Консультация для родителей и педагогов.
консультация по коррекционной педагогике

Жеребцова Юлия Яковлевна

Развитие общей моторики, мелкой. Нормы развития. Цели и задачи.Этапы развития. Коррекция развития мелкой и общей моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2024_melkaya_motorika.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

АЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОО
Нищева Н. В.

📌Почему развитие моторики так важно?
Моторные навыки — это основа большинства видов деятельности. Именно они позволяют выполнять нам практически все — от ходьбы до письма.
Моторные навыки и двигательный контроль начинают развиваться сразу после рождения ребенка и прогрессируют по мере его роста, особенно быстро в раннем и младшем дошкольном возрасте.


📌Как происходит развитие крупной моторики?
Крупная моторика является основой любых движений, необходимых в повседневной жизни. Благодаря работе крупных мышц тела (мышц рук, ног, туловища) выполняются ходьба, стояние, сидение, бег, прыжки, езда на велосипеде, плавание, бросание предметов, удары по мячу, навыки самообслуживания и т.п.
Благодаря развитой крупной моторики можно достигнуть успехов в освоении более мелких и точных движений. Например, если ребенок будет плохо сидеть, это нарушение станет препятствием к рисованию, письму, играм за столом и т. п.
Важно соответствие моторного развития ребенка существующим нормам особенно в первые два года. Отставание на один-два эпикризных срока, то есть на один-два месяца в моторном и психическом развитии говорит о проблемах в нервной системе младенца.

📌В последнее время ученые все больше говорят о зависимости психического развития ребенка, его интеллектуального и речевого развития от развития моторики, как мелкой, так и крупной. Исследования показывают, что пребывание ребенка в цифровой среде, в виртуальном мире, все больше отрицательно сказывается на его моторном развитии, на развитии крупной и мелкой моторики, а, следовательно, на его психическом развитии, и выражается в задержках речевого и психического развития.

📌Что такое мелкая моторика.
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста, на базе общей моторики.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой.


📌Значение мелкой моторики
С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны, поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.


📌Как происходит развитие мелкой моторики?
Развитие мелкой моторики происходит одновременно с развитием общей моторики. Благодаря тонким и скоординированным действиям мышц кисти (и стопы, кстати, в ряде случаев), мы держим в руках столовые приборы, чистим зубы, пишем, рисуем, набираем текст на клавиатуре компьютера, режем ножницами, заплетаем косы, шьем, вышиваем и совершаем еще огромное множество действий. Уровень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста неразрывно связан с такими высшими психическими функциями как внимание, мышление, память, речь, воображение.

📌Этапы развития мелкой моторики
Развитие мелкой моторики проходит в несколько этапов:

• 2-3 месяца. На этом этапе ребенок активно интересуется окружающим его миром, изучая его через осязание. Он проявляет интерес к предметам и игрушкам, хватает родителей за пальцы, ощупывает свое тело. Все это дает ему четкое разграничение, где он, а где окружающие его объекты.
• 3-6 месяцев. Малыши тянут свои руки в рот, что совпадает с этапом прорезывания первых зубов, т.е. ребенок пытается таким образом избавить себя от зуда. Это одни из первых его осознанных движений в жизни. Малыш начинает уже сам тянуться к игрушкам и предметам, которые вызывают у него интерес.
• 8-12 месяцев. Активное взаимодействие с предметами – малыш берет их, перекладывает из одной руки в другую. Может складывать вещи в коробку. Как правило, он берет предметы указательным и большим пальцем.
• 1 год. Дети активно подражают взрослым. К примеру, он может увидеть, как мама толкает ему игрушечную машинку и повторить за ней это действие. Ребенок начинает рисовать, но пока это не выглядит чем-то сформированным и осознанным.
• 12-18 месяцев. С этого возраста ребенок уже умеет держать в руках карандаш, ложку и т.д. Дети могут сами снять обертку с конфеты. Начинаются более активные игры, постройка башен из кубиков и т.д.
• 18-24 месяца. Ребенок может переворачивать по одной странице из книги, а не все сразу. На этом этапе уже есть понимание формы предметов, т.е. ребенок может поместить пирамидку (кубик, шар) в соответствующее отверстие. У некоторых детей получается переливать воду из одной емкости в другую.
• 24-36 месяцев. Ребенок может быть занят игрой с пластилином, работой с песком и глиной. Дети уже открывают ящики у стола, могут достать оттуда все содержимое. Улучшаются навыки рисования – теперь это уже не хаотичные линии, а простейшие фигуры.
• 3-4 года. Дети уже могут обводить контуры, строить более высокие постройки из кубиков.
• 4-5 лет. Дети могут раскрашивать картинки, рисовать карандашом. Как правило, на этом этапе ребенок активно лепит из пластилина, может переписывать печатные буквы и сам завязывать шнурки. Рисунок становится более осознанным – на доме может появится труба, окна и т.д.
• 5-6 лет. Дети могут вырезать предметы из бумаги и картона. Ребенок уже может писать, рисовать простые геометрические фигуры, цифры, буквы (некоторым нужен образец для этого).


📌Нарушение мелкой моторики у детей
В последнее время резко увеличилось количество детей с нарушениями моторного развития, и в частности, с нарушениями мелкой моторики рук.
Нарушение мелкой моторики у детей – это расстройство кистевого и пальцевого праксиса, сопровождающееся трудностями выполнения точных координированных движений. Дошкольники с недостаточностью тонкой моторикой плохо удерживают предметы в руке (ложку, карандаш), не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать обувь, не любят конструировать, рисовать, имеют плохой почерк. Как правило, у них отмечаются нарушения речевого развития.


📌У детей расстройства ручного праксиса чаще всего вызываются следующими факторами:
• перинатальной патологией;
(гипоксически-ишемические повреждения ЦНС, родовые травмы головы и ШОП);
• недоношенностью;
(отклонения в неврологическом статусе, дефекты зрения, двигательные нарушениями);
• нейроинфекциями;
(энцефалиты, менингиты);
• поражениями мозжечка;
• травмами головы;
• травмами и патологиями верхних конечностей;
• наследственными заболеваниями;
(синдромы Дауна, Ангельмана, Корнелии де Ланге, Мартина-Белл и мн. др.);
• нарушениями зрения;
(снижение функции зрительного анализатора, амблиопия).
• СДВГ, аутизмом, синдромом Аспергера, алалией, заиканием, дизартрией.

📌И так, в основе механизма нарушения мелкой моторики лежат расстройства центрального или периферического звена двигательного анализатора. Стойкие расстройства пальцевого и кистевого праксиса возникают в результате мышечной дистонии, парезов, гиперкинезов, функциональной неполноценности руки, дефектов зрения. При этом страдает не только двигательная сфера, но и речевое, сенсорное, интеллектуальное развитие ребенка.

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Так, с 1,5–3 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелко моторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развития мелкой моторики является особо важным показателем готовности ребенка к школьному обучению.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Развитие мелкой моторики в основном приходится на дошкольный возраст и заканчивается к 6-7 годам.


Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Старшие дошкольники должны хорошо владеть тонкими манипулятивными действиями, в т. ч. с карандашом, кисточкой для рисования и пр. Развитость моторики характеризуется такими качествами, как скорость, сила, точность, ловкость. Эти навыки коррелируют с возможностью выполнения бытовых действий, предметной и конструктивной деятельностью, освоением навыка письма.

Все манипулятивные действия у детей с плохой мелкой моторикой несовершенны. В первую очередь, они испытывают трудности в самообслуживании: раздевании и одевании, приеме пищи. Дошкольники не умеют застегивать пуговицы и кнопки, шнуровать ботинки, завязывать банты, неправильно держат вилку и ложку.
Также отмечается несформированность продуктивной деятельности.
раскрашивание, аппликация, работа с конструкторами и мозаикой, т. к. их неловкость не позволяет достичь ожидаемого результата. В процессе рисования они неправильно держат кисточку, не регулируют силу нажима на карандаш, не соблюдают масштаб и границы строки, листа. Характерно плохое владение ножницами при вырезании.

Следствием низкого уровня сформированности мелкой моторики становятся школьные трудности. Дети имеют неаккуратный, неразборчивый почерк. Несовершенства устной речи часто приводят к развитию дисграфии.

Оценка двигательного, нервно-психического, речевого статуса детей с нарушениями мелкой моторики должна проводиться коллегиально командой специалистов: детским неврологом, ортопедом, офтальмологом, психологом, логопедом. При необходимости выполняется комплекс медицинской диагностики: ЭЭГ, ЭМНГ, рентгенография верхних конечностей.


📌Коррекция нарушений мелкой моторики у детей
Деятельность, направленная на развитие координации движений и мелкой моторики, показана всем детям и особенно детям с нарушениями развития.
Шнуровки, сенсорные мешочки и сенсорные бассейны, пальчиковые краски, бизиборды, игрушки-вкладыши, конструкторы, мозаика должны широко использоваться и педагогами, и родителями.
С первых недель жизни ребенка полезно использование детских потешек, пестушек, сочетающихся с движениями рук. Грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Специалисты рекомендуют начинать развитие мелкой моторики у детей в возрасте восьми месяцев. Именно в этот период пальцы рук уже будут поддаваться активной тренировке. Можно, конечно, приступить к развитию мелкой моторики и раньше, предлагая малышу поиграть с предметами разных фактур, форм и размеров, а также со специальными игрушками, которые, кстати говоря, легко делаются из того, что есть дома, но не факт, что будет результат. Так что, восемь месяцев – это самый оптимальный срок.

Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности.
Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать.

В дошкольном детстве ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.
Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга.


С дошкольниками необходимы занятия ручным трудом: лепкой из пластилина, глины, соленого теста, аппликацией, оригами, макраме, конструированием поделок из природного материала, бисероплетением, квиллингом и др. Для укрепления кисти, стимуляции воображения, памяти, речевого аппарата рекомендуется игра с пальчиковыми куклами.

На логопедических занятиях используются пальчиковые игры, самомассаж кистей рук, суджок-терапия, криотерапия. Большое внимание уделяется подготовке руки к письму: выполнению упражнений на обводку, раскрашивание, штриховку, написанию графических диктантов.
Могут быть показаны занятия ЛФК, массаж рук. При нарушениях зрительной функции необходима ее очковая или хирургическая коррекция.

В последнее время у предшкольников отмечается слабое развитие общей и мелкой моторики, несформированность графомоторных навыков, общая неготовность к письму.
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы.


📌Игры и упражнения для развития мелкой моторики

• Игры с предметами (с массажными мячиками, грецкими орехами, каштанами, желудями, шишками, чурочками, палочками и т.п.).
Они формируют навык захвата и удерживания предмета и выполнения простейших манипуляций с ним. Такие упражнения показаны самым маленьким. Текст в данном случае произносит взрослый.

Вот какой колючий мячик,
Я держу, и он не скачет.
Буду я его катать.
Раз, два, три, четыре, пять.

Я каштан возьму в ладошку
И сожму его немножко.
Разожму и вновь сожму,
Всей ладошкой обниму.

Упражнения на сортировку предметов по форме, цвету, размеру, фактуре способствуют еще и развитию сенсорики.
Для детей старшего возраста для таких упражнений можно использовать более мелкие предметы (желуди, фасоль, горошины, бусины, камешки и т. п.).
Сенсорные бассейны с различными наполнителями должны широко использоваться на занятиях для развития мелкой моторики. Поиск игрушек, букв, цифр, картинок в бассейнах, наполненных желудями, каштанами, фасолью, горохом, морскими камешками развивают не только мелкую моторику, но и способствуют развитию тактильной чувствительности, сенсорики.

• Пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика с рифмованным текстом.
Развивают тонкую моторику, мелкие координированные движения пальцев. Начинается с самых простых упражнений, в которых сгибать и разгибать пальчики малышу помогает взрослый. По мере роста ребенка упражнения становятся все более сложными и решают уже целый ряд задач, развивают координацию речи с движением, межполушарное взаимодействие, тактильную чувствительность.

Пальчиковая гимнастика подразумевает использование двух рук, благодаря чему дети начинают ориентироваться в схеме тела и в пространстве. В группах компенсирующей направленности на каждую неделю учебного года подбирается новое упражнение пальчиковой гимнастики в рамках лексической темы недели. В группах раннего и младшего возраста ребенок делает упражнения с помощью взрослого, текст также произносится взрослым. Начиная со средней группы упражнения становятся сложнее, и ребенок выполняет их самостоятельно.

• Игры с игрушками-вкладышами, мозаикой, конструкторами.

Такие игры развивают не только мелкую моторику, но и навыки ориентировки на плоскости и в пространстве, творческое воображение, фантазию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Взаимодействие педагога и родителей в процессе адаптации к детскому саду"

Адаптация детей в детском саду является одной из самых сложных социальных проблем. Негативный опыт адаптации может отложиться в подсознании ребенка и вызывать психологический шок, стресс при кажд...

Консультация для родителей и педагогов «Особенности организации и проведения совместной деятельности детей и родителей по физической культуре»

Участие в совместных с детьми физкультурных занятиях, организованных в ДОУ, позволит родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения....

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Консультация для родителей«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»Одна из определяющих функций семьи – функция экономическа...

Консультация для родителей и педагогов "Детский спорт: что нужно знать родителям о спорте для дошкольников" Фотоколлаж "Мы спортсмены".

Здоровье, сила, ловкость-Вот спорта пламенный заветПокажем нашу дружбу, смелостьВеселым стартам шлем привет!...

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, в...

Консультация для родителей и педагогов "Развитие речи ребёнка - одна из наиболее важных проблем воспитания. консультация (старшая, подготовительная группа) Чопанова Индира Сыравовна

Правильная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности  к школьному обучению.Но, как и всякий другой, материал по развитию речи лучше всего усваивается детьми, если ...