Консультациии
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Сытина Ольга Ивановна

Предварительный просмотр:

Характеристика структурных компонентов речи детей 7-го года жизни в норме

Фразовая речь

Активная речь детей достаточно развита: высказывания точны, логически последовательны, завершенны; фразы развернуты; объем предложений произвольно варьируется от 10 и более слов.

Дети пользуются всеми типами синтаксических конструкций для выражения причинно-следственных связей, временных отношений, сопоставлений, сравнений и т.д. В сложносочиненных предложениях используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда включают причастные и деепричастные обороты.

Понимание речи

Дети различают изменения значений слов, вносимых морфами — флексиями, приставками, суффиксами. Адекватно понимают многозначность слов, переносное значение метафор, образные фразеологические и сравнительные обороты, различные оттенки слов с суффиксами субъективной оценки: юмор, сочувствие, пренебрежение и т.д.

Готовы действовать по словесной инструкции: правильно ее понимают, запоминают порядок действий и выполняют их. Последнее является важнейшим условием успешного школьного обучения.

Умеют ориентироваться в речевой ситуации и выбирать соответствующий стиль коммуникации.

Понимают и воспринимают учебную задачу, осознают цель, осмысливают условия и средства ее достижения. Более обостренно реагируют на эмоциональный тон речи и сопутствующую экспрессию, чем на смысловое содержание.

Словарный запас

В количественном и качественном отношении словарь детей достигает такого уровня развития, что они свободно общаются со взрослыми и сверстниками, могут поддержать разговор на любую тему, доступную их возрасту.

Многие слова из пассивного запаса переходят в активный, в связи с чем объем активного словаря достигает 4000-4200 слов. Он обогащается за счет названий качеств, свойств предметов и названий отдельных частей, деталей целого. Дети более тонко дифференцируют собирательные существительные, активно пользуются отвлеченными существительными и прилагательными, глаголами и деепричастиями.

Показатели полноценного владения словарем: дети умеют подбирать антонимы, синонимы, прилагательные к существительным, наречия к глаголам; активно пытаются объяснять значения слов (детская этимология).

Грамматический строй речи

К моменту поступления в школу у детей наблюдается в основном грамматически правильная речь: они правильно строят различные по конструкции предложения; согласовывают слова в роде, числе, падеже; точно спрягают глаголы, часто употребляемые в речи. Правильно пользуются различными грамматическими формами и категориями, редкими оборотами речи. Почти не испытывают трудностей в образовании форм родительного и творительного падежей в единственном и множественном числе, чередовании ударения, использовании числительных.

Звукопроизношение

Звуковая сторона речи (верхняя граница нормы) усваивается детьми к четырем годам.

Дети 7-го года жизни правильно произносят все звуки в любой позиции (в начале, середине и конце слова) и при различной структуре слова (в сочетании с любыми согласными и при любом количестве слогов в слове).

В зависимости от ситуации могут говорить громко или тихо, понижать голос до шепота; умеют изменять темп речи с учетом содержания высказывания; пользуются интонационными средствами.

Слоговая структура слов

Дети четко и ясно произносят слова с 1, 2, 3, 4, 5 слогами (открытыми и закрытыми), со стечением согласных в начале, середине и конце слова. Четко и внятно произносят фразы и предложения, соблюдая нормы литературного произношения.

Фонематическое восприятие

Дети имеют достаточно развитое фонематическое восприятие, владеют навыками звукового анализа слов; умеют выделять звуки в словах, подбирать слова на звуки, требующие тонкой дифференциации (звонкие — глухие, твердые — мягкие пары звуков, свистящие — шипящие и т.д.), устанавливать последовательность звуков в словах, разделять слова на слоги, предложения на слова и т.д.

Связная речь

На 7-м году жизни связная речь детей становится все более развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний.

В этом возрасте дети способны самостоятельно давать описания игрушек, предметов; раскрывать содержание картинок; пересказывать содержание небольших художественных произведений, просмотренных фильмов. Они могут сами придумать сказку, рассказ о своих впечатлениях и чувствах.

Дети способны передать содержание картинки по памяти; рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до и после увиденного.

Речь  ребенка формируется в  процессе общения с окружающими его взрослыми. Именно таким образом  проявляется его познавательная и мыслительная  деятельность. Осмысленное овладение речью перестраивает всю  психику малыша, позволяет ему воспринимать  окружающие явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: « Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний». Поэтому так важно правильно заботиться о своевременном речевом  развитии детей, уделять внимание ее чистоте и грамматической правильности.

Чем богаче словарный запас  и правильнее речь ребенка, тем легче ему оформлять и высказывать свои мысли, тем шире его потенциальные  возможности в познании реальной действительности, содержательного и полноценного взаимоотношения с окружающими его детьми и взрослыми. Тем активнее происходит психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может неадекватно отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети с речевыми дефектами начинают осознавать свой недостаток, становится молчаливыми, замкнутыми, нерешительными. Особо важное значение имеет  чистое произношение ребенком звуков и слов различной слоговой структуры  в период обучения грамоте , так как письменная речь формируется и совершенствуется  на основе устной, и  недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости по школьным предметам.

Поэтому родителям,  у детей которых выявлены нарушения звукопроизношения, необходимо своевременно обратиться к логопеду и строго выполнять все его методические  указания .

Человек  правильно произносит  различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря активной  подвижности  и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.  Отработать четкое движение органов артикуляционного аппарата помогает специальные упражнения: артикуляционная гимнастика, которая чаще всего на первоначальном этапе дается как домашнее задание.

Занятия по заданию логопеда с ребенком  в домашних условиях следует проводить ежедневно в форме игры. Задания по развитию возможностей артикуляционного аппарата  проводятся перед зеркалом , чтобы ребенок мог зрительно контролировать правильные движения  подвижных органов артикуляционного аппарата. Определенные целенаправленные артикуляционные упражнения помогают подготовить речевой аппарат ребенка к постановке звуков , их автоматизации и дифференциации. Логопед показывает родителям, как надо выполнять упражнения того или иного  комплекса артикуляционной гимнастики, на что следует обратить особое внимание.

При работе с детьми дома и выполнении домашних заданий родители должны учитывать следующее:

  • Принуждать ребенка  заниматься нежелательно. Занятия дадут лучший результат, если они проведены в игровой форме и  интересны для ребенка;
  • На одном занятии дается не больше 2-3 упражнений, к последующему упражнению надо переходить   после того, как будут хорошо усвоены предыдущие;
  • Все упражнения  выполняются естественно, без внутреннего напряжения (ребенок сидит спокойно, плечи опущены, пальцы рук  расслаблены и неподвижны);
  • Отдельные артикуляционные упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных позиций губ и языка;
  • При выполнении упражнений инструкцию надо давать поэтапно, например: растяни губы в улыбке, покажи зубы, приоткрой слегка рот, подними кончик языка вверх  к бугоркам  за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком  языка, произнося  звук « д-д-д-д».
  • Если у Вашего ребенка появляются правильные звуки, надо их постепенно с помощью логопеда вводить в самостоятельную речь ребенка, то есть учить употреблять поставленный  звук в слогах, словах, а затем во фразовой речи;
  • Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения развитию связной грамматически правильно оформленной речи  родители согласовывают с логопедом, обращаться к нему за советом  во всех возникших затруднениях;
  • Начинать коррекционную работу по дифференциации  звуков  можно  после того, как ребенок научится правильно и дифференцированно  произносить изолированные звуки.

Правила работы в тетради домашних заданий

  • Тетрадь домашних заданий выдаётся в пятницу и возвращается в понедельник.
  • Домашнее задание ребёнок выполняет с родителями в течение 10 – 15 минут 2-3 раза в день.
  • Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинирует ребёнка, организует его и подготавливает к восприятию школьной программы.
  • Если Вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.
  • Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Консультацию о правильном её выполнении Вы можете получить у логопеда.
  • Ваша речь должна быть образцом для ребенка.
  • Не заостряйте внимание ребёнка на недостатках его речи, однако когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.
  • Пусть выполнение домашних заданий станет игрою для ребёнка.
  • Помните: совместная работа логопеда, воспитателей и родителей определит общий успех коррекционного обучения.



Предварительный просмотр:

«ОВОЩИ»

В огород с тобой пойдём

И капусту там найдём.

А на грядке посмотри

Помидоры, огурцы.

 

Это поле, здесь картошка.

Здесь пузатый баклажан.

Тут мы отдохнём немножко

И морковь покажут нам.

 

Перец сладкий, перец горький.

Лук, полезный чесночок.

Свёкла здесь в земле и редька

И пузатый кабачок

 

Это овощи растут

В огород нас всех зовут.

 

 

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Вот посмотрите скотный двор

Из дерева сарай и будка.

Здесь поработал наш топор,

И очень тут уютно.

 

Коза и лошадь и баран

Свинья, собака и корова.

Лишь пользу все приносят нам,

А кошка мышку ловит снова.

 

Корова много молока

Вам принесла ребята.

Вот лошадь сено привезла.

А в клетке ждут листву крольчата.

 

Собака друг, охранник наш,

Не пустит в дом чужого.

Зовут собаку нашу Бас

Животных защищает снова.

 

«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Лиса и волк

Зубами щёлк.

По лесу бродят, рыщут.

И заяц уши навострил,

Где спрятаться он ищет.

 

А это белочка в дупло

Свои орешки прячет.

Зимой ей весело, тепло

По веткам ловко скачет.

 

В берлоге неуклюжий, бурый

Медведь всю зиму спит.

Лежит большой такой и хмурый.

Сосёт он лапу и храпит.

  

«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

У бабушке в деревне

Есть очень много птиц,

Но птицы не простые,

Там не найдёшь синиц.

 

Вот серенька курочка

Подсчёт ведёт цыплят.

Вот миленькая уточка

Ведёт к пруду утят.

 

А вот надутый наш индюк

К нему не подходи.

Гусак - щепач, его он друг,

От них скорей беги.

 

Яичко курочка снесёт,

А гусь даст тёплый пух,

А утром песенку споёт

Разбудит всех петух.

 

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Пришла холодная зима

Метель и вьюга воет.

И бьются птицы к нам с утра,

И ждут, кто им откроет.

 

Вот с красной грудкой снегирёк,

Сидит на ветке – зябнет.

Ворона каркает с утра,

А воробей всё зерна тянет.

 

Синица, дятел, голубь, клёст,

Ворона и сорока.

Ждут помощи зимой от нас,

Ты посмотри, их сколько.

 

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Посмотри-ка за окошко

Там увидишь стаю птиц.

Воробей озяб немножко,

А подальше семь синиц.

 

Красногрудый снигирёк

Сел на снежную дорожку.

Ждёт он крошек малышок.

Ты насыпь скорей в кормушку.

 

Вот ворона пролетела,

Каркнул, на ветку села.

Вдалеке там дятел бьёт,

И весну всё ждёт и ждёт.

 

А сороке очень трудно,

Ох, ей мошки не найти.

Помогать им в зиму нужно.

Выйди, птичек накорми.

 

«МЕБЕЛЬ»

Познакомьтесь - это Вова,

Вова дома сидит снова,

Надо Вова бы, вставать,

Стол скорее накрывать.

 

Вот в буфете стоят чашки,

А в столе забыли шашки.

В этот шкаф кладут одежду,

Называют вещевой.

В книжный шкаф поставят книгу,

В зале книжный – вот большой.

 

Есть комод им полка в спальне.

И большая есть кровать.

Полки так же висят в ванне

На кровати надо спать.

 

Вот на кухне табурет,

А вот кресла в кухне нет.

Кресло в зале у дивана,

Днём сидеть на нём я стану.

 

Вот такая мебель есть,                          

Что в квартире, всю не счесть.             

Вы к нам в гости приходите, 

Сами вы на всё взгляните.

 

 

«ФРУКТЫ»

Маша очень любит фрукты

Вот в корзиночке, смотри.

Груша жёлтая и слива.

С сада фрукты принесли.

 

Здесь и вкусное, большое

Яблоко всё наливное.

И банан с далёких стран,

Морем он доставлен к нам.

 

Апельсины, ананас

Есть в корзиночке у нас.

Мандарины очень любим

И про киви не забудем.

 

Фрукты надо всем любить.

Кушать и здоровым быть.

 

«ЗИМА»

Посмотри на улицу

За окном зима.

Снег повсюду кружится

Вот она пришла.

 

Ох, мороз кусается,

Щиплет нас за нос.

Ребятня катается

С санок паровоз.

 

Вот зима завьюжила,

Снег кругом лежит.

Дед мороз с подарками

В гости к нам спешит.

 



Предварительный просмотр:

Теневые игры для развития мелкой моторики рук.

      Увлекательным занятием для развития мелкой моторики рук является теневая игра. Комната, в которой она проводится, должна быть затемнена.

Источник света освещает экран, находясь на расстоянии 3— 4 м от него. Между экраном и источником света (посередине) производятся движения руками, от которых падает тень на освещенный экран.

Руки необходимо располагать перед источником света, учитывая его силу и направленность. Теневая игра сопровождается короткими диалогами, сценками.

Исполнители должны размещаться так, чтобы тень от рук, падающая на экран, отражала только положение кисти и предплечья.

Больший эффект в теневой игре достигается благодаря изменению расстояния от руки до источника света. Это дает возможность увеличивать или уменьшать размеры теневых фигур.

Орел

Рыбка

Медведь

Волк

Собака

Гусь

Лось

Дикобраз

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....