Один год до школы
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«СКОРО В ШКОЛУ»
Подготовила педагог-психолог: Мартиросова Р. А.
Суть психологической готовности ребенка к школе состоит в определенной системе требований, которые будут предъявлены ребенку во время учебы. Очень важно, чтобы малыш был способен справиться с ними, поэтому нельзя забывать о физиологической готовности детей к школе. Обучение в школе требует от малыша напряжения всех физических сил. Психологическая готовность к школе — это как снежный ком. Все о ней слышали, а что это такое, толком никто не представляет. Вот с арифметикой или чтением все куда проще- читать и писать теперь принято прямо с пеленок.
Что же представляет собой загадочная психологическая готовность к школе?..
" Умение читать, считать и писать, которые Ваш малыш приобрел в детском саду, еще не является показателем того, что он готов к школьному обучению. До школы ребенок тоже обучается, НО только другими методами, чем в школе: - используется игровой метод; - другая нагрузка во временном плане (это не 4-5 уроков по 40 минут); - другие требования (его не будут заставлять продолжать дело, если он устал); - другая форма организации деятельности (дошкольники не сидят за партами большую часть дня, а имеют возможность походить, поиграть, посидеть на полу и др.).
Как же принимать решение о начале обучения в школе?
1. Не забывайте, что помимо биологического есть и психологический возраст ребенка, который может существенно отличаться от него как в меньшую, так и в большую стороны.
2. Необходимо знать о специфике школы, в которую вы хотели бы его отдать. Вполне возможно, что ребенок совершенно готов к учебе в общеобразовательной школе, но еще не является достаточно зрелым для языковой (математической и др.) школы, в которую вы его определили. Психологическая готовность к школе ("школьная зрелость") - комплексный показатель развития у ребенка школьно-необходимых функций, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерного напряжения справляться с учебой.
Готовность к школе — это широкое понятие, которое включает в себя ряд компонентов:
- Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие развитого кругозора, универсальных предпосылок учебной деятельности, необходимых умений и навыков в области учебной деятельности.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА. К семи годам должна быть хорошо сформирована координация системы «рука-глаз», ловкость пальцев рук. Но это не значит, что ребенок должен «много писать»! Хорошо писать может сильная, уверенная рука, а сделать ее такой могут пластилин, глина, карандаши и ножницы. Лепка и вырезание развивают силу и ловкость пальцев, пространственное мышление и координацию движений. К семи годам ребёнок должен:
- Владеть навыками графической деятельности (уметь рисовать, делать аппликацию, лепить, вырезать).
- Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.
- Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.
- Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
- Уметь копировать фразы, простейшие рисунки.
В плане интеллектуальной готовности у ребенка должны быть хорошо развиты такие процессы, как внимание, память, восприятие, мышление, воображение и речь.
Способность некоторое время концентрироваться и удерживать внимание на поставленной задаче является важнейшей предпосылкой успешного обучения.
ВНИМАНИЕ. К семи годам ребёнок должен:
- Внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.
- Выполнять задания, не отвлекаясь, в течение 15–20 минут.
- Уметь находить одинаковые предметы.
- Находить 10 отличий между предметами.
- Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу (копировать в точности узор или движение) и др.
Учебный процесс устроен так, что при объяснении или демонстрации каких-либо явлений часто возникает необходимость связать то, что происходит в данный момент, с тем, что объяснялось или демонстрировалось недавно. Поэтому наряду со способностью внимательно слушать необходимо, чтобы ребенок запоминал услышанное и увиденное и хотя бы некоторое время удерживал это в памяти.
ПАМЯТЬ. К семи годам ребёнок должен:
- Уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов.
- Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.
- Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов.
- Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.
- Повторять ряды цифр (от 5 до 7), запоминая их на слух или зрительно. /Можно тренироваться, заучивая телефоны родственников/.
- Запоминать расположение игрушек (8-10), называть по памяти, что где находилось.
Процесс восприятия оказывает прямое влияние на формирование навыков письма и чтения.
ВОСПРИЯТИЕ. К семи годам ребёнок должен:
- Различать форму предмета, его цвет и оттенки.
- По силуэту или незначительным деталям определять предмет и различать его по величине, форме, удалённости и пр.
- Ориентироваться в пространстве (вниз, направо-налево, под-над, за, около, у, между и др.).
- Ориентироваться во времени суток, оценивать разные промежутки времени (неделя, месяц, время года, часы).
Мышление в младшем школьном возрасте будет являться доминирующей функцией. У детей со сниженным уровнем мыслительных операций возможны серьезные трудности в усвоении учебного материала, что может являться основной причиной школьной неуспеваемости.
МЫШЛЕНИЕ. К семи годам ребёнок должен:
- Объединять предметы в группы по определённым признакам.
- Находить закономерность в построении ряда предметов.
- Выделять предмет, не подходящий к общим признакам.
- Уметь выстроить последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
- Решать логические задачи. Делать простейшие выводы и обобщения.
- Сравнивать предметы друг с другом, находить сходства и различия между ними.
ВООБРАЖЕНИЕ. Воображение развивается вместе с мышлением и выполняет единую функцию в познавательном процессе. Если мышление познает мир вещей и явлений в форме абстрактных понятий, то воображение – в форме особых образов. Воображение позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.
Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.
РЕЧЬ. К семи годам ребенок должен:
- Иметь правильное звукопроизношение. Развитый фонематический слух.
- Ребенок должен понимать смысл текста и простых понятий.
- Уметь читать стихи выразительно, эмоционально.
- Уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.
- Уметь связно и грамотно говорить, последовательно излагать свои мысли.
- Обладать широким кругозором и богатым словарным запасом.
Современные дети буквально "купаются" в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом важно, чтобы он знал самые элементарные вещи.
Вопросы для поступающих детей в школу:
- свой домашний адрес и название поселка, в котором он живет;
- название страны;
- имена и отчества своих родителей, их профессию или место работы;
- времена года, их последовательность и основные признаки;
- названия месяцев, дни недели, части суток;
- основные виды деревьев и цветов;
- уметь различать диких и домашних животных.
И рядом вы видите набор вопросов для учащихся 1-го класса.
- Твои фамилия, имя и отчество?
- Сколько лет твоей маме и твоему папе?
- Как зовут твою бабушку и твоего дедушку?
- Название столицы нашей страны?
- Название улицы, на которой живут твои родные?
- Птицы, которых можно встретить в окрестностях твоего дома?
- В каком месяце обычно появляется снег и когда он начинает таять?
- В котором часу ты обычно уходишь в школу и приходишь из школы?
- Инструменты, которые есть у вас в доме?
Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, родители иногда упускают из виду эмоционально-волевую зрелость, включающую в себя такие учебные навыки, от которых существенно зависят будущие школьные успехи.
Эмоционально-волевая готовность к школе
- Способность выдерживать нагрузки. Уметь справляться со своими эмоциями, адекватно переносить разочарования.
- Умение управлять своим поведением - подчинять собственной воле непосредственные желания. Понимать разницу между «хочу» и «могу», «хочу» и «надо».
- Умение управлять своей умственной деятельностью - выделить цель, наметить план действий, самостоятельно выполнить задание, довести начатое дело до конца, оценить результат своей деятельности.
- Умение организовать себя - без подсказки родителей приготовить всё необходимое для прогулки, игры, труда. Выполнить просьбу, поручение, убрать на место вещи, игрушки, соблюдать режим дня и др. Быть ответственным за свои поступки.
Развитию эмоционально-волевой готовности способствует изобразительная деятельность, конструирование, игры с правилами, шашки, шахматы, подвижные и словесные игры и др. Эти занятия побуждают ребенка длительное время сосредоточиваться на задании, соблюдать условия и правила игры.
Не менее важным условием успешного старта школьной жизни является умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей.
Как вы знаете, школьные формы обучения носят коллективный характер. Они предполагают взаимодействие и сотрудничество учащихся в ситуации общей учебной задачи. А также диалог с учителем. От отношений в классном сообществе во многом зависит, насколько ваш ребенок сможет успешно воспринимать и перерабатывать учебный опыт, то есть извлекать из него пользу для своего развития.
Социально-личностная готовность
- Умение общаться со взрослыми и сверстниками (вступать в контакт, слушать собеседника, не перебивая его, уметь поддержать беседу, выстраивать диалог, действовать совместно, согласовывая свои действия, быть вежливым в общении). Для чего все это нужно? Если все 28 человек в классе будут говорить или спрашивать что-то у учителя одновременно, возникнет хаос, и никто никого не сможет слушать. Если у ребенка будет затруднен контакт с учителем, то он будет бояться отвечать у доски, не сможет по необходимости уточнить задание, вовремя просить о помощи и др.
- Умение работать в группе, чувствовать себя членом группы, группового сообщества (класса). Важно, чтобы каждый ребенок понимал и чувствовал, что учитель, обращаясь к классу, обращается и лично к нему.
- Умение подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе, школе. Быть дисциплинированным. Нужно объяснить ребенку, что дети все разные, с разными интересами, желаниями и т.д. Для того, чтобы разнородная группа смогла успешно функционировать, создаются различные правила общей жизни, которые нужно соблюдать.
- Умение конструктивно решать конфликтные ситуации (говорить друг с другом, вместе искать решения конфликтов, привлекать к решению третьих лиц и т.д.).
- Уверенность в себе и своих силах, самостоятельность, инициативность.
- Умение правильно оценивать себя и свое поведение (иметь адекватную самооценку) - чтобы потом не оказалось, что «школа плохая», «уроки неинтересные», а «учитель злой» и т.д.
- Умение быть самостоятельным, активным и инициативным.
Очень важно на пороге школы формировать у ребенка становление внутренней позиции школьника:
Личностно-социальная готовность включает в себя формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - школьника; развитие у детей коммуникативных умений и потребности в общении, умение взаимодействовать в коллективе.
Эмоционально-волевая готовность - определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя. Важный признак готовности к школе - делать не то, что хочу, но и то, что надо.
Мотивационная готовность - наличие учебной мотивации, стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже утомительные задания. Учебная мотивация складывается у "будущего школьника" при наличии выраженной познавательной потребности и умении доводить начатое дело до конца.
Детские психологи выделяют несколько критериев готовности ребёнка к школе.
1.Физическая готовность. Обучение в школе связано с большими физическими и психологическими нагрузками. Заполняя медицинскую карту ребёнка перед поступлением в школу, вы легко сможете сориентироваться в данном вопросе и получить консультацию у врачей-специалистов. Если у ребёнка есть серьёзные проблемы со здоровьем и вам рекомендованы специальные формы обучения или специальная школа, не пренебрегайте советами врачей.
2.Интеллектуальная готовность. Она включает в себя багаж знаний ребёнка, наличие у него специальных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать, воспроизводить данный образец; развитие мелкой моторики; концентрация внимания и др.). Интеллектуальная готовность — это не только умение читать и писать, но и развитие речи (умение ответить на вопрос, задать вопрос, пересказать текст), умение рассуждать и мыслить логически.
3.Социальная готовность. Это потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
4.Психологическая готовность. С этой точки зрения готовым к школьному обучению является ребёнок, которого школа привлекает не только внешней стороной (замечательный ранец, красивая ученическая форма), но и возможностью получать новые знания и умения. Ребёнок, готовый к школе, желает учиться и потому, что ему хочется занять определённую позицию в обществе, открывающую доступ в мир взрослых, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект сюжетно-ролевой игры "Один день в школе"
Задачи:- обобщить знания детей о школе;- познакомить их со школьным распорядком дня, правилами поведения на уроках и перемене;- поиграть, развлечься....
Один год до школы.
Полезная информация для родителей будущих первоклашек....
Один год до школы. Речевая готовность.
Уже через год ваш малыш станет первоклассником. Задайте себе наивный вопрос: "Умеет ли он говорить?" - и дайте на него правильный ответ. Возможно, вам придется задуматься... Ведь ответ на эт...
Родительское собрание в подготовительной группе "Один год до школы"
Данное мероприятие будет интересно воспитателям подготовительных групп, а также родителям будущих первоклассникам. О том как помочь будущему первокласснику преобрести и закрепить навык быть внимательн...
Один год до школы
Для родителей...
Дополнительная общеразвивающая программа "Один шаг к школе"
Программа дополнительного образования по подготовке к школе. Расчитана на детей 5-7 лет....
Конспект образовательной ситуации по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе «Один день в школе спасателей планеты»
Данный конспект способствует развитию ответственного и бережного отношения к природе. Формирует у детей познавательный интерес к природе....