Консультациии
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Консультации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Характеристика структурных компонентов речи детей седьмого года жизни | 22.13 КБ |
Стихи для развития речи | 18.16 КБ |
Теневые игры для развития мелкой моторики рук | 144.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика структурных компонентов речи детей 7-го года жизни в норме
Фразовая речь
Активная речь детей достаточно развита: высказывания точны, логически последовательны, завершенны; фразы развернуты; объем предложений произвольно варьируется от 10 и более слов.
Дети пользуются всеми типами синтаксических конструкций для выражения причинно-следственных связей, временных отношений, сопоставлений, сравнений и т.д. В сложносочиненных предложениях используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда включают причастные и деепричастные обороты.
Понимание речи
Дети различают изменения значений слов, вносимых морфами — флексиями, приставками, суффиксами. Адекватно понимают многозначность слов, переносное значение метафор, образные фразеологические и сравнительные обороты, различные оттенки слов с суффиксами субъективной оценки: юмор, сочувствие, пренебрежение и т.д.
Готовы действовать по словесной инструкции: правильно ее понимают, запоминают порядок действий и выполняют их. Последнее является важнейшим условием успешного школьного обучения.
Умеют ориентироваться в речевой ситуации и выбирать соответствующий стиль коммуникации.
Понимают и воспринимают учебную задачу, осознают цель, осмысливают условия и средства ее достижения. Более обостренно реагируют на эмоциональный тон речи и сопутствующую экспрессию, чем на смысловое содержание.
Словарный запас
В количественном и качественном отношении словарь детей достигает такого уровня развития, что они свободно общаются со взрослыми и сверстниками, могут поддержать разговор на любую тему, доступную их возрасту.
Многие слова из пассивного запаса переходят в активный, в связи с чем объем активного словаря достигает 4000-4200 слов. Он обогащается за счет названий качеств, свойств предметов и названий отдельных частей, деталей целого. Дети более тонко дифференцируют собирательные существительные, активно пользуются отвлеченными существительными и прилагательными, глаголами и деепричастиями.
Показатели полноценного владения словарем: дети умеют подбирать антонимы, синонимы, прилагательные к существительным, наречия к глаголам; активно пытаются объяснять значения слов (детская этимология).
Грамматический строй речи
К моменту поступления в школу у детей наблюдается в основном грамматически правильная речь: они правильно строят различные по конструкции предложения; согласовывают слова в роде, числе, падеже; точно спрягают глаголы, часто употребляемые в речи. Правильно пользуются различными грамматическими формами и категориями, редкими оборотами речи. Почти не испытывают трудностей в образовании форм родительного и творительного падежей в единственном и множественном числе, чередовании ударения, использовании числительных.
Звукопроизношение
Звуковая сторона речи (верхняя граница нормы) усваивается детьми к четырем годам.
Дети 7-го года жизни правильно произносят все звуки в любой позиции (в начале, середине и конце слова) и при различной структуре слова (в сочетании с любыми согласными и при любом количестве слогов в слове).
В зависимости от ситуации могут говорить громко или тихо, понижать голос до шепота; умеют изменять темп речи с учетом содержания высказывания; пользуются интонационными средствами.
Слоговая структура слов
Дети четко и ясно произносят слова с 1, 2, 3, 4, 5 слогами (открытыми и закрытыми), со стечением согласных в начале, середине и конце слова. Четко и внятно произносят фразы и предложения, соблюдая нормы литературного произношения.
Фонематическое восприятие
Дети имеют достаточно развитое фонематическое восприятие, владеют навыками звукового анализа слов; умеют выделять звуки в словах, подбирать слова на звуки, требующие тонкой дифференциации (звонкие — глухие, твердые — мягкие пары звуков, свистящие — шипящие и т.д.), устанавливать последовательность звуков в словах, разделять слова на слоги, предложения на слова и т.д.
Связная речь
На 7-м году жизни связная речь детей становится все более развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний.
В этом возрасте дети способны самостоятельно давать описания игрушек, предметов; раскрывать содержание картинок; пересказывать содержание небольших художественных произведений, просмотренных фильмов. Они могут сами придумать сказку, рассказ о своих впечатлениях и чувствах.
Дети способны передать содержание картинки по памяти; рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до и после увиденного.
Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. Именно таким образом проявляется его познавательная и мыслительная деятельность. Осмысленное овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать окружающие явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: « Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний». Поэтому так важно правильно заботиться о своевременном речевом развитии детей, уделять внимание ее чистоте и грамматической правильности.
Чем богаче словарный запас и правильнее речь ребенка, тем легче ему оформлять и высказывать свои мысли, тем шире его потенциальные возможности в познании реальной действительности, содержательного и полноценного взаимоотношения с окружающими его детьми и взрослыми. Тем активнее происходит психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может неадекватно отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети с речевыми дефектами начинают осознавать свой недостаток, становится молчаливыми, замкнутыми, нерешительными. Особо важное значение имеет чистое произношение ребенком звуков и слов различной слоговой структуры в период обучения грамоте , так как письменная речь формируется и совершенствуется на основе устной, и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости по школьным предметам.
Поэтому родителям, у детей которых выявлены нарушения звукопроизношения, необходимо своевременно обратиться к логопеду и строго выполнять все его методические указания .
Человек правильно произносит различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря активной подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Отработать четкое движение органов артикуляционного аппарата помогает специальные упражнения: артикуляционная гимнастика, которая чаще всего на первоначальном этапе дается как домашнее задание.
Занятия по заданию логопеда с ребенком в домашних условиях следует проводить ежедневно в форме игры. Задания по развитию возможностей артикуляционного аппарата проводятся перед зеркалом , чтобы ребенок мог зрительно контролировать правильные движения подвижных органов артикуляционного аппарата. Определенные целенаправленные артикуляционные упражнения помогают подготовить речевой аппарат ребенка к постановке звуков , их автоматизации и дифференциации. Логопед показывает родителям, как надо выполнять упражнения того или иного комплекса артикуляционной гимнастики, на что следует обратить особое внимание.
При работе с детьми дома и выполнении домашних заданий родители должны учитывать следующее:
- Принуждать ребенка заниматься нежелательно. Занятия дадут лучший результат, если они проведены в игровой форме и интересны для ребенка;
- На одном занятии дается не больше 2-3 упражнений, к последующему упражнению надо переходить после того, как будут хорошо усвоены предыдущие;
- Все упражнения выполняются естественно, без внутреннего напряжения (ребенок сидит спокойно, плечи опущены, пальцы рук расслаблены и неподвижны);
- Отдельные артикуляционные упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных позиций губ и языка;
- При выполнении упражнений инструкцию надо давать поэтапно, например: растяни губы в улыбке, покажи зубы, приоткрой слегка рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка, произнося звук « д-д-д-д».
- Если у Вашего ребенка появляются правильные звуки, надо их постепенно с помощью логопеда вводить в самостоятельную речь ребенка, то есть учить употреблять поставленный звук в слогах, словах, а затем во фразовой речи;
- Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения развитию связной грамматически правильно оформленной речи родители согласовывают с логопедом, обращаться к нему за советом во всех возникших затруднениях;
- Начинать коррекционную работу по дифференциации звуков можно после того, как ребенок научится правильно и дифференцированно произносить изолированные звуки.
Правила работы в тетради домашних заданий
- Тетрадь домашних заданий выдаётся в пятницу и возвращается в понедельник.
- Домашнее задание ребёнок выполняет с родителями в течение 10 – 15 минут 2-3 раза в день.
- Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинирует ребёнка, организует его и подготавливает к восприятию школьной программы.
- Если Вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.
- Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Консультацию о правильном её выполнении Вы можете получить у логопеда.
- Ваша речь должна быть образцом для ребенка.
- Не заостряйте внимание ребёнка на недостатках его речи, однако когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.
- Пусть выполнение домашних заданий станет игрою для ребёнка.
- Помните: совместная работа логопеда, воспитателей и родителей определит общий успех коррекционного обучения.
Предварительный просмотр:
«ОВОЩИ»
В огород с тобой пойдём
И капусту там найдём.
А на грядке посмотри
Помидоры, огурцы.
Это поле, здесь картошка.
Здесь пузатый баклажан.
Тут мы отдохнём немножко
И морковь покажут нам.
Перец сладкий, перец горький.
Лук, полезный чесночок.
Свёкла здесь в земле и редька
И пузатый кабачок
Это овощи растут
В огород нас всех зовут.
«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Вот посмотрите скотный двор
Из дерева сарай и будка.
Здесь поработал наш топор,
И очень тут уютно.
Коза и лошадь и баран
Свинья, собака и корова.
Лишь пользу все приносят нам,
А кошка мышку ловит снова.
Корова много молока
Вам принесла ребята.
Вот лошадь сено привезла.
А в клетке ждут листву крольчата.
Собака друг, охранник наш,
Не пустит в дом чужого.
Зовут собаку нашу Бас
Животных защищает снова.
«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Лиса и волк
Зубами щёлк.
По лесу бродят, рыщут.
И заяц уши навострил,
Где спрятаться он ищет.
А это белочка в дупло
Свои орешки прячет.
Зимой ей весело, тепло
По веткам ловко скачет.
В берлоге неуклюжий, бурый
Медведь всю зиму спит.
Лежит большой такой и хмурый.
Сосёт он лапу и храпит.
«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
У бабушке в деревне
Есть очень много птиц,
Но птицы не простые,
Там не найдёшь синиц.
Вот серенька курочка
Подсчёт ведёт цыплят.
Вот миленькая уточка
Ведёт к пруду утят.
А вот надутый наш индюк
К нему не подходи.
Гусак - щепач, его он друг,
От них скорей беги.
Яичко курочка снесёт,
А гусь даст тёплый пух,
А утром песенку споёт
Разбудит всех петух.
«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Пришла холодная зима
Метель и вьюга воет.
И бьются птицы к нам с утра,
И ждут, кто им откроет.
Вот с красной грудкой снегирёк,
Сидит на ветке – зябнет.
Ворона каркает с утра,
А воробей всё зерна тянет.
Синица, дятел, голубь, клёст,
Ворона и сорока.
Ждут помощи зимой от нас,
Ты посмотри, их сколько.
«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Посмотри-ка за окошко
Там увидишь стаю птиц.
Воробей озяб немножко,
А подальше семь синиц.
Красногрудый снигирёк
Сел на снежную дорожку.
Ждёт он крошек малышок.
Ты насыпь скорей в кормушку.
Вот ворона пролетела,
Каркнул, на ветку села.
Вдалеке там дятел бьёт,
И весну всё ждёт и ждёт.
А сороке очень трудно,
Ох, ей мошки не найти.
Помогать им в зиму нужно.
Выйди, птичек накорми.
«МЕБЕЛЬ»
Познакомьтесь - это Вова,
Вова дома сидит снова,
Надо Вова бы, вставать,
Стол скорее накрывать.
Вот в буфете стоят чашки,
А в столе забыли шашки.
В этот шкаф кладут одежду,
Называют вещевой.
В книжный шкаф поставят книгу,
В зале книжный – вот большой.
Есть комод им полка в спальне.
И большая есть кровать.
Полки так же висят в ванне
На кровати надо спать.
Вот на кухне табурет,
А вот кресла в кухне нет.
Кресло в зале у дивана,
Днём сидеть на нём я стану.
Вот такая мебель есть,
Что в квартире, всю не счесть.
Вы к нам в гости приходите,
Сами вы на всё взгляните.
«ФРУКТЫ»
Маша очень любит фрукты
Вот в корзиночке, смотри.
Груша жёлтая и слива.
С сада фрукты принесли.
Здесь и вкусное, большое
Яблоко всё наливное.
И банан с далёких стран,
Морем он доставлен к нам.
Апельсины, ананас
Есть в корзиночке у нас.
Мандарины очень любим
И про киви не забудем.
Фрукты надо всем любить.
Кушать и здоровым быть.
«ЗИМА»
Посмотри на улицу
За окном зима.
Снег повсюду кружится
Вот она пришла.
Ох, мороз кусается,
Щиплет нас за нос.
Ребятня катается
С санок паровоз.
Вот зима завьюжила,
Снег кругом лежит.
Дед мороз с подарками
В гости к нам спешит.
Предварительный просмотр:
Теневые игры для развития мелкой моторики рук.
Увлекательным занятием для развития мелкой моторики рук является теневая игра. Комната, в которой она проводится, должна быть затемнена.
Источник света освещает экран, находясь на расстоянии 3— 4 м от него. Между экраном и источником света (посередине) производятся движения руками, от которых падает тень на освещенный экран.
Руки необходимо располагать перед источником света, учитывая его силу и направленность. Теневая игра сопровождается короткими диалогами, сценками.
Исполнители должны размещаться так, чтобы тень от рук, падающая на экран, отражала только положение кисти и предплечья.
Больший эффект в теневой игре достигается благодаря изменению расстояния от руки до источника света. Это дает возможность увеличивать или уменьшать размеры теневых фигур.
Орел
Рыбка
Медведь
Волк
Собака
Гусь
Лось
Дикобраз
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....