Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОВЗ в различных видах деятельности
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Коммуникативная компетентность дошкольников рассматривается как совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, восприятие, оценка и интерпретация коммуникативных действий, планирование ситуации общения).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное методическое объединение учителей-логопедов ОУ
г.о. Троицк в г. Москве
Формирование
коммуникативной компетентности
у детей с ОВЗ
в различных видах деятельности
Подготовили:
учителя-логопеды
Теленченко Т.А., Виноградова А.С.
МАОУ «Гимназия г. Троицка»
дошкольное отделение № 7
«Формирование коммуникативной компетентности
у детей с ОВЗ в различных видах деятельности»
Слайд 2
На сегодняшний день в соответствии с ФГОС ДО одним из ведущих приоритетов в дошкольном образовании является коммуникативная направленность воспитательно-образовательного процесса.
Вот почему основная задача педагога - вырастить и воспитать ребёнка, владеющего коммуникативными умениями и навыками, умеющего адаптироваться в социуме.
В.А. Сухомлинский говорил, что одной из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста является введение его в мир человеческих отношений.
Это является значимым, так как способствует формированию личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную адаптацию детей в современном социокультурном пространстве.
Слайд 3
Содержание воспитательного процесса в детском саду определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах воспитания и направлено на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности дошкольников, позволяющей им быть равными партнерами межкультурного общения в бытовой, культурной и повседневной сферах.
Слайд 4
Дошкольнику, чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией.
Коммуникативная компетентность дошкольников рассматривается как совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, восприятие, оценка и интерпретация коммуникативных действий, планирование ситуации общения)
Коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.
К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть такими коммуникативными умениями и навыками как:
• сотрудничать;
• слушать и слышать;
• воспринимать и понимать информацию;
• говорить самому.
Слайд 5
Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется развитием речи. Речь – одна из важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка.
У детей ОВЗ нарушена как звуковая сторона речи, так и понятийная, включающая нарушения лексического запаса слов и грамматического строя. Словарь часто ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен.
У детей отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, стеснительность, робость, нерешительность и даже, иногда, агрессивность в общении с другими. Все это порождает такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь.
Слайд 6
Указанные проблемы в развитии коммуникативной компетентности детей с ОВЗ спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.
Коррекция недостаточно развитой коммуникативной компетентности детей с ОВЗ направлена на изменение системы ценностных ориентаций личности ребенка и включает в себя воздействие на мотивационную сферу дошкольника с ОВЗ, его коммуникативную деятельность, коммуникативную культуру на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей предметно-пространственной среды и погружения ребенка в совместную деятельность со взрослыми и детьми в соответствии с требованиями ФГОС.
Основные задачи коррекции:
1. Способствовать процессу самораскрытия и познания друг друга.
2. Обучать способам конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
3. Развивать способность детей к рефлексии, волевой саморегуляции поведения.
4. Развивать эмоциональную сферу детей, способность к эмпатии, сопереживанию.
Слайд 7
Для формирование коммуникативных способностей детей в ДОУ, повышения уровня их коммуникативной готовности необходимые коррекционно-педагогические условия:
- наличие базы, создание условий для работы с детьми, организацию предметно-развивающей среды, эмоциональной атмосферы;
- интегрированый подход и учёт особенностей состояния коммуникативной сферы дошкольников;
- использование самых разнообразных форм работы с дошкольниками;
- взаимосвязь в работе всех педагогов ОО;
- работа с родителями, т.к. без участия родителей невозможно заложить фундамент коммуникативной культуры у детей.
Слайд 8
Работа по формированию коммуникативных умений должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятельности: игровую деятельность, исследовательскую деятельность, изобразительную деятельность, предметную деятельность, познавательную деятельность, коммуникативную деятельность, конструктивную деятельность, проектную деятельность.
• Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
• Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
• Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
• Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
• Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
• Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
• Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
• Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Слайд 9
В непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности детей, на коррекционных занятиях, прогулках, различных мероприятиях, праздниках, в режимных моментах необходимо систематически развивать навыки общения. Формирование коммуникативных умений является как самостоятельной задачей обучения, так и средством, позволяющим добиться успехов в развитии ребенка,
С самых ранних лет детей необходимо приучать выполнять элементарные правила вежливости:
1. Здороваться, прощаться, приветствовать родных, знакомых, родителей, товарищей и друзей не только дома, но и в детском саду, в общественных местах.
2. Извиняться за причиненную неприятность: «Извините, пожалуйста», «Простите, пожалуйста».
Слайд 10
3. При обращении с просьбой говорить: «Пожалуйста», «Будьте добры» и т.д.
4. Благодарить взрослых и товарищей за оказанную услугу, помощь словами: «Спасибо», «Благодарю вас».
5. Старательно выполнять просьбы и указания взрослых.
6. Обращаться ко всем взрослым на «Вы», называть взрослых по имени и отчеству, товарищей называть по именам.
Слайд 11
Развитие важнейшие сторон личности, формирование коммуникативной культуры ребёнка могут быть решены только в условиях комплексного подхода и занятий, основанных на игровых технологиях.
Так как игра - это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, значит и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка.
- Через игру происходит развитие всех основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности, формирование элементов социальной активности детей.
- Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.
- Игровые упражнения помогают в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, формируют у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывают культуру общения (хорошие манеры), помогают сформировать у детей коммуникативные навыки, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.
- Дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
Слайд 12
Ежедневное включение в педагогический процесс игр на развитие коммуникативных навыков предполагает следующие виды:
- игры-забавы, игры - соревнования, подвижные игры, игры-хороводы;
- сюжетно-ролевые игры;
Слайд 13
- творческие игры, игры-имитации;
Слайд 14
- игры-инсценировки, игры-драматизации, этюды, беседы;
- дидактические игры и др.
Во время игровой деятельности дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.
В процессе обучения детей той или иной игре необходимо помогать детям вести диалоги, приходя им на помощь всякий раз, когда они затрудняются сами выразить просьбу, желание, мысль в словесной форме.
Заключение
Пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников.
Только систематическая и целенаправленная работа может привести к изменению показателей уровня сформированности навыков игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил у дошкольников.
В результате коррекционного воздействия многие коммуникативные трудности, свойственные детям с ОВЗ значительно уменьшаются, что в дальнейшем поможет детям реализовать свой потенциал и постепенно овладеть более высоким уровнем общения, коммуникативной готовностью к школе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста» В.А.Сухомлинский АКТУАЛЬНОСТЬ Формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия; Решение коммуникативных задач; Обеспечение успешной адаптации детей в современном социокультурном пространстве.
Цель и содержание воспитательно -образовательного процесса в ДОУ Развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности дошкольников, позволяющей им быть равными партнерами межкультурного общения в бытовой, культурной и повседневной сферах. Формирование коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетентность это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов; у мение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Коммуникативные умения и навыки сотрудничать; слушать и слышать; воспринимать и понимать информацию; говорить самому .
Особенности коммуникативной компетентности детей с ОВЗ Н аличие фразовой речи с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики; характерно неточное понимание и употребление обобщенных понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значениями; словарный запас ниже, чем у нормотипичных детей; трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры; недостаточная дифференциация звуков на слух; низкая речевая активность и недостаточная критичность к своему дефекту; нарушение фонематического восприятия; снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи), незаинтересованность в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения и негативизм .
Коррекция коммуникативной компетентности детей с ОВЗ Ф ормирование коммуникативных навыков; формирование мотивационной включенности в речевое высказывание; развитие произвольной регуляции сенсомоторной (двигательной) активности; развитие вербально-логических компонентов познавательной деятельности ; формирование речевой и языковой компетентности ребенка .
Условия формирования коммуникативной компетентности дошкольников наличие базы, создание условий для работы с детьми, организация предметно-развивающей среды, эмоциональной атмосферы; интегрированный подход и учёт особенностей состояния коммуникативной сферы дошкольников использование самых разнообразных форм работы с дошкольниками; взаимосвязь работы всех педагогов ОО; работа с родителями, т.к. без участия родителей невозможно заложить фундамент коммуникативной культуры у детей.
виды деятельности дошкольников игровая деятельность, исследовательская деятельность, изобразительная деятельность, предметная деятельность, познавательная деятельность, коммуникативная деятельность, конструктивная деятельность, проектная деятельность.
правила вежливости : 1 . Здороваться, прощаться, приветствовать родных, знакомых, родителей, товарищей и друзей не только дома, но и в детском саду, в общественных местах. 2. Извиняться за причиненную неприятность: «Извините, пожалуйста», «Простите, пожалуйста».
правила вежливости : 3. При обращении с просьбой говорить: «Пожалуйста», «Будьте добры» и т.д. 4. Благодарить взрослых и товарищей за оказанную услугу, помощь словами: «Спасибо», «Благодарю вас». 5. Обращаться ко всем взрослым на «Вы», называть взрослых по имени и отчеству, товарищей называть по именам.
игра - ведущий вид деятельности ребенка - Через игру происходит развитие всех основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности, формирование элементов социальной активности детей. Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь. Игровые упражнения помогают в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, формируют у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывают культуру общения (хорошие манеры), Помогают сформировать у детей умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами.
игры-забавы, игры - соревнования , подвижные игры, игры-хороводы сюжетно-ролевые игры
Творческие игры, игры-имитации, беседы психогимнастика и ритмопластика, моделирование и анализ ситуаций
игры-инсценировки, игры-драматизации, этюды Дидактические игры
Желаем успехов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие связной речи у детей (с ОНР) в различных видах деятельности
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики....
Презентация: Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности.
В презентации кратко раскрываются значение, этапы сенсорного воспитания, ставятся задачи сенсорного развития, приводятся примеры игр на сенсорное развитие для детей раннего возраста....
Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста в различных видах деятельности.
Сенсорное воспитание ребенка – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т....
Презентация совместной деятельности воспитанников первой младшей группы и воспитателя по теме «Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности »
Содержание непосредственной организованной деятельности с детьми раннего возраста по конструированию из мозаики с использованием интерактивной доски....
ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:
Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...
ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:
Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...
Развитие творческих способностей детей среднего возраста в различных видах деятельности с использованием различных техник
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать...