

жанна владимировна зайцева

Один из этапов в работе с заикающимися детьми ,это постепенный переход к самостоятельной речи,речи без заикания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomoshch_logopeda_zaikayushchemusya_rebenku.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Помощь логопеда заикающемуся ребенку.

Несмотря на многолетние исследования детей с заиканием в данной области является сложной коррекционно-педагогической проблемой.  Заикание, возникшее в дошкольном возрастет при грамотной комплексной коррекции может быть преодолено с минимальными временными и ресурсными затратами, однако зачастую мы наблюдаем его хронификацию, формирование множественных вторичных и третичных патологических наслоений, которые ограничивают возможности дальнейшей социальной адаптации ребенка и сужают спектр возможностей его самореализации.  Однако, следует подчеркнуть, что эффективность коррекции имеет прямую зависимость от коррекционных подходов, применяемых логопедом. Принципиальное значение, на наш взгляд имеют следующие подходы:

1. Учет данных фактов позволяет определить ключевое звено судорожных состояний, воздействие на которое   позволяет не только снизить симптоматику заикания, но и воздействовать на   патологическую причинно-следственную цепь:

2. Систематичность соблюдения условий обеспечения плавности речи во всех видах деятельности, чему способствует повышение педагогической компетентности   педагогов ДОУ, узких специалистов и родителей ребенка;

3.  последовательная нормализация базовых механизмов обеспечения   плавной   речи, на всех видах   коррекционно-развивающих и обучающих занятий, а также в семье.  

Хотелось бы заметить, что у 90% детей с заиканием, наблюдается нарушение звукопроизношения. Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки или у них несколько запаздывает появление фразовой речи, могут наблюдаться отдельные неправильности в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении. Однако, не позднее, чем к 5-6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то такая задержка может быть сигналом об особых причинах, мешающих ребёнку своевременно овладеть устной речью. В таком случае следует обратиться к логопеду.

Многие родители ошибочно предполагают, что работа логопеда заключается исключительно в постановке неправильно произносимых ребёнком звуков. Это не так. Нарушения речи многообразны от   нарушении темпа и плавности речи и проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, Родителям также важно знать, что даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть и такие особенности в произношении звуков, которые не пройдут с возрастом. Такие особенности может заметить только специалист, и чем раньше вы обратитесь к нему за помощью, тем эффективнее будет работа логопеда, тем быстрее вы сможете помочь своему ребёнку. Ведь сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой сферы.

Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий недостатками речи ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнутым и подавленным. Такие дети могут бояться несостоятельности в общении со сверстниками. Они либо вообще стараются избегать общения, либо вступают в конфликты. Обычно у таких детей неустойчивая самооценка, они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы, поэтому стараются избегать ситуаций, в которых могут проявиться их реальные способности. Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания.  Часто им требуется помощь не только логопеда, но и психолога. В таких случаях логопед работает над звуковой стороной, общим развитием речи, а педагог-психолог помогает справиться с  внутренними трудностями.

Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы у многих детей с заиканием и нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: низкое развитие мелкой моторики рук, сопутствующие (лишние) движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития памяти, внимания, восприятия, более позднее формирование словесно-логического мышления, чем у детей того же возраста без недостатков в развитии речи. Все это требует более тщательного подбора методов коррекционной работы логопеда.

Родителям необходимо знать, что в каждом городе имеется медико-педагогическая комиссия, специалисты которой определяют степень тяжести нарушения речевого развития ребёнка и помогают родителям определиться с выбором образовательного учреждения.

Работа логопеда по обучению и воспитанию детей с тяжелыми нарушениями речи ведётся в специальных детских садах, но принципиально возможно их обучение и воспитание в семье. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят, хотя их слух и интеллект находится в норме. Во многих «общеобразовательных» детских садах существуют логопедические группы, где работают логопед и воспитатели со специальным образованием. Помимо коррекции речи с малышами занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте и математике. В тесной взаимосвязи с воспитателями логопед работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений, подбирает лексический материал по теме. Основная задача работы логопеда состоит в формировании у детей речевых навыков, навыков плавной речи и в развитии внимания к речи, умений вслушиваться в речь и действовать в соответствии с нею.

Для улучшения результатов логопедической работы за каждым ребенком закреплена логопедическая тетрадь, предназначенная для совместного выполнения родителями и детьми заданий логопеда. В конце недели тетрадь отдается родителям, для того чтобы они могли повторить с детьми пройденный материал, закрепить изученное в детском саду, а также увидеть динамику работы логопеда. Для равноправного, полноценного сотрудничества между родителями, детьми и логопедом используются разнообразные методы и приемы: беседы, консультации, родительские собрания, совместные занятия, экскурсии. Родители, в свою очередь, имеют возможность в любое время наблюдать за работой логопеда: посещать занятия, присутствовать на любых режимных мероприятиях, участвовать в подготовке к праздникам. Поэтому обязательной формой логопедической работы является консультативная работа с родителями ребёнка. В процессе занятий логопед должен дать его родителям необходимый минимум знаний об особенностях развития речи ребёнка.

Конечно, в большинстве случаев имеющиеся у ребёнка трудности в освоении речи могут быть преодолены силами самих родителей и педагогов школьных и дошкольных учреждений. Важно лишь вовремя обратиться за консультацией к логопеду. Совет специалиста поможет правильно понять причину затруднений и целенаправленно работать над их преодолением. Успех в обучения во многом определяется тем, насколько чётко организована и скоординирована работа логопеда, воспитателей и родителей.

Думаю что со мной согласятся многие, что начало развития речи-это пальчиковая гимнастика! Что это такое пальчиковые игры?

По сути своей пальчиковые игры – это небольшие рифмованные тексты, сопровождаемые движениями пальцев или кистей рук. Движения не являются спонтанными или произвольными, они несут определенную смысловую нагрузку. Пальчиками ребенок «рассказывает» то, что вслух произносит играющий с ним взрослый.  Современные педагоги считают, что пальчиковые игры оказывают положительное влияние на развитие речи и мелкой моторики ребенка.

Развитие мелкой моторики рук позволяет улучшить мышечную гибкость, двигательную координацию, преодолеть зажатость и скованность, развить ассоциативное мышление. Все движения рук и пальцев построены на увлекательной игровой основе. Мелкая моторика рук находится в активном взаимодействии с такими аспектами сознания как внимание, оптико-пространственное восприятие, воображение, мышление, наблюдательность, зрительная и двигательная память и, безусловно, речь.

 Пальчиковые игры позволяют ребенку получать широкий спектр сенсорных впечатлений, вырабатывают у него способность сосредотачиваться, тренируют внимание. Все без исключения пальчиковые игры ориентированы на расширение как активного, так и пассивного словарного запаса ребенка.

Одни пальчиковые игры ненавязчиво подготовят малыша к счету, другие помогут лучше освоить понятия меньше и больше, выше и ниже, вверху и внизу, и т.п. Есть игры, которые позволяют ребенку расширить представление об окружающем мире или же познакомиться с частями своего собственного тела. В игровой форме дети легко запоминают, показывают и называют разнообразные действия, например, спать, есть, расчесываться, чистить зубы и т.п. Игры, в которых малыш загибает пальцы партнёра по игре, гладит или «ловит» руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, формируют чувство уверенности у ребёнка.

Отрабатываемые в пальчиковых играх элементы точных, координированных движений кистей и пальцев будут особенно полезны ребенку, чтобы научиться самостоятельно кушать и одеваться, а так же подготовят детскую ручку к рисованию, письму и выполнению различных бытовых, а впоследствии и учебных действий.

И, безусловно, пальчиковые игры – это общение! Общение необычное и тем прекрасное. Играя с ребенком, вы находитесь с ним в одной стихии, на одной волне. Вы разделяете одни интересы, общаетесь на одном языке. Да сам только факт, что с вашим малышом играете именно вы, а не пластмассовый конструктор или кукла, для него или нее самая большая радость! Разве это не здорово?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Когда ребенку необходима помощь логопеда

Часто перед родителями встает проблема недоразвития речи ребенка. В  связи с этим, возникает множество вопросов. Предоставляем ответы на самые актуальные из них....

Когда ребенку нужна помощь логопеда?

Представлены недостатки речевого развития ребенка - дошкольника, которые не компенсировались сами в положенные сроки, требующие участия логопеда. Материал логопедического центра "Елена", СПб....

Правильно ли говорит Ваш ребенок и нужна ли ему помощь логопеда?

Чтобы ответить на этот простой вопрос, попробуйте самостоятельно оценить речевое развитие Вашего ребенка.Для этого Вам понадобятся время (в пределах одного часа) и наглядный материал (картинки, ...

Нужна ли Вашему ребенку помощь логопеда

Вам небезразлично будущее Вашего малыша? Вы хотите видеть его успешным и уверенным в себе человеком? Тогда самостоятельно оцените состояние речи Вашего ребенка....

Нужна ли Вашему ребенку помощь логопеда?

Вам небезразлично будущее Вашего малыша? Вы хотите видеть его успешным и уверенным в себе человеком? Тогда самостоятельно оцените состояние речи Вашего ребенка. Узнайте прямо сейчас, нужна ли помощь с...

Рекомендации учителя-логопеда заикающимся детям

В данной памятке даны советы родителям заикающихся детей и правила правильной речи при этой речевой патологии....