советы педагога-психолога родителям детей РАС в ДОУ,
материал по коррекционной педагогике
Практические советы педагога-психолога родителям детей РАС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_ras.docx | 92.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические советы педагога-психолога родителям детей РАС.
- Ранний детский аутизм — медицинский диагноз, поэтому его может поставить лишь детский психоневролог. Обязательно пройдите с ребенком всестороннее обследование, а затем вместе с врачами разработайте индивидуальную программу лечения и корректирующего воспитания. И не верьте, что ваш ребенок—не полноценен и никогда не изменится!
- Главное— проявляйте терпение, доброту и всегда твердо верьте в успех. Родители прежде всего должны создать ребенку эмоционально-психологический комфорт, чувство уверенности в себе и защищенности, а потом постепенно переходить к обучению новым навыкам и формам поведения. Одним из главных фактором успеха в борьбе с болезнью, является правильное поведение родителей ребенка. Ведь паника и ужас еще никого до добра не доводила, ровным счетом, как и равнодушие.
Поэтому стоит:
- принять состояние ребенка;
-внимательно наблюдать за тем, что для него интересно;
-составьте план задач на каждый день и приучите ребенка к соблюдению графика
-каждый день рассказывайте своему чаду бытовые моменты и основы морали;
-обеспечьте ему комфорт во время занятий дома, и не оставляйте одного на
важных мероприятиях;
-создать для ребенка оптимальную среду, в которой он будет чувствовать себе
уютно.
Нужно понять, что ребенку очень сложно жить в этом мире, а значит нужно научиться за малышом наблюдать, интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человечка и подтолкнет его к необходимости выражать свои чувства и эмоции словами.
Как правило, даже не говорящие аутичные дети охотно выполняют невербальные задания, то есть такие, в которых не нужно использовать речь. Необходимо учить ребенка с помощью лото, головоломок, пазлов, мозаики налаживать контакт, вовлекать его в индивидуальную и совместную деятельность.
Если ребенок подходит к какому-либо предмету, называйте его, дайте малышу подержаться за него руками ,ведь таким образом подключаются все анализаторы — зрение, слух, осязание. Такие дети нуждаются в многократном повторении названий предметов, им надо говорить, для чего они предназначены, пока ребята не привыкнут к ним, не „включат" в поле своего внимания.
Когда ребенок РАС все целом чем-то занят(например, разглядывает себя в зеркале), можно осторожно подключать речевое сопровождение, показывая, называть предметы, которых касается ребенок. Это провоцирует не говорящего кроху преодолеть психологический барьер и сказать нужное слово.
Если ребенок погружен в игры-манипуляции с предметами, нужно стремиться к тому, чтобы они имели какой-то смысл: выкладывание рядом из кубиков — „строим поезд", разбрасывание кусочков бумаги „устроим салют".
При "лечении игрой" желательно использовать игры с четко установленными правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходимо говорить. Причем любую игру нужно проигрывать много раз,
сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила и игра для него была неким ритуалом, который так любят маленькие аутисты.
Проблемы ребенка РАС нужно решать постепенно, ставя перед собой ближайшие цели: помочь избавиться от страхов; научиться реагировать на вспышки агрессии и самоагрессии ; подключить ребенка к общим занятиям.
Поскольку детям с РАС трудно различать по мимике эмоции других людей, не говоря уже о своих собственных, нужно подбирать для просмотра мультфильмы с героями, у которых понятная мимика. Так, многие аутичные дети «дружат» с паровозиком Томом, героем мультфильмов и игрушкой. В мультфильме «Шрек» тоже очень выразительны мимика и эмоции героев. Пусть ребенок угадывает настроение персонажей сказок (например, с помощью стоп-кадра),пробудите изобразить их сам. В минуты погружения малыша в себя старайтесь отвлекать его, играйте в настроения, но ваша мимика должна быть выразительной, чтобы он угадал ваше настроение.
Приобщайте малыша к театральным представлениям. Конечно, поначалу ребенок будет оказывать бурное сопротивление попыткам вовлечь его в эти занятия. Однако если проявить настойчивость, задействовав при этом поощрение, ребёнок РАС не только подчинится, но и будет испытывать огромную радость.
Очень полезно придумывать истории, в которых действуют примерные и скверные герои. Это поможет ребенку на подсознательном уровне усваивать, что такое хорошо и что такое плохо. Разыгрывать эти истории можно как с детьми, так и с куклами, объяснив, что каждый будет играть определенную роль. „Спектакли" необходимо ставить по многу раз, каждый раз внося какие-то небольшие изменения.
Конечно, несмотря на особенности общения, ребенок РАС должен быть в коллективе. Ведь не за горами школа и взрослая жизнь. Первое время, пока малыш не привыкнет, родителям лучше присутствовать на занятиях.
Важно не переусердствовать: каждый ребенок имеет право побыть один. Не перегружайте его своим присутствием, давайте ему отдохнуть.