Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОВЗ в различных видах деятельности
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Теленченко Татьяна Анатольевна

Коммуникативная компетентность дошкольников рассматривается как совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, восприятие, оценка и интерпретация коммуникативных действий, планирование ситуации общения).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное методическое объединение учителей-логопедов ОУ

г.о. Троицк в г. Москве

Формирование

коммуникативной компетентности

у детей с ОВЗ

в различных видах деятельности

Подготовили:

учителя-логопеды

Теленченко Т.А., Виноградова А.С.

МАОУ «Гимназия г. Троицка»

дошкольное отделение № 7 


«Формирование коммуникативной компетентности

у детей с ОВЗ в различных видах деятельности»

Слайд 2

На сегодняшний день в соответствии с ФГОС ДО одним из ведущих приоритетов в дошкольном образовании является коммуникативная направленность воспитательно-образовательного процесса.

Вот почему основная задача педагога - вырастить и воспитать  ребёнка,  владеющего коммуникативными умениями и навыками, умеющего адаптироваться в социуме.

В.А. Сухомлинский говорил, что одной из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста является введение его в мир человеческих отношений.

Это является значимым, так как способствует  формированию личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную адаптацию детей в современном социокультурном пространстве.

Слайд 3

Содержание воспитательного процесса в детском саду определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах воспитания и  направлено на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности дошкольников, позволяющей им быть равными партнерами межкультурного общения в бытовой, культурной и повседневной сферах.

Слайд 4

Дошкольнику, чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией.

Коммуникативная компетентность дошкольников рассматривается как совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, восприятие, оценка и интерпретация коммуникативных действий, планирование ситуации общения)

Коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть такими коммуникативными умениями и навыками как:

•        сотрудничать;

•        слушать и слышать;

•        воспринимать и понимать информацию;

•        говорить самому.

Слайд 5

    Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется развитием речи. Речь – одна из важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка.

       У детей ОВЗ нарушена как звуковая сторона речи, так и понятийная, включающая нарушения лексического запаса слов и грамматического строя. Словарь часто ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен.  

У детей отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, стеснительность, робость, нерешительность и даже, иногда, агрессивность в общении с другими. Все это порождает такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь.

Слайд 6

Указанные проблемы в развитии коммуникативной компетентности детей с ОВЗ спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

Коррекция недостаточно развитой коммуникативной компетентности детей с ОВЗ направлена на изменение системы ценностных ориентаций личности ребенка  и включает в себя воздействие на мотивационную сферу дошкольника с ОВЗ, его коммуникативную деятельность, коммуникативную культуру  на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей предметно-пространственной среды и погружения ребенка в совместную деятельность со взрослыми и детьми в соответствии с требованиями ФГОС.    

Основные задачи коррекции:

 1. Способствовать процессу самораскрытия и познания друг друга.

 2. Обучать способам конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.

 3. Развивать способность детей к рефлексии, волевой саморегуляции поведения.

 4. Развивать эмоциональную сферу детей, способность к эмпатии, сопереживанию.

Слайд 7

Для формирование коммуникативных способностей  детей в ДОУ, повышения уровня их коммуникативной готовности необходимые коррекционно-педагогические условия:

- наличие базы, создание условий для работы  с детьми, организацию предметно-развивающей среды, эмоциональной атмосферы;

- интегрированый подход и учёт особенностей состояния коммуникативной сферы дошкольников;

- использование самых разнообразных форм работы с дошкольниками;

- взаимосвязь в работе всех педагогов ОО;

- работа с родителями, т.к. без участия родителей невозможно заложить фундамент коммуникативной культуры у детей.

Слайд 8

Работа по формированию коммуникативных умений должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятельности: игровую деятельность, исследовательскую деятельность, изобразительную деятельность, предметную деятельность, познавательную  деятельность, коммуникативную деятельность, конструктивную деятельность, проектную деятельность.

• Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

• Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

• Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

• Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

• Познавательная  деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

• Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

• Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

• Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Слайд 9

В непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности детей, на коррекционных занятиях, прогулках, различных мероприятиях, праздниках, в режимных моментах необходимо систематически развивать навыки общения. Формирование коммуникативных умений является как самостоятельной задачей обучения, так и средством, позволяющим добиться успехов в развитии ребенка,

С самых ранних лет детей необходимо приучать выполнять элементарные правила вежливости:

1. Здороваться, прощаться, приветствовать родных, знакомых, родителей, товарищей и друзей не только дома, но и в детском саду, в общественных местах.

2. Извиняться за причиненную неприятность: «Извините, пожалуйста», «Простите, пожалуйста».

Слайд 10

3. При обращении с просьбой говорить: «Пожалуйста»,  «Будьте добры» и т.д.

 4. Благодарить взрослых и товарищей за оказанную услугу, помощь словами: «Спасибо», «Благодарю вас».

5. Старательно выполнять просьбы и указания взрослых.

6. Обращаться ко всем взрослым на «Вы», называть взрослых по имени и отчеству, товарищей называть по именам.

Слайд 11

Развитие важнейшие сторон личности,  формирование коммуникативной культуры ребёнка могут быть решены только в условиях комплексного подхода и занятий, основанных на игровых технологиях.

Так как игра - это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, значит и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка.

- Через игру происходит развитие всех основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности, формирование элементов социальной активности детей.

- Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение  слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.

- Игровые упражнения помогают в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, формируют у детей знания и умения доброжелательного общения,  воспитывают культуру общения (хорошие манеры), помогают сформировать у детей коммуникативные навыки, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.

- Дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

Слайд 12

Ежедневное включение в педагогический процесс игр  на развитие коммуникативных навыков предполагает следующие виды:

- игры-забавы, игры - соревнования, подвижные игры, игры-хороводы;

- сюжетно-ролевые игры;

Слайд 13

- творческие игры, игры-имитации;

Слайд 14

- игры-инсценировки, игры-драматизации, этюды, беседы;

- дидактические игры и др.


Во время игровой деятельности дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.

В процессе обучения детей той или иной игре необходимо помогать детям вести диалоги, приходя им на помощь всякий раз, когда они затрудняются сами выразить просьбу, желание, мысль в словесной форме.

Заключение

 Пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников.

Только систематическая и целенаправленная работа может привести к изменению показателей уровня сформированности навыков игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил у дошкольников.

        В результате коррекционного воздействия многие коммуникативные трудности, свойственные детям с ОВЗ значительно уменьшаются, что в дальнейшем  поможет детям реализовать свой потенциал и постепенно овладеть более высоким уровнем общения, коммуникативной готовностью к школе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОВЗ в различных видах деятельности Учителя-логопеды Теленченко Т.А., Виноградова А.С. МАОУ «Гимназия г. Троицка» дошкольное отделение № 7

Слайд 2

«Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста» В.А.Сухомлинский АКТУАЛЬНОСТЬ Формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия; Решение коммуникативных задач; Обеспечение успешной адаптации детей в современном социокультурном пространстве.

Слайд 3

Цель и содержание воспитательно -образовательного процесса в ДОУ Развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности дошкольников, позволяющей им быть равными партнерами межкультурного общения в бытовой, культурной и повседневной сферах. Формирование коммуникативной компетентности.

Слайд 4

Коммуникативная компетентность это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов; у мение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Коммуникативные умения и навыки сотрудничать; слушать и слышать; воспринимать и понимать информацию; говорить самому .

Слайд 5

Особенности коммуникативной компетентности детей с ОВЗ Н аличие фразовой речи с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики; характерно неточное понимание и употребление обобщенных понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значениями; словарный запас ниже, чем у нормотипичных детей; трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры; недостаточная дифференциация звуков на слух; низкая речевая активность и недостаточная критичность к своему дефекту; нарушение фонематического восприятия; снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи), незаинтересованность в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения и негативизм .

Слайд 6

Коррекция коммуникативной компетентности детей с ОВЗ Ф ормирование коммуникативных навыков; формирование мотивационной включенности в речевое высказывание; развитие произвольной регуляции сенсомоторной (двигательной) активности; развитие вербально-логических компонентов познавательной деятельности ; формирование речевой и языковой компетентности ребенка .

Слайд 7

Условия формирования коммуникативной компетентности дошкольников наличие базы, создание условий для работы с детьми, организация предметно-развивающей среды, эмоциональной атмосферы; интегрированный подход и учёт особенностей состояния коммуникативной сферы дошкольников использование самых разнообразных форм работы с дошкольниками; взаимосвязь работы всех педагогов ОО; работа с родителями, т.к. без участия родителей невозможно заложить фундамент коммуникативной культуры у детей.

Слайд 8

виды деятельности дошкольников игровая деятельность, исследовательская деятельность, изобразительная деятельность, предметная деятельность, познавательная деятельность, коммуникативная деятельность, конструктивная деятельность, проектная деятельность.

Слайд 9

правила вежливости : 1 . Здороваться, прощаться, приветствовать родных, знакомых, родителей, товарищей и друзей не только дома, но и в детском саду, в общественных местах. 2. Извиняться за причиненную неприятность: «Извините, пожалуйста», «Простите, пожалуйста».

Слайд 10

правила вежливости : 3. При обращении с просьбой говорить: «Пожалуйста», «Будьте добры» и т.д. 4. Благодарить взрослых и товарищей за оказанную услугу, помощь словами: «Спасибо», «Благодарю вас». 5. Обращаться ко всем взрослым на «Вы», называть взрослых по имени и отчеству, товарищей называть по именам.

Слайд 11

игра - ведущий вид деятельности ребенка - Через игру происходит развитие всех основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности, формирование элементов социальной активности детей. Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь. Игровые упражнения помогают в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, формируют у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывают культуру общения (хорошие манеры), Помогают сформировать у детей умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами.

Слайд 12

игры-забавы, игры - соревнования , подвижные игры, игры-хороводы сюжетно-ролевые игры

Слайд 13

Творческие игры, игры-имитации, беседы психогимнастика и ритмопластика, моделирование и анализ ситуаций

Слайд 14

игры-инсценировки, игры-драматизации, этюды Дидактические игры

Слайд 15

Желаем успехов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие связной речи у детей (с ОНР) в различных видах деятельности

Проблема  развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики....

Презентация: Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности.

В презентации кратко раскрываются значение, этапы сенсорного воспитания, ставятся задачи сенсорного развития, приводятся примеры игр на сенсорное развитие для детей раннего возраста....

Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста в различных видах деятельности.

Сенсорное воспитание ребенка – это  развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т....

Презентация совместной деятельности воспитанников первой младшей группы и воспитателя по теме «Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности »

Содержание непосредственной организованной деятельности с детьми раннего возраста по конструированию из мозаики с использованием интерактивной доски....

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:

Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:

Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...

Развитие творческих способностей детей среднего возраста в различных видах деятельности с использованием различных техник

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать...