Практикум "Игровой самомассаж"
материал по коррекционной педагогике
Материал предназначен для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_po_massazhu_ruk.docx | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 24 «Пчелка» г. Бердска
Практикум для воспитателей
на тему: «Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму»
Составила: учитель-дефектолог Ефремова О.В.
Одно из направлений нашей деятельности коррекционная и развивающая работа по укреплению мышц и совершенствованию функций кистей рук у детей. О необходимости целенаправленной работы в этой сфере написано немало статей, книг, проведено много исследований, с разных сторон освещающих проблему взаимосвязи функциональных возможностей кистей рук детей с их речевым и интеллектуальным развитием. В то же время всем известен факт и обязательное условие активного развития мелкой моторики рук у детей с тяжёлыми нарушениями зрения, как ключевой компонент развития компенсаторных функций. Важный аспект работы - подготовка руки дошкольника к обучению письму и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников.
Существуют разные подходы, и вы уже знакомы со многими приемами, методиками, повышающими эффективность такой работы. Существует немало конкретных рекомендаций по применению пальчиковой гимнастики, ручного труда, изодеятельности, лепки и т.д. для развития мелкой моторики, совершенствования координационных способностей рук детей. Так же для решения вышеперечисленных задач можно использовать игровой самомассаж кистей рук. Данный материал представлен И.Малюковой в журнале «Дошкольное воспитание», №2-2008, с.79-82.
Конкретные рекомендации по применению массажных приемов в форме игровых процедур, сопровождаемых художественным словом в исполнении самого ребенка, приводятся ниже. Веселый спектакль, который юный актер разыгрывает с помощью рук на импровизированной сцене (на пальцах, ладонях, тыльных и локтевых поверхностях кистей рук), длится порой всего несколько секунд, а текст пьесы укладывается в маленькое четверостишие. Но для того чтобы его сыграть, необходимо в своем воображении создать яркий образ: содержание массажного приема, т.е. механического воздействия на мышцы, должно четко соответствовать смыслу стихотворения и динамике развития сюжета.
Как известно, массаж - это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выведение продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок.
Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти.
Помимо этого игровой самомассаж кистей рук - важная составляющая сенсорного воспитания: ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук ребенка, отличаются друг от друга не только происхождением, но и разными условиями восприятия, потому что массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а массирующая рука еще и создает их.
Игровой самомассаж - это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Развиваются межполушарное взаимодействие.
Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.
Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память (словесно-логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная), зрительно-моторная координация, а также развитие речевой и творческой сфер.
Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.
Проводить игровой самомассаж можно в виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы на занятиях.
Примеры массажных приемов
Поглаживание
Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками выпрямленных двух-пяти пальцев - это лучи солнца».
Солнышко лучами
Гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама,
Лишь одно бывает.
Г. Виеру
Примечание. Предварительно попросите ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки. Направление движения - от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.
Круговое поглаживание ладони подушечками двух или трех пальцев
Сорока, сорока,
Где была? Далеко.
Дрова рубила,
Печку топила,
Воду носила,
Кашку варила,
Деток кормила.
Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава)
Свистели метели,
Летели снега.
Стелила постели Большая пурга,
Стелила постели Морозам она,
И было метелям
Совсем не до сна.
Мы утром в окошко
Взглянули на сад –
Сугробы в саду,
Как подушки, лежат.
В. Степанов
Зигзагообразное поглаживание (обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево: предплечье - это ствол, а кисть с растопыренными пальцами - крона)
Дунул ветер на березку,
Разлохматил ей прическу.
Ветер очень торопился,
Улетел, не извинился.
М. Пляцковский
Растирание
Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга.
Первый вариант
Чьи руки зимою всех рук горячей?
Они не у тех, кто сидел у печей,
А только у тех, а только у тех,
Кто крепко сжимал обжигающий снег,
И крепости строил на снежной горе,
И снежную бабу лепил во дворе.
В. Берестов
На первые две строчки стихотворения дети потирают руки; проговаривая третью и последующие строчки, сжимают и разжимают кулаки.
Второй вариант
Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец - боковой,
Называется Большой.
Пальчик второй - Указчик старательный,
Не зря называют его Указательный.
Третий твой пальчик
Как раз посредине,
Поэтому Средний
Дано ему имя.
Палец четвертый зовут Безымянный,
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье,
Братец младший - любимчик.
По счету он пятый,
Зовется Мизинчик.
Л. Хереско
Примечание. Первые две строки сопровождают растирание ладоней, следующие строки - растирание пальцев подушечкой большого пальца противоположной руки.
Гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины (средними и концевыми фалангами).
Мурка лапкой носик мыла,
Сидя утром у окошка.
Мурка моется без мыла,
Потому что Мурка - кошка.
В. Левин
Примечание. Предварительно вместе с ребенком желательно вспомнить, как умывается кошечка.
Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев противоположной руки (пальцы слегка расставлены в стороны, как лапки у паука). Диво дивное - паук,
Восемь ног и восемь рук.
Если надо наутек,
Выручают восемь ног.
Сеть плести за кругом круг
Выручают восемь рук.
В. Суслов
Пиление ладони пальцами противоположной руки.
Принялась она за дело.
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб.
Поломала зуб, зуб.
С.Маршак
Примечание. Обратите внимание ребенка на то, что суставы сложенных пальцев напоминают зубья пилы.
Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони противоположной руки. Пилит, пилит пила,
И жужжит, как пчела,
И визжит, и поет,
Соням спать не дает.
В. Сокол
Циркулярное растирание кистей рук («намыливание» рук мылом).
Не секрет для нас с тобой,
Каждый знает это –
Руки мой перед едой
И после туалета.
Разминание
Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки. Толстушка - ползушка,
Дом-завитушка,
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке,
Ползи, не спеши.
Рога покажи.
Немецкая народная песенка (перев. Л. Яхнина) Желательно вместе с ребенком вспомнить, как медленно ползет улитка.
Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони.
Гуси, гуси!
Га-га-га!
Есть хотите?
Да-да-да!
Так летите же домой.
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
Русский фольклор
Примечание. Предварительно попросите ребенка руками изобразить гуся.
Вибрация
Пунктирование двумя-пятью пальцами (игра на пианино).
Кто там топает по крыше?
Кап-кап-кап.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Кап-кап-кап.
Я усну теперь едва ли.
Кап-кап-кап.
Может, кошек подковали?
Кап-кап-кап.
Ж. Давитъянц
Поколачивание ладонной впадины кончиком указательного пальца противоположной руки.
Кто на розовой заре,
На росистом серебре
Барабанит, барабанит
По сосновой по коре?
Дятел петь захотел,
Дятел носом песню спел.
Э. Мошковская
Примечание. Сила удара зависит от угла наклона пальца по отношению к массируемой поверхности: чем больше угол, тем воздействие более сильное и глубокое.
Поколачивание ладони кончиками сложенных в щепоть пальцев.
Уложили дятла спать
В деревянную кровать.
Он в кровати всем назло
Продолбил себе дупло.
В. Линъкова
Примечание. Обратите внимание ребенка на то, что кисть, сложенная в щепоть, напоминает голову птицы.
Поколачивание ладони кулаком противоположной руки.
Тук-тук-тук,
Молоток - мой лучший друг.
Г. Виеру
Примечание. Мягкость и эластичность доколачивания достигаются хорошим расслаблением мышц предплечья и кисти массирующей руки.
Поглаживание
Легкое плоскостное поглаживание тыльной поверхности кисти.
Во дворе у Толика
Маленькие кролики.
Беленькие кролики,
Целых восемь штук.
По утрам мы с Толиком
Кормим наших кроликов,
И едят морковку Кролики из рук.
В. Кодрян
Примечание. Массируемая рука «изображает» кролика, а массирующая гладит ласковыми, аккуратными движениями.
Литература: журнал «Дошкольное воспитание», №2-2008, с.79-82, статья И.Малюковой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Японская методика пальцевого массажа и самомассажа
Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа. Японский ученый НАМИКОШИ ТОКУХИРО считает, что массаж каждого пальца полож...
Самомассаж по активизации речи, развитию мелкой моторики пальцев рук и повышению иммунитета с использованием грецкого ореха.
Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтерова, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не тольк...
Самомассаж ушной раковины для дошкольников.
Самомассаж ушной раковины - один из наиболее доступных и эффективных видов массажа, которому легко научить даже дошкольников....
«Игровой самомассаж для развития мелкой моторики руки»
Буклет для родителей, рассказывающий о массе рук и пальчикой гимнастики для подготовки руки к письму....
Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике
Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина, самомассаж кистей рук)
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина,самомассаж...
Комплексы самомассажа для детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии: массаж и самомассаж.
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения.Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения ...